Греки Адыгеи и Кубани.
статья (история) по теме

В данной статье рассматривается история греков, проживающих на территории России. Особое внимание уделяется более глубокому изучению перемещений данного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл greki_adygei_i_kubani.docx9.89 КБ

Предварительный просмотр:

Греки Кубани и Адыгеи

В последнее время особое внимание обращается на изучении истории России. История страны, как мы знаем, неразрывно связана с народами населяющими ее, являясь «зерцалом бытия и деятельности народов» (Карамзин Н.М.). Перед исторической наукой встает задача комплексного изучения процессов формирования национальных образований в России.

Одним из народов населяющих Кубань являются греки, составляющие одну из крупных диаспор. Изучение истории формированию на данной территории греческой общины является неотъемлемой частью истории многонациональной России. Актуальность проистекает и из историографической значимости разработки проблемы. Речь идет о «пробелах» в истории греческого народа в средние века, период нового времени, советский период. Необходимо отметить , что созданы дисперсные исследования по истории этой диаспорой группы, но обобщающих работ практически не существует. Отсюда встает исследовательская задача дальнейшей разработки этого вопроса.

Одним из маркеров этноса является самоназвание. Первоначально самоназванием этого народа был этноним – «эллин». Позднее они заимствовали у римлян экзоэтноним – «греки», в переводе означающее – «учитель». Следует отметить, что, несмотря на то, что национальное название «эллины» было вытеснено римлянами и христианством, почти исчезло в средние века, оно сохранилось, как утверждает Г.Симелидис, в большинстве песен понтийских греков.

Греков Кубани можно объединить в единицу культурную общность, как предлагает Ю.В. Иванова, и в этой общности выделить несколько локальных групп, как это делает А.А. Киселев. К первой группе относятся грекоговорящие, православные, сохранившие самосознание, и применяющие локальные имена – урумы и понтийцы. К третьей группе – относятся: адыгоязычные (черкесоговорящие), православные, сохранившие самосознание, и употребляющие локальное имя – «урым», восходящее к понятию – римлянин.

Обращаясь к вопросу о причинах и времени появления греков на Кавказе необходимо проанализировать известные гипотезы. Одна из них была предложена Колином Ренфрью, профессором археологии Кембриджского университета и Тамазом Гамкрелидзе, профессором языкознания Тблисского университета. Суть ее в том, что греки пришли на континентальную Грецию из центральной части Малой Азии и Кавказа.

Существует и другая версия, из которой следует, что греки поселились в районе Понта как колонисты с VIII в. до н.э. Р.Г. Тикиджьян считает, что первые переселенцы с континентальной Греции появились здесь во II-I тыс. до н.э. Эти греки в разное время покидали турецкие и иранские пределы и поселялись на территории нынешнего Закавказья и Северного Кавказа.

Этой гипотезы придерживались А.А Девтеров и Д.С Читлов который пишет, что «начиная с VIII в до н.э., с наступлением эры великой греческой колонизации побережья Средиземного и Черного морей пытливые и энергичные сыны Эллады принесли на обживаемые места свою высокую цивилизацию и институты управления, основали греческие государства и города-полисы». При всем различии этих гипотез они свидетельствуют, что греки, расселившиеся с VIII в до н.э., на Кавказе и Кубани являются потомками иммигрантов со средиземного побережья Малой Азии. Наибольший поток греков из Малой Азии в Причерноморье был зафиксирован в XIII в. Это было связанно с прибытием в XII в. Генуэзцев и венецианцев. Они оседают и на Таманском полуострове. Упоминаются также Мапа (Анапа), Бата (Новороссийск).

Остается дискуссионным вопрос о времени появления среди закубанских адыгов греков. В Агдзидис считает, что эта общность переселенческих волн из Крыма и Малой  Азии, в период активного проникновения христианства на Северо-Западный Кавказ, т.е где-то между X и XVI вв. Он же отмечает, что первый выход из Закубанья черкесских греков, вместе с армянами и с адыгскими семьями, пожелавшими перейти в русское подданство, произошел в самом конце XVIII в.

Российские источники свидетельствуют о том, что в июне 1799г. на Ангельском ерике, близ станицы Новонижкестеблиевской, возникло смешанное армяно-греческое селение Гривенско-Черкесское (современная ст.Гривенская), т.е  Гривенский Черкесский аул. На Кавказ начинают переселяться греки из Турции. Из Трапезунда и Самсуна они морем добирались до Новороссийска, а затем рассеялись в прибрежных населенных пунктах. Ими в 1860-х гг. было основано с.Параскеевка (667 чел.). В 1865 г. греки основали курортный поселок Кабардинка.

В 1871 г.был основан а.Бжедухабль, в котором послились адыгейцы, черкесские греки и армяне. Это стало возможным благодаря изданию Александром II 10 марта 1866 г. «Положения о заселении Черноморского округа». В 1899 г. черкесские греки двумя группами из а. Эдежукай 1 Псекубанского округа Кубанской области (86 чел) И ИЗ Урупского округа (100 чел) образовали отдельный греческий поселок Хаджихабль (ранее здесь находился одноименный аул). А.П. Попов и И.А. Тортопиди отмечают, что в Северском районе проживают несколько субэтнических групп греков, которые в свое время рассеялись в хуторах и станицах горской части района с 80-х гг. XIX в.

В двадцатом столетии на Кавказ греки стали пополняться в основном вследствие миграции внутри страны. Во время Первой мировой войны греки из Трабзона перебирались в Аджарию, на Кавказ, в Крым. К сожалению, многие авторы не разводят греков, проживающих на Кубани на локальные группы. А те, кто разделяют эту общность на группы, не описывают их историю. Назрела настоятельная необходимость исследования миграции каждой из локальных групп. И, более того, изучения причин миграции, изменений ментальности в процессе взаимоотношения с другими этносами.

Сложный период настал для греков после революции 1917 г. Начинаются аресты греков, принадлежавших к «буржуазному классу», а затем ссылки в Сибирь. Одним и итогов Лозанской конференции (1922-1923 гг.) стало решение о массовом переселении греков из Турции в Грецию, а турок из Греции в Турцию. Этот поток захватил и тех греков, которые жили в Прикубанье с 1860 -х гг. Еще более ухудшается обстановка после начала коллективизации. Идея создания колхозов и совхозов показалась странной понтийскому народу, отличавшемуся склонностью к частной инициативе, к ведению собственного дела. Отказавшихся вступить в колхозы осуждали на многолетнее заключение, а их семьи переселялись. Тем не менее, к 1930 г. образовались районы компактного проживания греков: в Краснодарском крае было создано административно-территориальное образование - греческий район с центром в ст. Крымской.

Аресты в отношении греков достигли своего пика в 1937-1938 гг. По всей территории СССР было арестовано свыше 20 тыс. греков, из которых не менее 90% было расстреляно. Продолжением репрессий явилась депортация 1942 г. В директивном письме Л.Берии от 4 апреля 1942 г. местные органы власти обязывались «немедленно приступить к очистке Новороссийска, Темрюка, населенных пунктов Таманского полуострова, а также г. Туапсе от антисоветских чуждых и сомнительных элементов». В этом отношении показательны постановления ГКО 1941 и 1942 гг. «О выселении иноподданных из Краснодарского края и Ростовской области» и «О выселении государственно - опасных лиц». С 1942 г. по 1949 г. прошли тримассовые депортации греков: 6,5 тыс. греков были выселены с территории Краснодарского края в, основном, в Казахстан Режим спецпоселения сохранялся до 1956 г., до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с греков, армян, их семей, находящихся на спецпоселении».

Большинство репрессированных греков были вынуждены оставаться в местах ссылки, лишь малая часть депортированных вернулась в места прежнего проживания. В 1979 г. греческая диаспора Кубани составила 22671 чел., в 1989 -- 30167 чел. Председатель греческого общества «Понтос» В. Хримли утверждает, что сейчас в крае проживает около 50 тыс. греков, в Краснодаре более 5 тыс. В Адыгейской республиканской общественной организации греков «Арго» утверждают, что в настоящее время в Адыгее проживает 2500 греков, из них 1500 - в поселке Гавердовский. Греки живут не только в Майкопе, но и в хуторах Грозный, Табак-совхоз, в станице Ханской.

Названный круг проблем свидетельствует о широких исследовательских возможностях связанных с изучением истории греческих общин на Кубани. В имеющейся литературе в основном указывается территория расселения греков, описываются миграционные потоки, но не достаточно внимания уделяется процессу сохранения самобытности, традиций, мироощущению, изменению ментальности и культуры быта. Удивительным является то, что пройдя через столько испытаний судьбы, а именно расставание с родиной, гонения турок, тридцатилетняя репрессия не подавили в этом народе духа самосознания, не заставили отречься от своей нации и религии до сегодняшнего дня.

   Привлеченные для разработки проекта публикации:

Абрамян Э. Через несколько лет понтийские греки Грузии могут стать просто историей. Способ доступа: п11р:/Лу\у\у.ге§гшт.ш Агдзидис В. Одиссея понтийских греков // Понтийские греки. Краснодар, 1997. С.24-31.

Арутюнов С А Народы и культуры Развитие и взаимодействие М, 1989. 136 с. Арш Г.А. Этеристское движение в России. Освободит, борьба греческого народа в начале XIX в. и русско-греческие связи. М.: Наука, 1970. 372 с.  Дифтеров А.А. Формирование греческих общин в России во второй половине XVIII века// Научная конференция молодых ученных и аспирантов. Майкоп, 2003.

Дмитриев К.Г., Христофориди Ф.В, Греки села Мерчанское // Понтийские греки. Краснодар, 1997. С. 150-155.

Джуха И. Одиссея мариупольских греков, очерки истории. Вологда, 1993. 524с.

Джуха И.Г. Пишу своими словами... Вологда. 2009. 352с. Иванова Ю.В. Культурная общность -  понтийцы // Понтийские греки. Краснодар, 1997.С. 6-24.

Киселев А.А. Греки Кубанской области в конце XIX в. // Понтийские греки. Краснодар, 1997. С. 73-80.

Колесов В.И. Трансформация идентичности горских греков Северо-Западного Кавказа (Х1Х-ХХ века)// Культурная жизнь юга России.№2(31). 2009.С.

Колесов В.И. Материалы по истории и этнографии греков-урумов // Понтийские греки. - Краснодар, 1997. С. 90-107.

Кочериди Ю.Д. Греки в истории Кубани// Эвксинос Понтос 2010 №4 (83). Коцонис А.Н. Депортация греков Северного Кавказа в 30-50-е годы // Понтийские греки. Краснодар, 1997. С. 80-90.

Кузнецов И.В. Роntiса Саuсаsiса еtniса // Понтийские греки. Краснодар, 1997. С. 80-90.

Кузнецов И.В., Колеосв В.И. «Черкесские греки» - идентичность, культура, религия // Диаспоры: независимый журнал. М.; 2002. №1.С.

Попов А.В., Тортопиди И.А. Греки Северского района Краснодарского края// Понтийские греки.- Краснодар, 1997.С. 155-173

Сивер А.В. Греки Геленджикского  района Краснодарского края   //  Понтийские греки. – Краснодар, 1997. С. 133-144

Чебоксаров Н. Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых  // Советская этнография. 1967,№2

             

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Кроссворды 10 класс "Ногайцы и адыги на Кубани в 16-17 вв"

Кроссворды на уроках кубановедения...

Тест "Адыги и ногайцы на Кубани".

Тесты по кубанвоедению для 7 класса....

Итоговое повторение по теме: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.».

Урок 17.  Тема. Итоговое повторение по теме: «Повседневная жизнь и фольклор адыгов и тюркского населения Кубани и Черноморья в XVII-XVIII вв.». Цель.Формирование ценностных ориен...