Крым- наша жемчужина.
классный час по истории на тему

формировать представление учащихся об образе малой родины, ее роли для  государства в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krym_zhemchuzhina.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

  

Тема: Крым – наша жемчужина.

.

Цель: формировать представление учащихся об образе малой родины, ее

           роли для  государства в целом;

           способствовать развитию  чувства гражданственности, ответственности, гордости  за свой край, национальной сознательности, толерантности, культуры межличностных отношений, познавательного интереса к жизни своего села, республики, страны, навыков исследовательской деятельности

воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к родному краю и его культурному наследию.

Оформление:     карта Крыма;  рисунки детей, изображающие достопримечательности  полуострова; кроссворд, на котором бумагой закрыто ключевое слово; записан эпиграф.

                                                       

                                                 Отчизны краешек особенный,

                                              Долины, горы, хлеб и соль…

                               Для всех ты – Крым,

                             А мне ты – Родина,

                                             Мой дом, судьба моя и боль.

                                                                                В. Субботенко

                                                       Ход урока.

I       Организационный момент.

Учитель читает  стихотворение В Субботенко

Отчизны краешек особенный,

Долины, горы, хлеб и соль…

Для всех ты – Крым,

А мне ты – Родина,

Мой дом, судьба моя и боль.

Нет, не красотами природными

Впервые мир открыл ты мне,

А детством, пусть полуголодным,

Но тем и памятным вдвойне;

Нелегкой юности судьбою,

Тем, что друзья есть и враги,

И самой первою любовью,

Вдруг обратившейся в стихи.

Всем этим я тебе обязан,

Мой молодой и древний Крым,

Пожизненно, посмертно связан

Я каждым камушком твоим.

 

              Так написал о Крыме наш талантливый земляк, крымский поэт Валерий Субботенко. И я неслучайно взяла несколько строк этого стихотворения в качестве эпиграфа к  сегодняшнему  уроку.

             Действительно, нам, живущим в благословенной Тавриде, очень повезло. Крым – наша Родина. Причем, необыкновенная Родина. Недаром известный русский драматург А.С.Грибоедов отметил: « Крым- удивительная сокровищница, естественный музей, хранящий тайны тысячелетий». И сегодня мы с вами попытаемся еще раз убедиться в неповторимости этого удивительного уголка Земли.

II     Мотивация деятельности учащихся.

Разгадывание кроссворда.

              Тема мероприятия  написана на доске. Но слово «жемчужина» закрыто. Учащимся предлагается высказать свое мнение, чем является Крым для России. Принимаются все версии, совместно отгадывается кроссворд на доске ( ключевое слово «жемчужина») и формулируются  тема и цель урока.

 

III  Работа по теме мероприятия

(Основной материал предлагается заранее подготовленными учащимися.)

                                           

                                        *  «Лингвистическая страничка»          

           Слово «жемчуг» происходит от китайского «чженьчжу», арабского «зельчуг», татарского « зельджу». На японском языке оно означает – слезы моллюсков. Индейцы назвали его «маньяра» - бутон цветка, греки и итальянцы – «маргаритес».

                                         

                                          * «Литературная страничка»

                                              Японская легенда .

               Когда первые дождевые капли со звоном ударяются о поверхность моря, из его синих глубин медленно поднимаются раковины. Они раскрываются, а когда капля попадает внутрь,  закрываются и медленно опускаются на дно.

                                              Филиппинское предание

                 Когда солнце взошло над морем, его лучи попали в открытые створки раковин, и в каждой из них образовалась жемчужина. Раковины располагались на поверхности рифов, и любой мог достать их без труда. Людей обуяла жадность. Вожди племен, стараясь собрать на рифах весь жемчуг, переругались между собой и повели племена в бой. С тех пор раковины ушли в море, и теперь, чтобы достать, за ними нужно глубоко нырять.

                                                Славянское предание

 Скатный жемчуг – это скатившаяся с зеркала слеза радости или печали.

                                     *  « Географическая страничка.»

                    Если посмотреть на карту, можно увидеть Крым, напоминающий жемчужину, а ласковое Черное море, омывающее полуостров, очень похоже на  открытую раковину.

                     Интересно географическое положение нашего удивительного полуострова. Крымский полуостров омывается двумя морями: Черным и Азовским. Моря соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, в ней много полезных веществ. Азовское море меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и не такая соленая, как в Черном.

                     В северной и центральной части Крымский полуостров ровный, равнинный, а ближе к югу появляются невысокие горы (предгорья), которые постепенно переходят в высокие горы. За горами вдоль моря тянется узкая полоска земли. Это Южный берег нашего полуострова.

                    Равнины, предгорья, горы на карте обозначаются по-разному: желтым цветом – равнины, степи. Это степная природная зона. Зеленым – предгорья, а коричневым – горы.

                                   * Метод «Мозговой штурм»

            Для обсуждения предлагается следующий вопрос: « Почему можно Крым назвать жемчужиной?»

             

Выслушиваются все возможные варианты ответов, и учитель делает обобщающий вывод о том, что полуостров действительно можно назвать жемчужиной, учитывая следующие факторы :

    -многообразие удивительной, уникальной природы Крыма ( географическое положение, климат, горы, водная среда, растительный и животный мир)

     - захватывающую  интересную историю людей, в разные века населяющих Крым ( Крым- «музей под открытым небом»: перекресток торговых путей и перекресток культур);

    - наличие памятников, событий, которые сделали Крым известным во всем мире( Артек, Институт биологии южных морей-музей «Аквариум», крымская война и посвященный ей музей «Панорама», Крымская республиканская астрофизическая обсерватория, Никитский ботанический сад, Пантикапей –столица Боспорского царства, Ханский дворец в Бахчисарае, Херсонес Таврический и мн др)

      - имена людей, которые прославили Крым, - поэты. Писатели, художники, композиторы, общественные и государственные деятели, ученые, предприниматели  и меценаты ( М.Волошин, А.Грин, Л.Украинка, А.Омер. И.Айвазовский, А.Куинджи, М.Латри, В.Суренянц, А.Караманов, А.Спендиаров, И.Гаспринский, В Вернадский, Х Стевен, Л.Голицын и мн др)

                                           «Научная сказка.»

                  Давным-давно, а точнее – 250 миллионов лет назад, жил-был океан Тетис. Он отличался необычайно свирепым нравом, постоянно враждовал с Материком, напуская на него смерчи, ураганы, гигантские волны.

                   И вот однажды не выдержал материк, разгневался и решил показать, что как ни велик Океан, а лежит он на твердой основе. Взбунтовались в недрах земли тектонические силы, забурлила магма, вздыбилось дно океана, и появился на его поверхности Крымский полуостров. С трех сторон сдавил его Океан, хотел было проглотить. Нахмурился Материк, и легла на его челе неизгладимая складка, которая так и осталась в виде Альпийских, Карпатских, Крымских и Кавказских гор.

                  Длительной и упорной была эта борьба. То погружался Крым на дно, то вновь выходил из пучины на поверхность. Только миллион  лет назад приобрел он устойчивый облик.

                   Но не осталось у него ни алмазов, ни золотых самородков. Лишь бедные железом руды, мергель, известняк, минеральные соли да тонкие пласты газа и нефти – вот его богатства. Но за стойкость и мужество наградой ему стала абсолютная гармония воды, воздуха,  солнца, гор. Узкая приморская кромка, словно тремя крепостными стенами, оказалась защищена тремя грядами гор. Стали они надежно оберегать нежное побережье от арктических ветров, степных суховеев, дождей и морозов.

                    Весть о сказочном полуострове в мгновение ока облетела весь свет. С тех пор тысячи лет Крым удивлял и удивляет людей своей красотой. Художники увековечили великолепные крымские пейзажи на своих полотнах. Поэты посвятили  Крыму лучшие свои произведения. Крым всегда был и остается источником вдохновения для творческих людей. Первое впечатление о Крыме всегда остается самым сильным.

 

 Номинация «Самый –самый»

       Минимальная площадь Крымского полуострова примерно 26 000 кв км, максимальная около 27 000 кв км.  Она меняется в зависимости  от времени года и количества влаги в Сиваше. Летом площадь полуострова больше, зимой – меньше.

           Максимальная протяженность Крыма с севера на юг 207 км, с востока на запад – 324 км. Самая северная точка Крыма – село Перекоп, а самая южная – мыс Сарыч, который находится западнее поселка Форос. Самая восточная оконечность Крыма – мыс Фонарь на Керченском полуострове, западная – мыс Кара-Мрун  на Тарханкуте.

           Самая протяженная река Крыма – Салгир. Ее длина – 232 км. Она начинается в горах, в районе Ангарского перевала, и впадает в Азовское море.

           Самое большое озеро Крыма – Сасык-Сиваш. Оно расположено между городами Саки и Евпатория. Его площадь – 70 кв км. Самое протяженное озеро полуострова – Донузлав – 30 км с юго-запада на северо-восток.

               Самое теплое место Южного берега Крыма – Мисхор. Среднегодовая температура воздуха в этом уголке составляет + 14,2 гр, что на 1,1 гр выше, чем в Ялте, и на 1,8 гр выше, чем в Алуште.

             Самая крупная птица Крыма и Европы – черный гриф. Размах крыльев достигает 3,5 м. В гнезде могут разместиться свободно два взрослых человека.

              Самое крупное хищное животное Крыма – лисица. В степной части полуострова обитает степная лисица, в горной -  горно-крымская лисица. Известны еще пять видов хищных животных: енотовидная собака, барсук, ласка, степной хорек, каменная куница.

 

IV  Рефлексия.

                                *Викторина « Лучший знаток Крыма»

  1. Как назывался Крым в древние времена?

                                                                               ( Таврика)

  1. Как переводятся на русский язык названия крымских гор:  Аю-Даг, Чатыр –Даг?

                                                                            ( Медведь-гора, гора-палатка)

  1. Назовите город, который долгое время был столицей Крымского ханства

                                                                               ( Бахчисарай)

  1. Как называется легенда о мастере, заставившем плакать камень ?

                                                                               ( «Фонтан слез»)

  1. По какому дереву определяют, насколько будет холодной зима в Крыму?

                                                                               ( по кизилу)

 

V     Итоги мероприятия

Заключительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами еще раз убедились в неповторимости нашей удивительной Родины. А закончить встречу я хочу  следующими словами:

Крым – родина наша!

Помните это!

Души не жалейте ради нее!

Пусть над зеленым островом нашим

Мирное, доброе солнце встает!

Пусть эти слова  станут напутственными для нас, живущих в XXI  веке, наших детей, внуков и правнуков!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу на тему "Крым и Россия. В единстве наша сила".

Презентация составлена к классному часу, посвящённому воссоединению  Крыма с  Россией....

Крым - жемчужина планеты Земля

Данная разработка поможет  формировать представление учащихся об образе малой родины, ее  роли для  государства в целом;   способствовать развитию  чувства гражданственности, ...

Познавательная игра "Байкал-жемчужина нашего края"

Познавательная игра "Байкал - жемчужина нашего края" предназначена для проведения воспитательных мероприятий в объединениях  дополнительного образования и общеобразовательных школах по краеведени...

Классный час "Крым-жемчужина России"

План проведения внеклассного мероприятия на тему: "Крым-жемчужина России"...

Экологические проблемы Крыма- наши общие проблемы.

Листая страницы устного журнала, попытаемся выяснить рейтинг самых актуальных экологических проблем, стоящих сегодня перед обществом: некачественная вода, загрязнение воздуха, деградация земельных рес...

"Крым - жемчужина России"

ТЕМА: Крым - жемчужина России.Родина моя — Крым.ЦЕЛИ:·         -Воспитание достойных граждан, патриотов своей Родины;х- воспитание любви к своему Отечеству,·...

Озеро Каракуль – жемчужина нашего края

Научно-исследовательская работа...