Рабочая программа по истории 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс) по теме
Рабочая программа по истории, разработана на основе авторских программ: А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкина «Новая история. XIX в.»; А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История. Россия в XIX в. 8 класс»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_istoriya_planirovanie.docx | 112.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 8 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
Авторской программы А. Я. Юдовской, Л. М. Ванюшкина «Новая история. XIX в.» (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений.История 5-11 классы»- М.: Просвещение, 2008 г.);
Авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История. Россия в XIX в. 8 класс». (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История 5-11 классы» - М.: Просвещение, 2008 г.;
Примерной программы основного общего образования по истории, так как новое содержание Федерального компонента Государственного образовательного стандарта по истории включает в 8 классе материал не только по XIX веку, но и материал по истории России и мира начала XX века до Первой мировой войны.
Учебного плана ОУ;
- Положения о рабочей программе;
Содержание учебного предмета «История» в 8 классе состоит из двух курсов – «Всеобщая история. История Нового времени» (25 часов) и «История России XVII-XVIII века» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени – 45 часов).
Цели:освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе Нового времени; раскрытие специфики власти; раскрытие роли выдающихся деятелей в отечественной истории и всеобщей истории; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций.
Задачи:формировать историческое мышление: дать представление об общем и особенном, отличии от мира современного при характеристике общества Нового времени; осветить изменения взаимодействия человека с окружающей природной средой, экономическое развитие общества; показать наиболее яркие личности и их роль в истории и культуре; охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину.
Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм. Формировать умения: пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстрации; сравнивать исторические явления, выделяя сходство и различия; спорить и отстаивать свои взгляды; оперировать историческими датами; читать карту; анализировать исторические источники.
Внесенные изменения. Рабочая программа предполагает последовательное изучение истории. Для более глубокого и долговременного усвоения школьниками истории Отечества, улучшения подготовки к ГИА, был увеличен курс «История России. XIX век» за счет сокращения курса «Всеобщей истории. История Нового времени» до 25 часов. Сокращено количество часов по темам: «Строительство новой Европы» – до 7 ч., «Европа: время реформ и колониальных захватов» – до 4 , «Две Америки» – до 2, «Художественная культура XIX столетия» – до 1 , «Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма» – до 2 часов, за счет сжатой характеристики процессов, происходящих в стране в указанные периоды.Поэтому увеличены часы на курс «История России»до 45 часов. В курсе история России сокращено количество часов по темам: «Россия в первой четверти XIX в» на 1 час, за счет обобщающей характеристики России на рубеже веков; «Россия во второй половине XIX в.» на 2 часа, за счет обобщающей характеристики процессов, происходящих в стране в указанный период, за счет самостоятельной работы учащихся, написания рефератов, ив целях увеличения времени для большей детализации фактов истории России по теме «Мир на рубеже XIX-XX вв». С целью изучения материала по истории России и мира начала XX века до Первой мировой войны включена тема «Мир на рубеже XIX-XX вв.», на изучение которой отведено 9 часов. Выделены часы для итогового обобщения и повторения материала 2 часа (уроки 69,70).
Используемый учебно-методический комплект:
- Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс - М.: «Просвещение», 2004
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. 8 класс - М.: «Просвещение», 2003
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: всеобщая история – 25, история России - 45; в неделю - 2 часа.
Формы организации учебного процесса: лекции, беседы, самостоятельная работа, практикумы, уроки-путешествия, экскурсии, интегрированные уроки, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ по составлению схем и таблиц, моделирование, сюжетно-ролевые игры, дискуссии.
Формы контроля: наряду с традиционным устным и письменным опросом, индивидуальными ответами у доски, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы тематический контроль в форме соревнований, викторин, контрольный срез знаний, составление рассказа с использованием новых терминов, тестирование. В связи с тем, что проведение контрольных работ на целом уроке по методическим рекомендациям не предусматривается, для контроля и оценивания знаний в конце темы выделяется 10-20 минут в виде тестирования с элементами заданий ГИА (итоговое тестирование).
На уроках необходимо уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. С цельюобеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.Большое значение имеет организация урока. С первых минут урока создается обстановка доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывается время для каждого задания, чередуются виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания - необходимый элемент на каждом уроке.
С целью подготовки к ГИА используются задания по типу КИМов ГИА по истории, составление и выполнение тестовых заданий, составление плана, работа с историческим текстом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории ученик должен:
знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX веке и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность событий;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
выявлять существенные черты процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
уметь давать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Календарно – тематическое планирование по истории
№ урока | Название раздела, тем | Сроки прохождения | Повторение | Примечание |
Тема 1. Россия в первой половине XIX в. (16 часов) | ||||
Тема 1. Россия в первой четверти XIX в. (7 часов) | ||||
1 | Внутренняя политика Александра Iв 1801 – 1806 гг. | 03.09.13 | Знакомство со спецификацией | |
2 | Внешняя политика Александра Iв 1801 – 1806 г. | 04.09.13 | ||
3 | Отечественная война 1812 г. | 10.09.13 | Знакомство со спецификацией | |
4 | Заграничный поход русской армии. Входной контроль | 11.09.13 | ||
5 | Внутренняя политика Александра I в 1815 - 1820 гг. | 17.09.13 | ||
6 | Социально-экономическое развитие. Входной контроль | 18.09.13 | ||
7 | Общественное движение | 24.09.13 | ||
Тема 2. Россия во второй четверти XIX в. (9 часов) | Знакомство с кодификатором | |||
8 | Выступление декабристов | 25.09.13 | ||
9 | Внутренняя политика Николая I | 01.10.13 | ||
10 | Социально-экономическое развитие | 02.10.13 | ||
11 | Внешняя политика Николая I | 08.10.13 | ||
12 | Общественное движение | 09.10.13 | Знакомство со спецификацией | |
13 | Крымская война | 15.10.13 | ||
14 | Образование и наука. Русские путешественники и первооткрыватели | 16.10.13 | Решение заданий части А, А1-А5 | |
15 | Художественная культура | 22.10.13 | ||
16 | Обобщающий урок:Россия в первой половине XIX в. | 23.10.13 | ||
Тема 2. Россия во второй половине XIX в. (18 часов) | ||||
17 | Накануне отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. | 05.11.13 | Решение заданий части А, А1-А5 | |
18 | Либеральные реформы 60-70-х гг. | 06.11.13 | ||
19 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | 12.11.13 | ||
20 | Общественное движение: либералы и консерваторы | 13.11.13 | Решение заданий части А, А1-А5 | |
21 | Зарождение революционного народничества и его идеология | 19.11.13 | ||
22 | Революционное народничество второй половины 60-нач. 80-х гг. | 20.11.13 | ||
23 | Внешняя политика Александра II | 26.11.13 | ||
24 | Внешняя политика Александра II | 27.11.13 | ||
25 | Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 03.12.13 | ||
26 | Внутренняя политика Александра III | 04.12.13 | Решение заданий части В, В1-В2 | |
27 | Внутренняя политика Александра III | 10.12.13 | ||
28 | Экономическое развитие. | 11.12.13 | ||
29 | Положение основных социальных слоев общества | 17.12.13 | ||
30 | Общественное движение в 80-90-х гг. | 18.12.13 | ||
31 | Внешняя политика Александра III | 24.12.13 | Решение заданий части В, В1-В2 | |
32 | Российская наука и культура второй половины XIX в. | 25.12.13 | ||
33 | Родной край во второй половине ХIХ века. | 14.01.14 | ||
34 | Обобщающий урок:Россия во второй половине XIX в. | 15.01.14 | Решение заданий части С. С1-С2 | |
Тема 3. Россия в 1900-1917 гг. (9 часов) | С1-С3 | |||
35 | Экономическое развитие России в началеXX в. | 21.01.14 | ||
36 | Политическое развитие: новые веяния и старые подходы | 22.01.14 | Решение заданий части С. | |
37 | Внешняя политика. Русско-японская война | 28.01.14 | ||
38 | Первая российская революция. | 29.01.14 | Решение заданий части С. С1-С2 | |
39 | Изменения в политической системе Российской империи | 04.02.14 | ||
40 | Реформы Столыпина: «тихая революция» | 05.02.14 | ||
41 | На пути к 1917 г. | 11.02.14 | ||
42 | Россия в Первой мировой войне. | 12.02.14 | Решение заданий части А, А5-А8 | |
43 | Обобщающий урок:Россия в 1900-1917 гг. | 18.02.14 | ||
44 | Итоговое повторение материала: «Россия и мир на пороге XX века». Рубежный контроль | 19.02.14 | ||
45 | Итоговое повторение материала: «Россия и мир на пороге XX века» | 25.02.14 | ||
Всеобщая история. Новая история. XIX в. (25 часов) | ||||
Тема 1. Становление индустриального общества в XIX в. Человек в новую эпоху. 6 ч | ||||
46 | От традиционного общества к индустриальному. Модернизация. | 26.02.14 | Решение заданий части А, А5-А8 | |
47 | Время технического прогресса. | 04.03.14 | ||
48 | Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. | 05.03.14 | Решение заданий части А, А5-А8 | |
49 | Материальная культура и изменения в повседневной жизни. | 11.03.14 | ||
50 | Развитие науки в 19 веке. | 12.03.14 | ||
51 | Идейные течения в обществознании. | 18.03.14 | ||
Тема 2. Строительство новой Европы. 7 час. | ||||
52 | Франция в период консульства и империи. | 19.03.14 | ||
53 | Крушение империи Наполеона. Венский конгресс. | 01.04.14 | Решение заданий части А, А5-А8 | |
54 | Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. | 02.04.14 | ||
55 | Англия в первой половине 19 века. | 08.04.14 | ||
56 | Борьба за объединение Германии. | 09.04.14 | ||
57 | Борьба за независимость и национальное объединение Италии. | 15.04.14 | Решение заданий части В, В4-В5 | |
58 | Франко-прусская война и Парижская коммуна. | 16.04.14 | ||
Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов. (4часа) | ||||
59 | Германская империя. | 22.04.14 | ||
60 | Создание Британской империи. | 23.04.14 | Решение заданий части С., С5 | |
61 | Третья республика во Франции. Итоговый контроль | 29.04.14 | ||
62 | Италия: время реформ и колониальных захватов. Австро-Венгрия. | 30.04.14 | ||
Тема 4. Две Америки. (2 часа) | ||||
63 | США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. | 06.05.14 | Решение заданий части С., С5 | |
64 | Латинская Америка в XIX — начале XX в.: время перемен. | 07.05.14 | ||
Тема 5. Художественная культура XIX столетия. (1 час) | ||||
65 | Художественная культура XIX столетия. | 13.05.14 | ||
Тема 6. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма. (2 часа) | ||||
66 | Япония, Китай, Индия, | 14.05.14 | ||
67 | Африка. | 20.05.14 | ||
Тема 7. Международные отношения в конце XIX — начале XX в. (2 час) | ||||
68 | Международные отношения: дипломатия или войны? | 21.05.14 | ||
69 | Международные отношения: дипломатия или войны? | 27.05.14 | ||
70 | Повторительно-обобщающий урок по курсу «Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1913». | 28.05.14 |
Содержание программы
Часть I. Становление индустриального общества в XIX веке
Тема 1. Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху
От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества.Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, Господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая
модернизация. Завершение промышленного переворота.
Время технического прогресса. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.
Рост городов. Изменения в структуре населения индустриального общества. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.
Материальная культура и изменения в повседневной жизни общества. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Развитие науки в XIX в. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.
Идейные течения в обществознании. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм - марксизм. К Маркс и Ф. Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Э. Бернштейн. I Интернационал.
Тема 2. Строительство новой Европы
Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решения Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.
Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после Реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.
Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия - «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.
Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северо - Германского союза.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии. К. Кавур. Революционная деятельность Д. Гарибальди и политика Д.Мадзини. Национальное объединение Италии .Франко - прусская война и Парижская коммуна. Падение Второй империи. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи. Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны.
ЧастьII. Мир во второй половине XIX века
Тема 3. Европа: время реформ и колониальных захватов
Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II - «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.
Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Д. Р. Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж. Внешняя политика. Колониальные захваты.
Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к капитализму организованному. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция - первое светское государство среди европейских государств.
Коррупция государственного аппарата. Дело Дрейфуса. Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра ли- (переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика Колониальные войны.
Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народов. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Идеал американского общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное рабовладельческое хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.
Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.
США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. АФТ. Теодор Рузвельт и политика реформ. Доктрина Монро. Агрессивная внешняя политика США.
Латинская Америка. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. С. Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».
Тема 5. Художественная культура XIX столетия (1 ч)
Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Д. Байрон, В. Гюго, Г. Гейне, Ч. Диккенс, О. Бальзак). Натурализм. Э. Золя. Р. Киплинг. Воплощение эпохи в литературе. Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков». Ф. X. Гойя, Э. Делакруа. Реализм в живописи. О. Домье, Г. Курбе, Ж- Ф. Милле. Импрессионизм. К- Моне, К. Писсарро, О. Ренуар. Скульптура. О. Роден. Постимпрессионизм. П. Сезанн, П. Гоген, В. ван Гог. Музыка. Ф. Шопен, Д. Верди, Ж. Бизе, К. Дебюсси. Архитектура и градостроительство. Рождение кино.
Тема 6. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (1 ч)
Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.
Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.
Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». БалгангадхарТилак.
Африка. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенности колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.
Тема 7. Международные отношения в последней трети XIX в.
Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.
Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны - пролог Первой мировой войны.
Пацифистское движение. II Интернационал против войн и политики гонки вооружений.
Повторение-1ч
История России. Россия в XIX в. (45 ч)
Россия в первой половине XIX в.
Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.
Внутренняя политика в 1801-1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр I. Проект Ф. Лагарпа. «Негласный комитет». Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М. М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Внешняя политика в 1801-1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Отечественная война 1812 г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.
Начало заграничного похода, его цели. « Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Польском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка. Россия - мировая держава.
Внутренняя политика в 1814-1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. П. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 20-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812-1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения, Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и II М. Муравьева.
Династический кризис 1825 г. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация, бюрократизация государственного управления, Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Рост городов.
Внешняя политика в 1826-1849 гг. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.
Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.
Общественное движение 30 - 50-х гг. Особенности общественного движения 30-50-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники. Т. Н. Грановский. С. М. Соловьев. Славянофилы. И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские. Революционное движение. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Петрашевцы. Теория «общинного социализма».
Крымская война 1853-1856 гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир. Итоги войны.
Культура и быт в первой половине XIX в. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. X. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество.
Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).
Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович. Драматургические произведения А. Н. Островского. Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов.
Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К- П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов.
Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин (Казанский собор). К И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А. Тон (Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.
Повторение и обобщение. Россия на пороге перемен.
Россия во второй половине XIX в.
Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIX в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 60-70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70-80-х гг. «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова.
Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «Культурническая русификация» народов Поволжья.
Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 50-х - начала 60-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков.
Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. JI. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические организации второй половины 1860-начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов .
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие страны в 80-90-е гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев российского общества Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 80-90-х гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движений. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика.
Развитие культуры во второй половине XIX в. Подъем российской демократической культуру. Просвещение во второй половине XIX в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука.
Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Родной край во второй половине XIXв.
Примерная программа основного общего образования по истории
Россия и мир на рубеже XIX - XX веков.
Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале 20 века. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение. Россия противоречия незавершенной модернизации. Реформы Витте. Причины обострения противоречий в Российском обществе начала 20 века.Русско-японская война: причины и последствия. Революция 1905-1907гг. и ее значение. Столыпинские реформы и их итоги. Россия накануне Первой мировой.
Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах.
Итоговое повторение и обобщение (1 ч). Россия и мир на пороге XX в.
Формы и средства контроля
№ п/п | Виды и формы контроля | Тема | Примерные сроки проведения |
1 | Входной контроль | Повторение по курсу 7 класса | 11.09.13 |
2 | Рубежный контроль | Повторительно-обобщающий урок по курсу «Россия и мир на пороге XX века» | 19.02.14 |
3 | Итоговый контроль | Повторение по курсу 8 класса | 29.04.14 |
Перечень учебно – методических средств обучения
- Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История нового времени. 8 класс - М.: «Просвещение», 2004
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. 8 класс - М.: «Просвещение», 2003
- Колганова Е.В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XIX век: 8 класс. – М.: ВАКО, 2009. – 288 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5 – 11 классы. М.Дрофа, 2008 г. А.А. Кузнецов.
- Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. История 5 – 9 классы. М.: Просвещение, 2010 г.
- История в таблицах и схемах. СПб. Виктория плюс, 2010.
- Алиева С. К. Школьный справочник по всеобщей истории / - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
- Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007
Интернет-ресурсы:
http://history.standart.edu.ru/ – Обществознание. История России: Учебно-методический комплект для школы (Проект издательства «Просвещение»).
http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.8 – Единое окно доступа к материалам по истории (учебные, методические, справочные, научные материалы)
Интернет-сообщество учителей истории и обществознания в Проекте «Сеть творческих учителей»
Методические материалы по истории на сайте «Открытый класс»
http://www.openclass.ru/communities/1294 – Сообщество учителей истории на сайте «Открытый класс»
http://lesson-history.narod.ru – Компьютер на уроках истории, обществознания и права
Приложение.
Входной контроль. Повторение по курсу 7 класса
А1. Какое событие произошло в 1564 г.?
1) дарование Жалованной грамоты дворянству 2) отъезд Великого посольства Петра I в Европу 3) начало книгопечатания на Руси 4) Полтавская битва
А2. Что способствовало укреплению центральной власти в России в XVI в.?
1) отмена крепостного права 2) свержение монголо-татарского ига
3) ведение Ливонской войны 4) создание системы приказов
АЗ. О чем свидетельствовали созыв Земского собора и расширение состава Боярской думы при Иване IV?
1) о начале Смуты 2) o складывании в России абсолютизма 3) о переходе к политике опричнины 4) о формировании сословно-представительной монархии
А4. В результате опричной политики в России: 1) укрепилась обороноспособность страны 2) установилась абсолютная монархия 3) усилилось бегство крестьян на окраины 4) возрос авторитет Земского собора
А5. События какого периода отражает приведенный перечень: «тушинский вор», Козьма Минин, создание «Совета всей земли»?I) опричнины 2) Смуты 3) феодальной раздробленности 4)дворцовых переворотов
А6. Почему правление Василия Шуйского оказалось недолгим?
1) он потерял поддержку польского короля и католической церкви 2) он объявил о ликвидации феодального гнета 3) он заключил договор с Лжедмитрием II 4) он не пользовался поддержкой народа
А7. Что стало главным итогом Смутного времени в России?
- получение Россией выхода к Балтийскому морю 2) прекращение династии Рюриковичей 3) прекращение феодальной раздробленности 4) сохранение независимости
А8. О чем свидетельствовало развитие мелкотоварного производства в XVII в.?
1) об упадке торговли 2) превращении России в передовую промышленную державу3) о развитии капиталистических отношений 4) начале промышленного переворота.
А9. Как называется система устойчивых хозяйственных связей и обмена товарами между различными частями страны? 1) мелкотоварным хозяйством 2) капитализмом
3) протекционизмом 4) всероссийским рынком
А10. Об усилении чьей роли свидетельствовало ослабление Боярской думы во второй половине XVII в.? 1) царя 2) Земских соборов 3) приказов 4) церкви
А11. О чем идет речь в отрывке из документа? «Устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнилися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали» 1) о Приказе тайных дел
2) о Приказе Большого дворца 3) о Челобитном 4) о Поместном
А12. Руководитель Запорожской Сечи в XVII в.:
1) гетман 2) тысяцкий 3) гайдук 4) воевода
А13. Какое понятие возникло в XVIII в. в результате проведения военной реформы?
1) мушкетер 2) кирасир 3) рекрут 4) стрелец
А14. Какое утверждение верно? 1) «Табель о рангах» вводила местничество
2) подушной податью в XVIII в. облагались все подданные государства
3)приписными называли квалифицированных вольнонаемных работников мануфактур 4) в XVIII в. была ликвидирована разница между вотчиной и поместьем
А15. Причиной создания Синода явилось стремление Петра I:
1) создать сословно-представительный орган власти
2) улучшить управление промышленностью
3) улучшить управление армией
4) подчинить церковь государству
А16. О первых днях чьего царствования идет речь в отрывке из документа?
Новая императрица объявила манифестом, что она взошла на отцовский престол, принадлежавший ей, как законной наследнице, и что она приказала арестовать похитителей ее власти. Три дня спустя был обнародован другой манифест... В нем было сказано, что так как принцесса Анна и ее супруг не имели никакого права на русский престол, то они будут отправлены со всем семейством в Германию.
1) Екатерины I 2) Екатерины II 3) Елизаветы I 4) Софьи Алексеевны
А17. Что характерно для экономического развития России во второй половине XVIII в.?1) завершение промышленного переворота
2) укрепление феодально-крепостнической системы
3) начало разложения феодально-крепостнической системы
4) уменьшение налогового гнета
А18. Чему способствовала политика Екатерины II по отношению к дворянству?
1) ограничению помещичьего землевладения
2) ослаблению гнета помещиков над крестьянами
3) увеличению служебных обязанностей дворянства
4) превращению дворянства в привилегированный слой российского общества
А19. Крымский полуостров вошел в состав Российской империи в результате:
1) Семилетней войны 2) Прутского похода 3) Азовского похода 4) Русско-турецкой войны
А20. Повинности крестьян в пользу государства: 1) натуральный оброк 2) денежный оброк 3) рекрутская повинность 4) барщина 5) подушная подать
А21*. Какое событие произошло в правление Петра I' 1) создание русского морского флот 2) издание Манифеста о вольности диорит кой 3) создание Сената и коллегий 4) Медный бунт 5) получение Россией выхода к Черному морю
А22*. Что относится к памятникам культуры XVII в.?
1)Покровский собор в Москве
2) «Сказка о Ерше Ершовиче»
3)Новоиерусалимский мужской монастырь
4) икона «Спас Нерукотворный» Симона Ушакова
5) бюст М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина
В1. Установите хронологическую последовательность событий.
А. Принятие «Табели о рангах»
Б. Реформа патриарха Никона
В. Воцарение Романовых
Г. Начало Северной войны
В2. Установите соответствие между элементами первого и второго столбиков. Одному элементу первого столбика соответствует один элемент второго.
Дата
1. 1612г.
2. 1654 г.
3. 1767 г.
A.Открытие Академии наук
Б. Созыв Уложенной комиссии
B.Освобождение Москвы от поляков
Г.Вхождение Украины в состав России
В3. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ДГВБА.
А. Алексей Михайлович Б. Екатерина II В. «Заповедные года» Г. Иван III
Д. «Урочные лета»
Крепостное право к России оформилось постепенно. В 1497 г. в Судебнике (1) переход крестьян был ограничен одним сроком в году - Юрьевым днем. Однако уже в 80-е годы XVI в. правительство лишает крестьян права перехода от помещики к помещику. Эти указы получили название указов о (2) .Из-за участившихся случаев бегства крестьян государство в интересах помещиков ужесточает розыск беглых. В конце XVI - начале XVII в. правительство установило сначала 5-летний, а затем 15-летний срок розыска беглых. Эти указы стали называться указами о (3) . Процесс закрепощения крестьян был завершен в 1649 г. в правление (4) . Однако крепостное право и далее продолжало развиваться, и достигло своего высшего развития при (5) .
Рубежный контроль.
А1. Назовите главную политическую задачу Венского конгресса
1) решить судьбу послевоенной Европы; 2) не допустить новых революций;
3) восстановить монархию во Франции; 4) заключить союзы между государствами.
А2. Как называется коренной переворот в жизни общества, резкий переход от одного состояния к другому, сопровождающийся кардинальным изменением социально-политического строя?
1) реформация 2) революция 3) контрреволюция 4) реформа.
А3. Какое название получил парламент Германии, созданный в ходе революционных событий 1848 г? 1) Кортес 2) сейм 3) Дума 4) ландтаг.
А4. Что стало главной причиной революции в Германии в марте 1848 г.?
1) аграрный характер развития страны 3) стремление буржуазии получить власть
2) необходимость объединения страны 4) весть о революции во Франции и Италии
А5. Кому из европейских политиков принадлежал жизненный принцип «Сильный всегда прав»? 1) Вильгельму 1 2) Кавеньяку 3) Отто фон Бисмарку 4) Наполеону.
А6. «Живой легендой итальянского народа» называли:
1) Д.Гарибальди 2) К. Кавура 3) Бисмарка 4) Наполеона Третьего.
А7. Какая европейская страна мешала созданию единого государства Италия?
1) Франция 2) Россия 3) Австрия 4) Испания.
А8. Какое важное событие произошло в судьбе Германии в 1867 г.?
1) был создан Северогерманский союз 3) Пруссия начала войну с Данией
2) Италия получила Венецию 4) Пруссия и Австрия объявили войну Дании
В1. Соотнеси события и даты:
1) Приход к власти Вильгельма 1; 2) Война Пруссии и Австрии против Дании;
3) Назначение Бисмарка канцлером; 4) Вторжение прусской армии в Австрию.
А) 1862 г. Б) 1866 г. В) 1848 г. Г) 1861 г. Д) 1864 г.
В2. Назовите факторы, которые направили зарождающийся германский капитализм на «прусский путь» развития
Тестирование по теме«Россия в первой половине XIX в.»
А1. Самое многочисленное сословие в России в XIX в.:
1) мещанство 2) дворянство 3) крестьянство 4) духовенство
А2. О чем свидетельствовало увеличение числа отходников в России начала XIX в.? 1) о господстве феодального строя 2) о начале промышленного переворота
3) о победе капитализма 4) о разложении феодально-крепостнической системы
АЗ. Что было причиной слабого использования технических новшеств в сельском хозяйстве России в начале XIX в.?
1) специализация России на выпуске изделий тяжелой промышленности
2) использование труда крепостных крестьян
3) отсутствие информации о новых изобретениях
4) запрещение государством использовать технику, купленную за границей
А4. К периоду правления Александра I относится создание: 1) Государственной думы 2) Верховного совета 3) Государственного совета 4) Сената
А5. Каких крестьян в первой четверти XIX в. называли «вольными хлебопашцами»?
1) вышедших из общины 2) захотевших переселиться в Сибирь и Дальний Восток 3) освобожденных от крепостной зависимости с землей по договоренности с помещиком 4) совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством
А6. Центральная часть Польши (герцогство Варшавское) отошла к России по решению: 1) Тильзитского мира 2) Венского конгресса 3) Ништадтского мира
4) Кючук-Кайнарджийского мира
А7. Где в Отечественной войне 1812 г. произошло соединение 1 и 2 русских армий
1) под Смоленском 2) под Бородино 3) под Тарутино 4) под Москвой
А8. Что было главной причиной победы России в Отечественной войне 1812 г.?
1) освободительная борьба жителей покоренной Наполеоном Европы
2) полководческий талант Александра I 3) выгодное положение русских войск в начале войны 4) сплоченность русской нации
А9. Когда был создан Священный союз монархов Европы?
1) в 1807 г. 2) в 1812 г. 3) в1814г. 4) в 1815 г.
А10. Разработка Н.Н. Новосильцевым Уставной грамоты Российской империи свидетельствовала о стремлении Александра I:
1)установить республиканскую форму правления 2)ужесточить внутреннюю политику 3)предоставить независимость Польше и Финляндии 4) продолжить реформирование российского общества
A11. С чем был связан подъем общественного движения в России в 20-х гг. XIX в.?
1) с введением свободы слова в России
2) с созывом Уложенной комиссии
3) с победой в Отечественной войне 1812 г.
4) с созданием сословно-представительных органов власти в центре и на местах
А12. Каким требованием программа Южного общества отличалась от программы Северного общества?1) сохранить помещичье землевладение 2) ввести республиканскую форму правления 3) ввести в стране гражданские права и свободы 4) сохранить самодержавие
А13. Какие признаки свидетельствуют о развитии капитализма в России в XIX в.?
1) перевод крестьянских хозяйств на барщину 2) сдача помещиками пустующих земель в аренду 3) появление отходничества 4) использование труда приписных крестьян в промышленности 5) разрушение натурального хозяйства
А14. Военными деятелями были:1) П. Багратион 2) М. Сперанский
3) А. Ордин-Нащокин 4) А. Аракчеев 5)П. Румянцев
В1. Официальный документ XIX в., отрывок из которого приведен: Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю, и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их в прошении своем...
получил название «Указ о “__________ ________ ”».
В2. Кто был автором документа, отрывок из которого приведен?
16. Крепостное состояние и рабство отменяются... 25. Земли помещиков остаются за ними... Особый закон определит вознаграждение, которое обязаны им сделать поселяне, которые вздумают оставить свое селение и переселиться в другое место... 30. Военные поселения немедленно уничтожаются... 32. Разделение людей на 14 классов отменяется...
ВЗ. Продолжите логический ряд и укажите недостающее название.
М. Сперанский — «Введение к уложению государственных законов»
Н. Новосильцев — Уставная грамота Российской империи
П. Пестель — _________
8 класс. Итоговый контроль.
Повторение по курсу «Россия и мир на пороге XX века».
А1. В чье правление был принят цитируемый указ?
«Крестьяне и селения от помещиков по таковым условиям с землею отпускаемые, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных их землях земледельцами и сами по себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев».
1) Николая I
2) Александра I
3) Александра II
4) Александра III
А2. Создание министерств и Государственного совета свидетельствовало о стремлении Александра I:
1) создать в России полицейское государство
2) следовать политическому курсу Павла I
3) осуществить переход к конституционной монархии
4) усовершенствовать госаппарат
АЗ. Какая территория отошла к России по условиям русско-турецкого мирного договора 1812 г.?
1) часть Балканского полуострова
2) Восточная Грузия
3) Бессарабия
4) территория в устье Дуная
А4. Бородинское сражение:
1) завершило разгром наполеоновских войск на территории России
2) позволило соединиться 1-й и 2-й русским армиям
3) заставило Наполеона отступать по старой Смоленской дороге
4) надломило дух французов
А5. Почему Александр I отказался от политики реформ?
1) готовился к Крымской войне
2) испугался интервенции «Священного союза»
3) встретил сопротивление реформам со стороны дворянства
4) узнал о деятельности тайных обществ
А6. Что относилось к мероприятиям Александра I, проводимым после Отечественной войны?
1) амнистия политических заключенных, пострадавшихпри Павле I
2) создание военных поселений
3) проведение реформы управления гос. крестьянами
4) автономия университетов
А7. В «Русской правде» Пестеля:
1) Россия объявлялась республикой
2) Россия объявлялась конституционной монархией
3) сохранялось сословное деление общества
4) земля оставалась собственностью помещика, а крестьяне получали небольшой приусадебный участок
А8. О каких событиях идет речь в отрывке из документа? «Идучи Невским проспектом, я не заметил ничего необыкновенного... Но, подходя к арке Главного штаба, я увидел множество народа и едва мог пробраться до того места, где государь осматривал лейб-гвардии Преображенский полк... и как теперь помню, что лицо Императора, как полотно, было бледно...Устроив войско, Государь сел на лошадь и... тихо поехал на площадь Адмиралтейскую. Посреди сей площади... он остановился и, обратясь к народу, сказал: - Ну, братцы! Я на все готов: кто прав перед Богом и совестью, тому нечего бояться. Не зная ничего, я совершенно не понимал слов императора и... стоял в самом неприятном ожидании развязки. Недолго я находился в недоумении: раздался залп из нескольких ружей в стороне Сената, и вся площадь взволновалась; слово «бунт» с громким шепотом было повторяемо в народе...
1)11 марта 1801 г.
2) 14 декабря 1825 г.
3) 19 февраля 1861 г.
4) 1 марта 1881г.
А9. Приведенная схема органов власти России в первой половине XIX в.
Император
свидетельствует о том, что Россия была:
1) абсолютной монархией
2) республикой
3) ограниченной монархией
4) правовым государством
А10.Какая реформа была проведена во время правления Николая I?
1) земского самоуправления
2)губернская
3) денежная
4)военная
А12. Стремясь укрепить самодержавие, Николай I:
1) усиливает крепостное право
2) сокращает управленческий аппарат
3) разрабатывает проект Российской конституции
4) усиливает контроль над общественной мыслью
А13. О чем говорит развитие крестьянского предпринимательства в первой половине XIX в.?
1)об ужесточении крепостного права
2) о кризисе феодальной системы
3) об ослаблении самодержавия
4) о сохранении натурального хозяйства
А14. Что свидетельствовало о технико-экономической отсталости России середины XIX в.?
1) самодержавие
2) поражение в Крымской войне
3) существование цензуры
4) существование сословий
А15. В какой последовательности проводились реформы 60—70-х гг. XIX в.?
1) судебная, городская, земская
2) судебная, крестьянская, городская
3) городская, судебная, земская
4) крестьянская, судебная, городская
А16. Что было последствием реформы 1861 г. в России?
1) полное разрушение крестьянской общины
2) ликвидация помещичьего землевладения
3) предоставление крестьянам гражданских прав
4) создание рабочих профсоюзов
А17. Что было последствием судебной реформы 1860-х гг.?
1) выработка полного Свода законов Российской империи
2) учреждение института мировых посредников
3) реформа органов местного самоуправления
4) введение принципа состязательности суда
А18. Чем объяснялось завершение промышленного переворота в 80-х гг. XIX в.?
1) строительством железной дороги Санкт-Петербург-Царское Село
2) использованием иностранных специалистов
3) увеличением числа посессионных рабочих на предприятиях
4) увеличением рынка рабочей силы
А19. Что свидетельствовало о продолжении Александром III реформаторского курса?
1) издание указа о «кухаркиных детях»
2) усиление контроля над деятельностью земств
3) назначение на пост министра внутренних дел Д.А. Толстого
4) снижение выкупных платежей
А20. Какая организация возникла в 1879 г.?
1) Южное общество
2)«Земля и воля»
3) «Черный передел»
4) «Освобождение труда»
А21*. Чье имя связано с событиями Крымской войны?
1) Н.И. Пирогова
2) А.С. Суворова
3) М.И. Кутузова
4) В.И. Истомина
5) П.С. Нахимова
А22*. Появление какого понятия относится к эпохе Великих реформ Александра II?
1) система кормлений 2) военные поселения3) земство 4) суд присяжных5) регулярная армия
А23*. Для чьего творчества характерен стиль классицизм?
1) П.А. Федотова2) И.Н. Крамского 3) К.П. Брюллова4) О.И. Бове5) И.А. Мартоса
В1. Укажите имя царя, пропущенное в отрывке из документа.
Подобно отцу, стремился к укреплению своей абсолютной власти, но он понимал непригодность тех методов, которыми действовал его отец. Павел был нетерпелив, груб, несдержан; его сын умел выжидать, действовать в обход, прислушиваться к настроениям общества. Политика выжидания и лавирования между различными дворянскими группировками особенно характерна для первого периода царствовании _____. Но по мере того как он укреплялся на престоле, его политика приобретала все более определенный характер. Он, как и его предшественники, добивался упрочения самодержавия.
В2. Расставьте предложенные ниже слова в местах пропусков. Ответом должно быть сочетание соответствующих букв, поставленных в том порядке, в котором в тексте пропущены слова. Например, ГВБЕ. Учтите, что одно из понятий лишнее.
А. Западники
Б. Декабристы
В. Славянофилы
Г. «Теория общинного социализма»
Д. Теория «официальной народности»
В 30-50-х гг. XIX в. главным вопросом общественной жизни России стало обсуждение путей развития страны. Консерваторы стремились сохранить самодержавие. Их взгляды вошли в историю как (1).Самобытность русского народа подчеркивали представители либерального направления - (2)Историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев говорили о единстве исторического развития России и Европы. Они выражали взгляды представителей другого крыла либерализма - (3) . В 40-50-х гг. XIX в. оформляется революционное движение. Идейной программой их стали взгляды А. И. Герцена, получившие название (4) -.
ВЗ.Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
1. Военные поселяне
2. Отходники
3. Временнообязанные
4. Вольные хлебопашцы
A. Крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости с землей на основании добровольного соглашения с помещиками
Б. Крестьяне, совмещавшие военную службу с хозяйственной деятельностью
B. Лично свободные крестьяне, выполнявшие повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки
Г. Крестьяне, временно уходившие из деревни на сезонные работы
С1. В чем вы видите причины начала Первой мировой войны. Что послужило поводом к войне?
Критерии оценки.
Все правильно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл, части В в 1-2 балла, часть С по 5-бальной системе в зависимости от полноты и правильности ответов. Используется гибкая система оценивания результатов тестирования: 100-80% от максимальной суммы баллов – оценка «5», 60-80% - «4», 40-60% - «3», 0-40% - «2».
(Контрольно-измерительные материалы. История 8 класс. –М.: Вако, 2011г. - стр.7)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...