Урок по истории в 11 классе по теме: Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Урок по истории в 11 классе является завершающим в изучении Второй мировой войны в ходе которого учащиеся должны уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944 г.и освободительный характер европейского похода Красной Армии; выявить роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил Японии, определить значение Крымской и Потсдамской конференций. В ходе урока учащиеся продолжают работу над развитием умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sssr_na_zavershayushchem_etape_vtoroy_mirovoy_voyny.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории в 11 классе по теме: Советский Союз на завершающем этапе Второй мировой войны
Цель и задачи урока:
Образовательная:
-уяснить значение основных операций Красной Армии в 1944 г.;
- освободительный характер европейского похода Красной Армии;
-роль Советского Союза в разгроме вооруженных сил Японии;
значение Крымской и Потсдамской конференций;
Воспитательная:
-определить историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Развивающая:
– продолжить работу над развитием умений высказывать свое мнение, отстаивать его, уважать противоположную точку зрения, находить в споре компромисс.
Работа над понятиями: капитуляция; депортация.
Оборудование урока : АРМ; учебник – Н.В. Загладин “История Отечества. ХХ – начало ХХI века. 11 класс. 2011. М.: Просвещение; исторические документы.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1. Вводная часть урока. (3 мин.) | Проблемно-познавательная задача – определить, историческое значение основных операций Красной Армии в 1944-1945 гг. |
3. Изучение новой темы. (30 мин.) |
|
3.1. Изгнание немецких захватчиков из пределов СССР.. | Изучение первого вопроса начинается с анализа таблицы «Соотношение сил сторон на советско-германском фронте к лету 1944 г.» |
3.2. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе.. | Рассказ учителя, работа с исторической картой. |
3.3. Крымская (Ялтинская) конференция | Работа учащихся с учебником, просмотр слайдов. |
3.4. Падение Берлина. Потсдамская конференция. | – рассказ учителя, |
3.5. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы, ее итоги и цена. | – лабораторная работа учащихся с историческими документами. |
4. Применение знаний. (5 мин.) | Тестирование с целью проверки усвоения учащимися пройденного на уроке. |
5. Домашнее задание. (2 мин.) |
1. Вводная часть урока. (3 мин.)
1.1. Актуализация знаний.
2. Мотивация новой темы.
1. Изучение первого вопроса начинается с анализа таблицы «Соотношение сил сторон на советско-германском фронте к лету 1944 г.».(Просмотр слайда)
Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Как вы думаете, какие стратегические задачи могло теперь решать советское командование?
2.1. Постановка проблемного задания.
Докажите, что советские войска сыграли решающую роль в разгроме фашистского блока на завершающем этапе войны?
3. Изучение нового материала. (30 мин.)
3.1 Изгнание немецких захватчиков из пределов СССР.. | Учащиеся на основании анализа таблицы делают вывод о том , что: В 1944 г. Немецкая армия перешла к стратегической обороне. Ставка приказала обеспечить в 1944 г. окончательный разгром фашистской Германии и освобождение территории СССР. : в мае в результате наступления на Украине советские войска вышли к Государственной границе. 6 июня союзники открыли II фронт в Нормандии. 10 июня, чтобы не дать немцам перебросить силы на Запад, советское командование начало атаку на «линиюМаннергейма». Финляндия капитулировала. 23 июня началась операция «Багратион» в Белоруссии. 30 дивизий врага попали в окружение. – Были освобождены Белоруссия,часть Литвы и восточная Польша. Группа немецких армий «Север» в Прибалтике была рассечена надвое. В июле подо Львовом 8 немец-ких дивизий попали в окружение,а в город во-шли советские войска. В августе под Кишиневом были окружены 22 дивизии и Красная армия вступила на территорию Румынии. к концу октября 1944 г. территория СССР была полностью освобождена. |
3.2. Изучение второго вопроса начинается с обсуждения проблемы. Некоторые современные историки считают, что после изгнания немецких захватчиков с территории СССР и вступления советских войск в Европу война перестала быть народной, Отечественной, превратилась со стороны Советского Союза в войну завоевательную. Разделяете ли вы подобную точку зрения? | Учащиеся обсуждают проблему и аргументируют ответ. |
3.3.Третий вопрос учитель излагает, опираясь на текст учебника. | -Учащиеся, работая с опережающим заданием, сообщают о наиболее важных решениях принятых в ходе Ялтинской конференции. -Учащиеся продолжают заполнение таблицы «СССР в системе международных отношений в 1941—1945 гг.». |
4. Вопрос о падении Берлина изучается, сочетая рассказ учителя, работу с картой. Зачитывается выдержка из акта о военной капитуляции Германии. | - вопрос о результатах Потсдамской конференции учащиеся изучают самостоятельно, читая соответствующий раздел § 26 и продолжая заполнять таблицу «СССР в системе международных отношений в 1941—1945 гг.». |
Вопрос о войне с Японией учитель излагает, опираясь на текст учебника. Вопрос об итогах Второй мировой войны изучается методом беседы? | -Учащиеся работают с картой « Разгром империалистической Японии». Учащиеся отвечают на вопросы учителя: каковы, на ваш взгляд, причины победы советского народа в Великой Отечественной войне? Каково историческое значение победы советского народа? Как вы понимаете выражение «цена победы»? Какую цену заплатил советский народ за свою победу |
Подводя итог ответам учащихся, учитель использует данные из статистического исследования «Гриф секретности снят» (М., 1993).
По результатам исследований, проведенных Управлением статистики населения Госкомстата СССР и Центром по изучению проблем народонаселения при МГУ, общие прямые потери страны за все годы Отечественной войны оцениваются почти в 27 млн человек. В их числе убитые в бою и умершие от ран военнослужащие и партизаны, умершие от голода и болезней, погибшие во время бомбежек, артиллерийских обстрелов и карательных акций мирные советские граждане, расстрелянные и замученные в концентрационных лагерях военнопленные, подпольщики-патриоты.
Потери войск действующих фронтов и армий, понесенные в первые месяцы войны, а также в тех случаях, когда донесения о них не поступали (приграничные сражения, Киевская, Крымская, Харьковская оборонительная и некоторые другие операции), определены расчетным способом.
Жертвы первых дней войны оказались велики, а неожиданно обрушившаяся трагедия, вызвавшая нарушения управления и связи, привела к тому, что порой штабам было не до учета потерь. Поэтому при обобщении этих данных использованы сведения о списочной численности личного состава соединений и объединений, фактически разгромленных противником или оказавшихся в окружении, а также архивные материалы немецкого военного командования.
По результатам подсчетов, за годы Великой Отечественной войны (в том числе и за кампанию на Дальнем Востоке против Японии в 1945 г.) общие безвозвратные демографические потери (убито, пропало без вести, попало в плен и не вернулось из него, умерло от ран, болезней и в результате несчастных случаев) Советских Вооруженных Сил вместе с пограничными и внутренними войсками составили 8 млн 668 тыс. 400 человек. ...Однако с военно-оперативной точки зрения в ходе Великой Отечественной войны с учетом пропавших без вести и оказавшихся в плену из строя безвозвратно выбыло 11444,1 тыс. военнослужащих...
Анализ некоторых архивных материалов и публикаций в советской и зарубежной печати, характеризующих военный ущерб во Второй мировой войне, показывает, что общие людские потери вооруженных сил фашистской Германии равны 13 448 человек. ...При этом безвозвратные потери на советско-германском фронте составили 6923,7 тыс. человек.
Союзники Германии (Венгрия, Италия, Румыния и Финляндия) на советско-германском фронте потеряли (безвозвратно) 1725,8 тыс. человек.
Таким образом, людские потери Германии, а также ее союзников, воевавших в Европе против Советского Союза, были весьма значительными, не говоря уже о полном разгроме и капитуляции их вооруженных сил. Только безвозвратные потери составили 8649,5 тыс. человек...
Сведения о числе немецких военнопленных имеются в советских архивах. Так, по отчетно-статистическим данным, обобщенным в Генеральном штабе, количество пленных, захваченных нашими войсками на советско-германском фронте, составляет 3777,3 тыс. человек.
Кроме того, Квантунская армия Японии в период боевых действий против Советского Союза (август — сентябрь 1945 г.) потеряла убитыми 83,7 тыс. человек и пленными 640,1 тыс. человек...
Превышение указанных потерь советских войск связано в основном с первым периодом Великой Отечественной войны, в течение которого сказывались фактор внезапности нападения фашистской Германии на СССР и просчеты советского военно-политического руководства, допущенные накануне и в начале войны.
4. Применение знаний. (5 мин.) Учащиеся работают и делают взаимопроверку.
4.1. Проверочное тестирование.
5. Домашнее задание. § 26. подготовить презентацию « Цена Великой Победы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел курса: «История России. Советский Союз во второй мировой войне. 9 класс».
Методические материалы для проведения урока истории в 9 классе о внешней политике России накануне Великой Отечественной войны. На уроке рассматриваются материалы об укреплении обороноспособности ...
СССР на завершающем этапе Второй мировой войны
Конспект урока для 9 класса...
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»
Конспект урока по истории 8 класс по теме: «Франция: революция 1848г. и Вторая империя»...
Интегрированный урок английского языка и истории для 7 и 10 классов «Роль союзников Советского Союза во Второй Мировой войне»
Данный урок предназначен для определения реальной значимости создания антигитлеровской коалиции, понимания ситуации на втором фронте и о роли наших союзников во Второй Мировой войне. ...
Советский Союз в годы Второй мировой войны 1939-1945 гг. (повторение и обобщение)
Форма урока: интеллектуально-познавательная игра "Морской бой"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА бинарного урока по истории и иностранным языкам посвященного 70-летию Победы во Второй Мировой войне
Данная методическая рекомендация предназначена для преподавателей истроии и иностранного языка...
Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»
Методическая разработка урока «СССР на завершающем этапе Второй мировой войны»...