рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс) на тему
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Определенной новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_7kl.docx | 104.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и одобрена на Утверждена руководителем
заседании методического объединения образовательного учреждения
председатель МО_________________ ______________________/Шарова В.В.
«__»______________2013г. «__» _________________2013г.
Рабочая программа
Учебного курса «История» 7 класс
Составитель: Афанасьева А.Е.
Учитель истории и обществознания
МОБУ «Оброченская СОШ»
2013-2014
Пояснительная записка
- Цели курса
- Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Ново время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
- Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира; самопознание и самореализация.
Задачи курса
- Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.
- Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре.
- Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина.
- Способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы.
- Воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
- Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.
2. Общая характеристика предмета
А) краткая характеристика
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Программа позволяет сформировать у учащихся целостное представление об историческом пути России, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории.
Определенной новизной программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности национальной политике. Акцентирование понятий рассчитано в соответствии с кодификатором элементов содержания итоговой государственной аттестации учащихся.
Б) Настоящая рабочая программа истории России разработана на основе
- федерального компонента государственного стандарта общего образования , утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы А. А. Данилова, Л.Г. Косулиной 2006 года.
- Учебный план МОБУ « Оброченская СОШ»
3.Место предмета в учебном плане
Программа « История 7 класс» полностью соответствует требованиям « Обязательного минимума содержания основных образовательных программ». В учебном плане на изучение учебного предмета отведено 68 часов в инвариантной части в образовательной области « Обществознание».
4. Результаты освоения курса
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует развитию умения сравнивать, сопоставлять. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы. С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
В результате изучения истории ученик 7 класса должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории Новой истории зарубежных стран периода с 1500-1800годов и истории России конца 16-18века;
- выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми разных культур, национальной и религиозной принадлежности.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;
- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
- понимать культурное многообразие мира, уважение к культуресвоего и других народов.
Метапредметные результатты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, творческую, общественную;
- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развернутый план, формулировать и обосновывать выводы;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ
«История» 7 класс рассчитан на 68 часов / 2часа в неделю
№ | Тема раздела | Теоретическое обучение,ч. | Практическое обучение,ч | Контрольная работа,ч | Экскурсия,ч |
Раздел:I | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ Введение. | 28 1 | |||
Глава 1. |
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 14 | 1 | ||
Глава 2. |
Первые революции. Международные отношения. | 4 | |||
Глава 3. | Эпоха Просвещения. Время преобразований. | 6 | 1 | ||
Глава 4. | Традиционные общества Востока. Начало колонизации. | 2 | |||
Итоговое повторение и обобщение | 1 | ||||
Раздел:II | ИСТОРИЯ РОССИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ | 40 | |||
Глава 5. | Россия на рубеже XVI-XVII вв. | 5 | 1 | ||
Глава 6. | Россия в XVII вв. | 9 | 1 | ||
Глава 7. | Россия при Петре 1. | 10 | 1 | ||
Глава 8. | Россия в 1725-1762 годах. | 5 | 1 | ||
Глава 9. | Россия в 1762-1801 годах.. | 10 | |||
Итоговое повторение и обобщение | 1 | ||||
ИТОГО: 68ч |
Содержание учебного предмета
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (28Ч.)
Введение. (1 ч)
Европа в конце средневековья
Учащиеся должны знать
- Понятие, периодизация и хронологические рамки Нового времени.
Учащиеся должны уметь
- Называть источники по истории Нового времени.
Глава 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.(14ч.)
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый свет.
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI-начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Европейская культура XVI-XVIII в. Развитие науки (переворот в естествознании, возникновение новой картины мира) ; выдающиеся ученые и изобретатели.
Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры (барокко, классицизм) . становление театра.
Абсолютные монархии Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI-начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование централизованных национальных государств в Европе.
Реформация и контрреформация. Начало Реформации; М.Лютер. развитие Реформации и крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Учащиеся должны знать
- значение понятий данной темы; показывать тенденции развития экономики Европы.
Учащиеся должны уметь
- называть новые социальные слои общества; новые духовные ценности, характерные для разных общественных слоев.
- называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения.
- имена представителей европейской науки и их открытия.
- Называть даты основных событий Реформации; называть имена идеологов и представителей реформационного движения.
- Знать основные события Реформации в Европе; объяснять значение понятий. Называть основные этапы религиозной истории королевства в XVI веке; объяснять устройство англиканской церкви.
Глава 2. Первые революции. Международные отношения. (4ч.)
Английская революция XVII века: причины, участники, этапы. Провозглашение республики. О.Кромвель. Итоги и значение.
Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVII-XVIII в. Начало промышленного переворота. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании. Буржуазия нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои общества. Законы о нищих. Главные беды – эпидемии, голод и войны. Изменения в структуре питания и в моде.
Учащиеся должны знать
- Географическое и экономическое положение Нидерландов, Англии и Франции;
Учащиеся должны уметь
- называть основные этапы и события Нидерландской революции;
- объяснять значение понятий;
- называть основные события Английской революции;
- называть существенные черты международных отношений данного периода
Глава 3. Эпоха Просвещения. Время преобразований. (6 ч.)
Просветители XVIII в. Идеи просвещения. Экономические учения А. Смита, Ж.Тюрго. Художественная культура. Особенности развития литературы и музыки. Развитие естественных наук. Отражение идеалов Просвещения в художественной литературе.
Война североамериканских колоний за независимость. Предпосылки, участники, основные события войны. Образование США. «Отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Учащиеся должны знать
- характерные черты эпохи Просвещения.
- объяснять значение понятий;
Учащиеся должны уметь
- называть условия промышленного переворота.
- описывать условия жизни в первых североамериканских колониях.
Глава 4. Традиционные общества Востока. Начало колонизации (2ч.)
Османская империя: от могущества к упадку.
Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания.
Империя Цин в Китае.
Образование централизованного государства и установление сёгуната Токугава в Японии.
Учащиеся должны знать
- Основные черты традиционного общества:
- Основные понятия - Креол, метис, мулат, конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм, сёгун, могол, сипай
Учащиеся должны уметь
- Уметь работать с дополнительной литературой, уметь сравнивать исторические явления
- Составлять план ответа на вопрос; объяснять термины и понятия.
Итоговое повторение и обобщение курса «ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ» (1ч.)
Россия на рубеже XVI-XVII вв.(40ч)
Глава 5. Россия на рубеже XVI- XVII вв.(5ч)
Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.
Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.
Учащиеся должны знать
- Итоги внутренней и внешней политики России в XVIв.в.;
- Задачи России в данный период основные изменения в культуре и быте русского общества;
- Причины Смутного времени.
- Самозванство В России, интервенция и ее итоги
Учащиеся должны уметь
- Уметь работать с исторической картой.
- Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV).
- Обобщать знания по истории царствования Б. Годунова, уметь определять причины Смутного времени.
- Делать выводы о том, почему в России не реализовалась западная модель государственного устройства, а выбор был сделан в пользу самодержавной власти.
- Формулировать и доказывать свое мнение, выделять общее и особенное в истории государства данного исторического периода.
Глава 6. Россия в XVII в(9ч)
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.
Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руководством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.
Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков.
Учащиеся должны знать
- Внутреннее и международное положение России,
- Предпосылки преобразований, планы будущих преобразований России в замыслах передовых людей этого времени (С. Полоцкий, Ордин-Нащокин, В. В. Голицын)
Учащиеся должны уметь
- Уметь анализировать ситуацию в России накануне преобразований,
- Приводить примеры, аргументировать свою точку зрения.
Глава 7. Россия при Петре 1. (9ч)
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.
Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах.
Учащиеся должны знать
- Характеристика личности Петра,
- Двоевластие,
- Причины, ход, итоги Северной войны,
- Азовские походы, Ништадский мир.
- Абсолютизм, экономические и политические преобразования и их итоги. Значение петровских преобразований.
Учащиеся должны уметь
- Давать объяснение перестройке экономической структуре страны, сравнивать положение сословий в петровскую эпоху с прежним.
- Объяснять причины войны и ее необходимость.
- Объяснять необходимость экономических и политических преобразований, иметь свою точку зрения на оценку данных событий.
- Рассказывать об архитектуре Петербурга, становлении русского флота.
Глава 8. Россия в 1725-1762 годах. (5ч.)
Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.
Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.
Учащиеся должны знать
- Причины дворцовых переворотов,
- Направления внутренней и внешней политики в эпоху дворцовых
переворотов.
- Итоги и значение дворцовых переворотов.
Учащиеся должны уметь
- Доказывать свои суждения.
- Работать с дополнительной литературой, обобщать знания, делать выводы.
Глава 9. Россия в 1762-1801 годах. (11 ч)
Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.
Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Учащиеся должны знать
- Развитие промышленности и сельского хозяйства, подъем отечественной торговли,
- Итоги экономического развития России в данный период основные направления внешней политики,
- Борьба России за выход к Черному морю, война со Швецией, полководческое искусство
- А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова основные направления внешней и внутренней политики Павла, противоречивость политики Павла, дворцовый переворот: его причины и итоги.
Учащиеся должны уметь
- Уметь объяснить особенности внутренней политики российских императоров, анализировать политику Екатерины (выделять цели, подводить итоги).
- Объяснять причины последнего дворцового переворота.
- Показывать противоречивый характер политики Павла I.
Итоговое повторение и обобщение ( 1ч.)
Приложение
Тест №1 « Реформация в Европе»
Тест №2 «Время преобразований»
Контрольная работа №1 « Основные итоги истории Нового времени»
Тест №3 « Россия на рубеже 16-17вв.»
Тест№4 « 17 век в историческом развитии России»
Тест №5 « Россия при Петре Великом»
Контрольная работа №2 «Итоговое повторение Истории России 17-18вв.»
Календарно тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем и разделов | Вид занятий | Кол-во часов | Вид самостоятельной работы | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
История Нового времени | 28 | |||||
1. | Введение. | Изучение нового материала | 1 | Работа с учебником | ||
Гл.1 Мир на пороге Нового времени. | ||||||
2. | Технические открытия и выход к Мировому океану. | Изучение нового материала | 1 | Работа с учебником, картой | ||
3. | Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. | Урок-исследование | 1 | Работа с учебником, картой. | ||
4. | Усиление королевской власти в 16-17вв. абсолютизм в Европе. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником. | ||
5. | Дух предпринимательства преобразует экономику. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
6. | Европейское общество в раннее Новое время. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
7. | Повседневная жизнь | Урок-экскурсия | 1 | Работа с учебником | ||
8. | Великие гуманисты Европы. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
9. | Мир художественной культуры | Урок-презентация | 1 | Работа с учебником | ||
10. | Рождение новой европейской культуры | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
11. | Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | Изучение нового материала | 1 | Работа с учебником | ||
12. | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | Комбинированный урок | 1 | Работа с документами, учебником | ||
13. | Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
14. | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | Комбинированный урок. | 1 | Работ с учебником | ||
15. | Практикум «Возрождение. Реформация.» | Урок обобщения и систематизации | 1 | Работа с тестовыми заданиями | ||
Гл.2 Первые революции. Международные отношения. | ||||||
16. | Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Северных провинций. | Урок изучения нового материала. | 1 | Работа с учебником, картой. | ||
17. | Парламент против короля. Революция в Англии. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником. | ||
18. | Путь к парламентской монархии. | Урок-исследование | 1 | Работа с учебником | ||
19. | Международные отношения в 16-18вв. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
Гл.3 Эпоха Просвещения. Время преобразований. | ||||||
20. | Великие просветители Европы | Урок изучения нового материала. Урок-презентация. | 1 | Работа с учебником | ||
21. | На пути к индустриальной эре | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
22. | Война за независимость. Создание США. | Урок-исследование | 1 | Работа с картой, учебником | ||
23. | Франция в 18в. Причины и начало Великой Французской революции. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником, картой. | ||
24. | Великая Французская революция. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником, картой. | ||
25. | Практикум «Время преобразований» | Урок обобщения и систематизации | 1 | тест | ||
Гл.4 традиционные общества Востока. Начало колонизации. | ||||||
26. | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с учебником | ||
27. | Государства Востока. Начало Европейской колонизации. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником, картой. | ||
28. | Основные итоги истории раннего Нового времени. | Повторительно-обобщающий урок | 1 | тест | ||
История России в Новое время | 40 | |||||
Гл.5 Россия на рубеже XVI- XVII вв | ||||||
29. | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с учебником | ||
30. 31. | Смута. | Уроки-исследования | 2 | Работа с учебником, картой, документами. | ||
32. | Окончание смутного времени | Урок-анализ | 1 | Работа с раздаточным материалом. | ||
33. | Практикум « Россия на рубеже 16-17вв» | Урок обобщения и систематизации | 1 | Тест | ||
Гл.6 Россия в XVII в. | ||||||
34. | Новые явления в экономике. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с учебником | ||
35. | Основные сословия российского общества | Урок-анализ | 1 | Таблица | ||
36. | Политическое развитие страны. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
37. | Власть и церковь. Церковный раскол. | Урок-исследования | 1 | Работа с доп. лит-рой. | ||
38. | Народные движения. | Комбинированный урок с элементами анализа. | 1 | Работа с учебником | ||
39. | Внешняя политика | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с картой, учебником | ||
40. | Образование и культура. | Урок-экскурсия | 1 | Работа с учебником, доп.лит-рой. | ||
41. | Сословный быт. Обычаи и нравы. | Урок-презентация | 1 | Работа с учебником, доп.лит-рой | ||
42. | Практикум « 17в.в историческом развитии России» | Урок обобщения и систематизации | 1 | тест | ||
Гл.7 Россия при Петре I. | ||||||
43. | Предпосылки петровских преобразований | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с учебником | ||
44. | Петр 1. Россия на рубеже веков | Урок-исследование | 1 | Работа с учебником. | ||
45. | Начало и причины Северной войны | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой | ||
46. | Итоги Северной войны | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником, таблица | ||
47. | Реформы Петра 1. | Урок-анализ | 1 | Работа с учебником, раздаточным материалом. | ||
48. | Экономика России в перв.четверти 18в. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
49. | Народные движения перв.четв.18в. | Комбинированный урок с элементами анализа | 1 | Работа с учебником | ||
50 | Изменения в культуре 18в. | Урок-экскурсия | 1 | Работа с учебником | ||
51. | Изменения в быте 18в. | Урок-экскурсия | 1 | Работа с учебником, доп. материалом. | ||
52. | Практикум « Россия при Петре Великом» | Урок обобщения и систематизации. | 1 | Тест | ||
Гл.8 Россия в 1725-1762гг. | ||||||
53. 54. | Дворцовые перевороты | Уроки изучения нового материала | 2 | Работа с учебником | ||
55. | Внутренняя политика 1725-1762гг | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
56. | Внешняя политика 1725-1762гг | Комбинированный урок | 1 | Работа с картой, учебником | ||
57. | Практикум « Эпоха дворцовых переворотов» | Урок обобщения и систематизации | 1 | тест | ||
Гл.9 Россия в 1762-1801гг | ||||||
58. | Внутренняя политика Екатерины 2. | Урок изучения нового материала | 1 | Работа с учебником | ||
59. | Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
60. | Экономическое развитие России во второй пол.18в. | Урок-исследование | 1 | Работа с учебником, раздаточным материалом. | ||
61. 62. | Внешняя политика Екатерины 2. | Комбинированный урок | 2 | Работа с учебником, картой. | ||
63. | Россия при Павле1. | Комбинированный урок | 1 | Работа с учебником | ||
64. | Наука и образование. | Урок-экскурсия | 1 | Работа с учебником, доп.материалом | ||
65. 66. | Художественная культура | Урок-презентация | 1 | Работа с учебником | ||
67. | Быт и обычаи | Урок-презентация | 1 | Работа с учебником, доп.материалом | ||
68. | Итоговое повторение «История России 17-18вв.» | Урок обобщения и систематизации | 1 | тест |
Материально-техническое обеспечение
- мобильный компьютерный класс
- компьютер, ноутбук
- мультимедиапроектор
- интерактивная доска
УМК:
- Блохин,В.Ф. история России. Век 17. 7 класс : пособие для учителя истории / В.Ф.Блохин.-М.:Курсив, 2010.
- Истоия России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам/ав.-сост. Н.А.Стыденко. –Волгоград: учитель, 2008.
- История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внекласных мероприятиях/ авт.-сост. Н.Н.Ярцева.-Волгоград: Учитель, 2009.
- История России. Конец 16-18вв.7 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной/ авт.-сост. Н.Ю.Колесниченко.-Волгоград: Учитель,2012.
- Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах/ В.В.Кириллов.-М: Эксмо-Пресс,2011.
- Шаповал В.В. дидактические материалы к учебнику А.А. Данилова, Л.Г.Косулиной «История России: 16-18 века. 7 класс/ В.В. Шаповал.-Экзамен 2008.
Печатные пособия
Исторические карты:
- России при Иване Грозном.
- Русское государство в 16 веке.
- Смутное время.
- Народные восстания 17века.
- Родословная (таблица).
- Россия 17-18 вв.
- Русское государство в 18 веке.
- Российская империя в 18веке.
- Европа в 16-19 веках.
- Французская революция.
- Война за независимость в США.
Приложение
Тест № 1 по истории 7 класса.
«Реформация в Европе»
1. Движение за переустройство церкви называлось:
а) реформа
в) реформация
с) контрреформация
d) революция
2. Родиной Реформации принято считать:
а) Англию
в) Францию
с) Италию
d) Германию
3. Одной из причиной Реформации является:
а) невежество священнослужителей
в) изменения в обществе
с) политика королей
d) взгляды деятелей эпохи Возрождения
4. Чье учение явилось катализатором Реформации :
а) Томас Мюнцер
в) Жан Кальвин
с) Мартин Лютер
d) Игнатий Лойола
5. Как называлась работа Мартина Лютера, в основе которой лежали возражения против торговли индульгенциями:
а) "95 тезисов"
в) "Общество Иисуса"
с) "12 статей"
d) "Новая церковь"
6. Что лежало в основе учения М.Лютера:
а) вера - основа спасения человека
в) основа церковного вероучения - Священное писание
с) богослужение на родном языке
d) верно все перечисленное выше
7. С какого года началась Реформация:
а) 1513 г.
в) 1517 г.
с) 1555 г.
d) 1530 г.
8. Кто возглавил крестьянскую войну в Германии в период Реформации:
а) Томас Мюнцер
в) Жан Кальвин
с) Мартин Лютер
d) Игнатий Лойола
9. Кто такой протестант:
а) это участник крестьянской войны в Германии
в) это сторонник Лютера
с) это сторонник реформации церкви
d) верно в), с)
10. Какая церковь была образована в Швейцарии:
а) лютеранская
в) пресвитерианская
с) католическая
d) православная
11. Кто возглавил общество иезуитов в борьбе с протестантами в период Реформации:
а) Мартин Лютер
в) Папа Римский
с) Игнатий Лойола
d) Жан Кальвин
12.Королем, какой страны был Филипп II, возглавивший борьбу против Реформации:
а) Англии
в) Испании
с) Италии
d) Германии
13. Что было итогом Реформации в Европе:
а) появление национальных церквей
в) укрепление светской власти
с) создание условий для развития национальных государств
d) верно все перечисленное выше
Тест №2 «Время преобразований»
Часть А.
К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых один верный.
1. Год открытия Америки?
- 1490 г.; Б) 1491 г.; в)1492 г.; Г) 1494
2. Он ввел термин «утопия»?
- Мор; Б) Рабле; в)Кампанелла; Г) Макиавелли
3.Как называется захват и заселение какой-либо территории, сопровождающийся ограблением и истреблением местного населения?
А)метрополия б)колонизация в)монополия г)федерация
4. Сторонники национально-освободительного движения в Англии во время революции
А) диггеры б)лоялисты в)левеллеры г)патриоты
5. Первый президент США, герой национально-освободительной борьбы
А)Дж.Лильберн б) Оливер Кромвель
в)Дж.Вашингтон г)Дж.Уинстенли
6.Общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике
А) протекторат б) капитализм в) федерация г) монополия
7.Переход от мануфактуры к фабрично-заводскому и машинному производству?
А) аграрная революция б) реформация
В) монополия г) промышленный переворот
8. Автор декларации США
А)Ж.Руссо б)Дж.Вашингтон в)Вольтер г)Томас Джеферсон
9.Почтенные горожане города, владеющие собственностью и ведущие достойный образ жизни
А) джентри б)откупщик в) ферме г) буржуа
10. Движение за переустройство церкви
А) реформация б) контрреформация в) протекторат г) конкиста
Часть Б.
В заданиях этой части надо самим дать ответ, их может быть несколько. Сопоставить события, или узнать по описанию.
1.Дайте определение
Мануфактура__________
2. Сопоставьте личности и род их занятий
Мигель Сервантес художник
Рафаэль писатель
Ж. Руссо ученый-астроном
Галилео Галилей просветитель-философ
Скульптор
3. Сопоставьте личности и их открытия и произведения
Микеланджело «Дон Кихот»
Сервантес учение о естественных и прирожденных
Правах человека
Дж.Локк скульптура «Давид»
Ж.Руссо идея –народ, главный источник власти
Картина «Сикстинская мадонна»
4. Основная идея учения Мартина Лютера
5.О ком флорентийский философ написал: « Я ставлю тебя в центре мира…»
6. Закон о гербовом сборе, запрет на свободную торговлю, открытие мануфактур, причинами какого события стали эти запреты и в какой стране
7.Перечислите изобретения, позволившие совершить великие географические открытия.
8.Почему США называют страной переселенцев.
Часть С.
1.Даны выдержки из документа и к нему вопросы.
Идеи Просвещения заключались во всесилие человеческого разума. По мнению философов-просветителей все пороки человечества заключаются в глупости и невежестве
А).Какое философское направление предшествовало просвещению, приведите примеры деятелей этого направления?
Одним из известных просветителей был Вольтер , он был врагом предрассудков, которые он замечал в жизни
Б)Против каких предрассудков в социальное сфере выступал Вольтер
2. Прокомментируйте оценку, которую Эйнштейн дал Галилею.
«Перед нами предстоит человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя разума выстоять против тех кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетской мантиях, пытается упрочить и защитить сове положение»
Контрольная работа №1 Основные итоги истории раннего Нового времени в 7 классе
Вариант 1
Часть А.
К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых один верный.
1. Год открытия Америки?
- 1490 г.; Б) 1491 г.; в)1492 г.; Г) 1494
2. Он ввел термин «утопия»?
- Мор; Б) Рабле; в)Кампанелла; Г) Макиавелли
3.Как называется захват и заселение какой-либо территории, сопровождающийся ограблением и истреблением местного населения?
А)метрополия б)колонизация в)монополия г)федерация
4. Сторонники национально-освободительного движения в Англии во время революции
А) диггеры б)лоялисты в)левеллеры г)патриоты
5. Первый президент США, герой национально-освободительной борьбы
А)Дж.Лильберн б) Оливер Кромвель
в)Дж.Вашингтон г)Дж.Уинстенли
6.Общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике
А) протекторат б) капитализм в) федерация г) монополия
7.Переход от мануфактуры к фабрично-заводскому и машинному производству?
А) аграрная революция б) реформация
В) монополия г) промышленный переворот
8. Автор декларации США
А)Ж.Руссо б)Дж.Вашингтон в)Вольтер г)Томас Джеферсон
9.Почтенные горожане города, владеющие собственностью и ведущие достойный образ жизни
А) джентри б)откупщик в) ферме г) буржуа
10. Движение за переустройство церкви
А) реформация б) контрреформация в) протекторат г) конкиста
Часть Б.
В заданиях этой части надо самим дать ответ, их может быть несколько. Сопоставить события, или узнать по описанию.
1.Дайте определение
Мануфактура__________
2. Сопоставьте личности и род их занятий
Мигель Сервантес художник
Рафаэль писатель
Ж. Руссо ученый-астроном
Галилео Галилей просветитель-философ
Скульптор
3. Сопоставьте личности и их открытия и произведения
Микеланджело «Дон Кихот»
Сервантес учение о естественных и прирожденных
Правах человека
Дж.Локк скульптура «Давид»
Ж.Руссо идея –народ, главный источник власти
Картина «Сикстинская мадонна»
4. Основная идея учения Мартина Лютера
5.О ком флорентийский философ написал: « Я ставлю тебя в центре мира…»
6. Закон о гербовом сборе, запрет на свободную торговлю, открытие мануфактур, причинами какого события стали эти запреты и в какой стране
7.Перечислите изобретения, позволившие совершить великие географические открытия.
8.Почему США называют страной переселенцев.
Часть С.
1.Даны выдержки из документа и к нему вопросы.
Идеи Просвещения заключались во всесилие человеческого разума. По мнению философов-просветителей все пороки человечества заключаются в глупости и невежестве
А).Какое философское направление предшествовало просвещению, приведите примеры деятелей этого направления?
Одним из известных просветителей был Вольтер , он был врагом предрассудков, которые он замечал в жизни
Б)Против каких предрассудков в социальное сфере выступал Вольтер
2. Прокомментируйте оценку, которую Эйнштейн дал Галилею.
«Перед нами предстоит человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя разума выстоять против тех кто, опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетской мантиях, пытается упрочить и защитить сове положение»
Вариант 2
Часть А.
К каждому заданию этой части даны несколько ответов, из которых один верный.
1. Как переводится слово «утопия»?
- лучшее место; Б) новое место;
- земля будущего; Г) место, которого нет.
2. Кто открыл закон всемирного тяготения?
- Ньютон; Б) Кеплер; в)Бруно; Г) Галилей.
3.Предприятие, где существует разделение труда и основанное на ручном наемном труде
А) капитал б) мануфактура в) капитализм г) биржа
4. Страна, владеющая колониями
А) метрополия б)колонизация в)монополия г)федерация
5. Сторонники национально-освободительного движения в Америке во время революции
А) диггеры б)лоялисты в)левеллеры г)патриоты
6. Герой национально-освободительной борьбы в Англии, лорд-протектор.
А)Дж.Лильберн б) Оливер Кромвель
в)Дж.Вашингтон г)Дж.Уинстенли
7.Идеи какого религиозного направления легли в основу религии американской нации
А)католичество б) лютеранство
В) кальвинизм г) православие
8. Патриоты великой французской революции
А)лоялисты б)левеллеры в)санкюлоты г)круглоголовые
9.Человек, совершивший первое кругосветное путешествие
А) Хр. Колумб б)Фернан Магеллан
в)Бартоломеу Диаш г) Васко да Гама
10.Исключительное право на производство или продажу чего-либо
А) метрополия б) колония в) монополия г) конкиста
Часть Б.
В заданиях этой части надо самим дать ответ, их может быть несколько. Сопоставить события, или узнать по описанию.
1.Дайте определение
Капитализм________
2. Сопоставьте личности и род их занятий
Рембрандт философ
Вольтер художник
Ньютон ученый врач
У.Гарвей ученый физик
Скульптор
3. Сопоставьте личности и их открытия и произведения
Дж. Бруно закон всемирного тяготения
Ньютон идея о разделении властей
Леонардо да Винчи учение о безмерности и бесконечности
Вселенной
Монтескье картина «Джоконда»
Скульптура «Давид»
4. Основная идея учения Жана Кальвина
5.Почему начало нового времени называли «столетием редкого человека».
6.Почему эпоху Возрождения называли эпохой титанов.
7.Назовите новые черты в экономике, говорившие о зарождении нового строя капитализма.
8. Люди хотели противопоставить себя средневековью, подчеркнуть, что началась эпоха «пробуждения умов», как они назвали этот период.
Часть С.
1.Даны выдержки из документа и к нему вопросы.
Монтескье выделяет идеальную форму правления, которая предполагает разделение властей
А) Кто до Монтескье разрабатывал теорию о разделении властей
По мнению Монтескье должны быть три ветви власти: судебная, законодательная, исполнительная. Причем они не могут быть соединены в одном лице, так как это приведет к тирании.
Б) В какой стране Монтескье находил идеал государственного устройства и почему?
2. Прокомментируйте высказывание Исаака Ньютона
« Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе кажусь только мальчиком, играющим на морском берегу, развлекающимся тем. что до поры до времени отыскиваю камешек более цветистый, чем обыкновенно, или красную раковину, в то время как великий океан истины расстилается надо мною неисследованным»
Тест № 3 по теме «Россия на рубеже 16- 17 вв»
1. Михаил Романов был избран на царство
1)народным вече 3) боярской думой
2)патриархом 4) Земским собором
2. К смутному времени относятся
А)царствование Федора Алексеевича
Б) вступление на престол Лжедмитрия I
В)присоединение Левобережной Украины
Г) деятельность К.Минина
Д) восстание под руководством С.Разина
Е) изгнание польских интервентов из Москвы
Укажите верный ответ: 1)АВГ, 2)АГД, 3)БГЕ, 4)ВГД
3.Раскол русской православной церкви относится к
1)началу 17 века 3) началу 18 века
2) середине 17 века 4) концу 18 века
4.Установите соответствие между именами исторических лиц и событиями, связанными с их деятельностью. Буквы, соответствующие выбранным элементам, занесите в таблицу.
Имена События
1.Аввакум
А) предводитель бедных казаков в походе
2.Богдан хмельницкий « за зипунами»
3. Никон Б)протопоп, противник церковной реформы,
4. Степан Разин глава старообрядцев
В) гетман , возглавивший освободительную
борьбу украинского народа против Польши
Г) патриарх, инициатор проведения
церковной реформы
1 | 2 | 3 | 4 |
5.Установите соответствие между слоем русского населения и причиной его заинтересованности
в избрании царем Михаила Романова. Буквы, соответствующие выбранным элементам, занесите в таблицу
Слои населения Причина избрания царем Михаила Романова
1.Бояре А) Он состоял в родстве с Иваном Грозным
2. Дворяне Б)Его отец сотрудничал с обоими самозванцами
3.Духовенство В) Он был юн и неопытен
4.Казаки Г) Его отец был патриархом
1 | 2 | 3 | 4 |
5. Во время правления Михаила Романова патриарх Филарет
1) не играл особой роли в жизни государства
2)правил наравне с царем
3)подвергался преследованиям
4)был выслан за границу
Тест №4 «XVII век в историческом развитии России»
1. Начало XVII в. историки называют:
а) «бунташным веком»;
б) Смутным временем;
в) эпохой дворцовых переворотов.
2. Начало XVII в. для русского государства было тяжелым. Это связано:
а) с династическим кризисом;
б) с польско-шведской интервенцией;
в) с восстаниями;
г) верны все ответы.
3. Впервые в истории России был избран на престол Земским собором:
а) Михаил Романов в 1613 г.;
б) Борис Годунов в 1598 г.;
в) Василий Шуйский в 1606 г.
4. Соотнесите личности и события:
1) Иван Болотников;
2) Лжедмитрий I;
3) Дмитрий Пожарский;
4) Борис Годунов.
а) претензии на русский престол;
б) руководитель второго ополчения;
в) предводитель восстания;
г) первый царь, избранный на престол Земским собранием.
5. Руководитель крестьянского восстания 1606-1607 гг.:
а) Е. Пугачев;
б) И. Болотников;
в) С. Разин.
6. После отречения Василия Шуйского от престола власть оказалась в руках:
а) Боярской думы;
б) «Семибоярщины»
в) Земского собора.
7. Со смертью царя Федора Ивановича прекратилась династия:
а) Рюриковичей;
б) Ивана Калиты;
в) Романовых.
8. Место, где войска И. Болотникова устроили лагерь:
а) Тушино;
б) Александрова слобода;
в) с. Коломенское.
9. Для борьбы с интервентами К. Минин и Д. Пожарский:
а) создали боеспособное, хорошо вооруженное войско;
б) организовали сбор добровольных пожертвований;
в) заручились поддержкой правительства.
10. Прозвище «Тушинский вор» относится:
а) к Лжедмитрию I;
б) к Ивану Болотникову;
в) к Лжедмитрию II.
11. Условия, на которых шведский король согласился помочь Василию Шуйскому в борьбе против Лжедмитрия II:
а) спасти Россию от самозванца;
б) вернуть себе балтийские земли;
в) оказать помощь в подавлении крестьянского восстания.
12. Последствия Смутного времени:
а) спад экономического развития страны;
б) потеря части земель на западе, в том числе Смоленска;
в) установление новой династии на русском престоле;
г) все ответы верны.
13. Определите год введения налога на соль:
а) 1647; б) 1646; в) 1644.
14. В XVII в. появляются новые черты в экономике России. Укажите их:
а) возрастает роль ремесла, которое начинает перерастать в товарное производство;
б) сельское хозяйство втягивается в рыночные отношения;
в) формируется единый всероссийский рынок;
г) верны все ответы.
15. Драматические события, связанные с православной церковью в XVII в., - это:
а) раскол;
б) возникновение сектанства;
в) движение старообрядцев-раскольников;
г) верны все ответы.
16. Во время царствования Алексея Михайловича произошли:
а) «Соляной бунт;
б) крестьянская война под предводительством С. Разина;
в) воссоединение Украины с Россией;
г) верны все ответы.
17. Соотнесите события и даты:
1) Андрусовское перемирие;
2) окончание Смоленской войны;
3) Переяславская Рада;
4) «Вечный мир»;
5) Бахчисарайский договор.
а) 1686;
б) 1654;
в) 1634;
г) 1681;
д) 1667.
18. Последствия освоения Сибири:
а) расширялась территория России;
б) сделаны географические открытия;
в) Россия получила выход к Тихому океану;
г) верны все ответы.
19. Влияние экономического развития России на культуру XVII в. выразилось:
а) в учреждении различных школ и учебных заведений;
б) в увеличении числа грамотных людей;
в) в развитии научных знаний.
20. На Красной площади в честь освобождения столицы от интервентов был построен:
а) храм Василия Блаженного;
б) памятник Минину и Пожарскому;
в) Казанский собор.
21. Славяно-греко-латинская академия была основана в:
а) 1687; б) 1621; в) 1633; г) 1654.
22. При царе Алексее Михайловиче:
а) состоялся первый показ животных;
б) создан русский театр;
в) организованы скоморошные представления;
г) создан русский балет.
23. Выходец из Белоруссии, Симеон Полоцкий был:
а) книгопечатником;
б) учредителем различных школ и учебных заведений;
в) монахом-ученым.
24. Впервые на Руси появилась портретная живопись. Она называлась:
а) персона;
б) парсуна;
в) портрет.
25. Что характерно для быта XVII в.:
а) сохранение вековых традиций;
б) заметные изменения под влиянием Запада;
в) отказ от вековых традиций.
Тест №5 по теме: « Россия при Петре Великом»
1 вариант.
Часть А.
- В состав Северного союза входили:
А) Дания и Саксония
Б) Пруссия и Швеция
В) Англия и Россия.
2. Какие меры были предприняты Петром для реорганизации армии?
А) введена рекрутская повинность
Б) появилась единая форма одежды
В) армия стала регулярной
Г) верно А) и Б)
Д) верно А), Б), В).
3.Выберите дату Полтавской битвы:
А) 27 июля 1714г Б) 27 июля 1720г. В) 27 июня 1709г.
4. Сражение у мыса Гангут привело к
А) Россия потеряла свой флот
Б) Швеция потерпела поражение , её флот был разгромлен
В) Было заключено перемирие.
5. В каком году был заложен г. Санкт-Петербург?
А) 1702г. Б) 1703г. В) 1705г.
6. В каком городе был заключён мир ный договор между Россией и Швецией?
А) в Выборге Б) в Пскове В) в Ништадте.
7. Чем были заменены приказы при Петре I ?
А) коллегиями Б) рангами В) синодами.
8. Что означал указ о единонаследии?
А) происходит стирание6 граней между родовой и « новой» ( дворянской) знатью
Б) боярские вотчины передавались « новой» дворянской знати
В) крестьян уравняли в правах с мелкими ремесленниками.
9.Табель о рангах-это документ, который давал возможность
А) служебного роста любому служилому человеку, независимо от его происхождения
Б) освободиться от службы , сделав взнос в государственную казну
В) служебного роста только потомственным дворянам.
10. Кому подчинялась церковь при Петре I ?
А) светской власти
Б) стала самостоятельным учреждением
В) превратилась в высший орган власти.
Часть В.
- Дайте определение следующим понятиям:
Абсолютизм, валюта, меркантилизм, аристократия.
- Определите соответствие между буквами и цифрами данной таблицы :
1. Бой у деревни Лесной. | В) Астраханское восстание |
2. Ведала гражданским и уголовным судом | З) Им было запрещено избираться на общественные должности. Заключенный по старым обрядам брак не признавался действительным |
3. Страна была разделена на губернии, затем на уезды, а позднее- на провинции. | Б) 28 сентября 1708г. |
4. Указ Петра о введении европейских порядков, местные поборы, насильственное обрезание бород. | А) Юстиц-коллегия |
5. Ништадтский мир | Д)Мануфактурное производство |
6.Реформа армии и флота привела к строительству этих учреждений. | Ж) всем дворянам запрещалось вступать в брак |
7.Свидетельство об образовании | И) Оскорбление религиозных и национальных чувств |
8.Выступление старообрядцев | Е) 1721г. |
9. Башкирское восстание | Г)Областная реформа |
10Денежная реформа | К) введение новых монет. В монетах было снижено содержание серебра. |
- Укажите , какую книгу петровского времени М. В. Ломоносов называл « вратами своей учёности»
А) « Грамматика» М. Смотрицкого
Б) « Синопсис» И. Гизеля
В) « Арифметика» Л .Магницкого
Г) « Букварь» К .Истомина
Часть С.
Перечислите причины народных выступлений против власти.
- Новые государственные повинности и налоги
- --------------------------------------------------------------
- ---------------------------------------------------------------
- ---------------------------------------------------------------
- --------------------------------------------------------------
Насильственное введение европейских обычаев , традиций и порядков
2 вариант.
Часть А.
- Какую битву Петр Первый назвал « матерью Полтавской баталии»
А) Битва под Нарвой
Б) битва у деревни Лесной
В) битва у острова Гренгам
2. Северная война началась в
А) 1699г. Б) 1700г. В_) 1702г.
3. Назовите главную официальную цель Великого посольства:
А) Знакомство с жизнью и порядками европейских стран
Б) организация единого союза европейских христианских государств против Крымского ханства и Турции
В) женитьба Петра I
4. Главной целью похода на Крым было:
А) взятие турецкой крепости Азов
Б) захват территории Крыма
В) выход к Балтике
5. Народ прозвал Петра « антихристом» потому что
А) он не верил в бога
Б) приказал снимать с церквей и переплавлять в пушки колокола
В) отправлял священнослужителей в регулярную армию
6.Каково значение победы России в Северной войне?
А) Прорубил « окно» в Европу
Б) заложил основы независимого существования России
В) выдвинул страну в разряд Великих держав Европы
Г) верно А) и Б)
Д) верно А) , Б), В).
7. Какая коллегия ведала внешней политикой?
А) Берг-коллегия Б) коллегия иностранных дел В) мануфактур-коллегия.
8. Какой законодательный орган был образован в 1711году?
А) Боярская дума
Б) Ближняя канцелярия
В) Правительствующий сенат
9.Кто стоял во главе губерний?
А) губернаторы, назначаемые царём и обладавшие административной, военной и судебной властью
Б) воевода, обладавший той же властью
В) гетман
10. В какой орган бала преобразована Духовная коллегия:
А) в Правительствующий сенат
Б) в Правительствующий синод
В) в духовный синод.
Часть В.
- Дайте определение следующим понятиям:
Протекционизм, абсолютизм, подушная подать
2.Новое летосчисление – от Рождества Христова- Пётр I ввёл с:
А) марта 1699г.
Б) января 1700г.
В) января 1701г.
Г) января 1710г.
3. Определите соответствие между цифрами и буквами данной таблицы.
1.Царями были провозглашены оба брата: Иван и Пётр. | В) для обучения офицеров были созданы математическая, навигацкая, артиллерийская, инженерная, хирургическая школы. |
2.Великое посольство | Г) 27 июня 1709г. |
3.Реорганизация армии | Б) Двоецарствие |
4.Полтавская битва | Ж) экономика |
5.Тайная канцелярия | А)1697-1698гг. |
6.Реформа городского управления | З) попытки ограничить казачье самоуправление, постоянные экспедиции по розыску беглых крестьян |
7.В 1722г. были введены ремесленные цеха, объединившие мелких производителей | Д) Дела о государственных преступлениях |
8.Восстание Булавина | Е)Создан Главный магистрат. Горожане делились на» регулярных» и « подлых» |
9.Выступление работных людей | К)1705-1711гг. |
10.Башкирское восстание | И) они выступали против нечеловеческих условий труда, многомесячного отрыва от семей |
Часть С.
Перечислите причины народных выступлений против власти.
- Новые государственные повинности и налоги
- -------------------------------------------------------------
- -------------------------------------------------------------
- ---------------------------------------------------------------
- ---------------------------------------------------------------
- Насильственное введение европейских обычаев, традиций и порядков.
Тест № 5 Дворцовые перевороты.
- Что было причиной дворцовых переворотов в XVIII веке?
А) появлением самозванцев
Б) изменением порядка престолонаследия Петром I
В) распространение клеветы против правящей династии
2. Верховный Тайный совет был учрежден в правление
А) Екатерины I
Б) Екатерины II
В) Елизаветы Петровны
3. Что такое «бироновщина»
А) засилье в управлении, в доходных местах и при дворе немцев
Б) правление Бирона
В) временное правление в случае болезни или отсутствия или несовершеннолетия государя
4. Какое название получило явление в государственной и общественной жизни, при котором на высокие должности назначаются любимцы, не обладающие способностями и знаниями, необходимыми для службы?
А) смутное время
Б) семибоярщина
В) фаворитизм
5. Верховный Тайный Совет предоставил секретные кондиции, чтобы ограничить власть монарха, __________-
А) Петру II
Б) Петру III
В) Анне Иоанновне
6. Расположите имена правителей Российского государства в хронологической последовательности. (в)
А) Екатерина II
Б) Елизавета Петровна
В) Анна Иоанновна
Г) Петр III
7. О первых днях царствования кого идет речь в документе? (в)
В дни революции новая императрица объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест, который должен был доказать ее неоспоримое право на престол. В нем было сказано, что так как принцесса Анна и ее супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию
________________________________.
8. В 1736 году срок службы дворян был сокращен до
А) 25 лет
Б) 30 лет
В) 7 лет
9. Манифест о «Вольности дворянской» 1762 года разрешил дворянам
А) не проходить службу простым солдатом или моряком
Б) владеть землей и крепостными
В) оставлять государственную службу или не служить вообще
Критерии оценивания
Без ошибок – оценка «5»
1 ошибка – оценка «4»
2 ошибки – оценка «3»
Контрольная работа №2 по теме: «История России 17-18вв.» 7 класс.
- Лжедмитрия Первого на самом деле звали:
А. Емельян Пугачев Б. Иван Болотников В. Григорий Отрепьев Г. Степан Разин
- Ситуация, когда после свержения Василия Шуйского страной правила Боярская дума, называется:
А. Бироновщина, Б. Опричнина В. Земщина Г. Семибоярщина
- Усиление хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны называют:
А. Ярмаркой Б. Всероссийским рынком В. Мануфактурой Г. Социальной базой.
- Крестьянство в России в XVII веке делилось на:
А. черносошное и владельческое Б. чернослободское и белослободское В. подворное и подушное Г. боярское и поместное
- Царевна Софья была регентшей при:
А. Дмитрии Ивановиче Б. Петре I В. Иване Антоновиче Г. Павле I
- Государственный орган, управлявший церковными делами при Петре I, назывался:
А. Сенат Б. Синод В. Тайный Совет Г. Бурмистерская палата
- «Жалованная грамота дворянству» была издана:
А.Елизаветой Петровной Б. Петром I В. Анной Иоанновной Г. Екатериной II
- Проблему выхода Росси к Черному морю решил (а): А. Алексей Михайлович Б. Петр I В. Екатерина II Г. Павел I
- Приведите в соответствие правителей России и руководителей крестьянских восстаний, происходящих при этих правителях.:
А. Борис Годунов Б. Алексей Михайлович В. Петр I Г. Екатерина II;
1) Степан Разин 2) Хлопко 3) Емельян Пугачев 4) Кондратий Булавин
- Приведите в соответствие даты и события:
А. 1703 Б. 1709 В. 1711 Г. 1721;
1) Полтавская битва 2) Окончание Северной войны 3) основание Санкт – Петербурга 4) учреждение Сената
- Какое слово в ряду лишнее, объясните почему: Сенат, Приказ, Коллегия, Синод
- Какой человек из следующего ряда лишний, объясните почему: Михаил Федорович, Иван Васильевич, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич
- Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова: «Суворов – один из величайших полководцев нашей страны. Вершиной его полководческого искусства стали Итальянский и Швейцарский походы, за которые он был удостоен воинского звания - …………. В своей книге «…………… …….» , Суворов сформулировал сущность его военной тактики»
- О ком идет речь: «Этот человек был казаком. Объявил себя чудом спасшимся царем Петром III. Он был руководителем самого массового народного движения в истории Российской империи»
- Объясните термины: абсолютизм, регентство
- Объясните термины: протекционизм, подушная подать
- Почему XVII век называют «Бунташным»?
- Перечислите основные сословия российского общества в XVII-XVIII вв.
- Когда проходила Северная война, в чем заключались ее причины, чем она завершилась?
- Что изменилось в русской армии при Петре I?
- Как изменилась система государственного управления при Петре I?
- Что такое «кондиции», как изменилась бы власть в России, если бы они не были разорваны Анной Иоанновной?
- Что изменилось в положении дворянства при Екатерине II, каким документом подтверждались эти изменения?
- Как изменилось положения крестьянства при Павле I?
Критерии оценивания
В зависимости от формы задания используется различная система оценок. Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл.
Задания уровня В с выбором нескольких вариантов ответа оценивается в 1-2 балла: 2 за правильный ответ, 1 балл при наличии одной ошибки.
За ответы на задания уровня С может быть выставлена отдельная оценка по пятибалльной системе.
Рекомендуется использовать гибкую систему оценивания результатов тестирования, при которой ученик имеет право на ошибку:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5»
60-80% - оценка «4»
40-60%-оценка «3»
0-40% - оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...