Учитель – ученик: характер взаимодействий в новых социокультурных условиях
статья по теме
Учитель – ученик: характер взаимодействий в новых социокультурных условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poslednee_vremya.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время, мы часто слышим: - «современные школьники отличаются от учащихся прежних лет, не готовят домашнее задание, не проявляют интереса к учебе, практически не читают, компьютер и интернет заменил им библиотеки и книги». В итоге учителя и ученики не понимают друг друга, взаимодействия нет. - В чем причина? Можно привести различные аргументы, однако, самым важным из них, на мой взгляд, являются новые социокультурные условия. В результате развития и влияния социальных институтов начался переход к новому типу общества – постиндустриальному, информационному. Его экономический базис составляет уже не владение землей или крупными индустриальными предприятиями, а знание и информация, воплощенные в экономических и социальных структурах. В таком обществе доминирует не тот, кто обладает мощнейшей военной силой или накопил наибольшие богатства, а тот, кто владеет большими объемами информации (знаний) и успешнее применяет их. Теперь уровень знаний, а не наличие или отсутствие частной собственности становится главным источником социальных различий. Наибольшее значение приобретает способность человека постоянно находиться в кругу вращения информации, его готовность потреблять и перерабатывать ее во все возрастающих объемах. Прямым следствием развития информационного общества, является процесс глобализации (резко возросшее взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств, распространяющаяся на все сферы жизни) Таким образом, современные школьники – это продукт массовой культуры, главным источником знаний для которой выступает Интернет. На сегодняшний день, в России, постоянное подключение к Интернету имеет 20-50 процентов. У нас действует государственная программа «интернетизации» под названием «Электронная Россия» Информационное общество – это общество мгновенных и всеохватывающих коммуникаций, общество всеобщей связи. Сегодня в Сети представлены почти все основные формы человеческой деятельности. Электронная почта во многом вытеснила обычную. Огромную популярность приобрели онлайновые системы знакомств и виртуальные игры. Неудивительно, что авторитет учителя стремительно падает вниз, а взаимосвязь с учащимися приближается к нулю. Как найти выход из сложившейся ситуации? Компьютер и Интернет не заменят учителя, наша педагогическая деятельность, в новых условиях, превращается в миссию. Я искала разные пути решения проблемы: меняла темы самообразования, ужесточала стиль воспитания, использовала новые технологии, методы и приемы обучения и воспитания…искала новые формы взаимодействия учителя и ученика. В результате, пришла к выводу, формы взаимодействия учителя и ученика не изменились, никто из педагогов – новаторов не «открыл Америку». Нужно было кардинально что –то менять. Однажды, я прочитала книгу Джона Масквелла «Важно только сегодня» (мировой бестселлер), которая изменила мою жизнь. Масквелл пишет: «Вы никогда не измените свою жизнь, пока не измените что-то из того, что делаете каждый день» Проецируя содержание книги на свою работу, я составила свою формулу профессионального успеха. Цель: взаимопонимание учителя и ученика Условия : взаимоуважение учителя и ученика Задачи : -достаточно высокий уровень культурного развития учащегося; -качество знаний (олимпиады, ЕГЭ); -плодотворная внеклассная деятельность; -успешная исследовательская деятельность. Гипотеза: для осуществления взаимопонимания учителя и ученика необходимо необходимо их активное взаимодействие, при котором учитель силой авторитета направляет учащихся на пути к овладению знаниями. Этого может достичь не просто педагог, а педагог -мастер Средства достижения: 1. Любовь к детям 2.Личность педагога (коммуникативность, мобильность, активная жизненная позиция, творческие способности) 3.Имидж современного педагога Слово «имидж» происходит от английского слова «образ»- это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ. Считается, что имидж состоит из трех частей: визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика) плюс внутренний образ (голос, темперамент, настроение) и менталитет (интеллект, духовная практика), но и этого еще не достаточно. Имидж только тогда выполняет свою особую роль, когда за ним стоит легенда. Психология человеческого восприятия такова, что люди с трудом воспринимают открытую информацию. Социальные ожидания – это социальный заказ сегодняшнего дня, знание этих заказов обеспечит человеку современный имидж. Взрослые, педагоги и родители часто теряют авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их не всегда интересно слушать. Если сегодня спросить человека о том, какой предмет был его любимым в школе, в большинстве ответов будет одно сходство: этот предмет стал любимым потому, что нравился преподаватель. Педагог, который занимается созданием своего собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и профессиональнее работает. Школа никогда не предназначалась только для того, чтобы научить. «Поставить на крыло» -вот главная задача педагога. Зародить интерес, показать направление – это трудная работа и называется воспитанием. Но воспитать крылатого человека может только крылатый педагог, современного человека только современный человек. Современник – это тот человек, который живет с нами в одно время, а современный человек – тот, кто живет в одном ритме со временем, тот, кто, чувствует требования времени.
« Если ты не воспитаешь себя, ты плохой учитель, но, если ты воспитаешь только себя, ты вообще не учитель» «Винить легче, чем разделить вину» «Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживешь вечность..»
Учитель должен: а) всесторонне знать свой предмет, постоянно следить за новинками науки и литературы; б) владеть культурой речи; в) высокий уровень владения всеми теми умениями и навыками, которые обязательны для учителя; г) осуществление межпредметных связей; д) использование ИКТ 6. Основные направления деятельности учителя: -подготовка и проведение уроков -внеклассная работа по предмету -исследовательская работа -индивидуальная работа с учащимися -работа с родителями Итак, успешное взаимодействие учителя и ученика в современных социокультурных условиях может обеспечить только педагог – мастер (любовь к детям + личность учителя + профессиональные заповеди + профессиональные умения + правильный выбор основного направления деятельности учителя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приёмы организации взаимодействия в системе отношений "Учитель- ученик".
Аннотация. В статье освещены методы и приёмы организации взаимодействия в системе новых отношений «Учитель-Ученик», проанализированы принципы этого взаимодействия и пси...
Оптимизация взаимодействия "учитель - ученик - родитель" при изучении английского языка
Статья представляет собой описание одной из форм работы с родителями при изучении английского языка....
Статья "Учитель – ученик: характер взаимодействий в современных социокультурных условиях".
P { margin-bottom: 0.21cm; } Учитель и ученик – это диалог двух культур, дополняющий друг друга. ...
Школа глазами ее "обитателей". Исследование характера отношений учитель - ученик.
Материал включает основные характеристики, которые ассоциируются у нас, учителей с нашими учениками и наоборот. За основу взяты сказочные персонажи как традиционных русских народных сказок, так и совр...
Учитель и ученик - характер и способы взаимодействия при обучении химии
При добросовестном отношении к работе учитель способен достичь многого, но для того чтобы школьник стал образованным человеком, нужно не только желание учителя, но и желание учащегося. Необ...
"Новый формат диалога учитель-ученик в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
Данный методический материал представляет собой теоретичесую часть и вопросы для обсуждения в группе учителей английского языка в рамках семинара районного методического объединения....
Программа «УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК: технология взаимодействия»
Программа«УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК: технология взаимодействия»...