Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Котов Андрей Николаевич

План-конспект и презентация урока по истории в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты

1. Цели урока:

А) образовательные

- изучить понятия «Возрождение» («Ренессанс»), «гуманизм», «гуманисты»

- ознакомиться с основными открытиями и изобретениями эпохи Возрождения

- рассмотреть европейское искусство Предвозрождения и раннего Возрождения

Б) развивающие

- формировать аналитическое и логическое мышление

- формировать умения монологической речи

- формировать умение работать с учебником

В) воспитательные

- воспитывать уважение к культурному наследию человечества

- формировать «гуманистические» установки и ценности

2. Основные понятия: Возрождение, гуманизм

3. Основные персоналии: Иоганн Гутенберг, Данте Алигьери, Джотто ди Бондоне, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Сандро Боттичелли

4. Межпредметные связи: философия, искусствоведение

5. Оборудование: доска, компьютер, проектор

6. Ход урока

Этап урока

Деятельность

1

Оргмомент

Приветствие учителя, опрос отсутствующих

2

Повторение старого материала

Фронтальный опрос

Вопросы:

А) В какой стране в XV в. шла борьба между королём и непокорным вассалом?

Б) Каковы причины победы Людовика XI в этой борьбе?

В) Каковы причины и особенности войны Алой и Белой Роз?

Г) Каково значение объединения Испании?

Д) Какой новый тип государства появляется в Европе в XIV – XV веках?

Таким образом, в Европе в этот период возникают централизованные государства. Столь кардинальным политическим переменам соответствовали изменения в культуре европейских стран. Эти изменения мы рассмотрим на сегодняшнем уроке. Запишите тему урока – «Культура Западной Европы в XIV – XV веках» (слайд 1).

3

Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы должны ответить на главный вопрос: Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? То есть мы изучим, как по-новому люди начали представлять себе мир и почему эти изменения произошли (слайд 2).

Давайте сначала рассмотрим образ мира в средневековой культуре (слайд 3). Нарисуем круг, представляющий мир, а в центре этого круга напишем слово «Бог». Что означает эта схема? То, что в центре мира, по мнению средневекового человека, стоял Бог (воистину, так и должно быть!).

В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важные изменения. Начинается эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс) (слайд 4).

Запишем определение: Возрождение (Ренессанс) – это эпоха в истории европейской культуры XIV – XVI веков, для которой характерны:

  • рост интереса к человеческой личности
  • возрождение античного (греко-римского) наследия (слайд 5).

Эпоха Возрождения отмечена рядом важных технических открытий. Отметим их. Во-первых, это появление портретной живописи, во-вторых, изобретение книгопечатания (слайд 6).

Портретная живопись пришла на смену средневековому стилю условного изображения людей. В отличие от него портрет обращал внимание на чувства и мысли конкретных людей. Примером нового подхода является портрет Симонетты Веспуччи работы Сандро Боттичелли (слайд 7).

Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и издавать их большими тиражами, что сделало возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей. Изобрёл книжный станок немец Иоганн Гутенберг в 1445 году. Его портрет мы можем увидеть на экране (слайд 8).

Теперь узнаем, где и почему началось Возрождение.

Возрождение началось в Италии. Его колыбелью считается город Флоренция. Современный вид Флоренции со зданиями, построенными, главным образом, в эпоху Возрождения, представлен на фотографии на экране (слайд 9).

Чтобы узнать, каковы были причины Возрождения, давайте поработаем с учебником. Открываем пункт 3 «Колыбель новой культуры» на странице 220, читаем пункт и устно выделяем причины, по которым оно началось именно в Италии.

Теперь давайте запишем причины Возрождения:

  • Наличие богатых и процветающих городов
  • Наличие у их жителей особых качеств: расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире
  • Отсутствие в Италии сильной королевской власти
  • Сохранение значительного античного наследия на земле Древнего Рима (слайд 10).

Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило название гуманизм, а его сторонники – гуманисты. Эти понятия происходят от латинского слова humanus — человеческий, человечный.

Запишем определение. Гуманизм – это особое мировоззрение, в центре которого стоит человек (слайд 11).

А теперь давайте поговорим об искусстве эпохи Возрождения. В эпоху перехода от средневековой культуры к культуре Возрождения жили и творили многие великие художники и поэты. Самыми известными из них являются Данте, Джотто, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо (слайд 12). Чтобы узнать о них больше, давайте послушаем доклады. Пока один ученик читает доклад, другие в это время работают и заполняют таблицу «Деятели Возрождения» (слайд 13).

Таблица «Деятели Возрождения»

Имя деятеля

Чем прославился?

Данте Алигьери

Великий итальянский поэт, автор «Божественной комедии», в которой описываются странствия самого поэта по загробному миру.

Джотто ди Бондоне

Великий живописец, рисовавший картины на евангельские сюжеты и отразивший в них новое понимание человека.

Франческо Петрарка

Выдающийся поэт и мыслитель, автор «Книги песен» – сборника стихов, в которых он воспевает свою возлюбленную Лауру.

(слайды 14-16)

Вершиной искусства раннего Возрождения по праву считается творчество этого великого итальянского художника Сандро Боттичелли. Примером является его знаменитая картина «Рождение Венеры» (слайд 17).

4

Закрепление материала

Теперь давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока - Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках? (слайд 18). Для этого снова вернёмся к той схеме, в которой мы изобразили картину мира средневекового человека и попытаемся составить аналогичную схему для эпохи Возрождения (слайд 19). Пусть это тоже будет круг, изображающий мироздание. А какое понятие будет стоять в центре? Обратимся для ответа на вопрос к определению «гуманизм». В центре стоит понятие «человек» (слайд 20).

5

Домашнее задание, инструктаж, подведение итогов урока

На дом задаются § 23 (с. 216-225), читать и учить; документ (с. 225), ответить на вопросы к нему письменно; вопросы 1-7 (с. 226), ответить на них устно (слайд 21).

За работу на уроке выставляются следующие оценки.

Урок закончен. До свидания (слайд 22).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Культура Западной Европы в XIV – XV веках

Слайд 2

Главный вопрос урока Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках ?

Слайд 3

Образ мира в средневековой культуре БОГ

Слайд 4

Эпоха Возрождения В XIV – XV веках в культуре Западной Европы происходят важные изменения. Начинается эпоха Возрождения (по-французски – Ренессанс ).

Слайд 5

Что такое Возрождение ? Возрождение ( Ренессанс ) – это эпоха в истории европейской культуры XIV – XVI веков, для которой характерны : рост интереса к человеческой личности возрождение античного (греко-римского) наследия

Слайд 6

Главные изобретения эпохи Возрождения Портретная живопись книгопечатание

Слайд 7

Портретная живопись Пришла на смену средневековому стилю условного изображения людей. В отличие от него портрет обращал внимание на чувства и мысли конкретных людей. Сандро Боттичелли Портрет Симонетты Веспуччи

Слайд 8

Книгопечатание Изобретение книгопечатания позволило снизить стоимость книг и издавать их большими тиражами, что сделало возможным быстрое распространение знаний среди грамотных людей. Изобрёл книжный станок немец Иоганн Гутенберг в 1445 году. Портрет Иоганна Гутенберга . Гравюра XVII века

Слайд 9

Где и почему началось Возрождение ? Возрождение началось в Италии. Его колыбелью считается город Флоренция. Вид современной Флоренции

Слайд 10

Причины Возрождения Наличие богатых и процветающих городов Наличие у их жителей особых качеств : расчётливость, предприимчивость, обширные знания о мире Отсутствие в Италии сильной королевской власти Сохранение значительного античного наследия на земле Древнего Рима

Слайд 11

Гуманизм Люди эпохи Возрождения выработали особое мировоззрение. Оно получило название гуманизм , а его сторонники – гуманисты . Эти понятия происходят от латинского слова humanus — человеческий, человечный. Гуманизм – это особое мировоззрение, в центре которого стоит человек.

Слайд 12

Искусство раннего Возрождения В эпоху перехода от средневековой культуры к культуре Возрождения жили и творили многие великие художники и поэты. Самыми известными из них являются Данте , Джотто , Франческо Петрарка , Джованни Бокаччо .

Слайд 13

Деятели Возрождения Имя деятеля Чем прославился ? Данте Алигьери Джотто ди Бондоне Франческо Петрарка

Слайд 14

Данте Алигьери Великий итальянский поэт, автор «Божественной комедии», в которой описываются странствия самого поэта по загробному миру. Сандро Боттичелли Портрет Данте Алигьери

Слайд 15

Джотто ди Бондоне Великий живописец, рисовавший картины на евангельские сюжеты и отразивший в них новое понимание человека. Джотто ди Бондоне Поцелуй Иуды. Фрагмент

Слайд 16

Франческо Петрарка Выдающийся поэт и мыслитель, автор «Книги песен» – сборника стихов, в которых он воспевает свою возлюбленную Лауру. Портрет Франческо Петрарки Ок. 1450

Слайд 17

Сандро Боттичелли Творчество этого великого итальянского художника по праву считается вершиной искусства раннего Возрождения. Сандро Боттичелли Рождение Венеры

Слайд 18

Главный вопрос урока Как изменилась картина мира в сознании людей в XIV – XV веках ?

Слайд 19

Образ мира в средневековой культуре БОГ

Слайд 20

Образ мира в культуре Возрождения ЧЕЛОВЕК

Слайд 21

Домашнее задание § 23 (с. 216-225), читать и учить Документ (с. 225), ответить на вопросы письменно Вопросы 1-7 (с. 226), ответить устно

Слайд 22

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории "Культура Западной Европы XI-XIII веков"

характеристика готического и романского стилей архитектуры Западной Европы XI-XIII веков...

Самостоятельная работа "Культура Западной Европы в XI-XV веках"

Разработка содержит задания для самостоятельной работы обучающихся по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках» по учебнику В. А. Ведюшкина и иллюстрациям. При составлении работы были испо...

Контрольное тестирование в 8 классе по новой истории по теме Страны Западной Европы в конце 19 века

Контрольное тестирование по новой истории 8 класс по теме "Страны Западной Европы в конце 19 века" 2 варианта. работа составлена по материалам учебника Юдовской ...

План-конспект урока "Культура Западной Европы в XI – XV веках"

Данный открытый урок был проведен в рамках городского модуля семинара «Системно – деятельностный подход в образовательном процессе»...

Средневековая культура Западной Европы в отражении поэзии ХХ века

Разработка урока истории в  6 классе в условиях реализации ФГОС....

Статья "Музыкальная культура стран Западной Европы второй половины 18 века "

Итальянская опера. опера буфф, творчество сыновей баха, венская классическая школа, творчество Гайдна, Моцарта....

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...