Жизнь и быт египтян
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Разработка урока в 5 классе " Жизнь и быт египтян" и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_i_byt_egiptyan_.zip | 101.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Как жили земледельцы, ремесленники и вельможи в Египте.
Цель урока: 1.Познакомить учащихся с жизнью земледельцев , ремесленников и вельмож.
2.Продолжиь формирование умений использовать исторические документы как
источник знаний, формулировать несложные выводы, правильно
показывать на карте исторические объекты, давать устный отзыв на ответы
других учащихся.
3.Прививать любовь к предмету.
Оборудование: карта «Древний Восток, Египет, Передняя Азия», компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тесты, индивидуальные карточки, документы.
План.
1)Жители Египта.
2) Жизнь египетского вельможи.
3) Жизнь и труд простых
земледельцев, ремесленников.
4) Сбор налогов.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Государство на берегах Нила».
1) Тест по теме «Государство на берегах Нила» (2 человека).
1.Древний Египет находился:
А) в долине реки Нил
Б) на берегу моря
В) в пустыне
2.Объединение Египта произошло:
А) около 3000 г. до н. э.
Б) около 3000 лет назад
В) около 5000 г. до н. э.
Г) около 5000 лет назад
3.Борьбу за объединения Египта вели:
А) Восточный Египет и Западный Египет
Б) Южный Египет и Северный Египет
В) Южный Египет и Западный Египет
4.Первой столицей Египта ста город:
А) Ахетатон
Б) Фивы
В) Мемфис
5.В Древнем Египте вели счет:
А) по началу правления нового фараона
Б) по разливам Нила
В) по окончанию сельскохозяйственных работ
Г) по звездам
6.Главным занятием жителей Древнего Египта было:
А) земледелие
Б) охота
В) скотоводство
Г) рыболовство
7.Главным благоприятным условием для занятия земледелием в Египте было:
А) жаркий климат
Б) разливы Нила
В) близость к морю
8.Укажите, как назывался повелитель всего Египта:
А) фараон
Б) царь
В) правитель
2) Индивидуальная работа по карточке (1 человек)
Задание.
- Внимательно прочитай отрывок из исторического документа «Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу».
«Слава тебе, Нил, приходящий, чтобы оживить Египет!
Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец зерна и травы для скота.
Если он медлит, жизнь замирает и люди гибнут.
Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости.
Еда появляется после его разлива.
Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.
- Ответь на вопрос: «Почему египтяне писали подобные хвалебные песни Нилу?»
3) Фронтальная беседа по вопросам.
- Где находится Египет? (показать на карте)
- Каким морем омывается северная часть страны?
- Какой рельеф имеет страна? (песчаные каменистые пустыни, горы и возвышенности)
- Какая река протекает по территории Египта? Где она берет свое начало и куда впадает?
- Что такое дельта реки?
- Какие природные изменения происходили с рекой в период летнего солнцестояния?
- Какие занятия существовали у жителей Египта? (египтяне умели строить каналы. Занимались орошением, а значит занимались земледелием, скотоводством)
- Какой город был первой столицей Египта?
- Когда в Египте образовалась единое государство? Как это произошло?
Новый материал:
Ставим цели урока:
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие в Древний Египет, чтобы познакомиться со структурой Древнеегипетского общества, мы с вами узнаем, как правили фараоны, кто такие жрецы и вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы. А также разберем понятие «меновая торговля».
Запишите домашнее задание. Параграфы 7, 8. Попробуйте изготовить амулет на удачную учебу. Что такое амулет – вы найдете на стр. 38 учебника.
Мы вместе с вами будем составлять схему Структура общества.
Верным помощником в нашем путешествии будет учебник. Откройте все стр. 35. Давайте почитаем вместе пункт параграфа «Жители Египта: от фараона до простого земледельца» (учащиеся читают по 1 предложению из текста параграфа вслух, учитель комментирует прочитанное).
А теперь обратимся к тексту параграфа, стр. 35:
«…ему подчинялись вельможи – царские советники, военачальники».
Посмотрите на картинку в учебнике стр. 40 «Древнеегипетская деревянная статуя вельможи», а на соседней странице нам представлена «Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени». Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию и опишем дом вельможи.
На 41 странице есть отрывок из древнеегипетской повести «Приключения Синухета», о жизни вельможи, дома вы внимательно прочитаете ее и ответите на вопрос 2, стр. 43.
Почему же у вельмож были такие богатые дома, почему к ним почтительно относились? Какую службу при фараоне они выполняли? Откройте стр. 42 учебника, прочитайте первый абзац и расскажите о службе вельмож (2 минуты).
После прочтения пункта параграфа учащиеся рассказывают о службе вельмож.
На стр. 36, 37 мы как раз видим изображения земледельцев, ремесленников. Давайте внимательно посмотрим на древнеегипетскую настенную роспись, стр. 36, верхний рисунок. Что изображено на рисунке?
Налоги – Это продукты труда, которые земледельцы отдавали в казну фараону.( в тетрадь)
Рассказ о труде земледельца и ремесленника
Откроем стр. 39 учебника и самостоятельно прочитаем пункт параграфа 5 «Писцы собирают налоги» (2 минуты). После прочтения мы все вместе попробуем ответить на вопросы.
Вопросы к 5 пункту параграфа:
1. Опишите, как выглядел древнеегипетский писец.
2. Зачем писцы были нужны вельможам и фараону?
3. Почему земледельцы боялись писцов?
У нас с вами получилась схема «Структура Древнеегипетского общества». Давайте еще раз внимательно ее рассмотрим:
1. Кто находился во главе всего общества? (Фараон).
2. Как вы думаете, кому в Египте жилось труднее всего? (Крестьянам, ремесленникам).
3. Какую работу выполняли вельможи? (выполняли поручения фараона, вершили суд, следили за налогами, возглавляли войско и т. д.).
4. Как вы думаете, почему земледельцы боялись писцов? Какую работу они выполняли? (Писцы собирали налоги).
5. В каждом государстве есть войско. А для чего оно было в Древнем Египте? (Защита государства и власти, оборона от внешних врагов, захват чужих земель).
Откройте все стр. 39, рассмотрим рисунок Меновая торговля.
Этот рисунок сохранился еще с древних времен. Что на нем изображено?
Как вы думаете, почему люди менялись товарами, а не покупали их за деньги?
Денег тогда еще не было, и если приходилось оценивать товар, то говорили: он стоит столько же, как и корова, или как два мешка зерна, или как десять медных колец.
1. Что такое «меновая торговля»?
2. Как вы думаете, чем такая торговля неудобна? Всегда ли можно было получить нужный товар?
Закрепление:
1. Какие категории населения существовали в Древнем Египте?
2. Подумайте, если власть фараона была столь велика, зачем ему нужны были жрецы, вельможи, писцы, воины?
3. С помощью каких исторических источников мы можем узнать о жизни египетских крестьян и ремесленников?
4. Для чего писцов во время сбора налогов сопровождали стражники с прутьями и палками?
5. Что такое меновая торговля?
Вывод: сегодня на уроке мы с вами узнали о структуре Древнеегипетского общества, познакомились с понятиями: фараон, вельможа, писец, воин, земледелец и ремесленник, налоги, узнали, что такое меновая торговля.
Д/З: параграфы 7, 8. амулет (стр. 38).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок МХК "Религиозные представления Древних Египтян"
Этот урок я провела в 10 классе. К сожалению у нас в школе МХК только в 10 и 11 классах. Урок получился интересным. Скачать урок с презентацией можно здесь.http://narod.ru/disk/28471418001/%D0%A0%D0%B...
Письменность древних египтян
Презентация к уроку " Письменность древних египтян"...
религия древних египтян 5 класс
презентация к уроку...
Поурочная разработка урока по истории Древнего мира (5-й класс) к учебнику под редакцией А.А. Вигасина, Г.И. Годера. "Религия древних египтян"
Учащиеся закрепляют знания о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усваивают основополагающие принципы, составляющие суть религиозных представлени...
Урок истории в 5 классе "Письменность и знания древних египтян"
Урок истории в 5 классе...
Практическая работа "Повседневная жизнь древних египтян"
Урок работы в парах постоянного состава. Состоит из трех этапов.1-й этап - работа по вариантам с изученными на предыдущих уроках терминами - составление определений с последующей взаимопроверкой. В си...
Открытый урок на тему: "Египтяне и загробная жизнь "
- Что египтяне рассказывали о своих богах?В III тыс. до н.э. земледелие стало главным занятием, а бог Солнца – самым главным богом египтян. Потому что солнце влияет на все живое, растения,...