Оформление сословного строя.
методическая разработка по истории (7 класс) на тему
История России 7 класс. Учебник Данилова А,А., Косулиной Л.Г. Используется метод проблемного обучения и технология сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7._oformleniesoslovnogo_stroya.docx | 23.42 КБ |
urok_7._oformlenie_soslovnogo_stroya.pptx | 306.14 КБ |
test-_kartochki.docx | 13.18 КБ |
rabochiy_list_sosloviya_v_rossii.docx | 14.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 7. Оформление сословного строя.
Тип урока | Комбинированный |
Цель урока | Дать представление о сословной структуре российского общества в данный период, иерархии сословий, особенностях каждого из нас. |
Задачи урока | Научить определять на примерах крестьян, дворян, посадских людей, духовенства общее и различное и то, что положение членов одного сословия было различным. Научить устанавливать логические связи между событиями. В ходе коллективного обсуждения осознать роль царской власти |
Формы, приемы, методы | Фронтальная работа, работа в группе, составление таблицы, |
Предполагаемый результат | Знать: Причины закрепощения крестьян Направления политики династии Романовых Основные понятия Уметь: Определять место и роль основных событий России начала XVII века. Объяснять причины установившейся иерархии Анализировать результаты политики власти в отношении крестьянства |
Компетенции, УУД | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная |
Педагогические технологии | Метод проблемного обучения, технология сотрудничества |
Оборудование и материалы | Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), карты, карточки с заданиями. |
Основные понятия | оброк, барщина, сословия, крепостные, приказные люди, волость, «приборные» служилые люди, предприниматели, наемные работники. |
Ход урока:
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Оценивание, формы контроля | Результат |
Этап 1. Организационный | |||||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Проверка домашнего задания (карточки с тестом - приложение) «Рабами и крепостными являются все они (русские)….» А. Олеарий. Вопрос: Какие аргументы использует А.Олеарий, чтобы доказать свое утверждение | Проявляют интерес к материалу изучения. Представление собственного опыта, собственных мыслей | Карточки- тесты Работа с документом, с. 52 учебника, «Сословный строй России глазами иностранца» А. Олеария. | Включение в учебный процесс | |
Этап 2. Постановка целей и задач урока | |||||
Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез | Проблемный вопрос : 1.Почему А.Олеарий считал всех русских людей рабами вне зависимости от сословного происхождения? | Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Появление цели урока. Умение сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, умение ставить цели и планировать свою работу. | |
Этап 3. Актуализация знаний | |||||
Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося | Рекомендуется вспомнить из курса истории средних веков понятие «сословие», «феодал» Определить категории привилегированного и непривилегированного населения. | Демонстрируют знания и умения по теме | Учебно-познавательная. | Фиксация имеющихся предметных учебных знаний (умений), известных способов деятельности | |
Этап 4. Первичное усвоение новых знаний | |||||
Учитель предлагает материал для наблюдения и систему вопросов. Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования. | Учитель предлагает по каждому сословию заполнить таблицу (приложение – рабочий лист). | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения , выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Таблица, схема.. | Формирование навыков поисковой деятельности. Развитие учебно-познавательной мотивации. Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений. Способность анализировать, и действовать с позиции содержания предмета. |
Этап 5. Первичная проверка понимания | |||||
Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с проговариванием во вешней речи | Работа по непривилегированным категориям населения Соборное Уложение 1649г – изменения в положении крестьянства. Вопрос: Почему правительство было заинтересовано в закрепощении крестьян? | Ориентирование на получение конкретного результата, излагают и поясняют учебный материал. | Учебно-познавательная, коммуникативная | Работа индивидуально по тексту учебника стр. 46-48 | Умение ориентироваться в содержании предмета |
Этап 6. Первичное закрепление | |||||
Включение нового знания в систему знаний; повторение и закрепление ранее изученного, организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действия; организация самостоятельной проверки решений обучающихся; создание ситуации успеха для каждого; выявление причин ошибок и их исправление | Учитель проводит беседу по вопросам: Как проходило формирование городского сословия «посадских людей»? Кто составлял население «белых» слобод? Какими привилегиями они пользовались и почему? В чем был смысл отмены «беломестных» слобод в городах? На примере крестьян, посадских людей, духовенства дока | Использует приобретенные знания в практической деятельности, решает творческие задачи. Ориентируется в информации. Проводит самооценку выбирает задания соответствующего уровня. | Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная | Работа с историческими документами | Умение использовать информацию из различных источников, вычленять необходимую для решения совместной задачи. Освоение способов совместной деятельности, формировании е навыков речевой деятельности. Уточнение собственных возможностей и ограничений. |
Этап 7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | |||||
Организовать действие по обобщению: - анализ признаков объекта; - выделение главных признаков; -оформление выводов о понятии, явлении предмета через таблицу, схему, план. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность. Проективная деятельность. Работа с дополнительной литературой | творческое задание - представить человека из: а) крестьянства; б) посадского населения: купца или богатого ремесленника; в) феодалов г) духовенства; д) казачества; | Выявление границ применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный вариант | Учебно-познавательная, коммуникативная | Работа в группах. | Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединять части и целое. Высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения. Реализация личностного потенциала, анализирует достижение цели и способы её достижения. Анализ личностных изменений в процессе учения. |
Этап 8. Рефлексия. | |||||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения: - Сегодня на уроке я… - Самым полезным и интересным для меня было… Я встретился с трудностью при… - У меня хорошо получилось… - Мне это необходимо для... - Строки самому себе… - Скажи комплимент данной теме… Домашнее задание: § 5, вопросы и задания, знать новые понятия, работа с документом. СПАСИБО ЗА УРОК! | Анализируют деятельность по достижению цели | Учебно-познавательная | Рефлексия с помощь клише | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сословный строй России глазами иностранца «Рабами и крепостными являются все они (русские)….» А . Олеарий . Стр. 52 учебника
План Первое сословие Крестьяне Городское население Духовенство Казачество
Сословие - Большая группа людей, обладающих правами и обязанностями , передающимися по наследству.
А. Привилегированные сословия : Название Феодалы Бояре Дворяне Права, уравнены в 1682г. Вотчина – наследственное земельное владение. (владение землёй и людьми) Поместье – земельное владение данное за службу. ( владение землёй и людьми) Обязанности Служба государю Служба государю
А. Привилегированные сословия : Название Духовенство Белое Черное Представители Приходские священники, Епископы, Архиепископы, Митрополиты, Патриарх Монахи Права Право на владение землей, частично функции суда Обязанности -
Б. Непривилегированные сословия : Название Крестьяне Владельческие (дворцовые, помощичьи, церковные) Черносошные (государственные) Холопы (перешли в категорию крепостных ) Характеристика Лично несвободные (крепостные) Лично свободные Прислуга Права - - - Обязанности Повинности (барщина, оброк) Платить подати Платить подати Платить подати
Соборное уложение 1649 г. 11 глава Соборного уложения – «Суд о крестьянах» - вводила бессрочный сыск беглых крестьян. Установление крепостного права.
Б. Непривилегированные сословия : Название Городское население (посадское) Богатые торговцы и ремесленники Мелкие ремесленники и торговцы Права Белые слободы – часть территории города освобожденная от уплаты налога - Обязанности Платить подати
В. Полупривилегированное сословие : Название Казаки Права Самоуправление Обязанности Служба государю – обязательная и общая воинская повинность, охрана границ.
Творческое задание - представить человека из : а ) крестьянства; б) посадского населения: купца или богатого ремесленника; в) феодалов г) духовенства; д ) казачества;
Домашнее задание § 5. вопросы ,задания , записи в тетради, новые слова, документы.
- Сегодня на уроке я… - Самым полезным и интересным для меня было… - Я встретился с трудностью при… - У меня хорошо получилось… - Мне это необходимо для... - Строки самому себе…
Предварительный просмотр:
Тест- карточки
Карточка №1:
1)Последствия Смутного времени
А) присоединение новых территорий на Западе
Б) рост численности населения
В) хозяйственное разорение страны
Г) отмена крепостничества
2)Крупный торг, устраиваемый в постоянном месте в определенное время, называется
А)ярмарка
Б)посад
В)слобода
Г)мануфактура
3)Напишите не менее трех представителей купцов – промышленников XVII века?
Карточка№ 2
1)В XVII веке «бобылями» называли
А)обедневшие крестьяне
Б) женатых мужчин
В)жителей города
Г)крестьян, занимавшихся выращиванием бобовых культур
2) Ремесленное производство ориентированное не на заказ, а на сбыт продукции на рынке, называется:
А) натуральным
Б) всероссийским
В) капиталистическим
Г) мелкотоварным
3) Перечислите не менее трех препятствий стоявших на пути развития внутренней и внешней торговли России.
Карточка № 3
1)Сроки, в течении которых помещики могли возбудить иск о возращении им беглых крестьян, назывались
А) «заповедными годами»
Б) «пожилыми»
В) «урочными летами»
Г) крепостным правом
2)Как назывался труд работников, лишенных орудий труда и вынужденных продавать за определенную плату свою рабочую силу.
3)Установите соответствие между понятиями и определениями, одно определение лишнее.
Определения | Понятия |
1. Цех 2. Фабрика 3. Слобода 4. Мануфактура | А)союз ремесленников Б)крупное промышленное предприятие, связанное на разделении труда и ручной ремесленной технике В)крупное промышленное предприятие, основанное на использовании машинной техники |
Предварительный просмотр:
Рабочий лист (заполненный).
Категории населения в России XVII века
А. Привилегированные сословия :
Название | Феодалы | |
Бояре | Дворяне | |
Права, уравнены в 1682г. | Вотчина – наследственное земельное владение (владение землёй и людьми) | Поместье – земельное владение данное за службу. (владение землёй и людьми) |
Обязанности | Служба государю | Служба государю |
Название | Духовенство | |
Белое | Черное | |
Представители | Приходские священники, Епископы, Архиепископы, Митрополиты, Патриарх | Монахи |
Права | Право на владение землей, частично функции суда | |
Обязанности | - |
Б. Непривилегированные сословия:
Название | Крестьяне | ||
Владельческие | Черносошные (государственные) | Холопы | |
Характеристика | Лично несвободные (крепостные) | Лично свободные | Прислуга |
Права | - | - | - |
Обязанности | Повинности (барщина, оброк ) Платить подати | Платить подати | Платить подати |
Название | Городское население (посадское) | |
Богатые торговцы и ремесленники | Мелкие ремесленники и торговцы | |
Права | Белые слободы – часть территории города освобожденная от уплаты налога | - |
Обязанности | Платить подати |
В. Полупривилегированное сословие:
Название | Казаки |
Права | Самоуправление |
Обязанности | Служба государю – обязательная и общая воинская повинность, охрана границ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по истории Тема"Сословный быт"
Для учителей истории...
Сословный быт. Обычаи и нравы
Урок на тему "Сословный быт. Обычаи и нравы" раскрывает обычаи и нравы XVII века....
«СОСЛОВНЫЙ БЫТ. ОБЫЧАИ И НРАВЫ»
Цель: Изучение сословного быта, обычаев и нравовЗадачи: Образовательная: ознакомление с отдельными сторонами бытовой культуры различных сословий XVII века и теми изменениями, которые происходят в повс...
Сценарий урока: "Сословно - представительная монархия"
P { margin-bottom: 0.21cm; }A:link { color: rgb(0, 0, 128); text-decoration: underline; } Слайд 1. Что за символ перед вами?Да, это символ единения, и мы приглашаем вас к сотрудничеству. Раб...
Сословный быт XVII века.
Презентация к уроку истории....
Сословный быт XVII века.
Презентация к уроку истории....
Презентация на тему "Сословный строй России XVII века" 7 класс.
Презентация на тему "Сословный строй России XVII века" 7 класс....