Отечественная война 1812
презентация к уроку по истории (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Герои Отечественной войны.
1812 год.
Класс – 8.
Цель: формирование нравсвенно – патриотических качаств учащихся на примере героев Отечественной войны 1812
Задачи:
I.Обучающие
1. Углубление и расширение знаний учащихся об исторических личностях, событиях родного края в данный исторический период.
2.Определение значения победы русского народа в войне.
3. Совершенствование умений и навыков с учебным текстом, анализа и обобщения изучаемого материала.
II. Развивающие:
4. Развитие навыков учебной деятельности : умение систематизировать знания, искать ответы на проблемные вопросы, разрабатывать учебные проекты.
III. Воспитывающие
5. Показать отражение массового героизма, готовность русских солдат, офицеров, генералов к самопожертвованию во славу Отечества;
6. Подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества;
7. Акцентировать внимание учащихся на связи времен и значении сохранения и преумножения традиций прошлого;
Методы:
словесный;
частично-поисковый;
практический;
информационный.
Оборудование:
учебник "История России XIX век" (авторы Данилов А.А., Косулина Л.Г, для 8-го класса);
комплект открыток "Герои Отечественного войны 1812 года", музыкальное сопровождение,
цветная бумага красного цвета,
фломастеры,
видео - фильм,
Книга памяти погибших ВОВ, АРМ.
Форма урока: ролевая игра в форме закрепления – обобщения. Урок памяти.
Тип урока: игра – исследование.
План изучения темы:
I глава. Полководцы
А. Барклай де Толли
Б. Тормасов
В. Кутузов
Г. Багратион
II глава. Партизаны
1. Партизаны – Крестьяне ( Герасим Курин, Ермалай Васильев)
2. Партизаны – Офицеры ( Давыдов Денис,)
3. Партизаны – Женщины ( Василиса Кожина, Н. Дурова)
4. Партизаны - Казаки
.
План урока.
- Мотивация ( видео – фильм).
- Основная часть ( составление « Книга памяти»)
I глава. Полководцы ( работа с текстом документа – расшифровка текста)
1. Барклай де Толли
2. Тормасов
3. Кутузов
4. Багратион
II глава. Партизаны ( Составление кластера)
1. Партизаны – Крестьяне ( Герасим Курин, Ермалай Васильев)
2. Партизаны – Офицеры ( Давыдов Денис,)
3. Партизаны – Женщины ( Василиса Кожина, Дурова)
4. Партизаны - Казаки
III. Проверка и анализ « Книги памяти»
IV. Итог урока. (Чтобы помнили…)
Ход урока
I. Мотивация ( фильм Герои…)
Здравствуйте уважаемые коллеги, ребята. Меня зовут Лариса Вячеславовна. Мне хочется начать урок сегодня, несколько необычно.
Для этого взгляните на экран.
- Как вы думаете, какому событию посвящен данный фильм?
- Ребята, скажите, сколько лет прошло с той поры?
Да, в прошлом году( 2012 году) исполнилось ровно 200 лет. Эта дата Юбилейная!!!!
Целых два века отделяют нашу современность от великой победы русского народа в Отечественной войне 1812 года, но это нисколько не умаляет её огромного значения для истории России.
II. СЛАЙД №1
Сегодняшний урок полностью будет посвящен Героям Отечественной войны 1812. Для того чтобы, вы лучше усвоили тему, я предлагаю каждой команде составить «Книгу памяти героев Отечественной войны 1812 года». Я буду играть роль главного редактора, а вы роль корреспондентов.
План составления:
Для примера я вам принесла « Книгу памяти героев ВОВ»
1.Взгляните на книгу. Из чего она состоит? ( Состоит из обложки, оглавления, основного содержания).
2.У вас на столе приготовлен специальный материал ( обложка – красная, фломастеры). Ваша задача, структурировать материал на две главы. Названия страниц зашифрованы в специальных заданиях, которые по ходу урока вы должны будете выполнить.
3. Победит та команда, которая правильно составит книгу памяти.
I глава. СЛАЙД №2
Итак, уважаемые корреспонденты, чтобы узнать название главы, вы должны расшифровать текст. Заполнить пропуски. В каждом тексте четыре пропуска.
Задание №1. Работа с документами – расшифруйте текст.
- Главную силу русских войск составляла 1-ая армия под командованием 1. ______________________, размещенная вдоль реки 2.______________ Неудачи первых недель войны, отступление русских армий без сражений породили при дворе и в обществе не просто уныние, но и разговоры об 3.____________. Вступив в командование армией в августе, Кутузов объявил, что действия полководца были___________________, и отступил ближе к Москве.
Ответ: 1.Барклай де Толли.2.Неман 3. измене, 4. верными
О действиях, какого полководца шла речь в тексте документа?
2. Значительная часть военных событий Отечественной войны 1812 года происходила на территории современной1.________________. В череде населенных пунктов, отмеченных крупными боями, ярко выделяется город 2._____________, который стал знаковым местом для русской армии. В историю Отечественной войны 1812 года Кобрин вошел как город, где была одержана первая крупная победа русской армии в пределах России над армией 3._____________ ____________.
Третья армия полководца 4._____________ должна была прикрывать пути возможного отступления на Киев.
Ответ:1. Беларуссия .2. Кобрин 3. Наполеона Бонапарта 4.ТОРМАСОВ
3.)
Ему удалось выиграть войну, при этом, не выиграв у неприятеля ни одного сражения в открытом бою.
В сентябре 1. ________г в 2.___________, маленьком поселке под Москвой, в избе крестьянина Андрея Фролова,3.______________ были собраны все генералы Русской армии, чтобы решить, как противостоять Наполеону. Не смотря на недовольство окружающих его генералов, он принял единственно правильное решение (как потом, оказалось) увести войска из Москвы и отступить назад_по 4)_________ __________, ради сохранения армии.
Ответ: 1. 1812 год, 2. Филях, 3. Фельдмаршал Кутузов,4. Рязанской дороге
4. Сам Суворов отметил 1_______________как "наиотличнейшего генерала и достойного высших степеней" и подарил ему шпагу, с которой полководец не расставался до конца жизни. В войнах против наполеоновской Франции его отряд называли "Дружина героев".
Войска полководца располагались на левом фланге, у деревни Семеновской с построенными впереди нее тремя земляными укреплениями – 2_________________Левый фланг оказался жарким. 6 часов французы дважды овладевали3_____________________, и дважды были выбиты оттуда. Во время очередной атаки противника князь 4_______поднял свои войска в контратаку, и в этот момент он был тяжело ранен.
Ответ: 1.Багратион,2. "Багратионовыми флешами", 3.Багратионовы флеши, 4.Петр
Итак, как мы назовем 1 главу? ( Полководцы).
СЛАЙД №3.
Не забудьте заполнить КНИГУ ПАМЯТИ – 1 главу именами героями полководцев.
Задание №2: На доске вашему вниманию представлены фото полководцев. Я думаю, вы без труда их узнаете.
Гибельной для французских захватчиков стала “малая война”. Их называли “дубиной народной войны”. О ком идет речь? О партизанах. Значит, как будет называться II глава. Партизаны. СЛАЙД №4
II глава будет состоять из четырех страниц. Как они называются, вы товарищи корреспонденты должны определить самостоятельно. Я как главный редактор, вам помогу небольшими подсказками. СЛАЙД №5
Задание: Составьте кластер по теме: Партизаны.
1. СЛАЙД №6. Задание для команды № 1.
30 сентября 1812 года отряд крестьян в составе 5.5 тыс. чел во главе с_________________разгромили очередной отряд французов. Взбешённый маршал бросил против партизан регулярные войска. Предвидя такой поворот событий, он организовал французам засаду. За свои самоотверженные действия данный герой получил Георгиевский крест из рук самого М. И. Кутузова.
- О ком идет речь? ( Партизан – крепостной крестьянин)
-Итак, подумайте, как можно назвать 1 страницу II главы.
К какому сословию относится данный партизан? ( Партизан – крестьянен)
На что надеялись партизаны – крестьяне после победы Российской империи над французами?
-Дополните список партизан - крестьян 1 страницы II главы.
.
2. Слайд № 7. Задание для команды №2.
Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: «Отчего вы полагали нас французами?» Каждый раз отвечали они мне: «Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одёжу схожо». — «Да разве я не русским языком говорю?» — «Да ведь у них всякого сбора люди!» Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным.
Дневник партизанских действий.
- Итак, о ком идет речь? Денис Давыдов. Кем он был?
- Как называется 2 страница II главы Книги памяти? (Партизаны – Офицеры).
- Дополните список!!!!!!
( Давыдов Д, капитан Сеславин, капитан Фигнер, полковник Кудашев, полковник И.Е. Ефремов, полковник И. М. Вадбольский, генерал Дорохов итд.
3. Слайд № 8. Задание для команды №3.
Организовала партизанский отряд в Смоленской губернии. Имея в своем распоряжении только подручные инструменты (вилы, косы), крестьяне действовали неожиданно, и смело, нанося ощутимый урон наполеоновской армии. Лишь за первый месяц после Бородинского сражения французы потеряли 30 тыс.чел. О деятельности отряда было известно Наполеону и императору Александру I, который после окончания войны отметил героиню медалью и назначил ей денежное пособие.
-О ком идет речь? ( Василиса Кожина).
-Как вы назовите 3 страницу II главы? Партизанки – женщины
-Дополните список. Кружевница Прасковья, Надежда Дурова.
4. Слайд №_9.Задание для команды №4.
Счастлив полководец, у которого есть__________________. Если бы у меня была армия из одних ______________, то я покорил бы всю Европу. Этим диким всадникам совершенно неизвестны наши подразделения, правильное равнение, сомкнутость строя, которой мы придаем столько значения… Но они умеют с места мчаться карьером и на карьере круто останавливаться. Лошади кажутся одним телом с ними. Они всегда бдительны, поворотливы, нетребовательны и исполнены воинского честолюбия…
Н .Бонапарт 1816 год
О ком идет речь?
Кто внес не малый вклад в Отечественную войну 1812 года?
- КАЗАКИ
Продолжите список полков, отрядов казаков.
НРК. Слайд № 10 . Ребята, в этот список нужно включить и наших земляков, казаков – Южноуральцев.
КАРТА
На западной границе, стояли казачьи полки наших земляков – уральцев: Екатеринбургский пехотный полк генерал-майора Гурьялова, Пермский и Уфимский полки, сформированные из крестьян, мещан, мастеровых и торговцев из Челябинска, Уфы, Троицка; Башкирский, Тептярский, Ставропольский (с Урала), Калмыцкий и другие полки. Они приняли первый удар врага.
Слайд №_11. Уральский арсенал победы.
На Саткинском заводе в домнах научились отливать ядра, пушечную дробь, гранаты.
Снаряды делали в Кусе, Нязепетровском, Симском, Уфалейском заводах, в Каслях и Кыштыме. В 1813 году Кусинский завод поставил в войска 3 тысячи ядер и гранат.
В каждой губернии создавались Комитеты пожертвований. Добровольные взносы поступали от представителей всех сословий. Горнозаводские служащие Златоуста внесли 80 рублей на обмундирование новых полков, мещане и купцы Верхнеуральска собрали 164 рубля.
Заводчики Яковлевы и Н. Н. Демидов бесплатно поставили в казну артиллерийские снаряды.
НА КАКИЕ КАТЕГОРИИ ДЕЛИЛИСЬ ПАРТИЗАНЫ?
СЛАЙД №12.
вывод по главе № 2.
-
Кто входил в партизанские отряды?
На доске представлены фото полководцев, ваша задача назвать их имена.
( В. Васильковский, Н. Дурова, Башкирские казаки_, Н. Кудашев)
Все - таки Отечественная война 1812 года, какой характер носила?
Почему вы решили , что именно народный ?
Потому, что участвовали все сословия
СЛАЙД №13
- Ребята, скажите, для чего нам нужна « Книга памяти»
- Чтобы помнили
- Не забывали
- Чтобы данные Герои для детей являлись примером в жизни.
ПОКАЗ И АНАЛИЗ « Книги памяти».
1.Приглашается та , команда , которая работала на уроке наиболее активно. 2.Зачитывает имена героев, о которых сегодня на уроке не упоминалась речь.
3.Затем работы команд вывешиваются на доске.
СЛАЙД №14
Я рада , что вы справились с заданием!!!!
- Скажите, что еще может и делает человек, чтобы увековечить память героев нашей Родины?
Слайд №15
Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.
Так как вы все справились с заданием, мне хотелось бы подарить вам небольшие открытки на память. ЗАЧИТАТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ ИЗ ОТКРЫТКИ!
Д.з
У меня к вам есть небольшое пожелание, придя сегодня домой, вы напишите для себя лично: «Какой след в своей жизни вы оставляете после себя»!!!!!! ТО ЕСТЬ Какие поступки совершаете вы добрые, полезные для близких и общества, или какие то иные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года
В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Урок, посвященный 200-летию Отечественной войны 1812 г. "Пять женщин в войне 1812 года"
Открытый урок по теме "Пять женщин в войне 1812 года". В данной работе описывается проведение урока с использованием интерактивных средств по вышеуказанной теме....
"Отечественная война 1812 года" ("1812 елгы Ватан сугышы")
8 класста яңа теманы өйрәнү дәресе. Схема, презентация, милли-региональ компонентлардан файдаланылды....
урок по 1812 году К 200-летию Отечественной войны 1812 года!
Урок - внеклассное мероприятие «Страницы мужества и славы», на основе краеведческого материала «Клин в дни Отечественной войны 1812 года»....