Олимпийские игры в Древней Греции.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Олимпийские игры в Древней Греции
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя культурное наследие Древней Греции, научить делать выводы о значении Олимпийских игр, проводившихся с 776 г. до н.э.
Линия 3. Историческое мышление.
Из фактов истории Древней Греции научить выявлять цели и средства древнегреческого воспитания.
Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки правилам древнегреческого воспитания.
Обязательный минимум содержания: значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.).
План урока:
I. Проблема урока: зачем греки соревновались?
II. Поиск решения проблемы:
1. Древнегреческое воспитание.
Предполагаемый вывод по проблеме: всё древнегреческое воспитание было направлено на то, чтобы приблизиться к идеалу гражданина (в человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело).
2. Олимпийские игры.
Предполагаемый вывод по проблеме: соревнуясь, древние греки почитали богов, прославляли не только своё имя, но и свой полис, принося пользу не только себе, но и своему городу.
III. Оформление информационного плаката.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | Разбивает класс на группы и объясняет, что по ходу урока им предстоит выполнить творческое задание, заполнить информационный плакат. – Рассмотрите изображения древнегреческих ваз. Какие сюжеты использовали древние греки? – Скажите, какие соревнования считаются самыми важными, главными в истории человечества? Почему вы так думаете? – О каких Олимпийских играх вы слышали? – Оказывается, мы уже достаточно много знаем! Но чтобы убедится, что наших знаний не достаточно, обратим внимание на следующий слайд. Фиксируем на доске проблему: Зачем греки соревновались? | Разбиваются по группам и готовятся к работе на уроке. – Обучение, спортивные соревнования. Могут сказать, что Олимпийские игры проводились ещё в древности. На них люди демонстрировали свои достижения в спорте. В этих соревнованиях до сих пор участвуют спортсмены со всего земного шара. Упоминают Олимпийские игры в Москве 1980г и грядущие игры в Сочи. Смотрят на слайд, и пытаются сформулировать проблему урока Записывают проблему в плакат. | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Работать по плану, сверяясь с целью. 5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Владеть смысловым чтением. 2. Определять понятия. 3. Анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы. 4. Выявлять причинно-следственные связи. 5. Представлять информацию в разных формах (текст). 6. Находить информацию в разных источниках (учебнике). 7. Сравнивать. Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Создавать устные и письменные тексты. 3. Организовывать работу в паре. 4. Осознанно использовать речевые средства в ситуации общения. Личностные УУД 1. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки. |
II. Версии. | – Какие у вас будут версии решения проблемы? | Предлагают свои версии. Записывают версии в плакат | |
III. Актуализация знаний. | – Объясните значения слов: полис, демократия, аристократия. – Как вы думаете, почему спортивные игры, в которых эллины демонстрировали свою силу, ловкость, свободу, назвали Олимпийскими? – Назовите главных богов древних греков. – На прошлых уроках мы с вами выяснили, какие существовали правила и законы в Афинах и Спарте. – Что было главной обязанностью граждан этих полисов? – Какие качества требовались от граждан Афин, а какие – от гражданина Спарты? – Выполните задание, указанное на слайде и вклейте в свой плакат Фиксируем на доске: Знаем: 1. Что такое полис, демос, аристократия. 2. Каким богам поклонялись. 3. Идеалы древних греков: физическое и интеллектуальное развитие. | Работают со словарём. Могут сказать, что это связано с богами, которые обитали на горе Олимп. Отвечают – Защищать свой полис. – В Афинах ценились трудолюбие, умение правильно и красиво произносить длинные речи – ораторство. В Спарте ценились воинские качества, выносливость, смелость, жёсткость, умение чётко и кратко выражать свои мысли. Выполняют задание, оформляют плакат | |
IV. Планирование деятельности. | – Чтобы проверить версии, что нам надо узнать? Фиксируем на доске: Надо узнать: 1. Как воспитывали в Элладе. 2. Как проходили Олимпийские игры. | – Надо узнать, каким было воспитание в Древней Греции, как проходили Олимпийские игры, в чём соревновались, какие были правила соревнований. | |
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Древнегреческое воспитание. – А сейчас мы поработаем с тетрадью, она поможет нам успешней справиться с заполнением плаката. Внесите данные из таблицы тетради в лист, изображенный на слайде, и вклейте в плакат. – Из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Мы решили проблему урока? Обобщая ответы, приводим к выводу: – Чтобы приблизиться к идеалам гражданина, греки воспитывали в себе качества – быть прекрасным душой и телом, а значит, принести пользу себе и другим. – Чтобы воспитать гражданина, надо было выработать умение действовать в торговом соперничестве, в судебных спорах, в выборной борьбе на народном собрании, в вооружённой борьбе за свой полис. – Предположите, что придумали Древние греки, чтобы развиваясь духовно и физически, задобрить своих богов? | Индивидуально, самостоятельно работают с заданием, предложенным в слайде. Предлагают варианты ответов по учебной проблеме. Нет, поскольку, по мнению греков духовное и физическое развитие может вызвать зависть богов и навлечь всевозможные кары. Олимпийские игры. | |
2. Олимпийские игры. – Используя п. 2, составьте кластер «Олимпийские игры», проходивших в Древней Греции. Предположите, как могла звучать тема нашего урока? Почему было важно добиться победы в Олимпийских играх? Подводим учеников к выводу о том, что греки соревновались, чтобы ублажить богов, прославить свой полис и себя как его гражданина. По итогам выполнения задания применяем | Индивидуально, самостоятельно работают с текстом (п. 2). Составляют кластер в плакате. Олимпийские игры в Древней Греции – Победа считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса. Победитель навечно прославлял как своё имя, так и полис, в котором жил. | ||
VI. Выражение решения проблемы. | – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? | Примерный вывод по проблеме: – Древние греки соревновались, чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором должно быть всё прекрасно: и тело, и душа. Победитель навеки прославлял полис, таким образом он приносил пользу и себе, и ему. Вывод вклеивают в плакат. | |
VII. Применение нового знания. | Выберите одно из трех заданий. - необходимый уровень - повышенный уровень - максимальный уровень. Выполните задание, завершите оформление плаката и оцените его по оценочному листу. Творческое задание. – Напишите рассказ от имени победителя Олимпийских игр. Опишите свои ощущения, настроение и как были встречены городом. | 3 4 5 Завершают плаката, проводят самооценку и сдают работы. | |
VIII. Домашнее задание. | – Прочитайте название следующего параграфа. Как вы думаете, о чём в нём может говориться? – Прочитайте § и проверьте свои предположения, а также ответьте на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпийские игры В Древней Греции
Открытый урок в 5 классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции" имеет дополнительный материал по теме, связана с современными Олимпийскими и Паралимпийскими играми. На уроке учащиеся решают...
Урок 5 класс "Олимпийские игры в Древней Греции"
Открытый урок с использованием презентации и дополнительного материала....
Конспект интегрированного урока: "Олимпийские игры в Древней Греции"
интегрированный урок: история+физическая культура....
Урок "Олимпийские игры в Древней Греции" (5 класс)
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения олимпийских игр, формируют образное представление о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю...
Олимпийские игры в Древней Греции
Интегрированный урок по истории и физической культуре. Вызывает интерес у обучающихся и учителей-коллег....
Технологическая карта на тему: "Олимпийские игры в Древней Греции", 5 класс
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок рассчитан на развитие творческого мышления и развитие у учащихся представлений об истории происхождения Олимпийских игр. В дан...
Урок-игра "Олимпийские игры в Древней Греции"
Урок-игра - это театрализованное представление с соревновательными элементами...