Военная история России и мира
презентация к уроку (7 класс) на тему

Федоров Владимир Владимирович

Учебный материал представляет собой презентацию, предназначенную для изучения тем  на занятиях кружка "Военная история России и мира". 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬТНАЯ

 

ПРОГРАММА

 «Военная история России и мира»

Педагог: Федоров Владимир Владимирович

Возрастная категория детей: 12 – 16 лет

Срок реализации программы: 2 года

г. Москва

Учебная программа курса

«Военная история России и мира»

  1. Целевая установка и организационно-методические указания

Общими целями элективного курса «Военная история России и мира» являются: изучение исторического опыта русского и других народов по защите Отечества; углубление военно-исторических знаний; расширение военного кругозора; выработка необходимых качеств (настойчивости в выполнении полученной задачи и  проведения в жизнь принятого решения, смелости, решительности, разумной инициативы, находчивости) и умение творчески использовать опыт прошлых войн при обучении и воспитании.

Главные задачи курса: раскрытие в хронологическом порядке основных причин и способов развязывания войн; хода и исхода боевых действий; направлений развития средств и способов вооруженной борьбы; изучение изменений организационных структур войск; проведение реформ на различных этапах истории и развитие всех составных частей военного искусства; воспитание у учеников чувства глубокой любви и уважения к Родине, ее Вооруженным Силам.

Определяющей задачей изучения элективного курса является достижение следующих уровней обученности.

Иметь представление:

о содержании и основных направлениях эволюции военного искусства;

о полководческом искусстве выдающихся Отечественных военачальников;

о военном искусстве ведущих государств мира.

Знать:

основы методологии военной истории;

содержание военных реформ и этапы строительства Отечественных Вооруженных Сил;

причины возникновения войн и ход боевых действий в них;

содержание и пути решения основных проблем организации и ведения боевых действий подразделений в локальных войнах и вооруженных конфликтах современности;

основные направления развития средств вооруженной борьбы.

Уметь:

  • использовать военно-исторические знания для формирования высоких морально-боевых качеств;
  • организовывать военно-историческую работу в кадетском корпусе;
  • работать с литературой по написанию исследовательской работы по предложенной теме.

Роль и место курса «Военная история России и мира» в подготовке учеников в комплексе с гуманитарными и филологическими дисциплинами заключается в обеспечении всестороннего развития личности ученика, формировании его общей военно-исторической и тактической культуры.

Специфической особенностью преподавания курса является то, что лекции и беседы носят обзорный, базовый характер, а более глубокое изучение материала проводится в часы самостоятельной подготовки обучаемых. Для закрепления изученного материала на семинарские занятия приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, локальных войн и военных конфликтов послевоенного периода для использования их боевого опыта в формировании личности будущего защитника Отечества.

Научной основой элективного курса «Военная история России и мира» является совокупность знаний общего хода исторических событий и научной оценки военно-исторических событий и фактов.

Изучение элективного курса базируется на дисциплинах: «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России», «Литература».

Учитывая структурно-логическое прохождение разделов и тем элективного курса, исключается дублирование материала по другим дисциплинам учебного плана ГБОУ СОШ № 879 г. Москвы.

С целью активизации изучения разделов и тем курса в ходе обучения активно используются ИКТ и информационные пед. технологии.

Основными видами учебных занятий являются лекции, беседы, семинары и самостоятельная работа обучаемых. Кроме того, в ходе изучения курса предполагаются следующие виды деятельности кадет:

  • анализ биографии видных военачальников России;
  • составление типологических таблиц: «Полководцы», «Основные сражения», «Чины, традиции, лица» и т.п.
  • устные сообщения учеников с последующей дискуссией;
  • составление карт сражений.

Самостоятельная подготовка обучаемых по  курсу организуется по плану преподавателя, с использованием военно-исторической, мемуарной литературы, наглядных пособий фондов библиотеки школы средства ИКТ.

В ходе самостоятельной работы ученик может выбрать полководческое искусство одного из полководцев России и изучать его опыт ведения боевых действий.

В конце курса он представляет карту боевых действий, исследовательскую работу по военному искусству полководца.

В преподавании курса преобладают репродуктивный, частично-поисковый и объективно-иллюстративный методы обучения.

Курс «Военная история России и мира» изучается в 9 классе, с целью профильной ориентации учащихся на военно-технический профиль.

Контроль по курсу осуществляется:

текущий – на лекциях, беседах, семинарах;

итоговый – написание исследовательской работы в конце курса.

Дополнительные баллы выставляются во время изучения курса за:

  • качественно выполненное задание по собственной инициативе;
  • использование Интернет-технологии;
  • инициативную публичную презентацию своей работы в кадетской школе-интернате или за ее пределами.

В конце изучения курса проводится итоговая конференция с показом работ учеников.


  1. Распределение учебного времени и виды учебных занятий

Наименование разделов и тем

Всего учебных часов

Из них по видам учебных занятий

Время, отводимое на самостоя-тельную работу

Лекции

Беседы

Семинары

Самостоятельная работа

под руководством учителя

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Войны и военное искусство рабовладельческого и феодального общества.

20

4

8

4

4

24

Тема 1. Развитие Вооруженных Сил. Зарождение армий, войн, военного искусства и регулярных вооруженных сил Российской империи.

4

2

2

Тема 2. Совершенствование стрелкового оружия.

4

2

2

Тема 3. Развитие военного искусства.

12

4

4

4

Раздел 2. Вооруженные Силы и развитие военного искусства в первой мировой войне, гражданской войне и межвоенном периоде.

16

4

10

2

16

Тема 4. Развитие вооруженных сил и военного искусства.

8

4

4

Тема 5. Военная реформа и реорганизация Красной Армии.

8

2

4

2

Раздел 3. Вооруженные Силы и военное искусство во второй Мировой войне и их послевоенное развитие.

24

4

12

4

4

24

Тема 6. Военное искусство в начальном периоде войны.

4

4

Тема 7. Характерные черты военного искусства во втором периоде Великой Отечественной войны.

8

4

-

-

4

Тема 8. Военное искусство в Берлинской операции.

4

-

2

-

2

Тема 9. Развитие тактики сухопутных войск.

4

-

4

-

Тема 10. Тактика авиации во время Великой Отечественной войны.

4

-

4

-

Раздел 4. Вооруженные Силы в локальных войнах и развитие военного искусства во второй половине XX века.

8

-

4

-

4

10

Исследовательская работа.

Всего часов по элективному курсу

68

12

34

10

12

74

  1. Содержание разделов и тем

Раздел 1. Войны и военное искусство рабовладельческого и феодального общества.

Тема 1. Развитие Вооруженных Сил. Зарождение армий, войн, военного искусства и регулярных вооруженных сил Российской империи. Цели и задачи военно-исторической работы Армии и войны рабовладельческого общества и Древней Руси. Вооруженные Силы и военное искусство в период укрепления Московского государства. Зарождение и укрепление регулярных Вооруженных Сил Российской империи. Полководческое искусство Александра Македонского, Ганнибала, Гай Юлия Цезаря, Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, А.В. Суворова.

Тема 2. Совершенствование стрелкового оружия. Изобретение аркебуза, мушкета, кремневого оружия, нарезного оружия. Совершенствование артиллерийского вооружения.

Тема 3. Развитие военного искусства. Возникновение и развитие стратегии и тактики. Способы ведения военных действий: маневренная стратегия, кордонная стратегия, стратегия массовых армий. Виды и способы стратегических действий. Тактика сухопутных действий.

Семинарское занятие: Развитие военного искусства и Вооруженных Сил рабовладельческого и феодального общества.

Раздел 2. Вооруженные Силы и развитие военного искусства в первой мировой войне, гражданской войне и межвоенном периоде.

Тема 4. Развитие Вооруженных Сил и военного искусства.

Русская армия и военное искусство в войнах с Наполеоном 1805 – 1807 г. и Отечественной войне 1812 г. Полководческое искусство М.И. Кутузова. Вооруженные Силы Российского государства в Крымской (1853 – 1856 гг.) и Русско-турецкой (1877 – 1878 гг.). Военные реформы второй половины XIX в. Русская армия в 1914 – 1917 гг. Развитие составных частей военного искусства в период 1914 – 1917 гг.

Тема 5. Военная реформа и реорганизация Красной Армии.

Особенности боевых действий в ходе гражданской войны. Создание Красной Армии. Военное искусство 1917 – 1941 гг.

Раздел 3. Вооруженные Силы и военное искусство во второй Мировой войне и их послевоенное развитие.

Тема 6. Ход военных действий и состояние Вооруженных Сил воюющих государств в период 1939 – 1942 гг. Полководческое искусство Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева.

Тема 7. Характерные черты военного искусства во втором периоде Великой Отечественной войны. Совершенствование военного искусства в ходе контрнаступления под Сталинградом и Курской битвы.

Тема 8. Военное искусство в Берлинской операции. Основные этапы Берлинской операции. Особенности планирования боевых действий военно-воздушных сил.

Тема 9. Развитие тактики сухопутных войск. Тактика наступательного и оборонительного боя. Построение боевых порядков.

Тема 10. Тактика авиации во время Великой Отечественной войны. Авиационное наступление. Принципы боевого применения ВВС. Авиационная подготовка, ее этапы. Авиационная поддержка войск.

Раздел 4. Вооруженные Силы в локальных войнах и развитие военного искусства во второй половине XX века.

Основные локальные войны послевоенного периода, их классификация и характеристика. Новые средства вооруженной борьбы, применение силы и средств в операциях и боях. Особенности использования сухопутных войск, ВВС и ВМФ в локальных войнах. Влияние ракетно-ядерного оружия на военное искусство в послевоенные годы. Отечественные военные реформы и военное строительство в 90-е годы XX века – начале XXI века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс дополнительного образования "Военная история России XX века"

Курс рассматривает военную историю России XX века. Рассматривается военное строительство, история военных и военно-учебных учреждений, эволюция вооружения и военной формы. Особое внимание уделяется ис...

Презентация "Игра-сражение: Военная история России 1 пол. 19в"

(Игровые технологии на уроках истории)...

План мероприятий Памятные даты военной истории России 2016

План мероприятий на 2016 "Памятные даты военной истории России"...

Модульное календарно-тематическое планирование по истории (интегрировано) 11 класс ( учебники: " Н.В.Загладин и др. "История России и мира", 2012 г.; О.В.Волобуев и др. "История России ХХ-начало XXI века", 2010 г.)

Модульное планирование помогает более объективно выставлять оценки , т.к. деление на модули помогает принимать зачёты и по зарубежной истории, и по истории России независимо от выставления оценок по п...

Тест "Военная история России". 5 класс

С какого языка слово «кадет» переводится как «младший», «маленький капитан»:1.немецкого;2.французкого;3.испанского....

Презентация к уроку "Первая мировая война и ее герои" в рамках спецкурса "Военная история России" 11 класс

Презентация к уроку "Первая мировая война и ее герои"  в рамках спецкурса "Военная история России" 11 класс...