Олимпийские игры в Древней Греции
методическая разработка по истории (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiyskie_igry_v_drevney_gretsii_5_kl.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока истории в 5 классе.
Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции
Образовательные задачи: познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями;
продолжить формирование умений работать с текстом учебника, выделяя главное, систематизируя информацию;
формирование коммуникативных качеств, развитие навыков публичных выступлений и умения высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: учебник « История Древнего мира» для 5 класса под ред. А.А. Вигасина , Г.И.Годера, М., 2010 г, раздаточный материал (рабочие листы с заданиями) для учащихся, презентация мультимедиа, имитация одежды эллинов.
Основные понятия и термины: Олимпийские игры, пятиборье, олимпионики, атлеты, панкратий, ипподром.
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
-Добрый день, начинаем урок истории. Какую страну древности мы сейчас изучаем? Мы продолжим разговор о Древней Греции - удивительной стране, открытиями и достижениями которой мы пользуемся и сейчас, в XXI веке. Сегодня на уроке каждому из вас самому предстоит узнать что-то новое.
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Давайте сначала вспомним, что нам уже известно о Древней Греции. -Где находится Греция? (Балканский п-ов, острова Средиземного моря, побережье Малой Азии)
- Как сами греки называли себя и свою родину? (эллинами, Элладой)
-Каких богов древние греки особенно почитали и почему? (Зевса, Посейдона, Аида, Деметру, Афину, Диониса и т.д. Греки считали, что боги помогали во всех их занятиях)
- Назовите имя известнейшего древнегреческого поэта и его произведения. Почему до сих пор они вызывают интерес? (Гомер, «Илиада» и «Одиссея»)
- Назовите самые крупные полисы Греции. Чем они прославились? (Афины и Спарта).
-Назовите имена самых известных законодателей Греции. Что о них вам известно? (Солон, Ликург)
- Над какой могущественной страной древности грекам в 5 в. до н. э. удалось одержать победу? (над Персией) -Какие крупнейшие сражения Греко –персидских войн вы помните? (Марафонское, у Фермопил, Саламинское морское сражение, битва при Платеях)
Известное всем и очень популярное сегодня понятие «демократия» зародилось именно в Греции.
- А как оно появилось и что означало? (в результате участия всех граждан полиса в работе Народного собрания; в переводе с греческого «демократия» –народное правление, власть народа. )
-Так же благодаря Древней Греции мы можем наслаждаться сегодня театральными представлениями. Вспомните, какие театральные жанры существовали у греков? (комедия и трагедия)
И еще одно достижение древнегреческой цивилизации, пожалуй, является одним из самых захватывающих и интересующее буквально всех. Посмотрите на экран (демонстрируется набор слайдов из истории Олимпийских игр).Вы догадались, что это «изобретение» древних эллинов – Олимпийские игры. Почему и когда они зародились? Каким образом греки готовились к играм? Как проходили и какие виды состязаний включали? Мы можем ответить прямо сейчас на все эти вопросы?
3.Выявление места и причины затруднения
Почему мы не можем ответить на эти вопросы? (…нам необходимо знать историю зарождения олимпийского движения
4.Построение проекта выхода из затруднения
- Итак, какова цель нашей дальнейшей деятельности? (узнать, когда и где появились Олимпийские игры в древности, как проходили, какие виды состязаний включали и как чествовали победителей игр на родине?).
Помогут ответить на все эти вопросы ребята из инициативной группы, которые подготовили опережающее домашнее задание в форме театрализованного представления.
На интерактивной доске появляется изображение ХРАМА ЗЕВСА и другие здания. Ребята имитируют одежду эллинов( гимантий из белой простыни или белого материала.)
Перед зрителями появляются послы со свитками в руках.
1 посол: Всем! Всем! Всем!
2 посол: Приближается великий праздник благословенной Эллады- Олимпийские игры!
1 посол: В честь Бога Зевса устраиваем мы это торжество через каждые четыре года.
2 посол: Объявляется священный мир во всей Элладе!
1 посол: Все военные действия должны прекратиться!
2 посол: Горе тому, кто поднимает меч на путника, идущего в Олимпию! Даже пираты- гроза морей, не осмелятся пред гневом Зевса и Посейдона напасть на корабль эллинов!
1 посол: Проклятие и громадный штраф на тот полис, что осмелится пойти войной на соседа!
2 посол: Всем! Всем! Приглашаем граждан свободной Эллады на священные игры!
Послы уходят. Вслед за ними появляются трое эллинов, беседующие между собой. Они останавливаются и обращаются к зрителям.
Геродод: Путники! Вы, знаете, прибыли к нам с далекого Понта Эвксинского, из Пантикопеи. Да хранят боги вас и ваш полис! Я, Геродод, из славного города Сиракузы. Трижды мне пришлось побывать на священных Играх. Трижды я переживал за атлетов из славных Сиракуз! Многие города могут похвастаться своими олимпийцами, в том числе и наш. С малых лет любой мальчик знает имена наших чемпионов! Хвала им!
Админант: Я, Админант, из прекраснейших Афин немного в обиде за друга моего Геродота. Слишком он расхвастался! Сиракузы! Конечно, я чту этот благословенный город, но лучше Афин города нет! И олимпийцев у нас больше. Наш город не жалеет денег на строительство гимназий и палестр. все наши мальчики с детства увлечены спортом и из них вырастают прекрасные атлеты, воины и мореплаватели. И сейчас наши атлеты целых девять месяцев тренировались в палестрах Афин, а затем вместе со всеми тренировались в городе Элиде.
Ликон: Друзья мои, негоже нам так вести себя перед гостями. Я, Ликон из Коринфа, расскажу вам об Олимпийских Играх и мы вместе побываем там.
Вот мы и в живописной долине Олимпии. Вы видите, как ярко светит солнце, как благоухает зелень. Перед нами стоят прекрасные здания, храмы портики из белого камня.
Войдем в храм Зевса. Пусть боги дадут нам благословение, здоровье и покровительство! Принесем и мы в дар Зевсу меру оливкового масла. Вот бронзовые ворота храма, а дальше в глубине восседает на троне величественный Зевс. Великий Фидий сотворил статую из золота и слоновой кости. Трон бога Зевса отделан драгоценными камнями. Словно живой сидит он перед нами! На душе у нас светло и радостно; уходят все горести и тревоги!
Ферамен: Дай, Ликон, и мне, Ферамену из Платей, сказать слово. Праздник длится 5 дней. В первый день – открытие Игр. Парадное Шествие. Какое это красивое зрелище! Впереди идут в пурпурных одеждах судьи- элладоники. Затем величаво выступают атлеты: возничие и бегуны, метатели дисков и панкратионы, прыгуны и борцы. Все они свободные эллины! Нет среди них чужестранцев- варваров и презренных рабов. В Играх принимают участие только мужчины.
Атлеты приносят жертвы богам и дают клятву бороться честно и по правилам, не пользоваться запрещенными приёмами. А судьи клянутся выносить справедливые решения.
Во второй, третий, четвертый дни- соревнования, а на пятый- награждение победителей. Итак, начинаются Олимпийские Игры!
Геродот, Адиант, Ликон и Ферамен садятся на скамейки в глубине сцены и становятся зрителями Игр.
Один за другим выходят победители соревнований.
Дион: Я. Дион из города Дельфы, победитель скачек! С детства я мечтал об этом счастливом дне! Много лет я ухаживал за своими лошадьми. И они не подвели- помчались быстрее ветра! Вы видите, моя возница Авкон правит колесницей, запряженной четверкой лошадей. Они прошли круг, второй, третий. Вот- седьмой, восьмой, девятый! И вот уже двенадцатый круг! Последний! Вы видите, как две колесницы моих соперников разбились о поворотный столб. Хвала богам, что не моя!
Мой возница Авкон – молодец! За то, что меня наградят венком победителя и признают олимпиоником, я щедро одарю его двумя талантами серебра!
Леонид: Я, Леонид из геройской Спарты, не отличаюсь красноречием. Нас, лакодемян, учат с детства говорить лаконично. Но мы отличаемся храбростью. Выносливостью, сдержанностью и силой.
Я, Леонид из Спарты, прыгнул дальше всех, пробежал быстрее всех, метнул копьё и диск дальше и быстрее всех, А в борьбе мне не было равных! Я горжусь, что отныне в сражении я буду биться рядом с нашим царём! Это почётное право олимпионика из Спарты! Хвала Зевсу, Ликургу и Спарте!
Фокион: Сегодня шёл третий день соревнований. Вы, заняв с утра удобные места на стадионе, с трепетом и гордостью любовались нами! Мы – атлеты-воины, верные сыны и защитники прекрасной Эллады, соревновались по бегу в шлемах и со щитами. Земля сотрясалась под нашими ногами! Стремительно и грозно прошли мы дистанцию! Я, Фокион из несравненных Афин, победитель этих соревнований. Я горжусь, что прославил мой город Афины и именем моим назовут эти Олимпийские Игры! Слава Афине!
Креон: А я, Креон из Милета, победил в труднейшем, красивейшем виде соревнований – панкратии. Такова была воля богов!
Сначала мы тянули жребий, разбились попарно. Панкратий – это борьба и кулачный бой. Очень жёсткий и красивый бой! Посмотрите на мои руки и лицо! Многочисленные шрамы говорят о десятках выигранных схваток. Здесь разрешены все приёмы и удары. Нельзя только кусать и калечить друг друга. К вечеру, победив всех, мы оставались вдвоём с Тимном из Эфеса. Наши тела блестели от пота и оливкового масла. Мы долго боролись, обменивались ударами, заламывали друг другу руки и, наконец, я уложил Тимна! Я был силён как лев и хитёр как лисица. Да будет благословен мой Милет! Хвала Зевсу!
На сцену выходят судьи соревнований. Выносится столик с венками для победителей. Выстраиваются олимпионики.
Диоклит: Я, Диоклит, главный элладоник священных Олимпийских Игр! Я награждаю победителей и возлагаю на их головы венки из оливковых веток со священного дерева храма Зевса. Слава олимпионикам!
Церемония награждения победителей соревнований.
- Сегодня на уроке вы увидели небольшое театрализованное представление , а теперь мы постараемся самостоятельно ответите на все вопросы, которые мы перед собой поставили, выполнив ряд заданий. Так как вопросов у нас несколько, работать мы будем по вариантам, каждый вариант (1, 2, 3 ряд) получит свое задание и подготовит ответ на один из поставленных вопросов. Называются задания для каждого варианта и одно общее задание для всех.
5. Реализация построенного проекта
Учащиеся знакомятся с заданиями, самостоятельно работают с текстом учебника (параграф № 40) и вписывают пропущенные слова в текст. Затем проверяют друг у друга и сверяют ответы в парах. Время на выполнение задания – 7 мин
Олимпийские игры в Древней Греции
(параграф № 40)
Вариант 1 | Где и когда появились первые Олимпийские игры? |
Олимпийские игры проводились в________________ один раз в __года. | |
Вариант 2 | Как проходили Олимпийские игры? |
Олимпия расположена в Пелопоннесе, области _______________. В ней расположены храм и статуя бога ___________, работы скульптора _______. К священному округу Альтис примыкали ___________________________. | |
Вариант3 | Какие виды состязаний проводились? |
Программа состязаний включала в себя______________________________ | |
Задание для всех: | Как чествовали победителей игр на родине? |
Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую; сочиняли песню; награждали медалью; обращались как к третейскому судье. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Учащиеся по очереди рассказывают у доски по схеме- эталону (презентация). Происходит сравнение и обсуждение рассматриваемых вопросов. На основе проговоренного и услышанного каждый ученик в своих рабочих листах заполняет пропуски к каждому варианту.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Учащиеся выполняют проверочную работу: «Олимпийские игры» в Древней Греции.
Предлагаются задания, в которых используются полученные на уроке знания.
Проверочная работа
1.Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции
а) каждый год
б) раз в пять лет
в) раз в четыре года
г) раз в три года
2. Первые Олимпийские игры были проведены
а) в 594 г. до н. э.
б) в 479 г. до н. э.
в) в 449 г.до н. э.
г) в 776 г. до н. э.
3. Олимпия была расположена
а) в Южной Греции
б) в Средней Греции
в) в Северной Греции
г) на острове
4. Программа состязаний включала себя
а) бег и прыжки
б) метание диска и копья
в) борьбу
г) все вышеперечисленное
5. Победителей игр называли
а) чемпионами
б) олимпиониками
в) героями
г) выдающимися спортсменами
6. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
1) Панкратий А) Скульптор, создатель статуи Зевса
2) Олимпионики Б) Программа соревнований, включающая в себя несколько видов спорта
3) Ипподром В) Победители Олимпийских игр
4) Фидий Г) Вид соревнований, включающий кулачный бой и борьбу
5) Пятиборье Д) Сооружение, где проводились гонки колесниц
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
После выполнения задания учащиеся проверяют правильность , сверяя с ответами ( по эталону)
8. Включение в систему знаний и повторение
- Как вы думаете, что Олимпийские игры давали грекам, почему они так охотно в них участвовали?
Традиция проводить олимпийские игры возродилась сохраняется и в наше время.
Мы знаем, что в ближайшем будущем - летом 2012 года состоятся летние Олимпийские игры во Великобритании, в Лондоне, а еще через два года, в 2014 году – у нас в России будут проходить зимние Олимпийские игры в городе Сочи.
- Давайте подумаем и сравним современные Олимпийские игры и древнегреческие: что между ними общего, а что – различно. Результаты наших рассуждений занесем в таблицу:
Общие черты и различия современных и древних Олимпийских игр
Общие черты:________________________________________________________________________ | ||
Вопросы для сравнения:
Когда проходят? Как награждают победителей? | Олимпийские игры в Древней Греции | Современные Олимпийские игры |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке
Обсуждаются и анализируются содержание и результаты учебной деятельности :
- Что нового узнали сегодня на уроке?
-Какую цель мы поставили? Как вы думаете, мы её достигли?
- Каким образом нам удалось достичь поставленной цели?
- Оцените свою деятельность на уроке? (на «5» , на «4» , другие оценки)
- Проанализируйте, что на сегодняшнем уроке для вас было самым трудным?
- Вам понравилось самостоятельно добывать знания?
- Где вы можете использовать полученные знания?
Домашнее задание (по выбору): параграф №40
1. Подготовить презентацию «Олимпийские игры в Греции» или «Из истории олимпийского движения»
2. Составить кроссворд по теме урока.
Олимпийские игры в Древней Греции
Вариант 1 | Где и когда появились первые Олимпийские игры? |
Олимпийские игры проводились в Олимпии один раз в 4 года. | |
Вариант 2 | Как проходили Олимпийские игры? |
Олимпия расположена в Пелопоннесе, области Элида. В ней расположены храм и статуя бога Зевса работы скульптора Фидия. К округу Альтис примыкали храмы и алтари. | |
Вариант3 | Какие виды состязаний проводились? |
Программа состязаний включала в себя бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьбу. Всё это именовалось пятиборьем. Помогала атлетам соблюдать ритм музыка. Самые популярные виды спорта – кулачный бой и панкратий (сочетание кулачного боя и борьбы), | |
Задание для всех: | Как чествовали победителей игр на родине? |
Выходили навстречу при въезде в город; устраивали пир; платили деньги; ставили статую; сочиняли песню; награждали медалью; обращались как к третейскому судье. |
Проверь себя!
1. в
2. г
3. а
4. г
5. б
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Г | В | Д | А | Б |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпийские игры В Древней Греции
Открытый урок в 5 классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции" имеет дополнительный материал по теме, связана с современными Олимпийскими и Паралимпийскими играми. На уроке учащиеся решают...
Урок 5 класс "Олимпийские игры в Древней Греции"
Открытый урок с использованием презентации и дополнительного материала....
Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"
интегрированный урок: история+физическая культура....
Урок "Олимпийские игры в Древней Греции" (5 класс)
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения олимпийских игр, формируют образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю...
Олимпийские игры в Древней Греции.
Олимпийские игры....
Олимпийские игры в Древней Греции
Интегрированный урок по истории и физической культуре. Вызывает интерес у обучающихся и учителей-коллег....
Технологическая карта на тему: "Олимпийские игры в Древней Греции", 5 класс
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на развитие творческого мышления и развитие у учащихся представлений об истории происхождения Олимпийских игр. В дан...