Необыкновенные истории обыкновенных вещей.
рабочая программа по истории (5 класс) на тему
Рабочая программа факультативного курса в 5 классе ФГОС ООО. Программа рассчитана на 34 часа. Включает в себя теоритическую и практическую часть. Основная задача курса - развитие интереса к истории. Курс предусматривает работу с дополнительной литературой, интернетресурсами, изготовление своими руками исторических моделей из пластилина, солёного теста, фольги, разных видов бумаги. Материал проектных работ в конце года может быть представлен на научно-практических конференциях, выставках. Тематический план включает следующие разделы: 1. Первобытное искусство, Египет, Индия, Китай, Греция, Рим. Курс отвечает требованиям ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_5_klass_fgos_ooo.rar | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Медвежье-Озёрская средняя общеобразовательная школа
деревни Медвежьи Озёра Щёлковского муниципального района Московской области
Методическое объединение социально-гуманитарного цикла
Предмет: история
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА
« НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ
ОБЫКНОВЕННЫХ ВЕЩЕЙ»
Уровень образования 5 класс (ФГОС ООО)
Количество часов 5 класс (34 часа)
Учитель, категория Полякова Анна Анатольевна
первая квалификационная категория
д. Медвежьи Озёра
2014-2015 уч. год
Пояснительная записка
Отношение общества к своему прошлому является важным условием его жизнедеятельности. В прошлом - корни, основания каждой новой исторической эпохи, следовательно, общество не может не считаться с ними при решении многих практических социально-политических и иных задач. Прошлое - обязательный элемент исторического сознания. Историческое сознание предполагает ту неразрывную связь времен, которая формирует отношение человека к окружающим его общественным условиям. А с обществом тесно связана и семья человека.
Программа курса составлена с учетом того, что данный период истории является очень сложным, содержит много фактического материала.
В основу программы курса положено сочетание проблемного, цивилизационного и культурологического принципов изучения истории на основе гуманизации.
Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:
- в отборе учебного материала (внимание к традициям культурного наследия, социальному поведению человека, вещам которые его окружают, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);
- в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний ценностных ориентаций, что способствует выработке учащимися собственного отношения к изучаемому историческому периоду);
- в технологии преподавания (создание условий для интенсивной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей выработку умения практически использовать полученные знания; поэтапного вовлечения учеников в различные виды учебной деятельности);
- в ориентации преподавания на «проживание» учащимися различных исторических эпох, разных типов культур; (с помощью изучения вещей, традиций.)
- в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся вглубь явлений, на раскрытие таких аспектов исторического процесса, как время, исторические условия, роль ментальных особенностей в мотивации поступков исторических личностей – то, что развивает способность понимания исторических эпох;
- в развитии творческого мышления и культурного кругозора школьников;
- в создании атмосферы сотрудничества (живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).
- развитие в детях художественно-образного начала, которое способствует формированию активной жизненной позиции.
Актуальность данного курса объясняется вниманием, уделяемым проблемам в современной школе вообще, и ценностным системам обществ и их составляющих эпох, в частности. Значимость: возможность использования опыта, полученного на занятиях кружка – при изучении как истории, так обществознания.
Курс предназначен для учащихся 5 класса. Рассчитан на 34 часа.
Формы проведения:
1.групповые формы: лекции, беседы;
2.индивидуальные формы работы: доклады, презентации; создание своими руками творческих моделей исторических объектов из пластилина, фольги, солёного теста и бумаги;
3.подготовка и участие в конференциях, конкурсах;
4.подготовка газет;
5.исследовательская деятельность.
Основная цель работы.
- Развить интерес к истории;
- Приобщать к поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Образовательные.
Углубить и раскрыть знания обучающихся по истории. Собранные учащимися материалы широко использовать как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях. Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам.
2.Воспитательные.
В целом курс способствует воспитанию патриотизма, гражданского отношения к истории. Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры.
3.Развивающие.
Развить креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками. Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников.
Результативность
1.В ходе реализации программы курса развивается самостоятельность, активность обучающихся;
2.Занятия помогут раскрыть способности детей;
3.Коллективная деятельность будет формировать такие качества как терпимость, тактичность, доброжелательность;
4.Приобщение детей к творчеству.
На материале факультатива школьники могут углубить представления о происхождении многих вещей, без которых современные люди не могут обойтись. Курс способствует выработке у школьников критического подхода к информации, умения аргументировать свою точку зрения. Курс направлен на развитие творческих способностей, умение выражать свои чувства словами, при помощи творческих работ. Основные умения и навыки:
• анализировать конкретно-исторические сведения;
• работать с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление таблиц, схем, реферирование литературы по избранной проблеме);
• владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельных микроисследований;
• анализировать и сопоставлять факты.
Примерное тематическое планирование
1. Первобытное искусство.
2. Искусство Древнего Египта.
3. Индия в древности.
4. Китай в древности.
5. Искусство Древней Греции.
6. Искусство Древнего Рима.
ПРОГРАММА КУРСА «НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ИСТОРИИ ОБЫКНОВЕННЫХ ВЕЩЕЙ»
РАЗДЕЛ №1.
Знакомство с деятельностью кружка. Первобытное искусство.
РАЗДЕЛ №2. Египет.
Архитектура и скульптура. Пирамиды и гробницы. Наземные храмы. Скальные храмовые комплексы. Каноны живописи. Связь с мифологией. Пирамиды и храмы. Медицина. Бальзамирование. Гигиена. Физическая культура. Фармакология. Хирургия. Косметология. Мода. Парики и причёски. Украшения и одежда. Эталоны красоты.
РАЗДЕЛ №3. Индия.
Архитектура и скульптура. Храмы в скалах. Тадж - Махал. Научные знания. Медицина. Мода. Сари. Ювелирные украшения. Мехенди – рисунки хной. Индийские танцы. Литература. Рабиндранат Тагор.
РАЗДЕЛ № 4. Китай.
Архитектура и скульптура. Великая китайская стена. Пагода в цвете. Медицина. Календарь. Научные знания. Традиции и обычаи. Мода и причёски. Эталоны красоты. Батик. Мифология. Китайские фонарики. История китайских драконов.
РАЗДЕЛ № 5. Греция.
Архитектура и скульптура. Храмы. Ионические и дорические колоны. Греческие сосуды. Мифология. Подвиги Геракла. Созвездия, названные в честь мифических героев. Научные знания. Пифагор, Евклид, Архимед. Медицина. Олимпийские игры. Мода и причёски. Ономастика.
РАЗДЕЛ № 6. Рим.
Архитектура и скульптура. Колизей. Пантеон. Базилика Святого Петра в Ватикане. Акведук. Мощёные дороги. Храмы. Римская мифология. Ономастика. Римский календарь. Римская мода. Одежда и обувь. Причёски.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКО ПЛАНИРОВАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «НЕОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ВЕЩЕЙ». 5 КЛАСС ФГОС ООО
№ | Наименование разделов и тем | Дата проведения | |
План | Факт | ||
РАЗДЕЛ №1. ВВЕДЕНИЕ. ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА. | |||
1. | Знакомство с деятельностью кружка. | сентябрь | |
2, 3 | Первобытное искусство. | сентябрь сентябрь | |
РАЗДЕЛ №2. ЕГИПЕТ. | |||
сентябрь | |||
4. | Архитектура и скульптура Древнего Египта. | сентябрь | |
5. | Мифология. | октябрь | |
6. | Научные знания. | октябрь | |
7. | Мода. | октябрь | |
8. | Практическое занятие. Создание рельефа, выполнение рисунка в рамках канона. | октябрь | |
РАЗДЕЛ № 3. ИНДИЯ. | |||
9. | Архитектура и скульптура Древней Индии. | ноябрь | |
10. | Мифология. | ноябрь | |
11. | Научные знания. Литература. | ноябрь | |
12. | Мода. | декабрь | |
13. | Практическое занятие. Создание рисунка мехенди. | декабрь | |
РАЗДЕЛ №4. КИТАЙ. | |||
14. | Архитектура и скульптура Древнего Китая. | декабрь | |
15. | Традиции и обычаи Китая. | декабрь | |
16. | Научные знания. | январь | |
17. | Практическое занятие. Создание модели на выбор: пагода, китайский дракон, китайские фонарики. | январь | |
РАЗДЕЛ №5. ГРЕЦИЯ. | |||
18,19. | Архитектура и скульптура Древней Греции. | январь февраль | |
20. | Научные знания. | февраль | |
21,22. | Мифология. | февраль февраль | |
23. | Мода. | март | |
24. | Практическое занятие. Вазопись. | март | |
РАЗДЕЛ №6. РИМ. | |||
25,26. | Архитектура и скульптура Древнего Рима. | март апрель | |
27. | Научные знания. | апрель | |
28,28. | Мифология. | апрель апрель | |
29,30. | Традиции и обычаи. | апрель май | |
31. | Римское наследие. | май | |
32. | Практическое занятие. | май | |
33, 34. | Итоговое занятие. | май | |
Итого: | 34 часа |
Литература
- Дьякова О.А. Игры для школьников. М.,1980.
- Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. М.,2002.
- Рабинович Е. Г. Судьба вещей. М., 1983.
- Я познаю мир: Дет энцикл. : История / Сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М.: ТКО «АСТ», 1995. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М.: Просвещение, 1993.
- Ганс Райхард « Древние греки» Слово 1994г.
- Ганс Райхард «Семь чудес света» Слово 1994г.
- История искусств. Минск «Литература» 1997г
- Куликов А. Н. Герои и боги: Египет. Тверь. Издательство «Полина».1994г.
- Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М. «Просвещение» 1980г.
Электронные пособия и ресурсы:
- Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007
- Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. Dorling Kindersly, 2004.
Ресурсы Интернет:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса по выбору /элективного курса « История простых вещей и открытий »
« История простых вещей и открытий »Предпрофильный элективный курсЦель курса:В период глобализации исчезает умение видеть значимое и прекрасное в том, что окружает нас в повседневной жизни. В ра...
викторина "Необыкновенные истории обыкновенных вещей"
Викторина "Необыкновенные истории обыкновенных вещей" разработана для учащихся 5-6 классов...
экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "мягкое чудо" о истории подушки
краткий 20 минутный экскурс в историю привычных предметов - подушки....
Экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Что за чудо деревянная ложка"
Краткий 20 минутный экскурс в историю деревянной ложки....
экскурсия к конкурсу "История обычных вещей" - "Эх,валенки.."
Краткий экскурс в историю уникальной обуви - валенок....
Конкурс " История обычных вещей " . Экскурсия " Путешествие во времени с обычными вещами..."
История о вещах военной поры....
Презентация для урока родной русской литературы "Необыкновенное в обыкновенном" (По книге "Дом над Двиной" Е.Г.Фрезер), 9 класс
Мемуарный материал как вариант подготовки и к итоговому сочинению для старшеклассника. Девятиклассники с интересом читают текст, фрагменты обсуждаем на уроке: прочитали, осмыслили, сказали (отвечаем н...