Учебный модуль "Память о Холокосте - путь к толерантности"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме
Предлагаемый учебный модуль может быть использован в программе истории России XX века в 9, 11 классах. Рассчитан модуль ориентировочно на 4 учебных часа, однако, вполне может быть изменён по замыслу учителя.
Актуальность темы определяется реалиями современного мира, для которого характерны возрождение идей нацизма во многих странах (движение скинхедов, радикальных исламистов, неонацистов), различные проявления ксенофобии, экстремизма, антисемитизма.
В этой связи формирование толерантности как уважительного отношения к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности является важной задачей как для всего мира, для России, так и для нашего полиэтнического региона.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный модуль "Память о Холокосте - путь к толерантности" | 115 КБ |
презентация "Память о Холокосте-путь к толерантности" | 535 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс
«Методическая система учителя»
Автор-составитель: учитель истории и обществознания МБОУСОШ №5 г.Зверево Ростовской области
Чеботарева Людмила Александровна
Конспект уроков в 9,11 классах по истории России XX века
Учебный модуль.
Тема: Память о Холокосте – путь к толерантности
Основная цель:
Формирование толерантного сознания на примере истории
Холокоста
Планируемое учебное время: 4 академических часа – 180 мин.
Автор: Чеботарева Людмила Александровна,
Учитель истории МОУ СОШ №5
Г.Зверево Ростовской области
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Ход уроков модуля
3. Информационные источники
4. Приложение №1 «Холокост»
(составитель: автор Чеботарева Л.А.)
Пояснительная записка
Предлагаемый учебный модуль может быть использован в программе истории России XX века в 9, 11 классах. Рассчитан модуль ориентировочно на 4 учебных часа, однако, вполне может быть изменён по замыслу учителя.
Актуальность темы определяется реалиями современного мира, для которого характерны возрождение идей нацизма во многих странах (движение скинхедов, радикальных исламистов, неонацистов), различные проявления ксенофобии, экстремизма, антисемитизма.
В этой связи формирование толерантности как уважительного отношения к другим культурам и формам выражения человеческой индивидуальности является важной задачей как для всего мира, для России, так и для нашего полиэтнического региона.
Преподавание темы Холокоста, осмысление его уроков – важный компонент образования и воспитания в духе толерантности. Сегодня тему Холокоста изучают во всех странах, входящих в Совет Европы, государствах Северной и Южной Америки, в Японии. До 1991 года в нашей стране практически ничего не знали о Холокосте, а сейчас тема Холокоста вошла в современные программы и школьные учебники истории. Безусловно, тема эта не является легкой. Необходима специальная подготовка учителя: содержательная, психологическая, эмоциональная.
Сохранение исторической памяти является очень важной проблемой, особенно сегодня, когда отдельные государства проводят ревизию истории, ставят под сомнение решающий вклад Советского Союза в разгром нацизма, а также события и ужас Холокоста. Об этом говорится в совместном заявлении президентов России и Израиля Дмитрия Медведева и Шимона Переса, сделанном в августе 2009 года в городе Сочи:
«…1 сентября 2009 года исполняется 70 лет со дня начала Второй мировой войны – величайшей трагедии в истории человечества. Мы отдаем дань уважения миллионам советских мужчин и женщин, солдат и гражданских лиц, которые погибли в войне против гитлеризма. Воздавая долг памяти, мы выражаем глубокое возмущение попыткам отрицать огромный вклад народов Советского Союза в победу над нацистской Германией, а также отрицать преступление Холокоста, совершенное против европейских евреев, геноцид против них, который был окончательно остановлен Красной Армией и войсками союзников».
Важный довод в пользу изучения Холокоста – необходимость избежать в будущем нарушения прав человека на расовой, религиозной, этнической почве.
При изучении модуля акцент делается на межпредметные связи: история, литература, право, музыка, изобразительное искусство, что позволяет использовать материалы курса разными учителями-предметниками.
Содержание модуля включает в себя знакомство с документами о Холокосте, художественными произведениями, кино и фотодокументами, что позволят осознать трагедию наций, подвергшихся геноциду в годы Второй мировой войны через призму человеческих переживаний.
Реализация содержания модуля требует активных, деятельных форм участия - дискуссия, демонстрационное занятие с использованием документальных источников, фотографий, интервью тех, кто пережил лагерь, гетто, просмотр фрагментов художественных фильмов, работа в малых проблемных группах, индивидуальную самостоятельную работу и др.
Внедрение модуля предполагает открытость позиции всех участников, готовность к организации совместного анализа деятельности, обращенность к личности каждого участника урока, его способности сопереживать, обращение к общечеловеческим ценностям.
Реализация модуля «Память о Холокосте – путь к толерантности» позволит воспитывать чувство сострадания чужому горю, способствовать формированию толерантности, социальной активности, гражданской ответственности.
Цель модуля
Повышение общего уровня толерантности, формирование толерантного сознания на примере истории Холокоста.
Задачи модуля
Учитывая небольшую продолжительность данного учебного модуля, его основной задачей является погружение в проблему, актуализация темы (возможно использование краеведческого материала), знакомство с кино- и фотодокументами, связанными с событиями Второй мировой и Великой Отечественной войн, исследовательских и проектных работ учащихся по формированию толерантности, гуманного отношения к людям вообще, независимо от их национальной, расовой или религиозной принадлежности.
Методические аспекты преподавания темы
Проблема межэтнических отношений является актуальной и значимой для современной системы образования, однако, методико-педагогическая разработанность пока явно недостаточна. Поэтому данное занятие может быть проведено по материалам СМИ.
Газеты и журналы, телепередачи – отличный источник информации по данной проблематике. Формирование навыков критического анализа материалов СМИ – важная задача педагога. Целесообразность использования материалов средств массовой информации в том, что такая информация зачастую содержит необработанный материал, описание факта без интерпретации и оценки, это позволяет строить на его основе проблемные задания. Работа с такими материалами дает возможность формировать возможность самостоятельно разобраться в полученной информации, проанализировать и оценить и ее.
Актуальные методики по преподаванию темы Холокоста
В преподавании темы Холокоста недостаточно дать знания по истории Холокоста, очень важно, чтобы эти знания переросли во внутренние убеждения, стали частью мировоззрения. Очень важно на занятиях создать соответствующий эмоциональный настрой, почувствовать сердцем и душой трагедию Холокоста.
Для достижения этих целей очень важным является выбор содержания и методик преподавания, соблюдение принципов дидактики.
Особую роль среди методик играют интерактивные методики, позволяющие создать атмосферу сотрудничества и сотворчества, доверия и интеллектуального поиска. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение. Очень важно, что в условиях интерактивного обучения практически все оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу полученных знаний. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Неоценимую помощь в организации интерактивных занятий при изучении темы Холокоста могут оказать фото и видеоматериалы, исторические документы, статистические и информационные материалы, художественные и документальные фильмы, письма, рисунки, дневники.
Работа с такими документами способствует выработке собственного отношения к миру, другим людям, ориентирует на выбор нравственных ценностей, позволяет повысить уровень самостоятельной работы, создает условия для организации исследовательской, проектной деятельности. Поэтому материалы данного модуля (документы, литературные произведения, художественные и документальные фильмы, дневники) могут быть использованы педагогами при изучении Второй мировой и Великой Отечественной войны, решении аксиологических проблем в курсе обществознания, а также при подготовке к ЕГЭ.
В рамках предложенного модуля написание обществоведческого эссе может быть предложено в качестве зачетного задания группам учащихся по следующим темам:
«Мир слишком опасен, чтобы в нем жить, и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает». (Альберт Эйнштейн, ученый, лауреат Нобелевской Премии)
«Не все жертвы нацизма были евреями. Но все евреи были жертвами нацизма». (Эли Визель, лауреат Нобелевской премии)
«Они (Праведники Народов Мира) были «светлой струей в океане зла и насилия». (Василий Гроссман).
Рабочие компоненты темы и используемые интерактивные
методики.
Предполагаемые образовательные результаты:
- знания (после изучения данной темы учащийся сможет: ответить на вопросы о…, объяснить…, сформулировать аргументы…, обосновать свою позицию…);
- умения, навыки (после изучения темы учащийся сможет: выполнить…, продемонстрировать…, осуществить…, применить знания…);
- ценности, отношения (после изучения темы учащийся сможет: сделать осознанный выбор…, выразить свое отношение…, выработать стратегию поведения в конкретной ситуации…).
Содержательные компоненты темы:
- термины, понятия;
- нормативные акты;
- проблемы и проблемные ситуации;
- вопросы к размышлению;
- темы для дискуссий и обсуждений;
- тематика эссе, докладов, рефератов;
- общекультурные сведения.
Организационно-методические компоненты темы:
- приемы и методики;
- информационные ресурсы (источники информации, из которых можно почерпнуть дополнительные материалы к теме);
- ресурсы внеурочной работы;
- общественные ресурсы (приглашенные специалисты, экскурсии и др.);
- фрагменты сценариев уроков;
- базовая модель стадий урока;
- способы оценки работы учащихся по изучению темы.
Цели модуля:
Главная цель – целостное развитие личности ученика.
Содержательная цель:
- учить понимать ценность человеческой жизни, не только своей, но и
- другого человека;
- видеть зависимость людей друг от друга, необходимость регулирования отношений между людьми и нациями Международным правом;
- показать бесчеловечный характер идеологии и политики нацистского
режима, основанного на расизме и антисемитизме.
Цели и задачи:
Образовательная:
- познакомить учащихся с материалами по Холокосту, как примерами бесчеловечной политики нацистов;
- умение находить причинно-следственные связи, делать выводы и анализ исторических документов;
- повысить информационную грамотность учащихся;
- продолжить формирование аналитических умений старшеклассников при работе с историческими источниками.
Развивающая:
- развитие навыков социальной восприимчивости и доверия;
- развитие навыков монологической речи;
- умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию;
- развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
Воспитательная:
- воспитать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире;
- научить защищать идеи гуманизма;
- обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
Средство – самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.
Задача учителя – обеспечить учебную деятельность с применением современных интерактивных технологий.
Ключевые понятия модуля:
Права человека, геноцид, фашизм, Холокост, «Всеобщая декларация прав человека».
Материалы:
- Классная доска (для маркера или мела), диапроектор или стенд с
графической бумагой
- Отрывок из видеосвидетельства Александра Гельмана
- Компьютер или телевизор и видеопроигрыватель / DVD-плеер
- Раздаточные материалы: «Всеобщая декларация прав человека»,
- фотографии, «Конституция Российской Федерации» (cтатьи 17, 19, 20-22,
- карта урока, чистые листы бумаги (на каждого ученика).
Ожидаемые результаты модуля:
Ученики научатся:
- аргументировать свою точку зрения
- думать критически
- делать свои собственные заключения
- эффективно работать в режиме ограниченного времени
- принимать решения относительно противоречивых вопросов
Материалы и оборудование:
- Компьютерный класс, с подключением к Интернету.
- Мультимедиа.
- Групповые карты с заданиями для учеников.
Структура учебного модуля:
1 урок. Знакомство учащихся с темой и понятием Холокоста.
2 урок. Документальные свидетельства о Холокосте. (фото и
видеоматериалы).
3 урок. Презентация «Холокост».
4 урок. Обсуждение темы: личные впечатления, высказывания, эссе
учащихся, интерактивная беседа.
Ход уроков модуля
1 урок.
1. Просмотр документальных фотосвидетельств Второй мировой войны (в режиме слайд-шоу,фотоматериал «Война») по аккомпанемент песни «Поклонимся великим тем годам» в исполнении М. Магомаева.
2. Вступительное слово учителя:
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»
И. Бауэр
Осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.
Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХI веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.
Холокост - от Holocaust, что по-гречески значит «всесожжение» - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе. «Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма…» (Л. Коваль).
Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.
Осмысление Холокоста возможно только в широком историческом контексте, в связи с теми событиями, процессами и явлениями, которые сделали возможным массовое и целенаправленное истребление целого народа.
Во время Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев («Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма» - Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств и пр.
Учащиеся должны знать и названия мест, которые стали символами трагедии еврейского народа: Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинку, Понары, Майданек, Освенцим и др.
Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
3. Обсуждение учащимися исторического материала о Холокосте (специальные распечатки были заранее розданы школьникам).
Исторический материал – приложение №1, приложение №2.
Обсуждение по вопросам:
Нужно ли сегодня молодежи знать о Холокосте? Если да, то почему?
В чем отличие Холокоста от геноцида?
Если бы Вам предложили составить план экспозиции Холокоста, какие разделы Вы бы выделили в нем? Какие бы экспонаты Вы предложили выставить в этом музее?
Что общего в позиции современных российских фашистов и немецких нацистов?
Что Вам известно о сопротивлении евреев в годы Великой Отечественной войны из произведений литературы, кино, теле- и радиопередач?
2 урок.
1. Документальные свидетельства о Холокосте.
Фото и видеоматериалы.
Просмотр документальных фотоматериалов (в режиме слайд-шоу, фотоматериал «Жертвы») под аккомпанемент песни «Бухенвальдский набат» в исполнении М. Магомаева.
Просмотр документального видео-воспоминания Александра Гельмана о жизни в гетто.
2. Обсуждение документов:
Какие чувства вызвали у вас просмотренные материалы?
Что об увиденном скажете вы, дети 21 века?
3 урок.
1. Презентация «Холокост» (аккомпанемент «Реквием» Моцарта)
2. Обсуждение: В чем уникальность Нюрнбергского процесса?
В чем же, в каких действиях должно проявиться
сегодня сочувствие к жертвам Холокоста?
Какова роль музеев Холокоста в современном
мире?
4 урок.
Обсуждение темы: личные впечатления, высказывания, эссе учащихся.
Интерактивная беседа.
Найдите информацию в Интернете о проявлениях ксенофобии сегодня.
a) Найдите и прочитайте статью на страничке
http://www.strana.kaliningrad.ru/archive/article/33/4245/
б) Сделайте поиск в Интернете, используя следующую фразу: “нападения на почве расовой ненависти”
Этому надо учиться противостоять. 16 ноября мир отмечает всемирный День толерантности. И сегодня мир опять сидит на пороховой бочке, и ничего не стоит зажечь фитилек. Кого только теперь назовут врагом? Прививка от чумы национализма может быть только одна – воспитание толерантности.
Что такое толерантность?
Толерантность (от лат. tolerantia – терпение) проявляется в терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность – это моральное качество личности или состояние общественных нравов, характеризующееся сдержанностью моральных оценок, неагрессивным способом восприятия морального и социального зла, стремлением учитывать интересы других людей и народов. (источник: http://spravki.net/)
Работа с документами
a) Всеобщая декларация прав человека: Статьи 1, 2, 3
б) Конституция РФ: Статьи 17, 19, 20-22, 35
Учитель:
Проблема отношения к другому человеку лежит не только в области
нравственности, но и в области права. Во Всеобщую Декларацию ее разработчики вписали эти статьи. Главный закон нашего государства,
Конституция, помогает нам ответить на вопрос: какие права человека должны соблюдаться неукоснительно?
Задание: Прочитайте вслух ст. 17, 19, 20-22, 35. Эти статьи перекликаются со статьями Всеобщей Декларации. Сравните со статьями 1, 2 и 3 Всеобщей Декларации.
Заключительные слова к теме:
- «Никогда больше» - было написано на стене барака одного из лагерей смерти.
«Никогда больше» - 1-й и главный урок, что вынес еврейский народ и весь мир из страшного опыта Холокоста. Никогда больше не может быть геноцида и рабства.
Мы обязаны помнить все уроки Второй мировой войны и в том числе знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Мы обязаны в один голос заявить нынешним и будущим поколениям: никто не может и не имеет права быть равнодушным к антисемитизму, ксенофобии, другим проявлениям расовой или религиозной нетерпимости.
Если люди верят, что закон предпочтительнее, чем война, они должны сделать все возможное для укрепления власти первого и прекратить прославлять второе.
Не будет реального мира для кого бы то ни было до тех пор, пока он не обеспечен для всех. Понимание, толерантность, сострадание, компромисс и бесконечное терпение сулят больше, чем ядерное уничтожение или губительные опасности современных боевых действий. Память о тех, кто погиб в Холокосте и бесчисленных последующих войнах, взывает к улучшению общественного устройства и более гуманному и мирному будущему для всех и каждого.
Информационные источники
Учебные пособия и научно-популярные издания
Альтман И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста).
Полный текст книги: http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm
Альтман И.А., Полторак Д.И., История Холокоста. 1933–1945 г. Пакет-комплект документальных материалов. - М.: Фонд «Холокост», 2002.
Брухфельд С., Левин П. А. Передайте об этом детям вашим... История Холокоста в Европе. 1933-1945.- М.: Текст, 2001.
Полный текст книги: http://jhistory.nfurman.com/shoa/sweden/sweden000.htm
Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней.- Иерусалим: Яд Вашем, 2007.
Казематами смерти.- М.: Мысль, 1996.
Михман Д. Катастрофа европейского еврейства/ Открытый университет. Израиль.- Тель-Авив: Изд-во Открытого университета, 1995 (переиздавалось).
Немецкие нацистские лагеря на оккупированных землях Польши во время II мировой войны/ Министерство Иностранных дел Республики Польша.- (Страницы истории Польши).
Преподавание темы Холокоста в XXI веке. - М., Фонд «Холокост», 2000.
Русская литература о Холокосте. Хрестоматия для учащихся. - М. Фонд «Холокост», 1997.
Документы
Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии/ Сост. Ф. Д. Свердлов.- М., 1996.- (Российская б-ка Холокоста).
Нюрнбергский процесс. Сборник документов. http://nurnbergprozes.narod.ru/
Освенцим глазами СС.- Варшава: Интерпресс, 1991.
Черная книга/ В. Гроссман, И. Эренбург.- Иерусалим, 1980.
Материалы об Освенциме из «Черной книги» можно прочитать здесь: http://jhistory.nfurman.com/shoa/grossman000-0.htm
Мемуары
Кертес И. Без судьбы.- М.: Текст: Еврейское слово, 2007.
Леви П. Человек ли это?- М.: Текст; Журнал «Дружба народов», 2001.- (Крик).
Петренко В. До и после Освенцима.- М.: Фонд «Холокост», 2000.- 160 с.; 20 ил.- (Российская б-ка Холокоста).
Погожев А. А., Стенькин П. А. Побег из Освенцима. Остаться в живых. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 288 с. — (Война и мы. Солдатские дневники).
Полный текст книги: http://militera.lib.ru/memo/russian/pogozhev_aa/index.html
Фрид Х. Осколки одной жизни: Дорога в Освенцим и обратно.- М.: Рудомино, 1999.
Юдковски Н. Реквием двум семействам.- М.: Э.РА, 2002.
Прозаика, публицистика
Анна Франк. Убежище. Дневник в письмах: 12 июня 1942 - 1 августа 1944 Издание 2003 года. Издательство: Uitgeverij Bert Bakker,Нидерланды.
Полный текст книги: http://www.annefrank.org
Вивьерка А. Как я объяснила моей дочери, что такое Освенцим.- СПб.: Лимбус ПРЕСС, 2001.- (Б-ка РЕК).
Гинзбург Л. В. Избранное. — М.: Советский писатель, 1985.
Полный текст: www.belousenko.com/books/Ginzburg_Lev/Ginzburg_Lev_Izbrannoe.htm
Художественная литература
Гроссман В. Жизнь и судьба. – М.: Книжная палата 1990.
Кузнецов А. Бабий Яр. – М.: Молодая гвардия 1989.
Приставкин А. Ночевала тучка золотая. – М.: АСБ, 2006.
Распутин В. Прощание с Матерой. – М.: Молодая гвардия 1987.
Рыбаков А. Тяжелый песок. – М.: Советский писатель, 1979.
Солженицын А. Архипелаг Гулаг. Собр. соч. в 30 томах – М.: Время 2006.
Солженицын А. Один день Ивана Денисовича – М.: Советский писатель, 1963.
Улицкая Л. Даниэль Штайн. Переводчик – М.: Эксмо 2006.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru
Государственный музей Освенцима-Биркенау: www.auschwitz.org.pl
Аушвиц-альбом на сайте Мемориала «Яд Вашем»:
www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/home_auschwitz_album.html
Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере
(с сайта Мемориального музея Холокоста в США): www.ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?content=2
Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов: 9may.ru/galery/m5138/gallery/page0
Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста /www.un.org/russian/holocaustremembrance/
Просветительская программа «Холокост и ООН» http://www.un.org/holocaustremembrance
Дом Анны Франк http://www.annefrank.org http://www.museumoftolerance.com
Мемориальный музей Холокоста США http://www.ushmm.org/museum/exhibit/focus/russian/
Мемориал «Яд Вашем», Иерусалим http://www.yadvashem.org/hp_rus.htm
Форум «Живая история», Швеция http://www.levandehistoria.se
http://www.un.org/russian/holocaustremembrance/
http://www.yadvashem.org/hp_rus.htm
http://www.ushmm.org/museum/exhibit/focus/russian/
http://www.mentorla.ru/ (персональный сайт автора Смирновой Л.А.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ХОЛОКОСТ
Холокост (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — « всесожжение ») – политика уничтожения гитлеровским режимом в 1933-1945 гг. свыше 16 млн гражданских лиц и военнопленных в концентрационных лагерях смерти (Освенцим, Собибор, Треблинка, Майданек – в Польше, Бельзен, Бухенвальд, Дахау – в Германии и др.). Среди жертв геноцида : – 150 000-200 000 цыган; 6 млн евреев; 11 млн славян- украинцев, белорусов, русских, поляков, чехов, сербов; хронически больные и душевнобольные люди; чернокожие; представители других рас и народов, которых нацисты считали «неполноценными».
Отличительные черты холокоста Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей. Над жертвами холокоста нацисты проводили жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. Истребление продолжалось вплоть до перехода военных действий на территорию Германии и её последующей капитуляции в мае 1945 года.
Смертельные акции Нацизма Минское гетто Минское гетто являлось одним из самых крупных. Решение о его создании было принято 19 июля 1941 года. С первых дней в гетто сложилась тяжелая ситуация с жильем, царила большая скученность и антисанитария. Так на одного жителя (без учета детей) приходилось по 1.2-1.5 квадратных метра жилья. Минское гетто не стали окружать каменной стеной. Уже в августе 1941 года прошли первые облавы в гетто, после которых большинство евреев поняло, что каждому из них угрожает смерть, даже если они «честно работают» и имеют «надежные документы».
Смертельные акции Нацизма Т-4 – название программы нацистов по стерилизации, а в дальнейшем и физическому уничтожения душевнобольных, умственно отсталых и наследственно больных. В дальнейшем круг лиц подвергшихся уничтожению был расширен на нетрудоспособных людей (инвалидов и болеющих более 5 лет). Уничтожались не только люди среднего возраста, но даже дети до 3 лет и старики.
Смертельные акции Нацизма Бабий Яр – урочище на северо-западе Киева, получившее известность как место массовых расстрелов в 1941 году. Первый расстрел произошел 27 сентября 1941 года, когда было расстреляно 752 пациента психиатрической больницы. 29 сентября было расстреляно несколько тысяч евреев, украинцев, русских.
Смертельные акции Нацизма Уничтожение жителей Варшавского гетто После вступления в Польшу вермахта в октябре 1939 года был отдан приказ, по которому евреям надлежало переселиться в карантинную зону. Всего туда было заселено 138 тысяч евреев. Решение о создании гетто было принято 16 октября 1940 года. В гетто находилось около 440 тысяч человек. Говоря о причинах создания гетто, нацисты утверждали, что евреи являются переносчиками инфекционных заболеваний и их изоляция поможет защитить население от эпидемий.
Смертельные акции Нацизма Собибор – концентрационный лагерь на юго-востоке Польши на территории современного Люблинского воеводства. Лагерь был расположен в лесу и окружен четырьмя рядами колючей проволоки высотой в 3 метра. Лагерь делился на три части: в первом находились жилые бараки и мастерские, во втором склады, где хранились вещи убитых, в третьем находились газовые камеры. В отличие от других лагерей в Собиборе использовался только угарный газ, для получения которого использовались старые танковые моторы. Большинство заключенных уничтожали сразу после прибытия в лагерь и лишь малую их часть использовали на работах в лагере.
Смертельные акции Нацизма Газваген (газовый автомобиль) – специальный автомобиль, применявшийся нацистами для уничтожения людей, отравляя их выхлопными газами. Машина представляла собой автомобиль, к выхлопной трубе которого присоединялся шланг, вторым концом выводившийся в герметично закрывающийся стальной фургон.
Жертвы холокоста Евреи Традиционно жертвами холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. Тем не менее, полного поимённого списка жертв не существует. К концу войны нацисты уничтожали даже следы от лагерей смерти; сохранились свидетельства о вывозе, либо уничтожении уже захороненных останков людей перед приходом советских войск. Неполнота данных объясняется тем, что зачастую еврейские общины уничтожались целиком. Мемориальная доска на доме по улице Гаоно 3 в Вильнюсе отмечает место, где с 6 сентября по 29 октября 1941 года были ворота «Малого гетто», через которые, как гласит текст, на смерть было отправлено свыше 11 тысяч евреев. На плите ниже план двух вильнюсских гетто.
Жертвы холокоста Цыгане По последним исследованиям, количество жертв геноцида цыган составляет 150 000—200 000 человек. Количество пострадавших больше. Геноцид по странам (некоторые факты): В Эстонии было уничтожено около 97 % цыган В Латвии было уничтожено около 50 % цыган В Хорватии было уничтожено около 90 % цыган В Польше было уничтожено около 70 % цыган В СССР, на оккупированных территориях, было уничтожено до 50 % цыган
Жертвы холокоста Чернокожие жители Германии Немецкие граждане, имевшие родителей — выходцев из Африки или афро-американцев, подвергались насильственной стерилизации. Стерилизации подвергались также дети. Число лиц, подвергнутых этой операции по разным источникам составило от 400 до 3 000. Сохранившиеся печи крематория
Жертвы холокоста Славяне По мнению некоторых историков, славяне, подлежали частичному уничтожению и частичной ариизации . Более трети всех жертв нацистской окуппации СССР - 5 млн русских, 3 млн украинцев, 1,5 млн белорусов было уничтожено по расовому признаку.
План «Ост» ( нем. Generalplan Ost ) План «Ост» (нем. Generalplan Ost) — план немецкого правительства Третьего рейха, предусматривавший массовые этнические чистки населения Восточной Европы и СССР для «освобождению жизненного пространства» (Lebensraum) для немцев и других «германских народов».
План «Ост» ( нем. Generalplan Ost ) Из директивы А.Гитлера министру по делам восточных территорий А.Розенбергу о введении в действие Генерального плана «Ост» (23 июля 1942 г.) Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна … образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста… Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью… Говоря по-военному, мы должны убивать от трех до четырёх миллионов русских в год.
План «Ост» ( нем. Generalplan Ost ) Из речи Гиммлера в Познани: То, что может произойти с русским или чехом, меня абсолютно не интересует. Будут ли они живы или умрут с голоду, как скоты, — для меня это имеет значение только в том смысле, что лица, принадлежащие к этим национальностям, будут нам нужны в качестве рабов. Если десять тысяч русских женщин, которые роют нам траншеи, упадут на землю мёртвыми от усталости, мне это безразлично, важно, чтобы нужные нам траншеи были вырыты. Русский народ должен быть истреблён на поле битвы или же поодиночке. Он должен истечь кровью. Эти русские - масса расово неполноценных, примитивных, тупых людей, которые нуждаются, как свидетельствует вековая история, в нашем немецком руководстве.
Нюрнбергский процесс — международный судебный процесс над бывшими руководителями гитлеровской Германии. Проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале в Нюрнберге (Германия).
Нюрнбергский процесс Из обвинительной речи Роберта Джексона: «Они стоят перед этим судом, как запятнанный кровью Глостер стоял перед телом своего убитого короля. Он умолял вдову, как они умоляют вас: «Скажи, что я их не убивал». И королева ответила: «Тогда скажи, что они не убиты. Но они мертвы». Если вы скажете, что эти люди невиновны, это все равно, что сказать, что не было войны, нет убитых, не было преступления.»
Память о холокосте Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерь Освенцим (Польша). Мемориал памяти убитых евреев Европы в Берлине, Германия
Память о холокосте Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Владимир Путин, решительно осудили холокост, антисемитизм и ксенофобию.
В Ростове ведется реконструкция мемориала жертвам Холокоста на Змиевской балке О нем забыли почти на 35 лет. Мемориал жертвам фашизма на Змиевской балке не реставрировался с 1975 года. Только в 2007 году впервые за последние десятилетия в городском бюджете нашли средства на его реконструкцию. Змиевская балка - самое большое в современной России место захоронения жертв холокоста. В СССР больше был только Бабий Яр в Киеве. В 1942 году, во время второй оккупации Ростова, немецко-фашистские захватчики убили и захоронили здесь около 27 тысяч человек. А в 1975-м на этом месте построили памятный мемориал.
Покуда сердца стучатся, помните, какою ценой завоёвано счастье, помните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов
Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Память о Холокосте - путь к толерантности.
Урок - исследование в 9 классе...
"Уроки Холокоста - путь к толерантности" программа элективного курса
Программа элективного курса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необ...
Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)
Исследовательская работа воспитанников детского дома по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...
"Память о Холокосте - путь к толерантности."
В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе с молодежью стараемся показать, насколько ...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /
Материал очень сложный и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...