Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Григоришена Анна Петровна

Рабочая программа по истории, разработана на основе авторских программ: А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной  «История России. Конец XVI – XVIII в.в.  7 класс»; Примерной программы основного общего образования / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_istoriya_planirovanie_13-14.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 6  класса составлена на основе:

- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;

-   Примерной программы основного общего образования / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. (Сборник нормативных документов. История. Примерная программа основного общего образования по истории. - М.: Дрофа, 2008 г.);

МО РФ 2004 г.

-   Авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной  «История России. Конец XVI – XVIII в.в.  7 класс». (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История 5-11 классы» - М.: Просвещение, 2008 г.);

-  Учебного плана ОУ;

-  Положения о рабочей программе;

Содержание учебного предмета «История» в  классе состоит из двух курсов – «История средних веков» и «История России с древнейших времен до конца XVI в.» (36 часов), которые изучаются последовательно.  Так как история средних веков является базой в изучении аналогичного периода в истории Отечества, календарно-тематическое планирование составлено на 34 часа

 Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Тема «Африка» предполагается для самостоятельного изучения учащимися, так как она не предусмотрена Стандартом основного общего образования.

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

  • сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных
    регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  • охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:                                                                                                              

  • умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия
    исторических явлений и событий;
  • умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные,
    так и вещественные и изобразительные;
  • умения работать с исторической картой;
  • умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
  • выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
  • формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;
  • изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

        Внесенные изменения. Согласно учебному плану МОУ «Ериковская ООШ» рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение истории в объеме 2 часов в неделю. Данное тематическое планирование рассчитано на 70 учебных часов. авторская программа по истории России рассчитана на 34 часа. Для большей детализации фактов истории России курс «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Тема: Русь в IX- первой половине XII вв.увеличена на 2 часа, тема: Образование единого русского государства сокращена на 1 час, тема: Восточные славяне увеличена на 1 час.

        В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

  • Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.
  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2006.
  • Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007. (или другое издание по возможности родителей).

Таблица тематического распределения количества часов

        

Темы

Кол-во часов по примерной программе

Кол-во часов по рабочей программе

Всеобщая история

 Глава 1. Становление средневековой Европы

5

5

 Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-ХI вв.

2

2

 Глава 3. Арабы в VI-ХI вв.

2

2

 Глава 4. Феодалы и крестьяне

2

2

 Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

2

 Глава 6. Католическая церковь в ХI-ХШ вв. Крестовые походы

2

2

 Глава 7. Образование централизованных государств в Западной  

 Европе (ХI-ХV вв.)

6

6

 Глава 8. Германия и Италия в ХII-ХVвв.

1

1

 Глава 9. Славянские государства и Византия в ХIV-ХV вв.

2

2

 Глава 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв.

4

3

 Глава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

4

4

История России

 Введение

1

1

 Тема I: Восточные славяне.

2

3

 Тема II: Русь в IX- первой половине XII вв.

6

8

 Тема III: Русь во второй половине ХII-ХПI вв.

8

8

 Тема IV: Образование единого русского государства

8

7

 Тема V: Московское государство в XVI в.

5

5

 Повторительно-обобщающие уроки

2

3

 Итоговый урок

2

1

         

        Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения истории ученик 6-ого класса должен
знать/понимать/уметь (по темам):                                                                                                                                                                                               

Работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

Определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

Изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

Анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

Давать оценку отдельным явлениям культуры;

Составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

Составлять характеристику исторических деятелей;

Участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Уметь работать с различными источниками информации.

Уметь работать с текстом учебника.

Уметь работать с тестовыми заданиями

Называть хронологические рамки «средневековья».

Определять по ленте времени географические пределы средневекового мира.

Сравнивать общество древних германцев и общество Римской империи. Что они могли перенять друг у друга.

Уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопрос.

Определять на основе изученного материала причины и следствия важнейших исторических событий.

Уметь объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории.

Уметь работать с различными источниками дополнительной информации. 

Уметь анализировать и сравнивать исторические факты.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника и составлять план.

Раскрывать систему управления арабами.

Объяснять объединительную роль ислама. Знать основы вероучения ислама и обязанности мусульман.

Рассказывать об основных завоеваниях арабов. Объяснить причины распада Арабского халифата.

Рассказывать о развитии культуры в странах халифата.

Уметь раскрыть суть феодальных отношений.

Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового феодала. Используя текст и иллюстрации учебника, составлять описание феодала.

Описывать условия и образ жизни, занятия средневекового зависимого крестьянина.

Называть причины возникновения городов в Средние века.

Описывать облик средневекового города.

Раскрывать систему самоуправления в городе.

Рассказывать о возникновении ремесленных цехов и купеческих гильдий в Средние века.

Объяснять причины раскола христианской церкви на католическую и православную, источники богатства церкви.

Раскрывать причины возникновения ереси.

Раскрывать причины и последствия крестовых походов.

Объяснять причины усиления королевской власти во Франции.

Перечислять характерные черты сословной монархии.

Излагать причины Столетней войны. Сравнивать армии англичан и французов, оценивать их боеспособность

Называть причины, воззвание восстания крестьян в Англии и Франции.

Сравнивать цели и реальные действия крестьян в Англии и Франции.

Знать последствия крестьянских выступлений

Объяснять причины укрепления централизованного государства во Франции.

Объяснять, какую роль сыграла война Алой и Белой розы в становлении и укреплении централизованного государства в Англии.

Показывать на карте государства, расположенные на Пиренейском полуострове.

Объяснять понятие «реконкисты» и рассказывать о ее ходе. Знать причины образования самостоятельных государств: Испания и Португалия.

Уметь анализировать, сравнивать изученный материал, выделять общее и особенное

Объяснять, почему гуситское движение называют национальным.

Рассказать о ходе и результатах гуситского движения

Рассказывать о содержании средневековой литературы, объяснять ее сословный характер. Раскрывать особенности средневековой архитектуры, скульптуры, живописи.

Рассказывать о внутренней и внешней политике династии Манн.

Объяснять причины колониальных вторжения в Китай.

Объяснять причины крестьянских выступлений и гражданской смуты.

Рассказывать о культуре Китая, ее общечеловеческой значимости.

Раскрывать политическое устройство индийских княжеств до вторжения мусульман; значение индийской культуры.

Рассказывать о возникновении государства у ацтеков, религии и государственном устройстве.

Рассказывать о религии и государственном устройстве у майя и инков, о культуре доколумбовой Америки, объяснить ее значение.

Раскрывать особенности политического и общественного устройства индийских этносов Америки в канун вторжения европейцев.

Перечислить первые государства тропической Африки.

Рассказывать о социальном и государственном устройстве Африки

Календарно – тематическое планирование по истории

 

   №

урока

                   Название раздела, тем

Сроки прохождения

Примечание

1

Вводный урок

04.09.13

Глава 1. Становление средневековой Европы. 5 ч.

2

Древние германцы и Римская империя

06.09.13

3

Королевство франков и германская церковь в V-VШ вв.

11.09.13

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

Феодальная раздробленность

13.09.13

5

Западная Европа в IХ-ХI вв.

18.09.13

6

Культура Западной Европы в раннее средневековье

20.09.13

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-ХI вв. 2 часа

7

Византия при Юстиниане. Культура Византии

25.09.13

8

Образование славянских государств

27.09.13

Глава 3. Арабы в VI-ХI вв. 2 часа

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

02.10.13

10

Культура стран халифата

04.10.13

Глава 4. Феодалы и крестьяне. 2 часа

11

В рыцарском замке

09.10.13

12

Средневековая деревня и ее обитатели

11.10.13

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. 2 часа

13

Формирование средневековых городов

16.10.13

14

Горожане и их образ жизни

18.10.13

Глава 6. Католическая церковь в ХI-ХШ вв. Крестовые походы. 2 часа

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

23.10.13

16

Крестовые походы

25.10.13

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI-ХV вв.) 6 часов

17

Как происходило объединение Франции

06.11.13

18

Что англичане считают началом своих свобод

08.11.13

19

Столетняя война

13.11.13

20

Крестьянские восстания во Франции и Англии

15.11.13

21

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии

20.11.13

22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

22.11.13

Глава 8. Германия и Италия в ХII-ХVвв. 1 час

23

Усиление власти князей в Германии.

Расцвет итальянских городов

27.11.13

Глава 9. Славянские государства и Византия в ХIV-ХV вв. 2 часа

24

Гуситское движение в Чехии

29.11.13

25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

04.12.13

Глава 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв. 4 ч.

26

Образование и философия.

06.12.13

27

Средневековое искусство

11.12.13

28

Культура раннего Возрождения Италии

13.12.13

29

Научные открытия и изобретения

18.12.13

Глава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. 4 часа

30

Средневековый Китай

20.12.13

31

Индия. Государство и культура

25.12.13

32

Государства и народы доколумбовой Америки

27.12.13

33

Африка

15.01.14

34

Обобщающий урок: Наследие истории Средних веков в истории человечества

17.01.14

История России

35

Вводный урок

22.01.14

Тема I: Восточные славяне. 3 часа

36

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Заселение Евразии

24.01.14

37

Восточные славяне и их соседи в древности

29.01.14

38

Занятия, верования и общественный строй Восточных славян

31.01.14

Тема II: Русь в IX- первой половине XII вв. 8 часов

39

Формирование Древнерусского государства

05.02.14

40

Первые русские князья

07.02.14

41

Правление князя Владимира и крещение Руси

12.02.14

42

Расцвет Древнерусского государства

14.02.14

43

Жители Древней Руси

19.02.14

44

Древнерусское государство при сыновьях и внуках

Ярослава  Мудрого

21.02.14

45

Культура и быт Древней Руси

26.02.14

46

Повторительно-обобщающий урок: Русь Древняя

28.02.14

Тема III: Русь во второй половине ХII-ХПI вв.  8 час.

47

Начало раздробленности Древнерусского государства

05.03.14

48

Главные политические центры Руси

07.03.14

49

Главные политические центры Руси

12.03.14

50

Монгольское нашествие на Русь

14.03.14

51

Борьба русских земель против экспансии Запада

19.03.14

52

Русь и Орда

21.03.14

53

Русь и Литва

02.04.14

54

Культура русских земель

04.04.14

55

Повторительно-обобщающий урок: 

Политическая раздробленность на Руси

09.04.14

Тема IV: Образование единого русского государства. 7 часов

56

Предпосылки объединения русских земель.

11.04.14

57

Москва-центр борьбы с ордынским игом

16.04.14

58

Московское княжество и его соседи в конце XIV-серед. XV вв.

18.04.14

59

Создание единого русского государства и конец ордынского ига

23.04.14

60

Московское государство в конце XV -начале XVI вв.,

основные социальные слои

25.04.14

61

Церковь и государство в XV - начале XVI вв.

30.04.14

62

Русская культура в конце XV - начале XVI вв.

02.05.14

63

Повторительно-обобщающий урок: 

Образование единого государства

07.05.14

Тема V: Московское государство в XVI в. 5 часов

64

Иван Грозный. Начало правления

09.05.14

65

Внешняя политика Ивана IV

14.05.14

66

Усиление власти Ивана Грозного

16.05.14

67

Россия в конце правления Ивана IV

21.05.14

68

Культура и быт в XVI в.

23.05.14

69

Обобщающий урок: Московское государство в XVI в.

28.05.14

70

Повторительно-обобщающий урок:

развитие средневековой Руси

30.05.14

Основное содержание учебного предмета по курсу «История средних веков»

 (34 часа, 2 часа в неделю)

Введение. Понятие «Средние века». Место истории средних веков в истории человечества.

Источники знаний об истории Средних веков.

Глава 1. Становление средневековой Европы 

Германские племена. Конец Западной Римской империи (Великое переселение народов). Римский историк Тацит о древних германцах. Верования древних германцев. Королевская власть при Хлодвиге. Принятие христианства. Законы франков. Создание империи Карла Великого. Возникновение и распад империи Карла Великого. Королевская власть во Франции. Священная Римская империя. Норманны. Представления о мире в Средние века. Каролингское Возрождение. Литература.

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-ХI вв.

Юстиниан и его правление. Войны Юстиниана. Культура Византии. Образование славянских государств

Глава 3. Арабы в VI-ХI вв. 

Древняя Аравия: природа, образ жизни и занятия населения. Ислам и его роль в объединении арабских племен. Завоевательные войны арабов. Образование, литература, искусство, медицина.

Глава 4. Феодалы и крестьяне 

Жизнь и быт феодалов. Земля и служба. Ритуальная присяга. Кодекс рыцарской чести. Рыцарь как защитник справедливости и веры. Рыцарские доспехи. Турниры. Гербы. Литературные произведения. Феодальные отношения, натуральное хозяйство. Жизнь и быт крестьян.

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе                                                       

Происхождение городов. Облик городов. Борьба с сеньорами. Коммуны. Города-республики. Зарождение демократических порядков. Городское самоуправление Городские ремесла и ремесленники. Борьба ремесленников. Ремесленные цехи, гильдии.

Торговля и ярмарки. Жизнь и быт горожан.

Глава 6. Католическая церковь в Х1-ХШ вв. Крестовые походы                                                                               

Разделение церквей. Германские императоры и церковь.

Объединяющая роль католической церкви. Источники богатства церкви. Еретики, ересь. Борьба церкви с еретиками. Крестовые походы и их последствия.

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (ХI-ХV вв.) 

Возвращение французских территорий. Борьба Филиппа II Августа с английскими королями. Борьба Филиппа IV Красивого с римским Папой. Генеральные штаты. Нормандское завоевание Англии и его последствия. Причины усиления королевской власти. Генрих II и его реформы. «Великая хартия вольностей». Английский парламент. Причины поражения французов при Креси и Пуатье. Крестьяне и феодалы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. Поражение англичан. Итоги войны. Крестьянские восстания в Англии и Франции. Восстание в Лондоне. Завершение объединения Франции. Укрепление королевской власти. Война Алой и Белой розы. Установление сильной центральной власти в Англии. Последствия превращения Англии и Франции в централизованные государства. Пиренейские государства: природа, климат, условия жизни, занятия. Реконкиста и ее хозяйство. Результаты Реконкисты. Введение инквизиции в Испании. Папство в Х1У-ХУ вв. Раскол в католической церкви.

Глава 8. Германия и Италия в ХII-ХVвв. 

Германские государства в ХМ-ХУ вв. Расцвет римских городов.

Глава 9. Славянские государства и Византия в ХIV-ХV вв. 

Чешское государство. Национальное движение в Чехии. Ян Гус и Ян Жижка. Падение Константинополя. Значение гуситского движения. Завоевание сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Глава 10. Культура Западной Европы в XI-XV вв. 

Средневековая наука. Технические открытия и изобретения. Средневековое образование. Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись. Новое учение о человеке. Первые гуманисты. Искусство раннего Возрождения. Развитие практических знаний.

Усовершенствование водяного двигателя. Новое в металлургии. Развитие мореплавания и ответственности. Изобретение книгопечатанья.

Глава 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

Китай в IV-VII вв. Борьба с кочевниками. Всекитайская империя. Особенности социального и государственного строя Китая. Внешняя и внутренняя политика династии Манн. Культура средневекового Китая, ее общечеловеческая зависимость. Особенности экономического и политического развития Индии. Делийский Султанат. Появление европейских колонизаторов на юге Индии. Империи Великих Монголов. Индийская культура и ее специфические формы. Первые земледельческие культуры в Северной Америке. Государство, религия и общество ацтеков. Страна майя. Империя инков в Южной Америке. Культура доколумбовой Америки, ее общекультурная значимость. Понятие о Северной и Южной Африке. Особенности развития Южной Африки. Африканский уклад жизни. Рабы, воины и правительницы Африки. Систематизировать и обобщить материал по изученному периоду.

Основное содержание учебного предмета по курсу ««История России с древнейших времен до конца XVI в.» (36 часов, 2 часа в неделю)

Вводный урок (1 ч). 

Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники по истории нашей Родины.

Восточные славяне (3 ч )

Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.

Основные понятия темы

Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.

Тема I: Русь в IX- первой половине XII вв.(7 ч)

Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусст-за. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской  культуры  в развитии европейской  культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Основные понятия темы

Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.

Тема II: Русь во второй половине ХII-ХПI вв. (8 ч)

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Владимире-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной   Руси.   Характер   княжеской   власти   в   северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимире-Суздальского княжества.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Родной край в древности (1 ч)

Основные понятия темы

Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.

Тема III: Образование единого русского государства. (7 ч) 

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIVсередине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ере-сн. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIVначале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV — начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Основные социальные слои Российского государства в XIV начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.

Основные понятия темы.                                                                                                            

Боярская дума,  самодержавие,  судебник,  местничество,  кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система,  Юрьев день,  пожилое,  крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народить,ересь

Тема IV: Московское государство в XVI в. (5 ч)

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.

Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».

Родной край в XIV—XVI вв.  (1ч)

Основные понятия темы

Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета. Церковный собор.

Итоговое повторение и обобщение (1 ч). Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Формы и средства контроля

п/п

Виды и формы контроля

Тема

Примерные сроки проведения

1

Входной контроль

Повторение по курсу 5 класса

2

Итоговый контроль

Повторение по курсу 6 класса

           

Перечень учебно – методических средств обучения

Основная литература

  • Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2006.
  • Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2007.
  • Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. История. 5 – 11 классы. М.Дрофа, 2008 г.
  • Примерные программы основного общего образования. Сборник нормативных документов. История. Примерная программа основного общего образования по истории. - М.: Дрофа, 2008 г.;
  • А.А. Кузнецов. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. История 5 – 9  классы. М.: Просвещение, 2010 г.
  • Колесниченко Н.Ю. история средних веков: поурочные планы по учебнику Агибаловой Е. В., Донского Г. М. 6 кл.. Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.
  • Брандт М.Ю. История средних веков. Тесты. 6 класс: учебно – методическое пособие. М.: Дрофа, 2005. 157 с.                                                   
  • Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XVI века: 6 класс.–М.: ВАКО, 2009.–208 с.
  • Алиева, С. К. Школьный справочник по  всеобщей истории / - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
  • Всемирная история: энциклопедия в 14 т. / под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: ОЛМА Медиа-группа; ОЛМА ПРЕСС; Образование, 2007

Интернет-ресурсы:

http://history.standart.edu.ru/  – Обществознание. История России: Учебно-методический комплект для школы (Проект издательства «Просвещение»).

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.8  – Единое окно доступа к материалам по истории (учебные, методические, справочные, научные материалы)

Интернет-сообщество учителей истории и обществознания в Проекте  «Сеть творческих учителей»

Методические материалы по истории на сайте «Открытый класс»

http://www.openclass.ru/communities/1294    – Сообщество учителей истории на сайте «Открытый класс»

http://lesson-history.narod.ru  – Компьютер на уроках истории, обществознания и права

Лист

корректировки рабочей программы

по предмету «История» в 6 классе

Название темы или № урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...