Средневековая культура Западной Европы в отражении поэзии ХХ века
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему
Разработка урока истории в 6 классе в условиях реализации ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii.rar | 1.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока истории
в 6 классе в условиях реализации ФГОС.
Тема урока:
Средневековая культура Западной Европы в отражении поэзии ХХ века
Выполнила учитель
истории и обществознания
МБОУООШ №28
с.Кирпичное
Туапсинского района
Калашникова Наталья Николаевна.
2014 год.
Актуальность межпредметной согласованности учебного материала по истории и литературе: в результате оптимального использования межпредметных связей реально повышается качество знаний обучающихся. В этом случае связи между учебными предметами служат формированию синтезированных понятий, умений и навыков, обладающих свойством свободного переноса в другие области образовательной деятельности, обеспечивающих развитие личности.
Тип урока: урок-обобщение ранее изученного материала.
Форма урока: комбинированный.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний об особенностях развития Франции и Англии в XI – XIII в, формирование общих представлений о культуре Западной Европы в XI – XIII вв., сформировать в представлении обучающихся творческую позицию О.Мандельштама о непреложности культурно-исторических ценностей.
Задачи урока:
- Образовательные:
* Используя межпредметную связь истории, искусства и литературы продолжить изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в XI – XIII веках, как частью культуры всей Европы.
*Продолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события.
*Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.
*Развитие интереса к истории Средних веков.
- Развивающие:
*осуществление системно - деятельностного подхода:
развитие умений и навыков составления историко-культурных комментариев;
*формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения подбирать материал с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге;
развитие умений и навыков соотносить и сравнивать полученные знания, использовать их при ответе на поставленные вопросы
- Воспитательные:
*вовлечь в активную практическую деятельность;
*воспитать культуру общения, умения выслушивать мнение других;
*воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования;
*воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Задания к комбинированному уроку:
Задания даются индивидуально, повторение материала п.п. 18,21,
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийные презентации к уроку.
Дидактическое обеспечение:
- учебник: Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» 6 класс Москва: «Просвещение», 2010г.,
- рабочая тетрадь для записей,
- стихотворение О.Мандельштама «Notre Dame»
- «политическая карта мира», карточки задания,
- На доске основные понятия: исторические источники, культура, искусство, архитектура, скульптура, шедевр, университет, схоластика, романизм, готика, витражи.
- презентация «Средневековая архитектура»
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний.
- Постановка учебной задачи.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
- Закрепление изученного материала.
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
- Информация о домашнем задании (комментирование).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 минута). | - Приветствие учащихся, - проверка явки учащихся, - заполнение учителем классного журнала, - проверка готовности учащихся к уроку, - настрой учащихся на работу. | Приветствие учителя. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Актуализация знаний (7 минут) 3. Постановка учебной цели. (1минута) | Ребята, в начале нашего путешествия по истории Средних веков мы говорили, что это самый большой период в истории человечества, он охватывает более 10 веков. Его условно делят на раннее средневековье, расцвет, классическое средневековье и позднее средневековье. Изучив крестовые походы и нормандское завоевание Англии, мы завершаем знакомство с классическим Средневековьем и завершим его рассмотрением культуры (архитектуры, искусства, литературы) – поразительной и своеобразной, поражающей воображение людей даже сегодня. Поэтому цель нашего урока - изучение культуры Западной Европы в XI – XIII веках, в том числе рассмотреть ее отражение в поэзии ХХ века. (учитель акцентирует внимание учеников на теме урока, записанной на доске) Для начала вспомним тему прошлого урока. Блиц-опрос (с выбором 2-3 победителей)
3. феод (участок земли) 7.парламент (собрание представителей сословий) Игра «Кто? Где? Когда?» (1 команда) кто завоевал Англию в 11 веке? (2 команда) где были созваны Генеральные штаты? (3 команда) когда начинается эпоха нормандского завоевания в Англии? - хорошо поработали, повторили и вспомнили, ранее изученный материал, сейчас переходим к изучению нового материала, открываем тетради, тема - на доске, вы записываете ее в свои тетради. Начинаем изучение культуры в Средние века. | На доске лента времени, на которой ученик отмечает период Средневековья На доске соотнести даты и события Отвечают на вопросы Победители формируют команды из 4-5 человек. Команды отвечают на вопросы (подходят к теме урока) Записывают тему в тетради | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
( 19 минут) Работа с учебником (не более 4-5 минут) Первичное закрепление знаний. ( 1 минута) | Учитель с выражением читает стихотворение русского поэта Осипа Мандельштама (на слайде Собор Парижской Богоматери) Стихотворение “Notre Dame” Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, и - радостный и первый, - Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый лёгкий свод. Но выдаёт себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила - И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные рёбра - Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам... Ребята, понравилось ли вам стихотворение? Есть ли в нем знакомые для вас понятия? Услышали ли в нем новые слова? (пояснить учащимся значение слов, записать понравившиеся им, при выполнении домашнего задания сильным ученикам – составить словарь новых слов с иллюстрациями) Русский поэт Осип Мандельштам однажды был впечатлен мощью и красотой готического храма в Париже. Давайте и мы отправимся в путешествие по Средневековой культуре и создадим, возможно, что-то свое прекрасное. В целях экономии времени учитель делит класс на группы по направлениям: 1. образование 2. литература 3. архитектура 4. скульптура, живопись Одновременно с докладами обучающихся учитель диктует ученикам основные понятия под запись Схоластика - наука основанная на мнении авторитетов. Университет – союз профессоров и студентов. Учитель: два стиля архитектуры – романизм и готика Учитель: витражи – картины из цветного стекла, в архитектуре новые стили романтический и готический (на слайдах демонстрируются рисунки с изображением скульптур данной эпохи) Вопрос учителя: вот мы и познакомились с культурой Средних Веков, Можем ли мы создать что-либо прекрасное на основе полученных знаний? | Учащиеся отвечают на вопросы Обучающиеся после самостоятельной работы с учебником выступают с докладом, записывают под диктовку учителя: 1. образование 2. литература 3. архитектура 4. скульптура, живопись Отвечают на вопрос | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся,; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; развитие умения подбирать материал по истории создания произведения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета; развитие умений сравнивать, обобщать; развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге; умение анализировать различные формы выражения авторской позиции; формирование умений устно отвечать на вопрос; развитие умения формулировать проблему. работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Закрепление изученного материала (4 минуты) | 1 задание «Юный поэт» Зарифмуй слова и сочини четверостишье: культура, искусство, архитектура, скульптура, шедевр, рыцарь. 2 задание «Архитектор» Определить к какому архитектурному стилю относятся рисунки на слайдах 3 задание «Кот в мешке» Ответить на вопросы, написанные на карточках. Карточки в мешочке 1. образование в XI – XIII веке можно было получить 2. в каких городах были самые известные университеты 3. какие виды литературы существовали в XI – XIII веке 4. семь свободных искусств 5. какие архитектурные стили существовали в XI – XIII веке 6. что нового появилось в искусстве в XI – XIII веке 7. какие факультеты имел парижский университет в XI – XIII веке 8. какой стиль появился раньше романтизм или готика 9. сколько лет учились в университете 10. факультет, на котором учились 15 лет в средние века | Сочиняют четверостишья. Отвечают на вопросы | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). |
Рефлексия деятельности. (5 минут) | Продолжите текст Средневековая культура меня научила _______________________________________________ _______________________________________________ Если бы я жил (жила) в XI-XIII веках я бы создал (создала) ________________________________________________ ________________________________________________ Выставление оценок | Продолжают текст | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание. (2 минуты) | 1. п.п. 27,28 2. индивидуально: из записанных слов (3-4) стих. О.Мандельштама составить словарь новых слов с иллюстрациями. 3. повышенной трудности: сочинить балладу, стихотворение, рассказ о подвиге рыцаря, прекрасной Даме, архитектурном памятнике. | Запись учащимися задания в тетради и дневники. |
Источники:
- учебник: Е.В.Агибаловой, Г.М.Донского «История Средних веков» 6 класс Москва: «Просвещение», 2010г.,
- . http://7chydessveta.com/hramartemidi.html
3. http://chydessveta.libfree.ru/articles/category/20/message/28/
4. http://www.domcity.ru/ancient/
5. http://miraclesworld.narod.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"
характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков...
Самостоятельная работа "Культура Западной Европы в XI-XV веках"
Разработка содержит задания для самостоятельной работы обучающихся по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках» по учебнику В. А. Ведюшкина и иллюстрациям. При составлении работы были испо...
Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты
План-конспект и презентация урока по истории в 6 классе....
Культура Западной Европы в период раннего Средневековья
Данный материал посвящен изучению культуры Западной Европы в раннее Средневековье. Основная его задача сформировать у учащихся образное яркое представление о средневековом образовании, а значит, и сре...
Тема "Культура Западной Европы в раннее Средневековье"
Презентация к открытому уроку "Культура Западной Европы в раннее Средневековье" (по конспектам Несмеловой М.Л.)...
Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"
Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...
22, 26. 10. МСТ1, ПК1. История. Средневековая культура Западной Европы
1.Что такое схоластика?2.Образование в Средние века. В чём значение появления и распространения университетов?3. Дайте характеристику романского и готического стилей в архитектуре4. Значение появления...