Внеклассное мероприятие по теме:"Бородинское сражение"
занимательные факты по истории на тему
В наши дни, когда понятие «патриотизм» так востребовано в обществе, осознанное отношение к тому, что происходило много веков назад, крайне важно. Прошлое ушло безвозвратно, но оно оставило нам ценнейшее наследие. Дети должны знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея.
Данный урок является частью темы «Внешняя политика Российской империи в первой четверти XIX века». Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
Урок помогает формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность учащихся (эта активность представлена деятельностью учащихся на уроке и во внеурочной работе, в стремление задавать вопросы учителю и товарищам, в интересе к дополнительной литературе и информации, в проявлении инициативы участвовать в дискуссии, в желании высказать свою точку зрения).
В методической разработке представлены образцы творческих работ учащихся, материалы необходимые для проведения рефлексии на уроке, систематизации и обобщения знаний учащихся, материалы для ученической дискуссии.
Кроме того представлена технологическая карта урока «Бородинское сражение» проведенного в 8 общеобразовательном классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Название.
Бородинское сражение – одна из самых героических страниц
Отечественной войны 1812 года.
2 Краткая аннотация.
В наши дни, когда понятие «патриотизм» так востребовано в обществе, осознанное отношение к тому, что происходило много веков назад, крайне важно. Прошлое ушло безвозвратно, но оно оставило нам ценнейшее наследие. Дети должны знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея.
Данный урок является частью темы «Внешняя политика Российской империи в первой четверти XIX века». Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
Урок помогает формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность учащихся (эта активность представлена деятельностью учащихся на уроке и во внеурочной работе, в стремление задавать вопросы учителю и товарищам, в интересе к дополнительной литературе и информации, в проявлении инициативы участвовать в дискуссии, в желании высказать свою точку зрения).
В методической разработке представлены образцы творческих работ учащихся, материалы необходимые для проведения рефлексии на уроке, систематизации и обобщения знаний учащихся, материалы для ученической дискуссии.
Кроме того представлена технологическая карта урока «Бородинское сражение» проведенного в 8 общеобразовательном классе.
Основополагающим вопросом учебной темы является:
Бородино. Победа или поражение?
Вопросы учебной темы:
1. Что происходило на Бородинском поле?
2. Кто они, герои Бородино?
3. Какие вопросы, связанные с Бородинским сражением до сих пор вызывают споры среди историков?
4. Каково историческое значение Бородинской битвы?
3 Учебные предметы.
Данный проект затрагивает такие предметы школьной программы как история, краеведение, технология, информатика, литература, музыка, изобразительная деятельность, обществознание.
4 Уровень образования школьников.
Урок рассчитан на учеников среднего и высокого уровня обученности, умеющих работать на ПК, с дополнительной литературой и обладающих некоторыми знаниями и умениями проведения анкетирования. Но на уроке найдется место и для ученика, который обладает низким уровнем обученности, так как в уроке есть элементы не связанные с большим объемом знаний, умений и навыков.
5 Форма учебной работы – урок-практикум, включающий в себя элементы проектной, групповой, проблемно-дискуссионной, аналитической и социологической работы учащихся.
6. Описание разработки.
Данный урок был проведен в 8 классе в курсе «История России» в рамках темы «Внешняя политика Российской империи в первой половине XIX века».
В ходе урока реализуются несколько целей:
Образовательная: подвести учащихся к пониманию стратегической значимости Бородинской битвы в ходе Отечественной войны 1812г.; её роли в подготовке контрнаступления русской армии и окончательного разгрома Наполеона; показать народный освободительный характер войны 1812 года; показать роль солдат, офицеров и генералов в победе России над наполеоновской армией; подвести учащихся к выводу о закономерности победы России в этой войне; дать характеристику некоторых отзывов историков об итогах Бородинского сражения.
Развивающая: развитие умения извлекать необходимую информацию из различных источников для решения познавательных задач дискуссионного типа (формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать информацию, полученную в урочной о во внеурочной деятельности); оценивать события ретроспективно, формировать личностное отношение к изучаемому вопросу; определять цели, причины, последствия событий; выделять главное, составлять тезисы для ответа на поставленные вопросы.
Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества русских солдат и полководцев, их готовности стоять насмерть, их высокого понимания своего долга перед Отчизной, чувство национальной гордости и любви к своему Отечеству.
Навыки и умения, которые приобретаются в ходе подготовки и работы на уроке: умение работать с картой; умение делать выводы и обобщать материал; готовить сообщения с привлечением нескольких источников и с графическим пояснением этого материала; отработка навыка социологического опроса и умения делать выводы из статистического и фактического материала полученного входе исследования; навыки личностной оценки исторического события; умение работы на ПК, с принтером и сканером; формирования умения группового взаимодействия.
Особенность роли учителя:
Учитель во время урока и во внеурочной деятельности является консультантом, помощником в работе групп. Одной из главных задач учителя в ходе подготовки и проведения урока это создание микрогрупп из учащихся и распределения заданий между ними, учитывая психологические особенности детей, уровень обученности и желанием работать в группе.
Технологические особенности урока:
Для работы во время урока и во внеурочной деятельности школьников необходимо иметь такое оборудование:
пять компьютеров, включенных в единую локальную сеть,
сканер,
принтер,
доступ к Интернету,
проекционная система,
мультемидийные энциклопедии,
различная справочная и учебная литература,
программное обеспечение для создания ученических работ.
Кроме того, сам учитель истории должен обладать знаниями и умениями работы на ПК, для того чтобы быть консультантом не только в фактическом материале, но также и оформлении данного материала.
Организация работы:
I. Подготовительный (организационный) этап.
Данный этап требует около двух недель для подготовки. Он состоит из:
1. Класс делится на четыре группы, школьники знакомятся с возможными темами исследований, ходом и построением исследования, методикой работы в группе, проводится инструктаж.
2. Определяются задания для групп:
1 группа (наиболее подготовленные ученики) получают задания составить компьютерную презентацию «Гроза двенадцатого года…», которая должна отражать события 26 августа 1812 года.
Вместе с этой группой (параллельно с ней, под руководством учащегося – лидера обладающего высокой степенью обученности) работает подгруппа из детей с низким уровнем учебных возможностей. Эта подгруппа проводит анкетирование среди учеников 9 – 11 классов и делает возможные выводы из тех данных, которые будут получены в результате анкеты.
2 и 3 группы (учащиеся, обладающие средними и низкими учебными возможностями) получают задания составить буклеты по тематике «Герои Бородино».
4 группа (состоящая в равной мере из учеников, обладающих высоким и среднем уровнем обученности) работает над созданием возможного проекта дискуссионного ученического Веб-сайта.
3. Самостоятельная исследовательская деятельность участников каждой группы.
II. Технологическая карта проведения урока «Бородинское сражение» в 8 классе.
Ход урока.
Этап урока. | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. | Время. |
Актуализация знаний. | Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? Формулировка образовательной цели урока. | Ответы учащихся. Озвучивания 1 части таблицы «Мои знания» (заполняется дома). | 3 мин. |
Основная часть. | 1. Вы хотите узнать, что сделало Бородинскую битву навечно одной из самых героических страниц в памяти народа? 2. Кто они, герои Бородино? 3. Бородино. Победа или поражение? | Выступление первой группы о ходе и о полководцах Бородинского сражения. Выступление второй и третей групп с буклетами «Герои Бородино» и «Герои Отечественной войны в Омске». Четвертая группа представляет Третью страницу ученического Веб-сайта. | 19 мин. |
Работа в группах. | Обсуждение вопроса «Кто победил в сражении?» | Обсуждение четырех различных точек зрения историков о результатах Бородинского сражения в группах, составления тезисов для опровержения или подтверждения позиций. Выступление одного ученика от группы. | 7 мин. |
Озвучивание некоторых промежуточных выводов. | А помнят ли школьники сегодня героев Бородино? Одна из наших групп провела мини опрос среди старшеклассников нашей школы. | Озвучивание результатов анкеты и возможных выводов к ней. | 3 мин. |
Закрепление изученного на уроке. 1 уровень рефлексии. Проверь себя. 2 уровень рефлексии. | Вот и заканчивается наш урок. Как ты работал на уроке? Что узнал нового, интересного? Что ты можешь рассказать о Бородинской битве? Проверка знаний с помощью компьютерного раздаточного материала. Как результат нашей работы составим синквейны. | Озвучивание 2 и 3 части таблицы «Мои знания» (заполняется постепенно в ходе урока). 1.О каких героях Отечественной войны идет речь? 2.Тест по Бородинской битве. 3. Отечественная война в пословицах. 4. Игра «да иль нет». Проверка результатов работы. Составление синквейнов в группах и индивидуально со словами «Сражение» и «Война». Озвучивание синквейнов. | 10 мин. |
Подведение итогов урока. | Чья работа на уроке показалась Вам наиболее интересной и содержательной? Выставление оценок за урок. | Ответы учащихся. | 2 мин. |
Домашнее задание. | Используя материал, изученный на уроке, схему Бородинского сражения, любой дополнительный материал представь себя участником сражения – младшим офицером (должность и род войск по выбору). Напиши небольшое сочинение на одну из предложенных тем: А) «Утро на Бородинском поле. Начало сражения». Б) «Полдень на Бородинском поле. Разгар сражения». В) «Вечер на Бородинском поле. Конец сражения». | 1 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное задание по теме "Бородинское сражение"
Дифференцированные задания по теме: «Бородинское сражение. Отечественная война 1812 года». Задание на «3»:I вариантЧто такое континентальная блокада?Когда произошло вторжение наполеон...
Всероссийский конкурс " Недаром помнит вся Росия"Презентация на тему " Бородинское сражение"
Всероссийский конкурс " Недаром помнит вся Росия"Презентация на тему " Бородинское сражение"уч-ся 8 класса : Самрина Викарук-ль: Якушкин И.С...

Урок литературы в 10 классе на тему «Бородинское сражение»
Урок литературы в 10 классе на тему «Бородинское сражение»…нет лучшего учителя для военного литератора,чем Толстой, описывающий войну со всею правдивостьюгениального реалиста, не отвращая глаз о...

Классный час на тему: "Бородинское сражение. Прах здесь, слава- везде..."
Классный час посвящён 200- летию Бородинского сражения...

Внеклассное мероприятие по теме «Банные сражения»
Игра «Банные сражения» посвящена здоровому образу жизни....