Методические рекомендации для учителей по организации текущего повторения в обучении истории в 5 классе
учебно-методический материал по истории (5 класс) по теме

Волкова Лина Николаевна

В данной статье представлены методические рекомендации по организации текущего повторения в 5 классе. В качестве примеров разработаны 3 конспекта уроков по истории древнего мира, где организация текущего повторения представлена во всех её видах и более значимых формах проведения. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное образовательное учреждение

 "Политотдельская средняя общеобразовательная школа"

Николаевского муниципального района Волгоградской области

Методические рекомендации для учителей

 по организации

 текущего повторения в обучении истории в 5 классе

Исследовательская работа

выполнена

учителем истории и обществознания

Волковой Л.Н.

МКОУ «Политотдельская СОШ» 2014 г.

Методические рекомендации заключаются в способах организации текущего повторения в виде опроса, закрепления и домашнего задания, основанные на разнообразии методических приёмов. Эти приёмы должны заключать в себе как устные, так и письменные задания для проверки знаний. Для достижения высокой результативности должна быть четкая организация повторения. Оно должно быть регулярным, содержать репродуктивные вопросы и задания, по сложности доступные для восприятия учащихся 5 класса и ориентированные на формирование и закрепление знаний, умений и навыков. Там, где повторение «случайное» ученики учатся хуже. Регулярное проведение воспитывает у детей привычку к системному труду в школе и дома, стимулирует систематическую подготовку ученика к уроку. Время проведения текущего повторение должно быть не больше 10 – 12 минут.

Поскольку опрос в системе текущего повторения является первым видом повторения в структуре урока, рассмотрим его организацию и методику проведения одним из первых.

  1.  Составными элементами опроса являются:
  • Фронтальный опрос. Позволяет в ходе беседы с классом определить подготовку по вопросам справочного характера: факты, события, люди, хронология, знания карты, терминов.

В 5 классе опрос проводится на каждом текущем занятии (кроме уроков изучения новой темы) и задача его заключается в том, чтобы получить от учащегося небольшой, но связный рассказ.

  • Индивидуальный опрос. Учитель может организовать проверку знаний как в виде устного опроса у доски, так и письменного опроса по индивидуальной карточке-заданию, тесту, письменному ответу на вопрос. Такие задания помогают учителю определить качество умений, знаний и навыков, сформированных в процессе учебной деятельности.

2. При проведении опроса необходимо соблюдение некоторых организационно-методических моментов, обязательных во всех классах:

  • Во время опроса учебники должны лежать на парте в закрытом виде. Подглядывание текста учебника в ходе опроса мешает правильно оценить ответы учащихся с места. В случае необходимости уточнения, наведения справки учащиеся по указанию учителя открывают учебник на нужной странице. Карту, расположенную в приложениях учебника, можно держать открытой.
  • Вопрос для развернутого ответа ставится перед всем классом (фронтальный опрос), мобилизуя таким образом знания и активность каждого. После небольшой паузы следует перейти на индивидуальный опрос, где учащийся должен дать развернутый ответ. Остальные учащиеся могут поправлять или дополнять ответ.
  • Прерывать учащегося допустимо лишь в случаях крайней необходимости: отклонился от темы, перегружает ответ второстепенными деталями, не выделяет основного.

3. Приёмы опроса и его формы:

1) Проверка фактического материала:

- работа над текстом с ошибками;

- составление плана ответа по теме;

- тестовый контроль;

- фронтальная аналитическая беседа;

- контрольный срез знаний;

- индивидуальный ответ у доски и др.

2) Работа с терминами:

- определение значений;

- распределение терминов (по значению, по темам и т.д.)

- составление рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)

3) Работа по проверке хронологических знаний:

- хронологический диктант;

- составление хронологических таблиц;

- синхронирование событий;

- соотнесение дат, событий, исторических личностей;

- работа с текстом с пропущенными датами и др.

4) Работа с картой и наглядными пособиями:

- работа с легендой карты;

- получение информации при чтении карты;

- формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации;

- работа по контурной карте и др.

        Методическая организация следующего вида повторения – закрепления, заключаются в том, что оно должно проходить сразу после объяснения учителем нового материала. При этом повторять нужно то, что легче всего забывается в силу своей отвлеченности: последовательность исторических событий, их основное содержание, обобщения, географические названия, даты, имена.

Формы закрепления:

- обобщающая или заключительная беседа (вопросы в беседе должны быть небольшими, требующими коротких и четких ответов);

- решение учебных задач;

- работа с наглядностью;

- составление различных таблиц (составление можно начать в классе и продолжить самостоятельно дома в качестве домашнего задания);

- работа по историческому источнику или документу;

- тестовые задания (тестирование можно комбинировать с контрольными вопросами);

- решение и составление кроссвордов.

        Домашнее задание организуется в начале урока или после подведения итогов урока. Желательно, чтобы оно охватывало все стороны учебного процесса: усвоение содержания, обучение умениям и формирование мировоззренческих и нравственных убеждений. Целесообразно предложить учащимся задания различного уровня познавательной самостоятельности (от репродуктивного до творческого).

Обязательна подробная, но сжатая инструкция по выполнению домашнего задания. В инструкции необходимо указать последовательность работы (с чего начинать, к чему переходить, чем заканчивать), как работать (одному или с товарищем, только ли прочитать и пересказать, читать по частям и пересказывать, читать и попутно рассматривать карту, схему, рисунок и т. д.). При этом следует проверить, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

Формы выполнения домашнего задания:

- связный и последовательный пересказ текста;

- ответы на вопросы;

- рассказ по картине;

- заполнение контурной карты;

- составление плана;

- составление хронологических и сравнительных таблиц;

- подготовка сообщения на основе научно-популярной и художественной литературы;

- написание аннотации или мини-сочинения и т.д.

        Следовательно, домашнее задание  должно придерживаться определённой методической системы, в которой «…учитываются, содержание урока, разнообразие и посильный для учащихся объём, инструктаж, постановка конкретных задач в зависимости от познавательных возможностей ученика и класса в целом».

В качестве примеров методической организации текущего повторения в обучении истории в 5 классе разработаны 3 конспекта уроков по истории древнего мира, где организация текущего повторения представлена во всех её видах и более значимых формах проведения.

Тема «Древний Египет. Военные походы фараонов», § 9 – проверка усвоенных ранее знаний проводится через индивидуальные карточки с заданием, устный опрос, дискуссия с классом; закрепление изученной темы – аналитическая беседа; домашнее задание – прочитать и пересказать параграф, ответить на вопросы.

Тема «Культура Древнего Египта», § 11, 12 – тестирование (8 вопросов, 3 варианта ответа) на 7 минут; закрепление – итоговый опрос-беседа; домашнее задание – подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по всей главе «Древний Египет». Для этого повторить новые термины из этой главы: налог, культура, государство, классы, религия; все параграфы главы; уметь показывать по карте Египет, Нил, дельту, пороги, столицу, страны, в которые были совершены военные походы фараонов.

Тема «Западная Азия в древности», § 14 – проверка усвоенных ранее знаний по теме «Древнее Двуречье» проводится через фронтальный + индивидуальный устный опрос; закрепление - итоговый опрос-беседа; домашнее задание – прочитать параграф, подготовить развернутые ответы о жизни, обычаях и занятиях жителей вавилонского общества.

        Представленные в конспектах виды текущего повторения основываются на повторном воспроизведении изученного материала, т.е. используется репродуктивный метод обучения – метод, где роль учителя направлена на организующую и побуждающую деятельность учащихся к воспроизведению и повторению пройденного материала. Применение этого метода возможно при словесных, наглядных и практических методах и приёмов обучения, которые являются материальной основой этих методов.

Таким образом, методические рекомендации основываются на регулярной и разнообразной организации текущего повторения, так как именно в 5 классе происходит организация учебной деятельности учащихся, направленная на формирование первого и второго этапов исторических знаний, умений и навыков. Важную роль в этой организации играет репродуктивный метод обучения, который обогащает знания учащихся, формирует у них основные мыслительные операции.

Список используемой литературы.

1. Берельковский, И.В., Павлов, Л.С. Методика преподавание истории в общеобразовательной школе: Учебное пособие / И.В. Берельковский, Л.С. Павлов. – М.: Изд. «Поматур», 2001. – 335 с.

2. Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

3. Вяземский, Е.Е. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).

4.Вигасин, А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А.  Искендерова. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. : ил., карт.

5. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – 351 с., ил. (с.101-121)

6. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 кл.: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 2003. – 352 с.

7. Годер, Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1988. – 318 с.

5. Годер, Г.И. Преподавание истории в 5 классе: Пособие для учителя / Г.И. Годер. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с., ил.

8. Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории: Экспериментальное исследование в старших классах ср. шк. / Н.Г. Дайри – М., Просвещение, 1958. – 352 с.

9. Лейбенгруб, П.С. О повторении на уроках истории в VIII – X классах / П.С. Лейбенгруб; под ред. А.В. Ефимова. – М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1954. – 86 с.

10. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2108 «История» / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.

11. Студеникин,  М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Студеникин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.: ил.

     Интернет – сайты:

1. http://festival.1september.ru/articles/630253/ - тема «Зарождение демократии в Афинах». 5-й класс

2. http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/drevnyaya-sparta-1/ - тема: «Древняя Спарта». 5 класс

3.  http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/pokhod-aleksandra-makedonskogo-na-vostok/ - тема: «Поход Александра Македонского на Восток». 5 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика состояния школьной практики по организации текущего повторения в обучении истории в 5 классе.

 Текущее повторение - повторение на воспроизведение пройденного, изученного материала или темы. На этапе формирования знаний и умений у учащихся 5 класса это вид повторения играет очень зн...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории

Рекомендации для молодых учителей по переходу на линейную систему обучения в 8 классе при одновременном функционировании прежних и новых УМК по отечественной истории. Необходимость создания новог...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности

Частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются слабая сформированность метапредметных умений и/или существенные пробелы в базовой предметной подготовке.Диагностика обучающихся с трудностями...

Методические рекомендации для учителей физики «Организации внеурочной исследовательской деятельности по направлению «Основы нанотехнологий»»

Vетодические рекомендации предназначены для организации внеурочной деятельности  по теме «Основы нанотехнологий» учителям физики. Пособие содержит программу внеурочной деятельности &l...

Методические рекомендации для учителей истории и обществознания "Формирование исследовательской компетентности одаренных учащихся посредством организации проектной деятельности на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности"

Методические рекомендации могут быть применимы в любом типе общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы не только учителями истории и обществознания, но и педагогами др...

Доклад на тему«Организация текущего повторения как условие подготовки к огэ по обществознанию»

Экзамен (ОГЭ ) – серьёзный шаг в жизни ученика, требующий и обдуманного выбора  своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу.У каждого учителя постепен...