Урок "Опричнина Ивана Грозного"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

 

Тип урока: лабораторное занятие – семинар с элементами дискуссии

Цели урока:

Обучающая:

  • Систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного, сформировать представление о сущности опричнины, ее целях и последствиях, формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного. Показать, что политика террора всегда завершается упадком, кризисом.

Развивающая цель:

  • Продолжать развивать навыки и  умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения убедительно отстаивать собственную позицию, навыков публичного выступления, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.

Воспитательная цель:

  • Воспитание нравственной позиции, чувства уважения к человеческому достоинству, уважения к чужому мнению,
  •   воспитание социально-активной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_oprichnina.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Личность Ивана Грозного и опричнина

Доржиева Д. А., учитель истории и обществознания Бурятской гимназии № 29 

Тип урока: лабораторное занятие – семинар с элементами дискуссии

Цели урока:

Обучающая:

  • Систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного, сформировать представление о сущности опричнины, ее целях и последствиях, формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного. Показать, что политика террора всегда завершается упадком, кризисом.

Развивающая цель:

  • Продолжать развивать навыки и  умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения убедительно отстаивать собственную позицию, навыков публичного выступления, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.

Воспитательная цель:

  • Воспитание нравственной позиции, чувства уважения к человеческому достоинству, уважения к чужому мнению,
  •   воспитание социально-активной личности.

Оборудование:

  • Дополнительная историческая литература
  • Раздаточный материал (документы, схемы); тесты
  • Таблица «Сущность опричнины в российской историографии»
  • Термины на доске, эпиграф.
  • Учебник. История России с древнейших времен до конца  XIX в./ Под ред. И.Н. Данилевского, О.В. Волобуева.
  • Репродукции картин В. Васнецова и И. Глазунова «Иван Грозный»

Методы: Решение проблемной задачи, групповая  и индивидуальная работа с источниками, анализ, обобщение, сравнение,  эвристическая беседа, дискуссия, тест

План урока: 

  1. Разрыв царя с Избранной радой. Причины введения опричнины
  2. Учреждение опричнины. Опричный молот
  3. Сущность опричнины (групповая работа)
  4. Итоги царствования Ивана Грозного

«Не плакать, не смеяться, а понимать…» (совет историку)

Б. Спиноза

Ход урока

  1. Постановка целей, задач урока.

На сегодняшнем уроке мы поговорим о политической системе, сложившейся во второй период правления Ивана Грозного, именуемой «опричниной». Опричнина по праву считается одной из наиболее страшных и таинственных страниц нашей истории. Ее направленность и смысл до сих пор вызывают споры, но при всем разнообразии мнений историки единодушны в том, что политика кровавого террора была губительна для страны, привела к глобальному кризису.  Выясним причины введения опричнины и ее итоги, рассмотрим и проанализируем неоднозначные точки зрения историков по сущности этого вопроса.

  1. Актуализация знаний  

Как изменилась система управления государством в результате реформ 1550-х гг.?  Чем было вызвано создание сословно-представительных органов власти? Как изменилось положение Боярской Думы при Иване IV?

Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, модель централизации, разработанная в ходе реформ Избранной рады, предполагала постепенное и мирное построение жесткой вертикали власти с опорой на сословно-представительные органы.

Мотивация на новую тему (постановка проблемы):

Что не устроило Ивана Грозного в реформах 1550-х гг., почему он обращается к кровавому террору как способу управления государством? Почему ради достижения неограниченной власти царь расколол общество и бросил его в пучину бессмысленного кровавого террора?   Против кого был направлен террор? Как отразились черты характера Ивана Грозного на проведении опричнины? Почему политика, направленная на централизацию государства, привела к сокрушительным поражениям власти и кризису общества? Какова сущность опричнины?

Постараемся поразмышлять над этими вопросами после изучения данной темы.

Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

  1. Основная часть
  1. Разрыв царя с Избранной радой – сообщение учащегося.

 Обсуждение вопросов: Почему царь легко поверил слухам, что его бывшие сподвижники Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его любимой жены Анастасии? Какую роль в изменении отношения царя к членам Избранной рады сыграла болезнь Ивана IV? Как сложились судьбы членов Избранной рады? В чем суть противостояния Андрея Курбского и Ивана Грозного?

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради.

 Причины введения опричнины (работа с учебником, с. 95)

Найти и сформулировать причины введения опричнины.  (Неудачи внешней политики, мнительность, недоверчивость к окружающим, недовольство Избранной радой, пережитки удельного правления, усиление власти царя)

  1. Учреждение опричнины. Опричный молот. Новгородский погром – сообщения учащихся о событиях 1565-1575 гг.

Задание: По ходу рассказа записать основные даты и события опричнины.

  1.  Сущность опричнины - работа с первоисточниками (групповая работа) (приложение 1)

Задание: готовясь к уроку, вам было предложено рассмотреть точки зрения отечественных историков на сущность опричнины. Давайте рассмотрим эти мнения, насколько они расходятся между собой. Задача каждой группы – аргументировано доказать правильность точки зрения автора по сущности опричнины. По ходу выступлений групп класс заполняет таблицу «Проблема опричнины в российской историографии»  

Историк

мнение автора по сути проблемы

  • I группа: точка зрения С.М. Соловьева
  • II группа: точка зрения В.О. Ключевского
  • III группа: точка зрения Н.М. Карамзина
  • IV группа: точка зрения С.Ф. Платонова
  • V группа: точка зрения И.Л. Андреева, И.Н. Данилевского, В.В. Кириллова – авторов учебника

Выступления представителей групп, заполнение таблицы в ходе выступлений.

Обсуждение проблемных вопросов в ходе выступлений групп:

Вывод преподавателя: таким образом, все реформы имели цель – укрепление мощи государства, усиление самодержавной власти и ее социальной опоры – служилого дворянства, борьба с центробежными стремлениями боярской аристократии. Относительная слабость аппарата управления побудила власть искать опору в сословиях и их представительных органах. Созыв Земского собора и образование местных органов самоуправления – вынужденная мера создания системы противовеса боярскому правлению, а также фактор лигитимации власти.

IV. Закрепление знаний: 

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.

№ п/п

Событие

Дата

Боярское правление

Введение заповедных лет

Введение урочных лет

Венчание Ивана IV на царство

Взятие Астрахани

Взятие Казани

Деятельность Избранной рады

Ливонская война

Опричнина

Поход Ермака, разгром Сибирского ханства

Правление Елены Глинской

Правление Ивана IV Грозного

Принятие Судебника

Созыв первого Земского собора

Стоглавый собор

___→___→___→___→___→___→___

2.  Тестовая проверка знаний  - 2 варианта (приложение 2)

V. Подведение итогов урока.

 Домашнее задание: параграф 13 (опережающее чтение).

Изучить понятия, даты. Ответить на вопрос: К каким изменениям привели реформы? Можно ли считать, что реформы достигли своих целей? (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Внешняя политика Ивана Грозного"

Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...

Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного

Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....

Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)

Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...

Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе

Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...

Россия в эпоху Ивана Грозного.

Презентация к уроку....

Урок истории России в 6 классе по теме "Правление Ивана Грозного"

Урок-обобщение по теме "Правление Ивана Грозного " позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить их к восприятию дальнейшего материала....

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....