календарно-тематическое планирование для 8 класса по истории России
календарно-тематическое планирование по истории (8 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по истории России для 8 класса общеобразовательных школ на 34 учебных часа. Предполагается использование учебника: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. XIX век. М.: Просвещение, 2014.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_istoriya_rossii_8_klass_i_r.doc | 141 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы | Элементы | Требования к уровню обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | ||||||||||
1 | Россия в первой половине XIX в. (18 ч) | Внутренняя политика Александра I в 1801– 1806 гг. | 1 | Комбинированный урок | Территория и население России в первой половине XIX в. Император Александр I. Негласный комитет. Начало преобразований. Указ «О вольных хлебопашцах». Основные понятия: либерализм, манифест, реформа, амнистия, министерство | Иметь представление о развитии России в первой половине XIX в. Уметь давать характеристику деятельности Александра I и Негласного комитета. Знать положения Указа «О вольных хлебопашцах» | § 1, вопросы и задания, с. 10; работа с документами, с. 10–11 | ||||
2 | Внешняя политика Александ- 1812 гг. | 1 | Комбинированный урок | Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Война со Швецией 1808– | Вхождение Грузии в состав России. Присоединение | Знать особенности внешней политики Александра I в 1801–1812 гг., причины временного сближения с Францией, Знать ход и | Работа с контурной картой | § 2, вопросы и задания, с. 17; работа с документами, с. 17–18 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ» (34 ч)
Продолжение табл.
09 гг. Русско-турецкая война 1806–12 гг. Бухарестский мир с Турцией. Война с Ираном 1804–13 гг. Разрыв русско-французского союза. Основные понятия: коалиция, конвенция, континентальная блокада, сейм | Финляндии | последствия русско-шведской, русско-турецкой и русско-иранской войн | |||||||||
3 | Реформаторская деятельность М. М. Сперанского | 1 | Школьная лекция с элементами беседы | Начало деятельности Основные понятия: консерватизм, инстанция, идеолог, разделение властей, политические и избирательные права | Иметь представление о деятельности | Схема «Реформы высших органов власти». Тест | § 3, вопросы и задания, с. 22; работа с. 23–24 |
Продолжение табл.
4 | Отечественная война 1812 г. | 1 | Комбинированный урок | Причины, характер, планы сторон. Ход военных действий 1812 г. Смоленское сражение. М. И. Кутузов – главнокомандующий русской армией. Бородинская битва. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Изгнание Основные понятия: Отечественная война, генеральное сражение, редут, флеши, фураж, ополчение, партизаны | М. Б. Барклай-де-Толли. | Знать причины, характер Отечественной войны 1812 г., ход военных действий. Уметь давать оценку деятельности Уметь анализировать причины победы и историческое значение Отечественной войны 1812 г. | План-схема «Бородинская битва». Работа с контурной картой | § 4, вопросы и задания, с. 31; работа с документами, с. 31–32, творческое задание: письменный ответ на вопрос | |||
5 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика 1813– 1825 г. | 1 | Интегрированный урок | Начало заграничного похода. Смерть Кутузова. Разгром наполеоновской армии. Венский конгресс. Священный союз. Восточный вопрос. | Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия | Иметь представление о развитии военных действий в Европе в 1813 г., о полном крахе наполеоновской армии. Уметь анализировать итоги войны | Работа с контурной картой Тест | § 5, вопросы и задания, с. 38; работа с. 38–39 |
Продолжение табл.
Основные понятия: битва народов, конгресс, Священный союз | и положения Венского конгресса | ||||||||||
6 | Внутренняя политика Александра I в 1815– 1825 гг. | 1 | Комбинированный урок | Усиление консервативных тенденций во внутренней политике. «Польский эксперимент». Первый опыт конституции в России. Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева. Отказ от проведения реформ в начале 20-х гг. Итоги внутренней политики Александра I. Основные понятия: конституция, неприкосновенность личности, гражданские свободы, независимость, самостоятельность, автономия, мистицизм, иезуиты | Иметь представление о внутренней политике Александра I Уметь анализировать итоги внутренней политики Александра I | § 6, вопросы и задания, с. 45; работа с документами, с. 45 | |||||
7 | Социально-эконо- | 1 | Комбинированный урок | Экономический кризис 1812–1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Проект Аракчеева об отмене | Знать причины нарастания экономического кризиса 1812–1815 гг. | § 7, вопросы и задания, с. 49–50; работа с |
Продолжение табл.
Отечественной войны 1812 г. | крепостного права. Развитие промышленности и торговли. Военные поселения. Цензурные ограничения. Основные понятия: экономический кризис, тарифный устав, военные поселения, легкая промышленность, промышленные центры, паровая машина, полуфабрикаты | Уметь анализировать возможные пути его преодоления, характеризовать деятельность Аракчеева | документами, с. 50–51 | ||||||||
8 | Общественное движение при Александре I | 1 | Школьная лекция | Правительственный либерализм в России первой четверти XIX в. Идея народного представительства. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Причины возникновения движения декабристов. Южное общество. Северное общество. Программные документы декабристов: модели исторического | С. П. Трубецкой | Иметь представление о зарождении организованного общественного движения в России. Знать причины возникновения движения декабристов. Знать и уметь анализировать программные документы декабристов | § 8, вопросы и задания, с. 57; работа с документами, с. 57–58 |
Продолжение табл.
будущего России. Альтернативы исторического развития России. Власть и тайные общества. Основные понятия: общественное движение, либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей | |||||||||||
9 | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов | 1 | Школьная лекция с элементами беседы | Династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 гг. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия выступления декабристов. Основные понятия: династический кризис, присяга, временное правительство, картечь | П. И. Пестель. | Знать причины династического кризиса 1825 г. Знать ход выступления декабристов на Сенатской площади. Уметь анализировать значение и последствия выступления декабристов | Тест | § 9, вопросы и задания, с. 62; работа с документами, с. 62–63 | |||
10 | Внутренняя политика Николая I | 1 | Комбинированный урок | Личность Николая I. Централизация государственного управления. Укрепление | А. Х. Бенкендорф. Кодификация | Иметь представление о внутренней политике Николая I, попытках решения | § 10, вопросы и задания, с. 68; работа |
Продолжение табл.
социальной базы самодержавной власти. Попытки решения крестьянского вопроса. Усиление борьбы с революционными настроениями. Русская Православная Церковь и государство. Основные понятия: канцелярия, кабинет министров, свод законов, бюрократический аппарат, социальная база, государственные крестьяне, общественная запашка, картофельные бунты, обязанные крестьяне, корпус жандармов | законов. Манифест «О почетном гражданстве». Указ «Об обязанных крестьянах». Польское восстание 1830–31 г. | крестьянского вопроса и усилении реакционного режима после восстания декабристов | с документами, с. 69–70 | ||||||||
11 | Социально-эконо- 1850-х гг. | 1 | Комбинированный урок | Противоречия хозяйственного развития. Начало и особенности промышленного переворота в России. Помещичье и крестьянское хозяйство. Финансовая политика Е. Ф. Канкрина. Торговля. Развитие | Знать основные положения и итоги социально-экономиче- | Работа с контурной картой | § 11, вопросы и задания, с. 76; работа с документами, с. 76–78 |
Продолжение табл.
городов. Итоги социально-экономического развития. Основные понятия: фабрика, промышленный переворот, расслоение крестьянства, машинное производство, экономический уклад, рабочий класс, буржуазия, товарно-денежные отношения, ассигнации | |||||||||||
12 | Внешняя политика Николая I в 1826– 1849 гг. | 1 | Интегрированный урок | Россия и революции Основные понятия: автономия, парламент, «международный жандарм», уния, горцы, мюридизм, имам, имамат, газават | Шамиль | Иметь представление о международной ситуации во второй четверти XIX в. Знать причины, ход и итоги русско-иранской и русско-турецкой войн. Знать значение вхождения Кавказа в состав России | Работа с контурной картой | § 12, вопросы и задания, с. 84 |
Продолжение табл.
13 | Общественное движение в годы правления Николая I | 1 | Школьная лекция | Общественная мысль и особенности общественного движения 30–50-х гг. Теория «официальной народности». Консервативное движение. Либеральное движение. Западники и славянофилы. Кружки 20–30-х гг. Революционное движение. Русский утопический социализм. Основные понятия: общественное движение, консерватизм, либерализм, социализм, «православие, самодержавие, народность», западники, славянофилы, общинный социализм | М. В. Буташевич-Петрашевский. | Иметь представление о развитии общественной мысли и особенностях общественного движения в России 30–50-х гг. XIX в. Знать положения теории «официальной народности». Уметь анализировать взгляды западников и славянофилов | § 13, вопросы и задания, с. 92; работа с документами, с. 92–94 | ||||
14 | Крымская война 1853–56 годов. Оборона Севастополя | 1 | Интегрированный урок | Обострение Восточного вопроса. Крымская война 1853–1856 гг. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции | В. А. Корнилов. | Знать причины и ход Крымской войны 1853–56 гг. Знать о героической обороне Севастополя. | Работа с контурной картой.
| § 14, вопросы и задания, с. 100; работа с документами, |
Продолжение табл.
Героическая оборона Севастополя. Ход военных действий на Кавказе. Парижский мир Основные понятия: кремневые ружья, стратегия, тактика | П. М. Кошка | Уметь анализировать последствия Крымской войны | Таблица «Ход военных действий Крымской войны» | с. 100–101 | |||||||
15 | «Золотой век» российской культуры. Развитие науки | 1 | Школьная лекция | Исторические условия развития культуры XIX в. «Золотой век» русской поэзии. Основные художественные стили: классицизм, романтизм, реализм. Архитектура, литература, живопись, театр. Развитие образования. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Основные понятия: художественный стиль, классицизм, романтизм, реализм, сентиментализм, национальное самосознание, литературный язык, русский ампир, лицей, военно-полевая хирургия, неевклидова геометрия, паровые машины. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. И. Ф. Крузенштерн. Ю. Ф. Лисянский. Первая кругосветная экспедиция. Ф. Ф. Беллинсгаузен. М. П. Лазарев. А. А. Баранов и освоение русской Америки. Исследование Дальнего Востока в середине XIX в. Экспедиции Г. И. Невельского | Первые железные дороги | Знать исторические условия развития культуры в первой половине XIX в. Знать примеры и значение деятельности представителей «Золотого века» русской культуры, иметь представление об основных художественных стилях того времени, иметь представление о развитии образования и науки в первой половине XIX в. Знать примеры достижений русской науки и техники Иметь представление о выдающихся русских первооткрывателях и путешественниках. Уметь анализировать значение их экспедиций для России | § 15- 17 |
Продолжение табл.
16 | Перемены в быту основных сословий населения | 1 | Комбинированный урок | Быт и нравы в России в первой половине XIX в. Жилище. Изменения в одежде. Сословные различия. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан. Народные праздники. Семья и семейные обряды. Основные понятия: горница, светлица, сюртук, косоворотка, сермяга, зипун, онучи, портки, чугунки, приданое | Иметь представление о переменах в быту основных сословий населения в первой половине XIX в. | § 18, вопросы и задания, с. 130 | |||||
17 | Повторительно-обобща XIX в.» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Россия в первой половине XIX в.» | Знать материал раздела «Россия в первой половине XIX в.» | Тест |
Продолжение табл.
18 | Россия во второй половине XIX в. (18 ч) | Кризис | 1 | Школьная лекция | Предпосылки и причины отмены крепостного права. Реформаторские замыслы Александра II, рост крестьянских выступлений, настроение общества. Россия перед выбором пути развития | Знать предпосылки и причины отмены крепостного права. Уметь анализировать реформаторские замыслы Александра II и возможности их реализации | § 19, вопросы и задания, с. 137; работа с документами, с. 137–138 | ||||
19 | Отмена крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Школьная лекция | Назревание революционной ситуации в России. Подготовка крестьянской реформы. Основные понятия: временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники | Феодально-крепостнические пережитки | Знать положения Манифеста 19 февраля1861 г. об освобождении крестьян. Уметь анализировать условия освобождения крестьян. Знать значение отмены крепостного права для развития России | Работа | § 20, вопросы и задания, с. 143; работа с документами, с. 143 |
Продолжение табл.
20 | Либеральные реформы 60– 70-х гг. XIX в. | 1 | Школьная лекция | Либеральные реформы Александра II: школьная, военная, судебная, земская, городская. Основные понятия: апелляция, гражданское общество, нигилизм, правовое государство, террор, земство, имущественный и возрастной ценз, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, университетская автономия | М. Т. Лорис-Мели- | Знать причины проведения либеральных реформ 60–70-х гг. XIX в., их содержание и значение, иметь представление о деятельности М. Т. Лорис-Меликова | Таблица «Либеральные реформы 60– 70-х гг. XIX в.». Тест | § 21–22 | |||
21 | Социально-эконо- | 1 | Комбинированный урок | Социально-экономиче- | Положение сословий в Российской империи. | Иметь представление о социально-экономическом развитии России после 1861 г. | § 23
|
Продолжение табл.
отмены крепостного права | России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Помещичье хозяйство – тенденции развития. Имущественное расслоение русского крестьянства. Особенности развития капитализма в России. Основные понятия: отработочная система, товарное производство, концессия, промышленный переворот, стачка | Положение городских сословий | Знать факты завершения промышленного переворота и особенности развития капитализма | ||||||||
22 | Общественное движение: либералы и консерваторы | 1 | Школьная лекция | Особенности российского либерализма середины 50-х – начала 60-х гг. Подъем общественного движения после поражения в Крымс- | А. И. Герцен. | Иметь представление о подъеме общественного движения в России в 50–60-х гг. XIX в. Уметь анализиро- | Таблица «Либералы и консерваторы» | § 24, вопросы и задания, с. 173 |
Продолжение табл.
кой войне. Революционные кружки 50–60 гг. XIX в. Влияние Западноевропейских событий на развитие общественного движения в России. Разногласия в либеральном движении. Представители консервативного крыла общественной мысли. Основные понятия: либералы, консерваторы, земский конституционализм, народное представительство, публичность, радикальный, революционный | Н. Г. Чернышевский. Вольная русская типография | вать деятельность либерального и консервативного крыла общественной мысли | |||||||||
23 | Революционное народничество | 1 | Школьная лекция с элементами беседы | Общественные движения 70-х–90-х гг. XIX в. Причины роста революционного движения. Земское движение конца 1870-х. Идеология революционного народничества. Зарождение народничества. Чернышевский. Три течения народничества (Бакунин, Лавров, Нечаев и Ткачев). Основные понятия: социализм, «общинный социализм», революционеры, разночинцы, анархизм. Народнические организации второй половины 60-х–начала 70-х гг. | Иметь представление об идеологии революционного народничества. Уметь анализировать положения трех течений народничества Иметь представление о деятельности народнических организаций второй половины 60-х–начала | Таблица «Три течения в народничестве» | § 25, вопросы и задания, с. 180; работа с документами, с. 180–181 |
24 | Внешняя политика Александра II | 1 | Интегрированный урок | Основные направления внешней политики России 60–70-х гг. XIX в. Союзники и противники России в Европе. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. Основные понятия: «союз трех императоров», «священная война» Балканский кризис. Причины начала русско-турецкой войны. Боевые действия летом 1877 г. Падение Плевны. Перелом в ходе войны. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс. Причины и значение победы России в войне | А. М. Горчаков. Народы Российской Империи М. Д. Скобелев | Иметь представление о международной ситуации. Знать основные направления внешней политики России 60–70-х гг. XIX в. Знать причины, ход и развитие русско-турецкой войны 1877–78 гг. Знать положения Сан-Стефанского мирного договора. Уметь анализировать причины и значение победы России в войне | Работа | § 27-28 |
Продолжение табл.
25 | Внутренняя политика Александра III | 1 | Школьная лекция | События 1 марта 1881 г. и возможность альтернативы исторического развития России. Внутренняя политика Александра III. Манифест о незыблемости самодержавия. Победоносцев – идеолог контрреформ. Значение, результаты, последствия. Попытки решения крестьянского вопроса. Временнообязанное состояние крестьян, крестьянская община, особенности промышленного переворота в России. Начало рабочего законодательства. Русская интеллигенция как социально-психологический феномен. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства | Знать о причинах Знать основные положения внутренней политики Александра III. Знать содержание контрреформ Александра III. Уметь анализировать их причины | § 29–31 |
Продолжение табл.
Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. Х. Бунге. Экономическая политика Е. А. Вышнеградского. «Золотое десятилетие» русской промышленности. С. Ю. Витте. Основные понятия: крамола, переселенческая политика, реакция, сектанты, циркуляр, черта оседлости, протекционизм, государственная монополия, биржевая торговля, таможенный тариф, акцизные сборы | |||||||||||
26 | Положение основных слоев населения. Народы Рос | 1 | Школьная лекция | Сословия и классы в пореформенном обществе. Дворянство и крестьянство. Буржуазия | Иметь представление о сословно-классовой структуре российского общества во второй половине XIX в. | § 32–33, вопросы |
Продолжение табл.
сии во второй половине XIX в. | ция. Казачество. Причины социальных конфликтов в России второй половины XIX в. и способы их решения. Национальная и религиозная политика Александра III. Основные понятия: сословие, класс, имущественное расслоение, земельные переделы, отходничество, подоходный налог | Уметь анализировать причины социальных конфликтов | |||||||||
27 | Общественное движение в 80–90-х гг. | 1 | Школьная лекция | Кризис революционного народничества. Либеральное движение после убийства Александра II. Консерваторы и их доминирование при Александре III. Распространение идей марксизма. Г. В. Плеханов. Группа «Освобождение труда». Основные понятия: марксизм | Иметь представление об особенностях общественного движения в 80–90-х гг. XIX в. Знать причины быстрого распространения идей марксизма, иметь представление о деятельности группы «Освобождение труда» | § 34, вопросы и задания, с. 244; работа с документами, с. 244–246 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
28 | Внешняя политика Александра III | 1 | Интегрированный урок | Общая характеристика внешней политики Александра III. Поиск союзников в Европе. Азиатская политика Александра III. Сближение России и Франции Основные понятия: военная конвенция, мобилизация, сепаратный мир | Иметь представление о международной ситуации в последней четверти XIX в. Знать основные направления внешней политики Александра III | Работа с контурной картой | § 35, вопросы и задания, с. 251; работа с документами, с. 252 | ||||
29 | Достижения российской науки и образования во второй половине XIX в. | 1 | Урок-исследование | Реакционная политика Основные понятия: естественные науки, гуманитарные науки | Н. Н. Мик- | Иметь представление о достижениях российской науки и образования во второй половине XIX в. Знать конкретные примеры успехов русских ученых на естественнонаучном и гуманитарном направлениях | Работа с документами | § 36, вопросы и задания, с. 257; работа с документами, с. 258–259 | |||
30 | Достижения художественной культуры России во | 1 | Урок-конференция | Развитие русской литературы и изобразительного искусства во второй половине XIX в. Художники-передвижники. | Иметь представление об условиях развития русской литературы и изобразительного искусства во второй половине XIX в. | Выступления на конференции | § 37–38, вопросы |
Подолжение табл.
второй половине XIX в. | Деятельность скульптора Антокольского. Новые архитектурные решения. Эклектика. «Золотой период» русской музыки. Театр. Развитие народного творчества. Значение художественной культуры второй половины XIX в. в формировании гражданского самосознания. Основные понятия: критический реализм, передвижники, эклектика, «Могучая кучка» | Знать конкретные примеры достижений художественной культуры России, иметь представление о развитии народного творчества. Уметь анализировать причины развития и значение художественной культуры второй половины XIX в. | работа | ||||||||
31 | Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине XIX в. | 1 | Комбинированный урок | Изменение демографической ситуации после отмены крепостного права. Рост населения. Развитие городов, изменение их облика. Развитие транспорта и связи. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Изменения в деревенской жизни | Иметь представление о социальном развитии России во второй половине XIX в. Уметь анализировать изменения в быту и образе жизни города и деревни | Защита ученических проектов на тему «Быт и образ жизни в городе и деревне во второй половине | § 39, вопросы и задания, с. 282; работа с документами, с. 282–283 |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Основные понятия: урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни, поддевка, сюртук, фрак | XIX в. | ||||||||||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX в.» | 1 | Повторительно-обобщающий урок | Материал раздела «Россия во второй половине XIX в.» | Знать материал раздела «Россия во второй половине XIX в.» | Тест | |||||
33-34 | РЕЗЕРВНОЕ ВРЕМЯ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование 9 класс по истории России интегрированно с историей Сибири
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по истории России 9 класс по учебнику Загладина интегрированно с историей Сибири 102 часа...
Развёрнутое тематическое планирование 9 класс по истории России интегрированно с историей Сибири
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по истории России 9 класс по учебнику Загладина интегрированно с историей Сибири 102 часа...
Календарно-тематическое планирование. 8 класс, Новая история, история России
Календарно-тематическое планирование. 8 класс, Новая история, история России...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по учебному предмету «История России. Всеобщая история» для 5 «А», 5 «Б» класса
Настоящий календарно-тематический план разработан на основе рабочей программы по истории Древнего мира для 5 класса к УМК Ф.А. Михайловского и др., составленную с опорой на материал учебника и ...
Календарно-тематическое планирование 6 класс предмет "История России"
Календарно - тематическое планирование 6 класс "История России"...
Календарно-тематическое планирование 7 класс предмет "История России"
Календарно-тематическое планирование 7 класс предмет "История России"...
Календарно-тематическое планирование 8 класс предмет "История России"
Календарно-тематическое планирование 8 класс предмет "История России"...