Урок "Опричнина Ивана Грозного"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Тип урока: лабораторное занятие – семинар с элементами дискуссии
Цели урока:
Обучающая:
- Систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного, сформировать представление о сущности опричнины, ее целях и последствиях, формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного. Показать, что политика террора всегда завершается упадком, кризисом.
Развивающая цель:
- Продолжать развивать навыки и умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения убедительно отстаивать собственную позицию, навыков публичного выступления, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.
Воспитательная цель:
- Воспитание нравственной позиции, чувства уважения к человеческому достоинству, уважения к чужому мнению,
- воспитание социально-активной личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oprichnina.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность Ивана Грозного и опричнина
Доржиева Д. А., учитель истории и обществознания Бурятской гимназии № 29
Тип урока: лабораторное занятие – семинар с элементами дискуссии
Цели урока:
Обучающая:
- Систематизировать знания о внутренней политике Ивана Грозного, сформировать представление о сущности опричнины, ее целях и последствиях, формирование яркого целостного представления об исторической личности Ивана Грозного. Показать, что политика террора всегда завершается упадком, кризисом.
Развивающая цель:
- Продолжать развивать навыки и умения аргументации, изложения собственной позиции, личностных оценочных суждений, развитие монологической речи, умения убедительно отстаивать собственную позицию, навыков публичного выступления, умения интерпретации, анализа исторических источников, сравнения и сопоставления различных толкований исторических фактов, установления причинно-следственных связей.
Воспитательная цель:
- Воспитание нравственной позиции, чувства уважения к человеческому достоинству, уважения к чужому мнению,
- воспитание социально-активной личности.
Оборудование:
- Дополнительная историческая литература
- Раздаточный материал (документы, схемы); тесты
- Таблица «Сущность опричнины в российской историографии»
- Термины на доске, эпиграф.
- Учебник. История России с древнейших времен до конца XIX в./ Под ред. И.Н. Данилевского, О.В. Волобуева.
- Репродукции картин В. Васнецова и И. Глазунова «Иван Грозный»
Методы: Решение проблемной задачи, групповая и индивидуальная работа с источниками, анализ, обобщение, сравнение, эвристическая беседа, дискуссия, тест
План урока:
- Разрыв царя с Избранной радой. Причины введения опричнины
- Учреждение опричнины. Опричный молот
- Сущность опричнины (групповая работа)
- Итоги царствования Ивана Грозного
«Не плакать, не смеяться, а понимать…» (совет историку)
Б. Спиноза
Ход урока
- Постановка целей, задач урока.
На сегодняшнем уроке мы поговорим о политической системе, сложившейся во второй период правления Ивана Грозного, именуемой «опричниной». Опричнина по праву считается одной из наиболее страшных и таинственных страниц нашей истории. Ее направленность и смысл до сих пор вызывают споры, но при всем разнообразии мнений историки единодушны в том, что политика кровавого террора была губительна для страны, привела к глобальному кризису. Выясним причины введения опричнины и ее итоги, рассмотрим и проанализируем неоднозначные точки зрения историков по сущности этого вопроса.
- Актуализация знаний
Как изменилась система управления государством в результате реформ 1550-х гг.? Чем было вызвано создание сословно-представительных органов власти? Как изменилось положение Боярской Думы при Иване IV?
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, модель централизации, разработанная в ходе реформ Избранной рады, предполагала постепенное и мирное построение жесткой вертикали власти с опорой на сословно-представительные органы.
Мотивация на новую тему (постановка проблемы):
Что не устроило Ивана Грозного в реформах 1550-х гг., почему он обращается к кровавому террору как способу управления государством? Почему ради достижения неограниченной власти царь расколол общество и бросил его в пучину бессмысленного кровавого террора? Против кого был направлен террор? Как отразились черты характера Ивана Грозного на проведении опричнины? Почему политика, направленная на централизацию государства, привела к сокрушительным поражениям власти и кризису общества? Какова сущность опричнины?
Постараемся поразмышлять над этими вопросами после изучения данной темы.
Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.
Ознакомление с планом изучения нового материала.
- Основная часть
- Разрыв царя с Избранной радой – сообщение учащегося.
Обсуждение вопросов: Почему царь легко поверил слухам, что его бывшие сподвижники Адашев и Сильвестр были причастны к смерти его любимой жены Анастасии? Какую роль в изменении отношения царя к членам Избранной рады сыграла болезнь Ивана IV? Как сложились судьбы членов Избранной рады? В чем суть противостояния Андрея Курбского и Ивана Грозного?
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради.
Причины введения опричнины (работа с учебником, с. 95)
Найти и сформулировать причины введения опричнины. (Неудачи внешней политики, мнительность, недоверчивость к окружающим, недовольство Избранной радой, пережитки удельного правления, усиление власти царя)
- Учреждение опричнины. Опричный молот. Новгородский погром – сообщения учащихся о событиях 1565-1575 гг.
Задание: По ходу рассказа записать основные даты и события опричнины.
- Сущность опричнины - работа с первоисточниками (групповая работа) (приложение 1)
Задание: готовясь к уроку, вам было предложено рассмотреть точки зрения отечественных историков на сущность опричнины. Давайте рассмотрим эти мнения, насколько они расходятся между собой. Задача каждой группы – аргументировано доказать правильность точки зрения автора по сущности опричнины. По ходу выступлений групп класс заполняет таблицу «Проблема опричнины в российской историографии»
Историк | мнение автора по сути проблемы |
- I группа: точка зрения С.М. Соловьева
- II группа: точка зрения В.О. Ключевского
- III группа: точка зрения Н.М. Карамзина
- IV группа: точка зрения С.Ф. Платонова
- V группа: точка зрения И.Л. Андреева, И.Н. Данилевского, В.В. Кириллова – авторов учебника
Выступления представителей групп, заполнение таблицы в ходе выступлений.
Обсуждение проблемных вопросов в ходе выступлений групп:
Вывод преподавателя: таким образом, все реформы имели цель – укрепление мощи государства, усиление самодержавной власти и ее социальной опоры – служилого дворянства, борьба с центробежными стремлениями боярской аристократии. Относительная слабость аппарата управления побудила власть искать опору в сословиях и их представительных органах. Созыв Земского собора и образование местных органов самоуправления – вынужденная мера создания системы противовеса боярскому правлению, а также фактор лигитимации власти.
IV. Закрепление знаний:
1. Работа с хронологией
Заполните таблицу. Определите последовательность событий, выделенных жирным шрифтом.
№ п/п | Событие | Дата |
Боярское правление | ||
Введение заповедных лет | ||
Введение урочных лет | ||
Венчание Ивана IV на царство | ||
Взятие Астрахани | ||
Взятие Казани | ||
Деятельность Избранной рады | ||
Ливонская война | ||
Опричнина | ||
Поход Ермака, разгром Сибирского ханства | ||
Правление Елены Глинской | ||
Правление Ивана IV Грозного | ||
Принятие Судебника | ||
Созыв первого Земского собора | ||
Стоглавый собор |
___→___→___→___→___→___→___
2. Тестовая проверка знаний - 2 варианта (приложение 2)
V. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: параграф 13 (опережающее чтение).
Изучить понятия, даты. Ответить на вопрос: К каким изменениям привели реформы? Можно ли считать, что реформы достигли своих целей? (письменно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внешняя политика Ивана Грозного"
Презентация к уроку "Внешняя политика Ивана Грозного"предназначена для использования при изучениии Отечественной истории в 6 классе.Данная презентация является информационной поддержкой учи...
Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного
Порезентация к урокуц историии для 6 и 10 класса, содержит задания....
Правление Ивана Грозного(внутренняя политика)
Показать завершающую стадию образования русского государства; охарактеризовать государство доставшееся Ивану Грозному; сформировать представление о первом этапе его царствования и о реформах Изб...
Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе
Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...
Россия в эпоху Ивана Грозного.
Презентация к уроку....
Урок истории России в 6 классе по теме "Правление Ивана Грозного"
Урок-обобщение по теме "Правление Ивана Грозного " позволяет систематизировать знания учащихся и подготовить их к восприятию дальнейшего материала....
План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....