Разработка урока "Создание империи Петра Великого"
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Раскопина Наталья Александровна

Методическая разработка урока по теме "Импери Петра I" для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok.doc71.5 КБ
Office spreadsheet icon prilozhenie_4.xls15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №28
им. Октябрьской революции» г. Кирова

Урок истории в 7 классе на тему «На пути к российской империи»

Автор:

Раскопина Наталья Александровна,

учитель истории и обществознания

первой кв. категории

Киров

2012


Содержание:

  1. Введение                                                                        стр. 3

  1. Основная часть (цели и задачи)                                        стр.4-5

  1. Подробный конспект урока                                                стр. 5-7


Введение.

Главной задачей современного образования является процесс обучения воспитания в интересах самого ученика. Эта задача может быть успешно реализована при умелом использовании всего комплекса методов и приемов обучения, которые имеются у современного учителя. В их числе особое место занимает процесс воспитания гражданственности, чувства патриотизма. Ни для кого не секрет, что современная молодежь порой даже не имеет представления о нормах и ценностях нашего государства.  

Актуальность развития мышления и воспитания  в школьном обучении очевидна. Именно предмет «история» является универсальным предметом, где можно осуществить одновременно все цели, поскольку он содержит сведения о развитии географических представлений, математических знаний, фрагменты произведений литературы определенных эпох, изображения и описания памятников культуры конкретно-исторического времени. Любой урок истории это, прежде всего обращение к своим истокам, корням, постоянное напоминание учащимся о том, что они живут в великом и древнем государстве. На уроках истории есть возможности для формирования социально-развитой активной личности, приобщившейся к государственным  ценностям и достижениям родной культуры, личности самостоятельной и творческой, думающей и сопереживающей.

Кроме того, уроки истории должны успешно учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений. С этой целью я вижу необходимость использования компьютерных технологий, что дает учителю существенно перестроить образовательный процесс и сделать его занимательнее и интереснее.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  Выбранная форма позволит быстрее включить в учащихся в урок и подготовить их к восприятию нового материала. Это создает приподнятое настроение и позитивное мотивационное поле. Визуализация дает возможность избежать сухого монолога учителя, который утомляет и вызывает демотивирование учащихся. Обеспечивается наглядность, четкость восприятия материала, происходит дополнительная активизация нервной системы, обеспечивающая повышенное внимание и концентрацию учащихся на предмете изучения (самостоятельная работы учащихся с учебником).

Подключение зрительной памяти обеспечивает повышенную выживаемость знаний, дает возможность многократного обращения к представленной информации, сравнения с предыдущей и последующей информацией (этап систематизации знаний), позволяет материализовать ход обучения, дает возможность «потрогать» результаты и достижения обучающихся.

Огромные возможности для данных преобразований предоставляет мобильный класс, обеспеченный необходимыми комплектующими. 15 компьютеров дают возможность виртуального моделирования, интерактивного взаимодействия с мультимедийными материалами, быстрого контроля и самоконтроля знаний.

В совокупности всего сказанного, я считаю темы по формированию гражданственности через уроки истории самыми востребованными и актуальными, особенно в преддверии особо важных государственных дат, в том числе год рождения российской государственности. Празднование этой даты имеет большое общественное значение, оно способствует объединению  российского общества, воспитанию гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения.


Основная часть.

Тип урока/занятия:

урок изучения нового материала

Цели урока/занятия:

Общая дидактическая цель урока: cоздать условия для:

  1. изучения и первичного осмысления блока новой учебной информации;
  2. применения системы знаний в знакомой, измененной и новой учебных ситуациях.

Задачи урока/занятия:

Триединая дидактическая цель урока:

Цели:

образовательные: познакомить учащихся с основными с событиями внешней политики России при Петре I; организовать деятельность учащихся по изучению исторических событий, по самостоятельному применению полученных знаний/умений; охарактеризовать международную обстановку, сложившуюся в Европе к началу XVIII в.  

развивающие: развивать навыки работы с мультимедийным  проектором, документами, дополнительным материалом; обеспечивать развитие умения ставить цели и планировать свою деятельность; развивать творческие способности; создавать условия для развития умений анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, предлагать пути решения; способствовать развитию устной и письменной речи;

    воспитывающие: воспитывать активную, творческую личность; способствовать формированию ценностного, толерантного  отношения к миру, опыта социального поведения; воспитывать чувство гордости за Родину, за российскую армию; прививать чувство ответственности за свои поступки и дела. Достижение поставленных целей предполагается через: фактический материал, использование межпредметных связей; отработку универсальных умений и навыков (анализа научного материала, определение причинно-следственных связей, отработку понятийного материала, умения вести дискуссию); атмосферу сотрудничества и интеллектуальной свободы на уроке.

  1. формирования ключевых компетентностей учащихся:
  1. информационной: использовать информационные источники различного типа (рассказ-объяснение учителя, учебный текст, ресурсы) в качестве информационных ресурсов, выделять главное в учебном тексте, преобразовывать информацию в виде таблицы;
  2. коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, давать краткие и развернутые ответы, грамотно и ясно формулировать свою мысль, обосновывать суждения;
  3. учебно-исследовательской: давать определения понятий и терминов, прослеживать причинно-следственные связи;
  4. технологической: планировать организацию учебно-познавательного процесса (используя макет таблицы и схему), работать по алгоритму, работать с таблицей, использовать персональные компьютеры
  5. социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью одноклассников, преподавателя.
  6. рефлексивной: осмысливать собственную познавательную деятельность, мотивы работы на уроке, оценивать результаты своей деятельности.
  7. Формы: парная, индивидуальная, фронтальная
  8. Методы: частично-поисковый, исследовательский,
  9. Приемы:
  1. Творческий рассказ учителя.
  2. Беседа.
  3. Ответы на вопросы, требующие не воспроизведения уже известного, а работы мысли, основанной на знаниях.
  4. Самостоятельные составления таблиц, схем, планов. Если же таблица в классе выполняется (составляется) впервые, то проверяется не только запоминание, но и уровень мыслительных способностей учащегося: ему предстоит найти и сформулировать показатели, по которым будут сравниваться признаки.
  5. Разбор учащимися ответа своего товарища.
  6. Применение знаний в процессе анализа документов, газетных сообщений, археологических данных, различных жизненных ситуаций
  7.  виртуальное путешествие
  8. Средства:
  9. Наглядность, карты, работа в онлайновом режиме

Необходимое оборудование и материалы:

Учебник, компьютер, мобильный класс, медиапроектор, интерактивная доска


Подробный конспект урока/занятия

Индуктор

Учитель зачитывает первую российскую газету (Приложение 1)

Актуализация

Петр Алексеевич был назван в народе Великим. И недаром. В отличие от своих предшественников, Петр лично побывал в Европе и осознал, какая пропасть разделяла Россию и прогрессивную Европу. Целью преобразований Петра были: преодоление экономической отсталости России и продвижение своей страны на первые позиции на международной арене. Так, к концу правления Великого Петра Россия представляла собой крупнейшую державу с сильной армией и отличным флотом, которая надежно заняла лидирующие позиции среди крупнейших мировых империй. Каким образом Петру I удалось достичь таких высот? На этот вопрос мы постараемся ответить в ходе изучения нового материала и создать газету со своими новостями.

Ход и содержание урока/занятия

Введение в тему. Открыта доска, стр.1 (Приложение 2)

Ребята, какие задачи стояли перед Россией в начале XVIII века в области внешней политики? Что необходимо было сделать для осуществления этих задач? Пыталась ли Россия получить выход к Балтийскому морю? Можно ли было решить эту задачу мирным путем? Швеция владела всем побережьем Балтийского моря (“шведское озеро”). Государство было самым могущественным в Европе; правил Карл XII (18 лет). - Какие страны вступили в Северный союз?(Россия, Дания, Саксония.) Стр.2 Smart-доски (Приложение 3)

Учитель показывает на интерактивной  карте побережье Балтийского моря, Территорию России, Швеции, Дании, Саксонии и Польши, направление первых ударов шведских войск

-Как Петр готовил Россию к войне? (Объявил первый рекрутский набор, нанял иностранных офицеров.)

Обратимся к карте

Почему Петр I стремился захватить Нарву? (выходят показывают и объясняют) Ответ: Нарва находится на побережье Балтийского моря; “ворота” в Европу.

В самом начале войны Карл XII добился капитуляции Дании, выхода ее из состава Северного союза. Разбив русские войска под Нарвой, Карл счел, что Россия не является серьезным противником, и перебросил большую часть своих войск на территорию Польши.

Основной этап

После поражения под Нарвой Петр I начинает преобразования в государстве. С какой целью и какие?  Объясните понятие: Регулярная армия, Рекруты, Рекрутские наборы, гвардейские полки.(найти определения в учебнике)

Работа с присягой . Учащиеся переходят по ссылке к тексту Присяги. (Приложение 4)

С какой целью была введена присяга? Напишите заметку, что понравилось в присяге. (Приложение 5)

Российский флаг (просмотр фильма «Герб, флаг, гимн» с 34-35 минуты)

С какой целью вводится флаг? Где использовался новый флаг? (На флоте). Напишите заметку «Наш флаг» (Приложение 5)

Первые победы, прочитайте материал учебника стр. 180-181, какие крепости были взяты?

Петр I стремился закрепиться на берегах Невы и основал в 1703г. город

Совершим экскурсию в этот город (учащиеся заходят по ссылке (Приложение 4)одновременно учитель включает стихотворение А.С. Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье…») Стр.4 Smart (Приложение 6)

Проверка и оценивание

  1. Ученикам по выбору учителя предлагается самостоятельно показать на карте места первых побед русской армии, место основания Санкт-Петербурга стр.5 интерактивной доски (Приложение 3)
  2. Работа со Smart-доской, стр.5(Приложение 7) подписать, что означают эти цифры.
  3. Работа с документом с ошибками (Приложение 8)
  4. Зачитывание своей газеты
  5. Выставление оценок

Рефлексия деятельности на уроке/занятии

Какой можно сделать вывод? Ученики говорят о создании империи, великого государства. Учитель включает гимн России, выдает всем ленточки, выполненные в триколоре флага, ученики завязывают ленточки на выполненных газетах и сдают учителю.

Домашнее задание (если планируется)

Обязательная часть: Прочитать параграф 16, ответить на вопросы устно

Вариативная часть: написать заметку в газету «Дело мануфактурное»

«Ведомости московские»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».

 Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.Между тем  надобно изобразить егосамим собою, чтобы он сам собой сталвелик.(В.О. Ключевский)Цели урока: Проверить  знания учеников ...

Разработка внеклассного занятия "Ошибка Петра Великого"

Цели:- Сформировать у учащихся представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.- Расширение кругозора учащихся.- Воспитание гармонично развитой личности.- Нравственное вос...

Методическая разработка открытого урока. "Реформы Петра Великого" 7 класс

Технологическая карта к открытому уроку в 7 классе. Тема: Реформы Петра ВеликогоРабочий лист ученика к уроку....

Разработка открытого урока по истории в 6 классе "Возникновение и распад империи Карла Великого"

Цель: сформировать представление о причинах возникновения и распада  империи Карла Великого, о том, какое значение она имела в истории Европы. Задачи:1.Подвести учащихся к пониманию причин...

Методическая разработка Конспект занятия по теме: «Санкт-Петербург Петра Великого».

Занятие направлено на закрепление, уточнение и обобщение знаний, полученных о Санкт-Петербурге времен Петра Великого. В процессе занятия активно используются настольно-печатные игры краеведческого хар...

Методическая разработка мероприятия внеурочной деятельности «Нешкольная история. Петербург Петра Великого», 8 класс

Методическая разработка «Нешкольная история. Петербург Петра Великого» сформирована для внеурочной деятельности по программе «История международных отношений» и предназначена д...

Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.

Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством  работы с информацией ( раздаточный материал...