Развитие аналитического мышления в процессе медиаобразования обучающихся.
опыты и эксперименты по истории (8 класс) на тему

Плотникова Татьяна Николаевна

Аналитическое мышление по отношению к системе медиа в целом включает ассоциативное восприятие, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (сообщений/информации), в сочетании с аудиовизуальным воображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Плотникова Т.Н.  учитель истории

и обществознания МБОУ «Пролетарская СОШ»

Серпуховского района Московской области

        В российских исследованиях развитие аналитического мышления традиционно связано с проблемным обучением, под которым понимается «такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и развитие мыслительных способностей»[1].

        Аналитическое мышление по отношению к системе медиа в целом и медиатекстам в частности включает ассоциативное восприятие, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и медиатекстов (сообщений/информации), в сочетании с аудиовизуальным изображением, виртуальным экспериментированием, логическим и интуитивным прогнозированием в медийной сфере.

        Проблемная ситуация создает своего рода интеллектуально-творческую задачу для личности обучающегося, когда он не может понять какие-либо явления. И это побуждает его искать новые способы объяснения или действия, самостоятельного анализа, формулировки проблем, вариантов их решения и т.д.

        По отношению к развитию аналитического мышления медиакомпетентности проблемное обучение выполняет следующие основные функции:

  • развитие познавательной самостоятельности обучающимися, поиск деятельности, связанной с миром массовых коммуникаций и медиаобразования;
  • развитие самостоятельного аналитического мышления на уроках к медиаресурсам;
  • развитие творческих способностей обучающихся на материале медиа и их креативного применения в проблемных ситуациях и в новых условиях;
  • накопление опыта комплексной творческой деятельности на медиаматериале.

Структура технологии развития аналитического мышления имеет три стадии:

  1. Вызов:

а) актуализация имеющихся знаний;

б) пробуждение интереса к получению новой информации;

в) постановка обучающимися собственных целей обучения.

            Возможные приёмы и методы: составление блока «известной информации», графическая систематизация материала (кластеры, таблицы), выбор среди верных и неверных утверждений, перепутанные логические цепочки и др.

2.  Осмысление содержания:

а) получение новой информации;

б) корректировка обучающимся поставленных целей обучения.

            Возможные приёмы и методы: маркировка восприятия текста с использованием значков «V», «+», «–», «?», таблица ЗХУ(знаю, хочу узнать, узнал-а), поиск ответов на вопросы, которые были поставлены в первой части занятия.

3.  Рефлексия:

а) размышление, рождение нового знания;

б) постановка обучающимся новых целей обучения.

             Возможные приёмы и методы: заполнение кластеров и таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам – верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных «круглых столов», различных видов дискуссий, написание творческих работ (эссе), исследования по отдельным вопросам темы и т.д.[2]

              В ходе выполнения проектов часто применяю кластеры (грозди) – графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами или явлениями. В центре листа пишется ключевое слово или словосочетание (тема, проблема). Далее вокруг этого слова или словосочетания записываются слова, которые ассоциируются с этой тематикой. Например, кластер на уроке обществознания в 8 классе по теме: «Что такое общество»:

                 Образовательная технология развития аналитического мышления на всех этапах предусматривает толерантное, уважительное отношение педагога и обучающихся к любым высказанным мнениям, пусть даже абсолютно неверным.

                Технология развития аналитического мышления личности неразрывно связана и с методом ролевых игр, который, бесспорно, помогает коммуникативности и активизации творческой деятельности обучающихся и способствует совершенствованию результативно взаимодействовать в группе (команде), критически анализировать разнородную медийную (и любую другую) информацию, при этом отбирать, сравнивать и оценивать факты (явления), самостоятельно переносить полученные знания и умения для решения новой проблемы или поиска инновационных решений.

                 Таким образом, развитие аналитического мышления в процессе мадиаобразования обучающихся актуальны на сегодняшний день, так как позволяют сформировать умения и навыки с любыми источниками информации и находить, осмысливать, анализировать и использовать данную информацию для решения проблемных задач.

Мысль в подарок…

«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию»

                                                                                                       Я.А.Коменский


[1] Селевко Г.К. Проблемное обучение // Школьные технологии. 2006. №2. С.61.

[2] Стил Дж., Мередит К., Темпл ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М.: «Открытое общество», 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развития критического мышления в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чт...

Развитие алгоритмического мышления в процессе изучения темы «Циклы»

Развитию логического мышления способствует формирование навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основная цель раздела – формирование у школьни...

Развитие аналитического мышления в процессе медиаобразования обучающихся.

         Аналитическое мышление по отношению к системе медиа в целом включает ассоциативное восприятие, анализ и оценку механизмов функционирования медиа в социуме и ме...

Доклад на тему: «Внедрение приемов и стратегий технологии развития критического мышления как процесс активного получения знаний обучающимися на уроках английского языка».

В докладе рассматриваются некоторые приемы и стратегии технологии развития критического мышления, которые способствуют  учащимся овладеть самыми разнообразными ресурсами в работе с различными тип...

Развитие критического мышления и познавательной активности обучающихся на уроках английского языка

В современном мире человек должен обладать целым рядом качеств, для того, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен уметь воспринимать, перерабатывать информацию, обладать способностью отстаивать свою...

Развитие аналитических и творческих способностей у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Размышления об условиях, в которых возможно на уроках развать творческие способности у детей....

Метапредметный подход обучения в формировании коммуникативных навыков и развития аналитического мышления.

данный материал оказывает помощь в построении метапредметного урока с целью формирования у обучающихся целостной картины мира...