Урок "Храм".ОРКСЭ. (Модуль ОПК).
план-конспект урока по истории по теме

Алимова Светлана Васильевна

 

Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи урока: Обучающая: познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством храма.

Развивающая:  развивать интерес к знаниям о храме, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитательная: формирование у учащихся уважения к духовному, историческому и культурному наследию.

 

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2011.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация.

- Карточка  (приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_uroka2.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Храм» (ОРКСЭ, модуль ОПК).

Технологическая карта урока.

Цель урока: сформировать у учащихся представление о православном храме, его строении, значении в жизни православного человека.

Задачи урока: Обучающая: познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством храма.

Развивающая:  развивать интерес к знаниям о храме, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитательная: формирование у учащихся уважения к духовному, историческому и культурному наследию.

Оборудование урока:

- Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.

- Основы православной культуры. 4–5 классы: Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. М.: Просвещение, 2011.

- Интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация.

- Карточка  (приложения)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайды презентации

I. Ориентировочно-мотивационный этап

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о православной культуре. А тему урока мы сейчас определим вместе с вами.

Этот  дом – не просто дом            

  Он красивый и с крестом.      

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим – бом - бом. Дин –дин –  дин.

Кто – то с мамой, кто один

Помолиться в этот дом              

 Ходит в трепете святом                    

По утрам и вечерам.                      

  Это – православный храм.

Внимательно посмотрите на экран- что мы видим на этом слайде. Правильно - город, здания. А зачем они нужны человеку? Но не всегда города были такие, как сейчас. Давным – давно они выглядели иначе. Давайте познакомимся с описанием такого города.

-Чем описание данного города отличается от современного?

 ( Наличием большого количества храмов)

- Что такое храм?  (Ответы учащихся)

Давайте послушаем какое объяснение понятию храм дано в различных словарях. (Опережающее задание)

Как мы видим одним из значений храма является слово –дом.

     Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм.

         Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь строится  церковь. В храм на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

-Для чего люди строили храмы?

        В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы.        Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Храм — это особый дом, в котором собирается Божия семья (верующие христиане), чтобы вместе молиться Богу. Слово храм означает «здание», «дом».

Церковь —объединяет всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

-А что отличает храм от других зданий?

-Что общего и отличного между храмами?

На эти вопросы мы и д.б.ответить на нашем уроке.

Беседа с учащимися

Мотивация учащихся к изучению  темы урока.

Просмотр слайдов презентации.

Работа с документом

Приложение 1.)

Словарная работа

№2

№3

II  Операционно-исполнительный этап.

1. Внешние особенности храма.

   Православные храмы очень красивы и разнообразны: то огромные и величественные, то маленькие и уютные, то строгие, то узорчатые и радостные, даже веселые. На Руси много белоснежных храмов, сияющих ослепительной белизной на фоне неба, но есть и разноцветные, как сказочные терема, с любовью раскрашенные разными красками.

Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре  храмы бывают разные:

*В виде  креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   

*Храм  может быть в виде продолговатого корабля. Это  означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царствие Небесном.

*Храм  иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

*Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Каждое здание состоит из определенных частей –фундамент, стены, крыша, так и храм состоит из определенных частей.

-Кто знает из каких частей состоит храм?

У вас на парте есть изображение православного храма и название его частей- ваша задача внимательно прочитать определения частей храма и стрелочками соединить названия с частями храма на рисунках.

Теперь посмотрите на слайд и проверьте правильно ли вы выполнили задание.

     Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо

Купола – символ устремленности к миру Горнему (небесному), соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

    Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.                            

Дмитриевский собор во Владимире

Позже купол стал походить на пламя свечи.

Софийский собор в Вологде

А с 17 века купола стали делать в виде вазонов.

Храм Александра Невского в Вологде

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.

 Итак, храмы различаются формой купола, а какие отличия у храмов вы еще видите?

     Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

    Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- выслушиваем предположения детей

две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

три главы (три Лица Святой Троицы);

пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

девять глав (девять чинов Ангельских);

тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов).  Иногда строят и большее количество глав.

- Какие они, храмы? Подберите слова, характеризующие храм.

Большой

Красивый

Великолепный

Мощный

Воздушный

Лёгкий

Добрый

Строгий

- Посмотрите, ребята, к какой интересной мысли мы пришли. Оказывается, храмы можно охарактеризовать теми же словами, что мы могли бы подобрать и для характеристики людей. Храмов много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они тоже похожи на людей. Как и у человека, у храма есть свое имя, день рождения.

- Как можно узнать имя храма? Вы сможете ответить на данный вопрос, если еще раз внимательно посмотрите на купола храмов.Что вы заметили? Правильно, они окрашены в разные цвета.

У вас на парте есть описание цветов купола, внимательно прочитаем и соотнесем изображение храма, которое вы видите на доске с их названием.

Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключаяПраздников Праздник - Пасху).

Kynoлaсиние со звездами являются свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от девы Марии.

Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого духа. С голубыми часто  посвящались Богородице.

Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными  куполами.

2. Изучение устройства храма.

Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце.(почему?), а вход располагается в западной части.

Может быть, кто-то назовёт, из каких частей состоит храм.

- выслушиваем предположения детей

Давайте поработаем со схемой и подпишем на ней название частей внутреннего строения храма.

     Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.  

Православный храм делится на три части:

притвор

собственно храм (средняя часть)

алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

     Вот мы в самом храме. Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение.     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным.  Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.

 Алтарь отделяется от храма иконостасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.солея (возвышенная часть пола перед иконостасом), амвон (центральная часть солеи, расположенная напротив Царских врат и служащая местом для чтения Евангелия, произнесения проповедей),

( физкультминутка)

 К солнышку потянемся  (на носочках, руки вверх)

К ясному потянемся  (на носочках, руки вверх)

Землице поклонимся (наклоны)

Родимой поклонимся ( поклоны)

Друзьям улыбнёмся (руки в стороны)

Родным улыбнёмся (руки в стороны)

И снова привычной работой займёмся (сели за парты)

Сейчас вы поработаете с учебником с.48 и выполните задание—на рабочем листе подпишите определения к изображениям. ( проверка задания)

Усвоение новых знаний . Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах.

Выполнение заданий на карточке

(Приложение 2.)

«Мозговой штурм»

(Приложение 3, 4)

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№10

№11

№12

№13

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Сейчас мы, подводя итог нашей работе на сегодняшнем уроке, проверим насколько вы были внимательны при изучении темы «Храм»: вставьте пропущенные слова в текст.

На слайде задание для детей, а у каждого уч-ся карточка с заданием.

Вставь ключевые слова  царские врата, Иисус Христос, купол, канун, Божия Матерь, алтарь, западной части, притвор, свечи, иконостас в текст. Каждый христианский храм венчается ………. с крестом. Вход в храм находится в …………… части. Храм разделяется на три части: алтарь, храм и …………. Внутри храма главным местом является …………… Он отделяется от молящихся ………….В центре иконостаса двери. Они называются ………….Справа от Царских врат всегда икона……………. Слева – всегда икона ……………………. Квадратный столик на котором зажжено множество ……………… называется ………………. Там молятся о людях уже ушедших из жизни

Работа на карточке

Приложение  2Личностная значимость новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Выполнение заданий в рабочих листах. Работа с раздаточным материалом.

Проверка задания. (взаимопроверка)

№14

№15

IY   Домашнее задание

Общее:

- узнать, историю и особенности  храма  нашего города

Индивидуальное:

-  нарисовать или изготовить аппликацию храма

-  подобрать  и выучить стихотворение о храме.

Рефлексия Продолжите предложения.

Я сегодня  узнал на уроке….

Мне было интересно узнать…..

Я думаю, что……..

№16


Приложение.1.

« Одноэтажные, реже двухэтажные деревянные постройки, сливались с низким характером рельефа города. Оживлялась эта монотонность вертикалями  многочисленных церквей и колоколен , которые сначала тоже были деревянными, и только с конца 16 века начали заменяться каменными зданиями. Звон более четырехсот колоколов плыл над городом…при небольших размерах города именно храмы определяли панораму города и составляли его силуэт.»

- О каких одно- и двухэтажных деревянных  постройках пишет автор?

-Что оживляло монотонность рельефа города?

Приложение 2.

Апсида

В переводе с греческого означает дуга,алтарный выступ

Храма, ориентированный на восток.

Барабан

Часть Храма, котороя является основанием купола.

Крест

Символ Бога, вечности.

Купол

Верхняя часть Храма, символизирующая небо.



Приложение 3.

Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам ( двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздник Праздников –Пасху.

Купола синие со звездами являются свидетельством того, что храм, над которым они воздвигнуты, посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от  девы Марии.

Храмы с зелеными куполами посвящались  Пресвятой Троице, потому что зеленый цвет- цвет  Святого духа.

Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серыми куполами.

Приложение 4.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ по ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики»

Рабочая тетрадь адресована учащимся 4-5 классов, изучающих курс Основы религиозных культур и светской этики в рамках модуля Основы светской этики. В представляемую рабочую тетрадь включены различные ...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", 5 класс

Конспект урока и презентация( в сильном сокращении) по теме "Монастырь".Данная тема очень близка мне, т. к. я очень благоговейно отношусь к монастырям, особенно к Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО КУРСУ ОРКСЭ. Модуль « Основы мировых религиозных культур»

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу ....

Тематическое планирование по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") 4 класс

Тематическое планирование составлено к учебнику Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, К.В.Савченко, Т.Д.Шапошникова "Основы православной культуры" для 4 класса....

технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"

Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....

Рабочая программа курса ОРКСЭ. Модуль "Основы светской этики". 4 класс.

Данная рабочая программа составлена для модульногокурса ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики". Полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к рабочим программам. Прошла опробирован...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОРКСЭ модуль ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРОГРАММУ ПО КУРСУ ОРКСЭ ОПК...