Уроки-экскурсии
материал по истории (8 класс) по теме
Воспитать любовь к своему родному городу.
Уроки-экскурсии
Возрастает интерес к историческому прошлому нашего города. Для более глубокого ознакомления с достопримечательностями столицы мною разработана программа проведения уроков-экскурсий по Москве. Главная цель - воспитать у учащихся любовь к своему городу. Программа построена по тематическому принципу. Тематические разделы: «Московский Кремль», «Китай – город», «Белый город», «Земляной город»-предлагают более детально изучить историю и историю города в пределах Садового кольца, т.к. именно здесь максимально сохранились историко-культурные памятники.
По каждому разделу проводятся следующие экскурсии: Московский Кремль - «Обзорная экскурсия по территории Кремля», «Археологические находки в Кремле», Стены и башни Кремля»; «Китай-город- «Никольская улица», «Варварка»; «Белый город- «Занеглименье»; «земляной город- «Четыре века Поварской слободы».
Предлагается проведение не только экскурсий, но и выполнение творческих заданий (школьных рефератов, небольших сообщений по выбранной теме, оформление своих рассказов в альбоме, презентации). Проводятся уроки-семинары, зачётные занятия, выставки творческих работ, конкурс знатоков. Ребята собирают репродукции работ, фотографии, пословицы, поговорки о Москве. Используются элементы игры в виде викторины на уроках в занимательной форме для закрепления материала и проверки знаний после проведения экскурсии. Отдельные формы такого творческого взаимодействия учителя и ученика приводятся в качестве примера.
Обзорная экскурсия по территории Кремля №1.
Тема «Московский Кремль»
Цели: показать учащимся Кремль как памятник истории, национального зодчества и культуры, как центр государственной и политической жизни нашей страны. Проследить шаг за шагом, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России. Обратить внимание на живописность и гармоничность архитектурного ансамбля.
Методика: предварительно на уроках, посвящённых истории Москвы, изучить историю появления Москвы как города, превращение её в центр государства, используя раздаточный материал (открытки с изображением кремлёвских памятников, фотоальбомы, художественные календари). Провести работу над терминами древнерусского зодчества: портал, аркатурный пояс, пилястры, закомары, барабан, шлемовидный купол, апсиды. Изучить различные стили российской архитектуры более позднего периода: псевдовизантийский, классицизм.
Даются задания учащимся: написать рефераты на темы: «Происхождение названия Москвы: легенды и научные гипотезы»; «Легенды об основании Москвы: переплетение правды и вымысла»; «Памятники московской древности»; «Московский некрополь и другие».
Предлагается также составить кроссворд по данной теме, подготовить стенгазету.
План проведения экскурсии.
1. История постройки Московского Кремля.
2. Легенды об основании Москвы.
3. Версии происхождения названия столицы.
4. Этапы формирования территории Кремля.
5. Особая роль государя всея Руси Ивана III в создании красивейшего архитектурного ансамбля мира.
6. Кремль - совместное творение итальянских и русских мастеров, синтез древнерусской традиции и передовой строительной техники.
7. История создания Соборной площади. Наиболее древние постройки Кремля: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы; Церковь Ризоположения, Верхоспасский собор, Грановитая палата, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов.
8. Роль Ивановской площади в жизни москвичей.
9. Памятники архитектуры классицизма: Арсенал, Сенат.
10. Колокольных и пушечных дел мастера. Царь-пушка и Царь-колокол.
11. Памятники псевдовизантийского стиля: Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата.
12. Гражданские сооружения на территории Кремля в советское время: Школа красных командиров, Верховный Совет СССР, Кремлёвский дворец съездов.
13. Кремль-центр общественно-политической жизни нашей страны.
При проведении экскурсии отмечается особое, значительное место каждого из памятников Московского Кремля в истории русского зодчества, искусства и культуры. Отмечаются их архитектурные особенности.
Вывод: Московский Кремль представляет собой крупнейший музей мира, где
Бережно сохраняются национальные сокровища, памятники архитектуры и
искусства разных столетий. Веками складывался редкий по красоте и своеобразию
архитектурный ансамбль Московского некрополя.
Урок-викторина
Тема: «Московский Кремль»
Цели: проверить уровень знаний учащихся, полученных во время экскурсии;
развивать интерес к историческому прошлому Москвы.
Оборудование: иллюстрации с изображениями памятников архитектуры Кремля,
выставка рефератов, книг о Кремле, стенгазета «Московский некрополь», схема роста
Кремля, карта.
Литература
Кодратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
Московский Кремль: Путеводитель. М., Московский рабочий, 1990.
Московский Кремль: Путеводитель. Л., Аврора, 1987.
Двойнов В. Знаете ли вы? М.: Московский рабочий, 1973.
Зимин А.А. Россия на рубеже 15-16 столетий. М.1982.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Целевая установка. Вступительное слово учителя.
3. Проведение викторины.
Вопросы к викторине.
1. 1.Какое славянское племя жило на территории Москвы до возникновения города? (Племя вятичей)
2. На каком из легендарных холмов расположен Кремль? (Боровицкий.)
3. Под каким годом встречается первое письменное упоминание о Москве? (1147)
4. Где на территории Москвы находятся старейшие городские поселения? (в районе Кремля и Зарядья)
5. Что обозначает слово «кремль»? (Крепость, кремень)
6. Почему в старину Москву называли белокаменной? ( В древней Москве для строительства использовался подмосковный белый камень. Самые большие разработки находились в селе Мячкове)
7. Какую из древнейших гражданских построек в Москве вы знаете? ( Грановитая палата)
8. Какая площадь Москвы самая древняя? (Соборная площадь в Кремле)
9. Когда первые каменные сооружения были построены в Москве? (В Кремле в первой половине 14 века)
10. Когда и кем были построены кремлёвские соборы - Успенский, Благовещенский и Архангельский? (Успенский собор в 1475-1479 г. г. - Аристотель Фиораванти; Благовещенский-1484-1489 г. г.- псковские мастера; Архангельский-1505-1508 г. г.-Алевиз Фрязин Новый)
11. Когда внутренняя московская крепость впервые была названа Кремлём? (Первая половина 14 века в исторических документах)
12. Где расположен первый каменный жилой дом в Москве? ( Находился у Кремля, близ Спасской башни и принадлежит купцу Тарокану. Построен в 1470 году.)
13. Какой древний собор Кремля является усыпальницей Московских митрополитов? (Успенский.)
14. В чём отличительные особенности с точки зрения архитектуры Успенского собора и Архангельского? (На фасадах Архангельского собора мы видим закомары в виде больших рельефных раковин, украшенных готическими фиалами. Непривычны для русского храма и круглые окна-медальоны.)
15. Откуда получила своё название Грановитая палата? (Главный фасад палаты облицован четырёхгранным белым известняком, отсюда и название.)
16. Какое сооружение было в 17 веке самым высоким в Москве? ( Колокольня Ивана Великого в Кремле-81 метр.)
17. Назовите имя известного русского мастера, отлившего Царь – пушку, стоящую на территории Кремля? В каком столетии она была отлита? (1586 год-на Московском пушечном дворе мастером Андреем Чоховым.)
18. Откуда пошло выражение: «Кричать на всю Ивановскую?» (На Ивановской площади в Кремле в 17 веке располагались правительственные учреждения -приказы. На площади было всегда многолюдно и шумно. Подъячие громко оглашали различные постановления властей так, чтобы их было слышно по всей площади. Отсюда и пошло выражение.)
19. Почему одно из зданий, расположенных в Кремле, называется Потешным дворцом? (В 17 веке в нём устраивались «комедийные или потешные действия»-спектакли для царя и его приближённых.)
20. Что за пушки стоят вдоль фасада здания Арсенала в Кремле? (Стоит 800 трофейных пушек, взятых у французских войск во время Отечественной войны 1812 года.)
21. Когда и кем был построен Большой Кремлёвский дворец? (В 1838-1849г. г. архитектором К.Тоном.)
22. Звонил ли когда Царь-колокол? (Нет.)
23. Назовите имена знаменитых зодчих, работавших в Кремле до 18 века.(Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин Новый-15 век; Б. Огурцов, Л. Константинов, Т.Шарутин, Л. Ушаков-17 век.)
24. На каких иконах 16-17 в.в. появились первые изображения Московского Кремля? (На иконах древних мастеров в 16-17 в.в. На иконе «Митрополит Алексей у Московского Кремля» и на иконе Симона Ушакова «Древо Московского государства».)
Подведение итогов викторины (итог подводят учащиеся под руководством учителя.). Оценка знаний учащихся. Задание на дом.
Экскурсия №2
Тема: «Стены и башни Кремля»
Цели: показать ребятам, какой неприступной островной крепостью, оснащённой
островной крепостью, оснащённой передовой военной техникой того времени,
был Кремль.
Литература
История Москвы: Хрестоматия: в 4 т. Т. 2. М.; 1996.
Кондратьев Б.Н. Седая старина Москвы. М., 1996.
Фёдоров Б.Н. Московский Кремль .Л.: Художник РСФСР, 1975.
Забелин И.Е. История города Москвы, ч.1. М., 1990.
Москва: Энциклопедия. М., 1981.
Двойнов В.Д. Знаете ли вы? М.: Московский рабочий, 1973.
Задание (предварительно): найти репродукции картин, фотографии с
изображением Кремлёвской стены и башен. Прочитать книги, стихи о
московском некрополе.
Записать три самых трудных и интересных вопроса о башнях Кремля.
План проведения экскурсии.
1.Влияние географического положения и природных условий на историю Москвы.
2.Небольшая крепость на Боровицком холме в 12 веке.
3.Москва-столица удельного московского княжества.
4.Политическое возвышение Москвы в 14 веке и территориальные изменения
города.
5.Роль Ивана Калиты в возведении новой крепости.
6.Рост белокаменного Кремля при Дмитрии Донском.
7.Величие Москвы при государе Всея Руси Иване III. Москва- «Третий Рим».
8.Пребывание в Москве итальянских зодчих.
9. Возведение ансамбля Кремля.
10.Соответствие военно-инженерного искусства Московского Кремля всем
Требованиям мировой оборонительной технике того времени.
11.Усовершенствование кремлёвских укреплений в 16 веке.
12.Подземные сооружения в Кремле.
Вывод: Кремль-это одна из самых мощных на Земле крепостей.
Для закрепления материала подготовить доклады об истории одной из башен
Кремля, а также на темы: «Белокаменная Москва», «Тайны московских
подземелий», «Библиотека Ивана Грозного».
Урок. Тема: «Китай-город»
Цели: ознакомить школьников с одним из старейших исторических районов-
Китай-городом, история которого тянется около девяти веков.
Оборудование: иллюстрации, изображающие памятники архитектуры, скульптуры
Китай-города; открытки московских издательских фирм, работавших в конце
19-начале 20 века. Выставка книг, рекомендуемых для подготовки рефератов о
Китай - городе.
Литература
Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город. Центральные
Площади. М., 1982.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
История Москвы: хрестоматия. Т. 1. М., 1995.
История Москвы. М., 1974.
Рогачёв А.В. Окраина старой Москвы. М., 1993.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Целевая установка.
3.Объяснение учителя.
План изучения нового материал
2. 1.Роль Великого посада в жизни Москвы.
Основа планировки древнейшего исторического района-три «луча», идущих от Красной площади: Никольская, Ильинка, Варварка.
3.Особенности исторического развития улиц Китай-города.
Никольская улица - одна из главных торговых улиц города. Улица просвещения.
Варварка-музей под открытым небом.
Ильинка-центр московского «сити».
4.Уникальность архитектурного ансамбля Красной площади.
5.Судьба китай городской стены.
6.Версии появления названия «Китай-город».
7.Китай-город в 19 веке.
8.Судьба китайгородской стены в советское время.
9.Проблемы и перспективы в советское время.
Вопросы для закрепления
1. Какую роль играл Великий посад в жизни города?
2. В какой части Китай-города расположились торговые ряды?
3. О чём свидетельствуют археологические находки в Зарядье?
4. Чем замечателен Китай – город в истории городской застройки?
5. Какие мемориальные сооружения находятся на Красной площади?
6. Что такое китайгородская стена?
7. Какие памятники Китай-города напоминают о важнейших событиях в развитии образования?
8. Какие церкви и монастыри расположены в Китай-городе?
Вывод: несмотря на разрушение стены, Китай-город остаётся особой, изолированной территорией Москвы, где расположены объекты общегородского значения.
Экскурсия №3
Тема: «Варварская улица»
Цели: расширить знания учащихся об истории Китай-города, изучая
достопримечательности на Варварской улице.
Литература
Тихомиров М.Н. Русская культура 10-18 в. в. М., 1968.
Краткий путеводитель «По Москве». М.: Московский рабочий, 1958.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. , 1996.
Памятники архитектуры Москвы. М., 1982.
Козленко С.И. Вопросы и ответы. М. 1997.
План проведения экскурсии
1. Зарядье-древнейший район Китай-города.
2. Средние торговые ряды-один из крупных городских торговых центров.
3. Церковь Варвары Великомученицы -одна из лучших храмов в Китай-городе.
4. Гостиный двор -великолепный образец классицизма.
5. Роль купечества в жизни города.
6. Старый Английский двор - один из значительных памятников гражданской архитектуры 16 века.
7. Знаменский монастырь - один из известнейших московских монастырей.
8. Музей «Дом бояр Романовых»- один из редких памятников во всей России, образец боярского быта.
9. Варварская площадь.
10. Варварка - музей под открытым небом.
Вывод: Варварка по сравнению с другими улицами Китай-города была менее
оживлённой. Торговля здесь в основном велась оптовая в лавках Гостиного
двора. Среди застройки улицы преобладали церковные и монастырские
владения.
Экскурсия № 4
Тема: «Никольская улица»
Цели: расширить знания учащихся об истории Китай-города, развивать интерес к
историческому прошлому Москвы.
Литература
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
Кудряшов К.В., Яновский А.М. Москва в далёком прошлом: Очерки городской
жизни, быта и нравов Москвы 16-17 веков. М., 1962.
Латышева Г.П., Рабинович М.Г. Москва и московский край в прошлом. М., 1973.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
Предварительно учащимся выдаются карточки с вопросами семинара по данной теме
( карточки распечатаны для каждого ученика и выданы заранее).
План проведения экскурсии
1. Версии появления названия Никольской улицы.
2. Улица Никольская- одна из главных торговых улиц города.
3. Улица Просвещения.
А) Появление Печатного двора.
Б) Иван Фёдоров- основатель книгопечатного дела в России.
В) Славяно-греко-латинская академия- первое русское высшее
заведение. Роль братьев Лихудов в развитии просвещения
Руси.
Г) Открытие первого российского университета.
4. Монастыри и церкви на Никольской улице.
Вывод: с Никольской улицей связаны важные события культурной жизни
Москвы. В то время она была одной из главных торговых улиц
города.
Экскурсия № 5.
Тема: «Четыре века Поварской слободы».
Цели: расширить знания учащихся об истории Москвы; развивать
интерес к историческому прошлому города.
Литература
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
Зеленков Б.С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и
культуры. М., 1959.
Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин. М., 1989.
Снегирёв В.Л. Московские слободы. М., 1956.
Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1952.
Методика: предварительно ведётся работа над такими понятиями, как
классицизм, неоклассицизм, эклектика, модерн. Ознакомить учащихся
с биографией таких выдающихся архитекторов как Д. Жилярди,
Л. Кекушев, Р. Клейн.
План проведения экскурсии
1. Заселение территории Белого города.
2. Белый город - боярский и дворянский район Москвы 16-18 веков.
3. Московские бульвары.
4. Памятные места Никитского бульвара, связанные с русским писателем
Н.В. Гоголем (памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.Андреева).
5. История появления Земляного города.
6. Дворцовые «кормовые» слободы: Хлебная, Скатерная, Ножевая.
7. Слобода царских поваров.
8. Церковь Симеона Столпника на Поварской- памятник архитектуры конца 17 века.
9. Доходные дома - пример помпезной застройки улицы.
10. Постройки Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
11. История 200-летнего вяза.
12. Особняк князя С.С. Гагарина (Литературный музей им. М. Горького).
13. Литературный уголок- дом князя А.Н. Долгорукова ( «Дом Ростовых»).
Памятник Л.Н. Толстому.
14. Театр киноактёра (бывший дом политкаторжан).
Вывод: в 14-17 веках началось заселение Земляного города ремесленниками и торговцами; во второй половине 18 века началось их вытеснение дворянами. А в 19 веке происходит переход дворянских владений в купеческие руки.
Экскурсия № 6
Тема: «Занеглименье»
Цель:познакомить Учащихся с архитектурно- планировочной средой Белого
города.
Литература
Памятники архитектуры Москвы: В 8 т. Издаётся с 1986 года. Китай- город.
Кремль. Белый город. Земляной город.
Иконников А.В. Каменная летопись Москвы. М., 1978.
Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин. М., 1989.
План проведения экскурсии.
1. Волхонка. Голицынский музей - один из первых музеев Москвы
общественного пользования. Драматическая судьба храма Христа Спасителя.
Музей изящных искусств- уникальное сооружение архитектора Р.И. Клейна.
2. Малый Знаменский переулок. Усадьба Лопухиных. Церковь Антипия , что на Колымажном дворе, конца 16 века.
3. Улица Знаменка. Дом Пашкова- Российская государственная библиотека.
4. Староваганьковский переулок. Аптекарский приказ 17 века. Дом В.А. Серова.
5. Романов переулок. Шереметевский дворец конца 18 века. Церковь
Иконы Божией Матери «Знамение».
6. Брюсов переулок. Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке –
приходская церковь музыкально- артистической интеллигенции.
7. Вознесенский переулок. Англиканская церковь св. Андрея.
8. Леонтьевский переулок. Дом теоретика и преобразователя театрального дела К.С.
Станиславского. Дом - музей народного искусства.
9. Улица Б. Никитская. Церковь Вознесения 16 века. Московская консерватория им. П.И. Чайковского.
10. Никитские ворота. Дом Н.П. Огарёва (кинотеатр повторного фильма).
Вывод: Волхонка - один из центров духовной жизни Москвы. Воздвиженка- улица царских родственников и приближённых. Б. Никитская улица - улица знати 18 века.
Вопросы для закрепления
1. Что вы можете рассказать о храме Христа Спасителя?
2. Имена каких деятелей культуры, меценатов, коллекционеров связаны с созданием Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и формированием его коллекций? (И.В. Цветаев, Р.И. Клейн, Ю.С. Нечаев -
Мальцев, В.А. Алексеева).
3. Вспомните, как выглядели дворянские усадьбы эпохи классицизма. Чем
Отличается от них усадьба Пашкова? ( Парадные ворота усадьбы выходят в переулок, куда и обращён фасад главного дома. На улицу выходит задняя
садовая часть усадьбы).
4. Что вы знаете о назначении Аптекарского приказа? (Аптекарский приказ
ведал в государстве медицинским и аптечным делом.)
5. Что означает слово «Ваганьково»? (В 15-16 веках здесь жили скоморохи и псари, которые «ваганили»- потешали царя и бояр.)
6. К какому архитектурному стилю можно отнести церковь иконы Божией Матери
«Знамение» на Шереметевом дворе? ( «Московское» или «нарышкинское» барокко.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki-ekskursii.docx | 287.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Абубакирова Налья Шакировна.
Воспитать любовь к своему родному городу.
Уроки-экскурсии
Возрастает интерес к историческому прошлому нашего города. Для более глубокого ознакомления с достопримечательностями столицы мною разработана программа проведения уроков-экскурсий по Москве. Главная цель - воспитать у учащихся любовь к своему городу. Программа построена по тематическому принципу. Тематические разделы: «Московский Кремль», «Китай – город», «Белый город», «Земляной город»-предлагают более детально изучить историю и историю города в пределах Садового кольца, т.к. именно здесь максимально сохранились историко-культурные памятники.
По каждому разделу проводятся следующие экскурсии: Московский Кремль - «Обзорная экскурсия по территории Кремля», «Археологические находки в Кремле», Стены и башни Кремля»; «Китай-город- «Никольская улица», «Варварка»; «Белый город- «Занеглименье»; «земляной город- «Четыре века Поварской слободы».
Предлагается проведение не только экскурсий, но и выполнение творческих заданий (школьных рефератов, небольших сообщений по выбранной теме, оформление своих рассказов в альбоме, презентации). Проводятся уроки-семинары, зачётные занятия, выставки творческих работ, конкурс знатоков. Ребята собирают репродукции работ, фотографии, пословицы, поговорки о Москве. Используются элементы игры в виде викторины на уроках в занимательной форме для закрепления материала и проверки знаний после проведения экскурсии. Отдельные формы такого творческого взаимодействия учителя и ученика приводятся в качестве примера.
Обзорная экскурсия по территории Кремля №1.
Тема «Московский Кремль»
Цели: показать учащимся Кремль как памятник истории, национального зодчества и культуры, как центр государственной и политической жизни нашей страны. Проследить шаг за шагом, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России. Обратить внимание на живописность и гармоничность архитектурного ансамбля.
Методика: предварительно на уроках, посвящённых истории Москвы, изучить историю появления Москвы как города, превращение её в центр государства, используя раздаточный материал (открытки с изображением кремлёвских памятников, фотоальбомы, художественные календари). Провести работу над терминами древнерусского зодчества: портал, аркатурный пояс, пилястры, закомары, барабан, шлемовидный купол, апсиды. Изучить различные стили российской архитектуры более позднего периода: псевдовизантийский, классицизм.
Даются задания учащимся: написать рефераты на темы: «Происхождение названия Москвы: легенды и научные гипотезы»; «Легенды об основании Москвы: переплетение правды и вымысла»; «Памятники московской древности»; «Московский некрополь и другие».
Предлагается также составить кроссворд по данной теме, подготовить стенгазету.
План проведения экскурсии.
- История постройки Московского Кремля.
- Легенды об основании Москвы.
- Версии происхождения названия столицы.
- Этапы формирования территории Кремля.
- Особая роль государя всея Руси Ивана III в создании красивейшего архитектурного ансамбля мира.
- Кремль - совместное творение итальянских и русских мастеров, синтез древнерусской традиции и передовой строительной техники.
- История создания Соборной площади. Наиболее древние постройки Кремля: Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы; Церковь Ризоположения, Верхоспасский собор, Грановитая палата, Патриаршие палаты и собор Двенадцати Апостолов.
- Роль Ивановской площади в жизни москвичей.
- Памятники архитектуры классицизма: Арсенал, Сенат.
- Колокольных и пушечных дел мастера. Царь-пушка и Царь-колокол.
- Памятники псевдовизантийского стиля: Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата.
- Гражданские сооружения на территории Кремля в советское время: Школа красных командиров, Верховный Совет СССР, Кремлёвский дворец съездов.
- Кремль-центр общественно-политической жизни нашей страны.
При проведении экскурсии отмечается особое, значительное место каждого из памятников Московского Кремля в истории русского зодчества, искусства и культуры. Отмечаются их архитектурные особенности.
Вывод: Московский Кремль представляет собой крупнейший музей мира, где
Бережно сохраняются национальные сокровища, памятники архитектуры и
искусства разных столетий. Веками складывался редкий по красоте и своеобразию
архитектурный ансамбль Московского некрополя.
Урок-викторина
Тема: «Московский Кремль»
Цели: проверить уровень знаний учащихся, полученных во время экскурсии;
развивать интерес к историческому прошлому Москвы.
Оборудование: иллюстрации с изображениями памятников архитектуры Кремля,
выставка рефератов, книг о Кремле, стенгазета «Московский некрополь», схема роста
Кремля, карта.
Литература
Кодратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
Московский Кремль: Путеводитель. М., Московский рабочий, 1990.
Московский Кремль: Путеводитель. Л., Аврора, 1987.
Двойнов В. Знаете ли вы? М.: Московский рабочий, 1973.
Зимин А.А. Россия на рубеже 15-16 столетий. М.1982.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Целевая установка. Вступительное слово учителя.
- Проведение викторины.
Вопросы к викторине.
- 1.Какое славянское племя жило на территории Москвы до возникновения города? (Племя вятичей)
- На каком из легендарных холмов расположен Кремль? (Боровицкий.)
- Под каким годом встречается первое письменное упоминание о Москве? (1147)
- Где на территории Москвы находятся старейшие городские поселения? (в районе Кремля и Зарядья)
- Что обозначает слово «кремль»? (Крепость, кремень)
- Почему в старину Москву называли белокаменной? ( В древней Москве для строительства использовался подмосковный белый камень. Самые большие разработки находились в селе Мячкове)
- Какую из древнейших гражданских построек в Москве вы знаете? ( Грановитая палата)
- Какая площадь Москвы самая древняя? (Соборная площадь в Кремле)
- Когда первые каменные сооружения были построены в Москве? (В Кремле в первой половине 14 века)
- Когда и кем были построены кремлёвские соборы - Успенский, Благовещенский и Архангельский? (Успенский собор в 1475-1479 г. г. - Аристотель Фиораванти; Благовещенский-1484-1489 г. г.- псковские мастера; Архангельский-1505-1508 г. г.-Алевиз Фрязин Новый)
- Когда внутренняя московская крепость впервые была названа Кремлём? (Первая половина 14 века в исторических документах)
- Где расположен первый каменный жилой дом в Москве? ( Находился у Кремля, близ Спасской башни и принадлежит купцу Тарокану. Построен в 1470 году.)
- Какой древний собор Кремля является усыпальницей Московских митрополитов? (Успенский.)
- В чём отличительные особенности с точки зрения архитектуры Успенского собора и Архангельского? (На фасадах Архангельского собора мы видим закомары в виде больших рельефных раковин, украшенных готическими фиалами. Непривычны для русского храма и круглые окна-медальоны.)
- Откуда получила своё название Грановитая палата? (Главный фасад палаты облицован четырёхгранным белым известняком, отсюда и название.)
- Какое сооружение было в 17 веке самым высоким в Москве? ( Колокольня Ивана Великого в Кремле-81 метр.)
- Назовите имя известного русского мастера, отлившего Царь – пушку, стоящую на территории Кремля? В каком столетии она была отлита? (1586 год-на Московском пушечном дворе мастером Андреем Чоховым.)
- Откуда пошло выражение: «Кричать на всю Ивановскую?» (На Ивановской площади в Кремле в 17 веке располагались правительственные учреждения -приказы. На площади было всегда многолюдно и шумно. Подъячие громко оглашали различные постановления властей так, чтобы их было слышно по всей площади. Отсюда и пошло выражение.)
- Почему одно из зданий, расположенных в Кремле, называется Потешным дворцом? (В 17 веке в нём устраивались «комедийные или потешные действия»-спектакли для царя и его приближённых.)
- Что за пушки стоят вдоль фасада здания Арсенала в Кремле? (Стоит 800 трофейных пушек, взятых у французских войск во время Отечественной войны 1812 года.)
- Когда и кем был построен Большой Кремлёвский дворец? (В 1838-1849г. г. архитектором К.Тоном.)
- Звонил ли когда Царь-колокол? (Нет.)
- Назовите имена знаменитых зодчих, работавших в Кремле до 18 века.(Аристотель Фиораванти, Алевиз Фрязин Новый-15 век; Б. Огурцов, Л. Константинов, Т.Шарутин, Л. Ушаков-17 век.)
- На каких иконах 16-17 в.в. появились первые изображения Московского Кремля? (На иконах древних мастеров в 16-17 в.в. На иконе «Митрополит Алексей у Московского Кремля» и на иконе Симона Ушакова «Древо Московского государства».)
Подведение итогов викторины (итог подводят учащиеся под руководством учителя.). Оценка знаний учащихся. Задание на дом.
Экскурсия №2
Тема: «Стены и башни Кремля»
Цели: показать ребятам, какой неприступной островной крепостью, оснащённой
островной крепостью, оснащённой передовой военной техникой того времени,
был Кремль.
Литература
История Москвы: Хрестоматия: в 4 т. Т. 2. М.; 1996.
Кондратьев Б.Н. Седая старина Москвы. М., 1996.
Фёдоров Б.Н. Московский Кремль .Л.: Художник РСФСР, 1975.
Забелин И.Е. История города Москвы, ч.1. М., 1990.
Москва: Энциклопедия. М., 1981.
Двойнов В.Д. Знаете ли вы? М.: Московский рабочий, 1973.
Задание (предварительно): найти репродукции картин, фотографии с
изображением Кремлёвской стены и башен. Прочитать книги, стихи о
московском некрополе.
Записать три самых трудных и интересных вопроса о башнях Кремля.
План проведения экскурсии.
1.Влияние географического положения и природных условий на историю Москвы.
2.Небольшая крепость на Боровицком холме в 12 веке.
3.Москва-столица удельного московского княжества.
4.Политическое возвышение Москвы в 14 веке и территориальные изменения
города.
5.Роль Ивана Калиты в возведении новой крепости.
6.Рост белокаменного Кремля при Дмитрии Донском.
7.Величие Москвы при государе Всея Руси Иване III. Москва- «Третий Рим».
8.Пребывание в Москве итальянских зодчих.
9. Возведение ансамбля Кремля.
10.Соответствие военно-инженерного искусства Московского Кремля всем
Требованиям мировой оборонительной технике того времени.
11.Усовершенствование кремлёвских укреплений в 16 веке.
12.Подземные сооружения в Кремле.
Вывод: Кремль-это одна из самых мощных на Земле крепостей.
Для закрепления материала подготовить доклады об истории одной из башен
Кремля, а также на темы: «Белокаменная Москва», «Тайны московских
подземелий», «Библиотека Ивана Грозного».
Урок. Тема: «Китай-город»
Цели: ознакомить школьников с одним из старейших исторических районов-
Китай-городом, история которого тянется около девяти веков.
Оборудование: иллюстрации, изображающие памятники архитектуры, скульптуры
Китай-города; открытки московских издательских фирм, работавших в конце
19-начале 20 века. Выставка книг, рекомендуемых для подготовки рефератов о
Китай - городе.
Литература
Памятники архитектуры Москвы: Кремль, Китай-город. Центральные
Площади. М., 1982.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
История Москвы: хрестоматия. Т. 1. М., 1995.
История Москвы. М., 1974.
Рогачёв А.В. Окраина старой Москвы. М., 1993.
Ход урока
1.Оргмомент.
2. Целевая установка.
3.Объяснение учителя.
План изучения нового материал
2. 1.Роль Великого посада в жизни Москвы.
Основа планировки древнейшего исторического района-три «луча», идущих от Красной площади: Никольская, Ильинка, Варварка.
3.Особенности исторического развития улиц Китай-города.
Никольская улица - одна из главных торговых улиц города. Улица просвещения.
Варварка-музей под открытым небом.
Ильинка-центр московского «сити».
4.Уникальность архитектурного ансамбля Красной площади.
5.Судьба китай городской стены.
6.Версии появления названия «Китай-город».
7.Китай-город в 19 веке.
8.Судьба китайгородской стены в советское время.
9.Проблемы и перспективы в советское время.
Вопросы для закрепления
- Какую роль играл Великий посад в жизни города?
- В какой части Китай-города расположились торговые ряды?
- О чём свидетельствуют археологические находки в Зарядье?
- Чем замечателен Китай – город в истории городской застройки?
- Какие мемориальные сооружения находятся на Красной площади?
- Что такое китайгородская стена?
- Какие памятники Китай-города напоминают о важнейших событиях в развитии образования?
- Какие церкви и монастыри расположены в Китай-городе?
Вывод: несмотря на разрушение стены, Китай-город остаётся особой, изолированной территорией Москвы, где расположены объекты общегородского значения.
Экскурсия №3
Тема: «Варварская улица»
Цели: расширить знания учащихся об истории Китай-города, изучая
достопримечательности на Варварской улице.
Литература
Тихомиров М.Н. Русская культура 10-18 в. в. М., 1968.
Краткий путеводитель «По Москве». М.: Московский рабочий, 1958.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М. , 1996.
Памятники архитектуры Москвы. М., 1982.
Козленко С.И. Вопросы и ответы. М. 1997.
План проведения экскурсии
- Зарядье-древнейший район Китай-города.
- Средние торговые ряды-один из крупных городских торговых центров.
- Церковь Варвары Великомученицы -одна из лучших храмов в Китай-городе.
- Гостиный двор -великолепный образец классицизма.
- Роль купечества в жизни города.
- Старый Английский двор - один из значительных памятников гражданской архитектуры 16 века.
- Знаменский монастырь - один из известнейших московских монастырей.
- Музей «Дом бояр Романовых»- один из редких памятников во всей России, образец боярского быта.
- Варварская площадь.
- Варварка - музей под открытым небом.
Вывод: Варварка по сравнению с другими улицами Китай-города была менее
оживлённой. Торговля здесь в основном велась оптовая в лавках Гостиного
двора. Среди застройки улицы преобладали церковные и монастырские
владения.
Экскурсия № 4
Тема: «Никольская улица»
Цели: расширить знания учащихся об истории Китай-города, развивать интерес к
историческому прошлому Москвы.
Литература
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., 1993.
Кудряшов К.В., Яновский А.М. Москва в далёком прошлом: Очерки городской
жизни, быта и нравов Москвы 16-17 веков. М., 1962.
Латышева Г.П., Рабинович М.Г. Москва и московский край в прошлом. М., 1973.
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
Предварительно учащимся выдаются карточки с вопросами семинара по данной теме
( карточки распечатаны для каждого ученика и выданы заранее).
План проведения экскурсии
- Версии появления названия Никольской улицы.
- Улица Никольская- одна из главных торговых улиц города.
- Улица Просвещения.
А) Появление Печатного двора.
Б) Иван Фёдоров- основатель книгопечатного дела в России.
В) Славяно-греко-латинская академия- первое русское высшее
заведение. Роль братьев Лихудов в развитии просвещения
Руси.
Г) Открытие первого российского университета.
4. Монастыри и церкви на Никольской улице.
Вывод: с Никольской улицей связаны важные события культурной жизни
Москвы. В то время она была одной из главных торговых улиц
города.
Экскурсия № 5.
Тема: «Четыре века Поварской слободы».
Цели: расширить знания учащихся об истории Москвы; развивать
интерес к историческому прошлому города.
Литература
Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.
Зеленков Б.С. Памятные места Москвы: Страницы жизни деятелей науки и
культуры. М., 1959.
Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин. М., 1989.
Снегирёв В.Л. Московские слободы. М., 1956.
Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1952.
Методика: предварительно ведётся работа над такими понятиями, как
классицизм, неоклассицизм, эклектика, модерн. Ознакомить учащихся
с биографией таких выдающихся архитекторов как Д. Жилярди,
Л. Кекушев, Р. Клейн.
План проведения экскурсии
- Заселение территории Белого города.
- Белый город - боярский и дворянский район Москвы 16-18 веков.
- Московские бульвары.
- Памятные места Никитского бульвара, связанные с русским писателем
Н.В. Гоголем (памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.Андреева).
- История появления Земляного города.
- Дворцовые «кормовые» слободы: Хлебная, Скатерная, Ножевая.
- Слобода царских поваров.
- Церковь Симеона Столпника на Поварской- памятник архитектуры конца 17 века.
- Доходные дома - пример помпезной застройки улицы.
- Постройки Музыкально-педагогического института им. Гнесиных.
- История 200-летнего вяза.
- Особняк князя С.С. Гагарина (Литературный музей им. М. Горького).
- Литературный уголок- дом князя А.Н. Долгорукова ( «Дом Ростовых»).
Памятник Л.Н. Толстому.
- Театр киноактёра (бывший дом политкаторжан).
Вывод: в 14-17 веках началось заселение Земляного города ремесленниками и торговцами; во второй половине 18 века началось их вытеснение дворянами. А в 19 веке происходит переход дворянских владений в купеческие руки.
Экскурсия № 6
Тема: «Занеглименье»
Цель:познакомить Учащихся с архитектурно- планировочной средой Белого
города.
Литература
Памятники архитектуры Москвы: В 8 т. Издаётся с 1986 года. Китай- город.
Кремль. Белый город. Земляной город.
Иконников А.В. Каменная летопись Москвы. М., 1978.
Курлат Ф.Л. Москва от центра до окраин. М., 1989.
План проведения экскурсии.
- Волхонка. Голицынский музей - один из первых музеев Москвы
общественного пользования. Драматическая судьба храма Христа Спасителя.
Музей изящных искусств- уникальное сооружение архитектора Р.И. Клейна.
- Малый Знаменский переулок. Усадьба Лопухиных. Церковь Антипия , что на Колымажном дворе, конца 16 века.
- Улица Знаменка. Дом Пашкова- Российская государственная библиотека.
- Староваганьковский переулок. Аптекарский приказ 17 века. Дом В.А. Серова.
- Романов переулок. Шереметевский дворец конца 18 века. Церковь
Иконы Божией Матери «Знамение».
- Брюсов переулок. Церковь Воскресения Словущего на Успенском вражке –
приходская церковь музыкально- артистической интеллигенции.
- Вознесенский переулок. Англиканская церковь св. Андрея.
- Леонтьевский переулок. Дом теоретика и преобразователя театрального дела К.С.
Станиславского. Дом - музей народного искусства.
- Улица Б. Никитская. Церковь Вознесения 16 века. Московская консерватория им. П.И. Чайковского.
- Никитские ворота. Дом Н.П. Огарёва (кинотеатр повторного фильма).
Вывод: Волхонка - один из центров духовной жизни Москвы. Воздвиженка- улица царских родственников и приближённых. Б. Никитская улица - улица знати 18 века.
Вопросы для закрепления
- Что вы можете рассказать о храме Христа Спасителя?
- Имена каких деятелей культуры, меценатов, коллекционеров связаны с созданием Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и формированием его коллекций? (И.В. Цветаев, Р.И. Клейн, Ю.С. Нечаев -
Мальцев, В.А. Алексеева).
- Вспомните, как выглядели дворянские усадьбы эпохи классицизма. Чем
Отличается от них усадьба Пашкова? ( Парадные ворота усадьбы выходят в переулок, куда и обращён фасад главного дома. На улицу выходит задняя
садовая часть усадьбы).
- Что вы знаете о назначении Аптекарского приказа? (Аптекарский приказ
ведал в государстве медицинским и аптечным делом.)
- Что означает слово «Ваганьково»? (В 15-16 веках здесь жили скоморохи и псари, которые «ваганили»- потешали царя и бояр.)
- К какому архитектурному стилю можно отнести церковь иконы Божией Матери
«Знамение» на Шереметевом дворе? ( «Московское» или «нарышкинское» барокко.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории и английского языка. Урок-экскурсия на тему:"Средевековый город. Его жители и их образ жизни".
Тема урока: «Средневековый город. Его жители и их образ жизни». Урок формирует более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации, эстетическое воспитание, воспитание то...
Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия
Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...
Урок - экскурсия. Обощающий урок по теме "Имя числительное"
Данный материал предназначен для закрепления....
Урок систематизации знаний по теме "Имя числительное как часть речи" (урок - экскурсия по Октябрьскому району г. Уфа РБ)
Тема урока:«Урок систематизации знаний по теме «Имя числительное как часть речи» (урок – экскурсия по Октябрьскому району).Цели урока:образовательная– обобщить, систематизировать изученный матер...
Открытый урок по английскому языку в 7классе по теме :Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона"
познакомить с достопримечательностями Лондона,научить ориеноваться в городе по плану и карте...
Урок английского языка "Meet British students" (урок-экскурсия)
Урок-экскурсия по Новочеркасску с использованием ИКТ, смарт-доски...
Урок-экскурсия в 9 классе "Экскурсия по городу Кораблино, приуроченная к 50-летию со дня основания города"
ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ КОРАБЛИНО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ, ПРИУРОЧЕННАЯ К 50-ЛЕТИЮ со дня основания города МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ1 остановка. Начало экскурсии. Место: пересечение улиц Школьной и Садовой. Объекты ...