Конспект урока истории для 7 класса "Преобразования в области культуры в эпоху Петра I"
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Урок открытия нового знания с использованием технологии критического мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_preobrazovaniya_v_oblasti_kultury_v_epokhu_petra_i.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок на тему
«Преобразования в области культуры в эпоху Петра I»
Учитель - Мельник Виктория Олеговна
Место работы – МБОУ СОШ № 1 р. п. Хор
Должность – Учитель истории и обществознания
Предмет – История
Класс – 7 класс
Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009
Цель урока:
Охарактеризовать нововведения Петра 1 в области культуры и быта
Цели для учеников:
- Рассмотреть преобразования Петра I в области культуры и определить истоки культурных явлений I четверти XVIII века;
- Научиться добывать, сопоставлять и проверять историческую информацию;
- Научиться ходе решения учебных задач классифицировать и обобщать понятия (явления);
- Дать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических, духовных ценностей) поступкам Петра I во время проведения реформ;
- Дать собственную оценку действиям Петра I и подтвердить её аргументами и фактами;
- Научиться вести дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Научиться взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми;
- Научиться задавать «толстые» и «тонкие» вопросы;
Тип урока - урок «открытия нового знания».
Технология: критическое мышление
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, дискуссия, самостоятельная работа.
Методы и приемы:
- таблица «Как вы думаете?»
- таблица вопросов («тонкий» и «толстый»)
Оборудование:
1) игровые поля для каждой команды
2) раздаточные карточки для каждой команды
3) Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец
XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009 г.
Ход урока:
Действия учителя:
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
Учитель: 21.02 1913 года Россия отмечала 300-летие царствования династии Романовых. Много событий произошло за эти три века: Россия стала империей, добилась славных побед, терпела горькие поражения. Давайте вспомним известные события, даты, исторические имена и термины, изученные уже нами в курсе история России, связанные со временем Петра Алексеевича Романова.
Учитель предлагает повторить домашнее задание в форме игры на интерактивной доске «Море деятельности Петра», для продуктивности работы отвечающим можно советоваться с классом (представлена на сайте отдельно)
- Вы изучили внешнюю, внутреннюю политику Петра 1, его реформы в экономической, политической сфере. Какую сферу жизни нам еще необходимо рассмотреть, чтобы окончательно сложилось представление о жизни общества в эпоху Петра Великого?
(Ответ учащихся: духовная сфера)
- Сегодня мы с вами начнем рассматривать духовную жизнь общества, а, именно, поговорим о культуре первой четверти 18 века.
Класс записывает тему урока в тетрадях.
Учитель:
- Что такое «культура»? Что она в себя включает?
Это очень широкая сфера человеческой деятельности, поэтому сегодня мы рассмотрим лишь развитие просвещения, образования и науки.
- Реформы Петра I коснулись всех областей жизни. Но наиболее ярко они отразились в культуре и быте.
Различные историки по-разному оценивали деятельность Петра 1.
- Петр своими преобразованиями навредил России, сбил ее с самобытного, истинного пути.
- Одобряли его преобразования
Учитель ставит проблемный вопрос:
Давайте рассмотрим преобразования Петра I в области культуры и определим
Полезны или вредны были изменения в образовании и культуре, приемлема ли была форма их внедрения?
Учитель:
- Что нам нужно сделать, чтобы ответить на данный вопрос?
(ответы уч-ся)
Учитель активизирует учебную деятельность, используя элементы технологии критического мышления
- Перед началом изучения темы попробуйте ответить:
1 стадия. Вызов. (Методический приём - Верные и неверные утверждения)
Верите ли вы? «Верные и неверные утверждения»
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ:
- Что Петр I издал указ, запрещавший молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы? (да)
- Что первый музей страны – Кунсткамера открыт в Петербурге, вход в Кунсткамеру был не только бесплатным, но гостей еще и угощали? (да)
- Что при Петре I , были выпущены специальные бородовые знаки? (да)
Учитель:
- После знакомства с темой урока мы вернемся к данным утверждениям и оценим их достоверность, используя полученную на уроке информацию
2 стадия. Осмысление.
Учащиеся делятся на группы по 4 – 5 человек. Каждая группа получает задание
Задание 1. «Просвещение и наука»
Задание: учащимся предлагается прочитать параграф 24 пункт 1 учебника. (Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009) , проанализировать факты и дать ответы: в большинстве случаев, всегда, никогда.
Ведется запись в тетради.
- Для учебного и практического освоения наук юношей из дворянских фамилий посылали за границу. (именно так)
- После окончания учебы их ждал экзамен, который нередко принимал сам Петр I. ( в большинстве случаев)
- Отдельно возникла сеть школ для девочек. (никогда)
- Возникли математические, навигационные, медицинские школы. (именно так)
- Была введена гражданская азбука. (именно так)
- В 1700 году возникла первая публичная библиотека. (никогда)
Учащиеся в группе обсуждают и дают коллективно ответ.
Рефлексия общая.
(Методический приём - Таблица «тонких» и «толстых»вопросов)
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов служит при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Вопрос «тонкий» | Вопрос «толстый» |
Кто разработал шрифт для гражданской азбуки? что... Когда возникла первая публичная библиотека? 1714г может... будет... Мог ли царь приглашать иностранцев на государственную службу? как звали... было ли... согласны ли вы... верно... (не требует развёрнутого ответа, нужен однозначный ответ) | Дайте объяснение, почему царь заботился о дворянском образовании? почему вы думаете... Почему вы считаете, что развитию просвещения способствовало издательское дело? В чём различие новых школ от тех, что были в России раньше? предположите, что будет, если... что, если... (предполагают полный, развёрнутый ответ) |
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Учитель:
- В 1718 г. Петр ввел в столице ассамблеи – приемы гостей
в знатных домах.
На московских пирах присутствовали только мужчины, а на ассамблеи надлежало являться с женами и дочерьми. Вводя ассамблеи, Петр навсегда покончил с изоляцией женщин в теремах. Ассамблея сочетала черты пира и бала.
Здесь танцевали, музицировали, беседовали, играли в карты и шашки.
С появлением ассамблей дворянам, особенно молодым, пришлось учиться музыке, иностранным языкам, политесу (хорошим манерам).
Дочерям надо было шить модные туалеты. На ассамблеях подавали невиданные прежде в России чай и кофе, курили трубки (прежде церковь запрещала табак как дьявольское зелье). Пожилые дворяне воспринимали ассамблеи как тяжкую повинность, но молодежь быстро вошла во вкус новшеств.
Учитель:
- Сразу по возвращении из Великого посольства Петр провозгласил указ
о брадобритии. Для желающих носить бороды была установлена пошлина:
для дворян – 60 руб. в год, для купцов гостиной сотни – 100 руб., для прочих посадских людей – от 30 до 60 руб., смотря по доходам. Уплатившим выдавался особый знак для ношения на груди. С крестьян-бородачей при входе в город и выходе из него взималась пошлина в размере 1 копейки. Беспошлинно носить бороды в городах могли только церковнослужители.
В 1700 г. вышел указ об обязательном ношении немецкого или венгерского платья. Ношение русской долгополой одежды было запрещено. Человек, рискнувший в петровское время появиться в такой одежде на улице, рисковал тем, что его поставят на колени и обрежут полы вровень с землей.
Учитель:
- Чем объяснялась такая ненависть Петра I
к традиционному облику русских людей?
(Ответы учеников: По-видимому, для Петра борода и традиционное русское платье были зримыми символами старины, противостояния Европе).
Задание 2. «Европейские обычаи». Утверждения и варианты ответов: именно так; в большинстве случаев, никогда.
- Введение одежды европейского образца. (именно так)
- Бритьё бород. ( в большинстве случаев)
- Все нововведения вводились силой. ( в большинстве случаев)
- Устройство ассамблей – общественных собраний. (именно так)
- Чрезмерное увлечение европейскими обычаями и традициями, отрыв от русского народа. ( в большинстве случаев) или (именно так)
- С 1700 г. образ жизни всех жителей России изменился. (никогда)
Учащиеся в группе раскладывают карточки на поля, объясняя их местоположение.
Рефлексия общая. (Методический приём - Таблица «тонких» и «толстых» вопросов)
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов служит при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.
Целесообразно на уроке использовать таблицу.
Вопрос «тонкий» | Вопрос «толстый» |
(не требует развёрнутого ответа, нужен однозначный ответ) кто... Что такое ассамблея? Когда платился бородовой знак? может... будет... мог ли... как звали... Было ли, что царь собственноручно обрезал боярам полы кафтанов? согласны ли вы... верно... | (предполагают полный, развёрнутый ответ) Дайте объяснение, почему дворянам приходилось изучать иностранные языки? почему вы думаете... Почему вы считаете некоторые предписания книги «Юности честное зерцало» смешными? В чем разница между одеждой дворян 17 и 18 века? предположите, что будет, если... что, если.. |
Работа по вопросам ведется в несколько этапов.
1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.
Учитель: А теперь подведем первый итог урока:
В начале урока вы выбирали «верные утверждения» из предложенных и обосновывали свой ответ:
- Что Петр I издал указ, запрещавший молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы? (да)
- Что первый музей страны – Кунсткамера открыт в Петербурге, вход в Кунсткамеру был не только бесплатным, но гостей еще и угощали? (да)
- Что при Петре I , были выпущены специальные бородовые знаки? (да)
Учитель:
- После знакомства с темой урока давайте оцените достоверность ваших ответов, сделанных в начале урока
- А теперь подведем второй итог урока:
Учитель ставит проблемный вопрос:
- Полезны или вредны были изменения в образовании и культуре, приемлема ли была форма их внедрения? (Ответы уч-ся)
Итоговая рефлексия урока
Учитель задаёт вопросы о цели занятия.
- Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей.
(Оценки уч-ся)
Подведение итогов урока. Оценки за урок.
Домашнее задание:
Параграф 24 - Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. М., Просвещение, 2009. Придумать «тонкие» и «толстые» вопросы к пункту 2 «Искусство»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Универсальные учебные действия | Результаты | ||
Личностные | Метапредмет-ные | Предметные | ||||
I. Мотивация | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. -21.02. 1913 года Россия отмечала 300-летие царствования династии Романовых. Много событий произошло за эти три века: Россия стала империей, добилась славных побед, терпела горькие поражения. Давайте вспомним известные события и даты, названия реформ и имена, изученные уже нами в курсе история России и связанные со временем Петра Алексеевича Романова. Я предлагаю пройти тестирование по теме «Море деятельности Петра», задания перед вами, для продуктивности вашей работы можно советоваться с группой. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Задания на интерактивной доске 1.Даты 2.Реформы 3.Имена | Регулятивные: умение организовывать свою деятельность. Познавательные: логические действия - анализ информации задания | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. | Организация учебной деятельности | Анализ информации |
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы | Вы изучили внешнюю, внутреннюю политику Петра 1, его реформы в экономической, политической сфере. Какую сферу жизни нам еще необходимо рассмотреть, чтобы окончательно сложилось представление о жизни общества в эпоху Петра Великого? (духовная сфера) Сегодня мы с вами начнем рассматривать духовную жизнь общества, а, именно, поговорим о культуре первой четверти 18 века. Запишите тему в тетрадь. Что такое «культура»? Что она в себя включает? Это очень широкая сфера человеческой деятельности, поэтому сегодня мы рассмотрим лишь развитие просвещения, образования и науки. Реформы Петра 1 коснулись всех областей жизни. Но наиболее ярко они отразились в культуре и быте. Различные историки по-разному оценивали деятельность Петра 1.
Учитель ставит проблемный вопрос: Полезны или вредны были изменения в образовании и культуре, приемлема ли была форма их внедрения? - Что нам нужно сделать, чтобы ответить на данный вопрос? (ответы уч-ся) | Внимательно слушают учителя. Дети дают ответы, опираясь на знания обществоведческого курса: «Духовную» Записывают тему урока в тетрадь. Ответ: «Все, что создано руками человека. Она включает в себя: науку, искусство, образование, быт» Слушают объяснения учителя, смотрят на экран, делают записи Опираясь на знания, полученные на предшествующих уроках, дети дают ответы | Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии. Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России. | Определение цели своего обучения, формулирование для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности, развитие интересов своей познавательной деятельности. | Анализ информации |
III. Актуализация опорных знаний учащихся По технологии критического мышления | Активизирует учебную деятельность 1 стадия. Вызов. ( Методический приём - Верные и неверные утверждения) Верите ли вы? «Верные и неверные утверждения» Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ 1.Что Петр I издал указ, запрещавший молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы? (да) 2.Что первый музей страны – Кунсткамера открыт в Петербурге, вход в Кунсткамеру был не только бесплатным, но гостей еще и угощали? (да) 3.Что при Петре I , были выпущены специальные бородовые знаки? (да) Учитель: - После знакомства с темой урока мы вернемся к данным утверждениям и оценим их достоверность, используя полученную на уроке информацию | Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. | Овладение умением вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | Сотрудничество с соучениками, коллективная работа, основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. | Знание исторических фактов, работа с фактами, анализ результатов важнейших исторических событий; группировка фактов по различным признакам. |
IV. Познание нового путем осмысления | Координирует учебную деятельность Организует самостоятельную работу уч-ся Осмысление 1. учащимся предлагается прочитать параграф 24 пункт 1 учебника. После этого они вновь раскладывают карточки и комментируют полученные результаты. Ведется запись в тетради. Набор карточек №1 «Просвещение и наука» 1.Для учебного и практического освоения наук юношей из дворянских фамилий посылали за границу. (именно так) 2.После окончания учебы их ждал экзамен, который нередко принимал сам Петр I. ( в большинстве случаев) 3.Отдельно возникла сеть школ для девочек. (никогда) 4.Возникли математические, навигационные, медицинские школы. (именно так) 5.Была введена гражданская азбука. (именно так) 6.В 1700 году возникла первая публичная библиотека. (никогда) Рефлексия 1. Осмысление 2. учащимся предлагается прочитать параграф 24 пункт 3 учебника. После этого они вновь раскладывают карточки и комментируют полученные результаты. Ведется запись в тетради Набор карточек №2 «Европейские обычаи» 1.Введение одежды европейского образца. (именно так) 2.Бритьё бород. ( в большинстве случаев) 2.Все нововведения вводились силой. ( в большинстве случаев) 3.Устройство ассамблей – общественных собраний. (именно так) 4.Чрезмерное увлечение европейскими обычаями и традициями, отрыв от русского народа. ( в большинстве случаев) 5.С 1700 г. образ жизни всех жителей России изменился. (никогда) Рефлексия 2. Организует выступление групп, обмен толстыми и тонкими вопросами Вопрос «толстый» Почему? В чём различие? Сравните? (предполагают полный, развёрнутый ответ) Вопрос «тонкий» Кто? Что? Когда? (не требует развёрнутого ответа, нужен однозначный ответ) | Самостоятельная работа в группах Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. Работают в группах, обсуждают. Рефлексия 1. Учащиеся в группе раскладывают карточки на поля, объясняя их местоположение. Рефлексия общая. Каждая группа учащихся придумывает по три «толстых» и три «тонких» вопроса. Рефлексия 2. Учащиеся в группе раскладывают карточки на поля, объясняя их местоположение. Рефлексия общая. Каждая группа учащихся придумывает по три «толстых» и три «тонких» вопроса | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Регулятивные: Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проекте), сверять действия с целью, Оценивать степень и способы достижения цели. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;структурирование знаний; осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. | Культурное многообразие мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. | Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.). | Овладение умениями изучения и систематизации информации из различных исторических и современных источников, проведения поиска необходимой информации в одном или нескольких источниках; |
V. Выражение решения проблемы, используя метод дискуссии | Организует диалог с обучающимися. А теперь подведем первый итог урока: В начале урока вы выбирали «верные утверждения» из предложенных и обосновывали свой ответ: 1.Что Петр I издал указ, запрещавший молодым дворянам жениться, если у них не было свидетельства об окончании школы? (да) 2.Что первый музей страны – Кунсткамера открыт в Петербурге, вход в Кунсткамеру был не только бесплатным, но гостей еще и угощали? (да) 3.Что при Петре I , были выпущены специальные бородовые знаки? (да) После знакомства с темой урока давайте оценим их достоверность, используя полученные знания. - А теперь подведем второй итог урока: Учитель ставит проблемный вопрос: Полезны или вредны были изменения в образовании и культуре, приемлема ли была форма их внедрения? (Ответы уч-ся) | Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа. Вступают в диалог. | Личностные: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникатив-ные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, вести диалог | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, определение своей позиции и ответственное поведение в современном обществе. | Организация учебной деятельности; овладение умениями работы с учебной и внешкольной информацией, использования современных источников информации. | Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом. |
VI Рефлексия | Задаёт вопросы о цели занятия. Итоговая рефлексия урока Учитель задаёт вопросы о цели занятия. - Хочу предоставить слово тому, кто хотел бы оценить свою работу и работу своих товарищей. (Оценки уч-ся) Кто хотел бы внести коррективы? Подведение итогов урока. Оценки за урок. | Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения | Соотношение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определение способов действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией; | ||
VII Домашнее задание | Домашнее задание: Параграф 24 - Базовый учебник - Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: конец XVI—XVIII век. Придумать «тонкие» и «толстые» вопросы к пункту 2 «Искусство» | Личностные: личностное самоопределение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по истории России в 10 классе по теме "Эпоха Петра I". Учебник А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова
Работа позволяет проверить знания по теме "Эпоха Петра I". Она включает вопросы по внутренней и внешней политике Петра I, охватывает все реформы петровского времени, в т. ч. и в области культуры...
Изменения культуры в эпоху Петра I.
Илюстративный материал эпохи ПетраI....
Конспект урока истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе «Ассамблеи при Петре I» с презентацией
Реформы Петра I коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими были преобразования в быту и культуре. Тема нашего урока: « Ассамблеи при Петре I». Название говорит само за себя...
Электронные ресурсы к уроку по темам «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Первого»
В этом документе - подборка электронных ресурсов, для подготовки к урокам истории эпохи Петра Великого....
презентация к уроку истории 10 класс "Свет и тени петровской эпохи" по теме правление Петра 1
презентация резработана к обобщающему уроку по истории в 10 классе по теме "Деятельность Петра Первого". Рассматривается деятельность Петра с двух позиций: положительной и отрицательной....
Технологическая карта урока по теме "Преобразования в области культуры и быта в Петровскую эпоху"
Урок по курсу История России для 8 класса имеет основной целью развить навыки функциональной грамотности - научить выделять характерные черты преобразований в области культуры и быта с использованием ...
Конспект урока истории в 8 классе "Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории"
Тема урока «Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории»Цели урока:Образовательная (дидактическая):создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности...