"Крестьянская война под руководством Е.И.Пугачева" история России 7 класс
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Урок изучения нового материала с опорой на предыдущие восстания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krestyanskaya_voyna_pod_rukovodstvom_pugacheva.rar | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Материалы открытого урока
предмет: история
тема «Крестьянская война под руководством Е. Пугачева»
Учитель:
Яблонская
Ирина Валентиновна
2013 г.
План – конспект урока
Предмет: история
Класс 7В
Тема урока: «Крестьянская война под руководством Е. Пугачева»
Продолжительность урока: 45 минут
Вид занятия: урок
Тип урока: формирование новых знаний
Цели урока:
Обучающая: познакомить с причинами, ходом и итогами крестьянской войны Е. Пугачева.
Задачи:
1. Рассмотреть причины, ход, итоги, значение.
2. Сформировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений определенного исторического периода.
3. Расширить представления о личности Е. Пугачева
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы при отборе самого главного и существенного в материале, концентрацию внимания, логическое мышление, коммуникативную компетенцию, речь, умение аргументировано, и убедительно высказывать свое мнение.
Задачи
1. Организовать самостоятельную деятельность учащихся по работе с учебником и документами
2. Организовать обсуждение результатов самостоятельной работы.
3. Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.
Задачи:
1. Воспитать стремление осознанно проявлять ответственность за своевременное и правильное выполнение самостоятельной работы.
2. Формировать навыки культуры общения.
1. Материально техническое оснащение: компьютер, проектор, экран презентация в MS Power Point
2. Литература:
Учебная:
1.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Х\/--Х\/Ш века: учеб. для 7 кл. /Данилов А.А.. - 6-е изд перераб. - М.: Просвещение, 2011.
- 2.А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Рабочая тетрадь «История России. XVII - XVIII века»: 7 кл. . - М.: Просвещение, 2013.
- 3.К.А.Соловьев,Б.Н.Серов. Поурочные разработки по истории России XVII -XVIII век: 7 кл. / - М.:»Вако», 2012
Дополнительная:
- Энциклопедия истории России(862-1917)
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
3. Дидактическое обеспечение: документы и задания.
4. ЦОРы: перечень адресов сайтов
historydoc.edu.ru›catalog.asp
0ck.ru›istorya/text/2370.htm
ru.wikipedia.org›wiki/Служебная:Search/Пугачевщина
gumer.info›bibliotek_Buks/History/letopis/manif_…
pushkin.niv.ru›pushkin/text/pugachev…
pugachev-sar.ru›Emeljan-Pugachev.htm
do.gendocs.ru›docs/index-36953.html
5. Структурно - логические связи:
Внутрипредметные: с темами «Народные движения в XVII в», «Народные движения в первой четверти XVIIIв»
Методы и приёмы обучения: рассказ с элементами беседы, объяснение, самостоятельная работа учащихся, демонстрация слайдов, метод сравнения, рефлексия.
Форма организации труда учащихся: групповая, индивидуальная
Ход урока.
I. Организационный момент – 2-3 мин.:
- проверка явка учащихся;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- Сообщение темы урока: " Крестьянская война под руководством Е. Пугачева ".
Разъяснение целей и задач урока.
Вовлечение учащихся в постановку целей и задач урока.
Какие вопросы вы можете поставить при изучении данной темы, что вы хотите узнать? По какому плану мы обычно разбираем восстание?
Предполагаемые ответы:
Причины-
Ход-состав участников и основные события
Итоги-причины поражения
Значение-
О личности Е. Пугачеве
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим Крестьянскую войну под руководством Е. Пугачева
План:
1.Причины войны
2.Е. И. Пугачев
3.Этапы войны
4.Итоги
5. Значение.
Я обращаю внимание на то, что эпоха, названная «золотым веком русского дворянства», была для основной массы российского населения временем тяжких испытаний, усиления крепостнического гнёта и гонений со стороны государства. И в этих условиях в 1773 году на одном из постоялых дворов близ реки Яик объявился «чудом воскресший» император Петр III. К «государю» стали прибывать казаки. Первые не поверили в то, что этот человек – царь, но захотели воспользоваться случаем и решить свои казачьи проблемы. Прибывшим позднее «император» показал на теле особые отметины, которые, по народному поверью, должны были быть у всех правителей, - толи двуглавый орел, толи царский герб. На вопрос о происхождении отметин «государь» по-царски произнес: «А того, други мои, простым людям ведать не подобает». Не знали доверчивые казаки, что этот «среднего роста долголицый, сухощавый, русоволосый человек с черной с проседью бородой и карими глазами» совсем не император Петр III, а донской казак Зимовейской станицы Емельян Пугачев. Поклонившись «государю Петру Фёдоровичу», казаки сделали свой выбор.…
Так начиналось казацкое восстание, переросшее в длительное и кровавое восстание, именуемое в России «пугачевщиной». Это было четвертое по счету жестокое противостояние народа и власти
2. Мотивация учебной деятельности – 7-10 мин.
А какие три предыдущих восстания вы можете назвать?
- Восстание под предводительством Ивана Болотникова (1606-1607)
- Восстание под предводительством Степана Разина (1670-1671)
- Восстание под предводительством Кондратия Булавина (1707-1708)
слайды
Все эти восстания колебали устои Российского государства и были жестоко подавлены правительственными войсками. Мы ведем сегодня разговор о восстании под предводительством Емельяна Пугачева. И как у любого народного выступления у него были свои причины.
3. Формирование новых знаний – 18-27 мин.
Организация самостоятельной работы учащихся.
1 вопрос плана - Причины войны.
Стр. 178 учебник - стр. 66 раб. тетрадь
-усилившийся произвол помещиков, превращавших крестьян по сути дела в рабов,
-тяжелейшее положение фабрично-заводских рабочих на Урале,
-колонизаторская политика в отношении «нерусских» народов Поволжья, их насильственная христианизация,
-лишение казачества ряда привилегий.
2 вопрос плана Личность Емельяна Пугачева-сообщение ученика
Анализируя биографические сведения о Е.И. Пугачеве. Класс отвечает на вопросы:
- Какие черты характера Пугачева привлекали к нему людей?
- Можно ли сказать, что Пугачев – лидер?
- Какие таланты Пугачева раскрылись во время восстания?
Во время работы учащиеся сталкиваются с проблемой роли личности в истории, на основе анализа противоречивых сведений они составляют своё суждение о Пугачеве и делают вывод. Учащиеся дают характеристику Пугачева, выделяя его лидерские качества – организаторские способности, умение повести за собой людей, смелость, отвагу, энергию, ум, природную сметку, хорошие военные навыки, предприимчивость, могучую волю. Они делают вывод о том, что человек, подобный Пугачеву, мог повести за собой людей
- В XVIII веке заказать портрет могли позволить себе только знатные особы, в том числе императрица. Портрет стоил недёшево. Почему же до нас дошло столь много портретов бунтовщика Емельяна Пугачева, относящихся в данной эпохе, ведь вы понимаете, что заказать он их просто не мог?
Учащиеся делают заключение о популярности Пугачева в народе и большой любви народа к нему, «спасителю», «избавителю».
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу по рабочей тетради. Выписать события трех этапов
- 1 этап (1 ряд стр. 180)
-2 этап (2 ряд стр.180)
-3 этап (3 ряд стр.181)
Предполагаемые ответы:
1 этап -1 ряд- 17 сентября 1773 г. – март 1774 г.
-17сентября речь перед казаками
-5 октября - осада Оренбурга-30 тысяч ( 6мес.) генерал Кар-1,5 тыс .разбит
-Зарубин –Чика - сподвижник Пугачева
-22 марта Пугачев разбит под Татищевской крепостью
-участники – яицкие и оренбургские казаки. Характеризуется очень хорошей организацией восставших, боеспособностью, единодушной поддержкой лидера – Емельяна Пугачева.
2 этап -2 ряд апрель – июль 1774г.
-сняли осаду с Оренбурга
-отошли в Башкирию и юг Урала
-10 тыс +пушки
-удмурты, марийцы, чуваши=20 тыс. на Казань
-Михельсон-царские войска
-участники – башкиры, нерусские народы Урала и Поволжья, работные люди Урала. Характеризуется наличием разбойных элементов, разорением уральских заводов, переходом инициативы к карателям.
3 этап-3 ряд 31 июля – 12 сентября 1774 г.
-манифест
-правобережье Волги-Алатырь,Саранск,Пенза,Саратов,Камышин,
-разгром под Царицыным
-выдан казаками
-участники – крестьяне Поволжья. Характеризуется стихийностью, низкой боеспособностью, но многочисленностью участников.
«У Пугачева никогда не было недостатка в людях». Диаграмма
Сообщение - о войне на территории Чувашии.
«Манифесты» Е. Пугачева», анализируя документы эпохи, созданные при участии вождя народного восстания и названные А.С. Пушкиным «образцом народного красноречия».
-«Именной указ» Е.И. Пугачева от 17 сентября 1773 г.», обращенный к казачеству
-отрывок из «Манифеста» Е.И.Пугачева от 29 декабря 1773 г., обращенный ко всем людям, встающим под знамена Пугачева.
-Это «Манифест от 28 июля 1774 г.», обращенный к крестьянству.
- К каким слоям населения обращены Манифесты?
- От имени кого они написаны? Почему Пугачев решился на такой шаг? Почему принял имя именно Петра III?
- Чем Пугачев прельщал людей в своё войско? Пошли бы за ним люди?
- Какие строки Манифестов свидетельствуют о жестокости Пугачева? Чем он оправдывает свою жестокость? Какую реакцию могла вызвать эта жестокость в рядах противников Пугачева?
Что предлагал Пугачев восставшим взамен старых порядков?
Учащиеся делают вывод, что Манифесты написаны практически ко всем участникам восстания - казакам, башкирам, крестьянам - от имени «амператора» Петра III. Пугачев принял это имя не случайно, Петр III в глазах народа был «добрым царем». В 1762 г. он подписал «Манифест о вольности дворянства», а волю крестьянам дать не успел, умер при странных обстоятельствах. Теперь, воскресший, он даровал волю всем, кто желал её получить. Поэтому за Пугачевым-Петром III и пошел народ.
Пугачев прельщал людей в своё войско обещаниями вольности и свободы, многочисленными пожалованиями (см. Манифесты– учащиеся цитируют строки документов) и прощением всех прежних вин. Учащиеся предполагают, что Манифесты способствовали привлечению в войско Пугачева огромных масс населения
- Можно ли говорить на основе Манифестов о жестокости Пугачева? Чем она объясняется?
Учащиеся приводят в доказательство строки источников, свидетельствующие о жестокости Пугачева, и предполагают, что это – воззмездие, ответ на подобные же действия со стороны властей и помещиков (вспоминают Дарью Салтыкову – Салтычиху).
Жестокость бунтовщиков проявилась в огромных масштабах во время III-го периода восстания, когда Пугачев, преследуемый правительственными войсками, прорвался в Поволжье. А.С. Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» очень ярко характеризует этот этап: «Пугачев бежал; но бегство его казалось нашествием»...
А когда до этого в русской истории применялось понятие «нашествие»?
Учащиеся вспоминают «монгольское, батыево нашествие»
- Какие ассоциации возникают у вас с этим нашествием?
Учащиеся называют дань, иго, жестокость, гибель огромного количества ни в чем не повинных людей, уничтожение городов и сел и т.п.
- Почему Пушкин сравнил бегство Пугачева с нашествием?
Учащиеся предполагают, что последствия пугачевского восстания были во многом схожи с теми, что названы выше.
- Какую реакцию могла вызвать эта жестокость в рядах противников Пугачева?
Проблема «Особенности восстания»,
- Что необычного было в организации восстания Е. Пугачева?
- Какие структуры создал Пугачев для руководства восставшими? Что они копировали?
- Почему Пугачев предпочел копирование, а не создал нечто новое?
Учащиеся отмечают, что все названное напоминает государственную структуру и государственный аппарат Российской империи. Восставшие копировали их, потому что не могли предложить чего-то нового в силу безграмотности и непросвещенности.
Учитель: просит учащихся представить на мгновение, как могла выглядеть структура управления государства «императора Петра III», а затем показывает для сравнения слайд «Структура управления» и слайд «Большое войско повстанцев», комментируя схемы.
Особенности- почему называют войной?
- Восстание охватило огромную территорию.
- В восстании участвовали широкие массы населения Российской империи.
- Восстание возглавлял талантливый вождь, обладавший многочисленными талантами.
- Пугачев принял имя и титул «доброго царя» - императора Петра III, что усиливало веру в него и в его обещания, данные в Указах и Манифестах.
- Достаточно четкая и более высокая (чем вовремя предыдущих народных восстаний) организация восставших, напоминающая государственную структуру Российской империи».
-выделяя локальность (все же малую площадь, охваченную восстанием, в сравнении с масштабами Российской империи), жестокость, разбойный характер восстания, плохую подготовку и все-таки слабую организацию, пёстрый состав восставших, а отсюда – невозможность договориться и отсутствие единой цели, большую текучесть в войске Пугачева.
Причины поражения
1.Применение для подавления восстания регулярной армии во главе со знаменитыми полководцами, превратившимися в карателей - Суворовым А.В., Паниным П.И.
2.Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства (это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение
Итак, ребята, мы изучили самое мощное народное восстание в России, называемое историками Крестьянской войной под предводительством Е.И. Пугачева. Эхо этой войны отзывалось в России вплоть до начала ХХ века, заставляя дворянство трепетать от мысли о возможности нового «бессмысленного и беспощадного» бунта и идти на «реформы сверху» во имя внутреннего спокойствия. Но об этом разговор впереди.
Одним из первых исследователей и биографов Пугачева стал Пушкин, сумевший отразить противоречивость личности бунтовщика и авантюриста, виртуозно сочетавшего незаурядный артистический дар с пылким бродяжьим духом. Поэту было трудно скрыть симпатию к государственному преступнику. Именно поэтому на дарственном экземпляре своей книги «История Пугачева» он написал Денису Давыдову следующие строчки:
Вот мой Пугач: при первом взгляде
Он виден — плут, казак прямой!
В передовом твоем отряде
Урядник был бы он лихой.
Устрашенный Пугачев
Обобщение и закрепление знаний – 3-5 мин.:
Прокомментируйте определение значения пугачевского бунта, данное историком Н. Я. Эйдельманом: «:Вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Пугачев — содрали бы все десять...»
Заключительная часть – 5 - 7мин.
- Оценка результата группового и индивидуального труда: учитель отмечает работу учащихся, их успехи и достижения.
- Проведение рефлексии деятельности;
Вопросы для проведения рефлексии:
1. Сегодня я выполнял работу…
2. Сегодня я научился ….
3. Мне было легко …….
4. Мне было трудно .….
5. В дальнейшем я хотел бы ….
6. Сообщение домашнего задания – 1-2 мин.
-Подготовить сообщение - о событиях того времени на территории вашего района.
§25
Документы:
Манифест Пугачева Е.И.
ЯИЦКОМУ ВОЙСКУ
О ПОЖАЛОВАНИИ ЕГО РЕКОЮ, ЗЕМЛЕЮ, ДЕНЕЖНЫМ
ЖАЛОВАНЬЕМ И ХЛЕБНЫМ ПРОВИАНТОМ, 1773 г., СЕНТЯБРЯ 17
Самодержавного амператора, нашего великаго государя Петра Федоровича всероссийскаго: и прочая, и прочая, и прочая.
Во имянном моем указе изображено яицкому войску: Как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и оцы вошы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей вашых. Будите мною, великим государям, жалованы: казаки и калмыки и татары. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе(до)равичу, виновныя были, и я, государь Петр Федаравич, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с веръшын и до усья, и землею, и травами, и денижъным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтьтам.
Я, великий государь амператор, жалую вас Петр Федаравичь.
- От имени кого они написаны? Почему Пугачев решился на такой шаг? Почему принял имя именно Петра III?
- Чем Пугачев прельщал людей в своё войско? Пошли бы за ним люди?
- Что предлагал Пугачев восставшим взамен старых порядков?
Манифест Пугачева Е.И.
ПОМЕЩИЧЬИМ
КРЕСТЬЯНАМ О ПОЖАЛОВАНИИ ИХ ВОЛЬНОСТИЮ,
ЗЕМЛЯМИ И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ОТ ПОДУШНОЙ ПОДАТИ,
1774 г., ИЮЛЯ 31
Божиею милостию мы, Петр трети, император и самодержец всероссийский:и протчая, протчая, и протчая.
Обевляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне, и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностию и свободою и вечно козаками не требуя рекрутских наборов, подушных и протчих денежных податей, владением землями лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, озерами без покупки и без аброку и свобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьяном и всему народу налагаемых податей и отягощениев. И желаем вам спасения душ и спокойнои в свете жизни, для которой мы вкусили и претерпели от прописанных злодеев-дворян странствие и немалый бедствии. А как ныне имя наше власти всевышней десницы в России процветает, того ради повелеваем сим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих помест(иях) и водчинах оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступить равным образом так, как они не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев-дворян, всякой может возчувствовать тишину спокойную жизнь, коя до века продолжатця будет.
1.Какие строки Манифестов свидетельствуют о жестокости Пугачева?
2. Чем он оправдывает свою жестокость?
3.Какую реакцию могла вызвать эта жестокость в рядах противников Пугачева?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева "
Разработка урока и презентация к нему...
разработка урока в 7 классе по теме Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
На урок используется краеведческий материал. Учащимися были составлены проекты по темам, а также были использованы другие виды творческих работ (рисунки, сочинения, разыгрывание сценки из "Капитанской...
Презентация по теме: "Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева"
Дополнение к уроку....
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
Систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся о самой мощной в истории XVIII в. крестьянской войне; опираясь на преемственные связи с историей средних веков и межпредметные ...
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева
Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачёва...
Урок истории 7 класс "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"
Разработка урока по истории 7 класс, по теме "Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"Также имеется презентация к этому уроку....
урок"Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева"
методическая разработка к уроку "Крестьянская война под редводительством Е.Пугачева"...