Древний город над Вяткой рекой
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся с историей Вятского края, историей возникновения города Кирова. Данный материал может быть использован как для проведения урока в  классе по истории, так и для классного часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

Слово учителя.

   Мы живём в России. У каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, село, улица, дом, где он родился. Это его малая Родина. Для нас малая родина – Кировская область, Вятский край. Город Киров (Вятка) – один из старинных городов России, которому исполнилось 640 лет. Если посмотреть на карту Кировской области, то мы увидим, что  с севера на юг её пересекает река Вятка, с которой связана вся история нашего края.

    С древнейших времён  на берегах вятки шумел густой непроходимый бор, водилось много зверей и птиц. В изобилии было ягод и грибов. Минуя дремучий лес и топкие болота, только по реке можно было быстро продвигаться людям. Крутые обрывистые берега  реки служили надёжной защитой от внешних врагов. Почему?

1 ученик.

 Не на море окиане,

На земле живут вятчане…

Здесь дремучие леса

Подпирают небеса.

Здесь  медведями увалы,

Убегая от Урала,

Залегли грядою дикой

Перед тундрою великой;

Здесь узор путей колечками

Вышивают чудо-реченьки,

Здесь проторенных дорог

Не видал тогда и Бог.

Оттого-то в нашей вятке

И пошли свои порядки.

В Вятке воздух лесной,

 Гуляй себе вволю-

Что в бору под сосной,

Что в медвяном поле.

Удивляйся, дыши,

Веря и не веря,

Хочешь – землю паши,

Хочешь – бей зверя.     (В.Востриков).

Слово учителя.

  О том, как жили в давние времена люди на берегах Вятки, мы знаем по раскопкам в нашей области, историческим документам. С давних времён в Вятском крае жили племена марийцев и удмуртов. Жизнь их протекала в тяжёлом, изнурительном труде. Работали в лесу, вырубали деревья для строительства  жилья и очищали площади для посевов. Разводили скот, охотились, изготовляли орудия труда.

 Русские  пришли на Вятскую землю из Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества. Они научили местных жителей  трёхполью, изготовлению  оружия и более совершенных орудий труда, обучили грамоте.

2 ученик.

Среди отрогов древнего Урала,

В глуши лесов, в разливах синих рек

Века земля безвестная лежала,

И к ней стремился русский человек.

И как гласят преданья и былины,

Сюда из древней северной земли

По дикой Вятке на ладьях старинных

Умельцы – люди русские пришли.

И на холме, где зеленели ели

Царил таёжный вековой покой,

Их топоры упрямо зазвенели…

И русский город вырос над рекой.         (Г.Кощеев).

Историческая справка.

    «Летом 1374г.  светлую воду Вятки  вспенили вёсла больших судов.  В них сидели вооружённые воины. Воины должны  были разведать, где находятся богатые земли леса, наладить торговлю с местными жителями. Новгородцы держали путь на Волгу. На крутом берегу Вятки они увидели  небольшое  русское поселение. Срубленные из больших сосновых бревен дома стояли близко друг к другу, окнами к реке. Посёлок обнесён высоким частоколом. Новгородцы решили поселиться  на берегу Вятки. Их было свыше тысячи человек. Новгородцев называли ушкуйникам, так как они плавали  по большим рекам  на гребных судах, именовавшихся ушкуями. Посёлок на реке Вятке новгородцы грабить не стали. Вместе  с вятчанами  они построили новые дома, обнесли образовавшийся посёлок земляным валом и рвом. Так шесть веков назад была основана Вятка».  Объясните почему Вятка? Выскажите какие существуют предположения в истории.

  С 1457г. вятка стала называться ХЛЫНОВЫМ. Это название город носил 324 года. Точное происхождение этого названия точно не установлено. Полагают, что в основе лежит слово «ХЛЫН» - разбойник, вольный человек. Вторая версия – происходит от удмуртского слова «КЛЫН»  - главный.

  Долгое время вятчане не хотели присоединяться к Московскому государству. ( Рассказ 3  ученика о походах Ивана III на Вятку). После присоединения к Москве прибыли воеводы и стрельцы, и вятчане стали вместе с ними защищать российскую землю.

Российское государство укреплялось, росло, образовывались губернии. А Вятской губернии на карте России не было. И вятские люди решили снарядить  к государыне Екатерине II депутатов. Без подарка к императрице не являются. И тогда купцы стали предлагать подарить меха, а дворяне – драгоценности. Слово взял вятский архирей Алесей Титов.

   «Надо придумать так, чтобы императрица ежедневно нас вспоминала, садясь за труды праведные.  Чернила нашей матушке-государыне  надобны постоянно, лучшим мастерам закажем чернильный прибор из капого корня, редкого вятского промысла. Это и будет нашим подарком».

   Письменный прибор получился изумительный. Располагался на основании, которое напоминало форму карты, сверху значилась «Вятская губерния». Делегаты были приняты императрицей и с поклоном вручили подарок: «Вашему величеству бъём челом. Да повелит державство Ваше прибор милостиво принятии  и нам милосердие своё царское показати».

     Екатерина II: «Какова же это губерния? Таковых очертаний не упомню».

     Делегаты с поклоном; « «вятская матушка, вятская».

 Так в 1780г. указом императрицы была образована вятская губерния и город Киров переименован в Вятку.

  5 декабря 1934г. правительство СССР приняло решение о переименовании Вятки в Киров в память о политическом деятеле, уроженце города Уржума – Сергея Мироновича Кирова.

4 ученик

Здесь всё напоминает нам о нём.

Бревенчатый, где жил он в детстве, дом…

Приют, обшитый тёсом.. Вот сюда

В нелёгкий день свела его нужда.

В училищах уржумских он постиг

Впервые радость знанья, тайны книг.

Он подрастал, он набирался сил.

В «ковчег» украдкой к ссыльным приходил.

Пытливый юноша в вечерний час

Их речи, споры слушал там не раз.

В укромной баньке с верным другом сам

Листовки он печатал по ночам.

Так начал Киров трудный путь бойца…

Тому пути был верен до конца.

От пули вражьей пал он, как солдат…

Но в наши дни слова его звучат.      (В.Заболоцкий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Возникновение, развитие и выдвижение Москвы.Возникновение древних городов Подмосковья

Материал разработан по курсу "Родное Подмосковье" к учебнику Л.Ф.Греханкиной. Ко второй главе....

Древний город над Вяткой рекойЦель урока

Цель урока: познакомить учащихся с историей Вятского края, историей возникновения города Кирова. Тема является актуальной в сфере патриотического воспитания молодого поколения....

Древний город над Вяткой рекойЦель урока

Цель урока: познакомить учащихся с историей Вятского края, историей возникновения города Кирова. Тема является актуальной в сфере патриотического воспитания молодого поколения....

Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: « Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость»

Форма урока и используемые методы дают возможность учащимся в увлекательной и творческой форме усвоить материал, раскрыть свой потенциал. Урок выстроен таким образом, что работа учащихся направлена на...

Внеклассный урок на тему: «Город древний, город милый…»

Актуальность проекта состоит в том, чтобы расширить круг представлений о родном городе, дать о нем некоторые доступные   исторические сведения, показав все то, что свято чтут наши земляки, а...

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ГОРОД НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ.

Аннотация: в статье ведется речь о важности проведения качественных внеурочных занятий по истории....

ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ В 8 КЛАССЕ «ГОРОД НАД БЕЛОЙ РЕКОЙ» КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ.

Аннотация: в статье ведется речь о важности проведения качественных внеурочных занятий по истории....