Контрольная работа 10 класс
тест (история, 10 класс) по теме

Уханова Ольга Владимировна

контрольная работа по теме " Первая половина XIX века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnyy_test_po_istorii_rossii_10_klass.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный тест по истории России (первая половина XIX века) 10 класс

Вариант 1

1 часть

 1. В каком году была проведена в России министерская реформа?

1) 1802 г. 2) 1814 г. 3) 1841 г. 4) 1864 г.

2. С правлением какого монарха связан термин «Негласный комитет»?

Николая I 3) Алескандра II

Александра I 4) Павла I

3. Прочтите отрывок из письма декабриста Г.Е.Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идёт речь.

« Граф имел обширную и непреклонную волю…

 Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие».

1) М.Сперанский 3) Д.Милютин

2)А.Аракчеев 4) А.Бенкендорф

4. Кто из названных лиц руководил подготовкой «Свода законов Российской империи»?

1) М.М.Сперанский 3) Е.Ф.Канкрин

2) П.Д.Киселев 4) А.А.Аракчеев

5. Теория официальной народности возникла в годы царствования

1) Екатерины II 3) Николая I

2) Павла I 4) Александра III

6. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?

 1) социал-демократы 3) нестяжатели

 2) слафянофилы 4) декабристы

7. Как называлась первая тайная революционная организация, возникшая в 1816 г.?

 1) Северное общество 3) «Союз спасения»

 2) «Союз благоденствия» 4) Южное общество

8. Кто из названных лиц был лидером художников-передвижников?

 1) И.Крамской 3) К Брюллов

 2) И.Репин 4) И Шишкин

9. Какие из перечисленных ниже имён связаны с Отечественной войной 1812г.?

 А) М.Скобелев В) П.Багратион Д) А Горчаков

 Б) П.Нахимов Г) Н Раевский Е) Д.Давыдов

 Укажите верный ответ

 1) АБВ 2) ВГЕ 3) АЕГ 4) БДЕ

10. Какие из перечисленных событий относятся к Отечественной войне 1812г.?

 А) штурм Измаила         Б) бои за Малоярославец

 В) Тильзитский мир      Г) пожар Москвы

 Д) сражение под Аустерлицем        Е) совет в Филях

Укажите верный ответ:

 1) БГЕ       3) ГАД         2) АДВ        4) ВДЕ

2 часть

1. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и созданными ими произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Деятели культуры:                                                Произведения:

А) К Брюллов                                                    1) «Явление Христа народу»

Б) А Иванов                                                       2) «Всадница»

В) П.Федотов                                                    3) «Свежий кавалер»

Г) М Глинка                                                      4) «Жизнь за царя»

                                                                            5) «Борис Годунов»

2. Прочтите отрывок из воспоминаний декабриста А.М.Муравьева и назовите монарха, о котором идёт речь.

 «После краткого и несчастливого царствования Павла вступление его на престол было встречено восторженными возгласами. Никогда ещё большие чаяния не возлагались у нас на наследника власти. Спешили забыть безумное царствование. Все надеялись на ученика Лагарпа».

 ________________

3. Прочтите отрывок из сочинения современного историка С.В.Мироненко и напишите имя императора, о котором идёт речь.

 «Отступление от реформ означало для него, в сущности, крах всего того, что он исповедовал в юности, в чём видел своё высокое предназначение. Рушились иллюзии, а мир вокруг становился всё более колеблющимся и тревожным. Революции в Европе и тайные дворянские организации внутри страны… возмущение надёжного из надёжнейших Семёновского полка, который пришлось реформировать, и невозможность далее скрывать от себя собственное бессилие – всё это толкало его к человеку, обладавшему тем, чего ему более недоставало – решительностью и твёрдостью в своих действиях – Аракчееву».

 _______________

7. Расположите события, связанные с царствованием АлександраI, в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в тексте задания таблицу.

 А) учреждение Государственного совета       Б) начало Отечественной войны

 В) учреждение министерств                             Г) отставка М.М.Сперанского

3 часть

В 1806-1807 гг. АлександруI стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям. Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

1. В чём суть проекта М.М.Сперанского?

2. Почему же этот проект, в начале поддержанный императором, не был реализован?

Контрольный тест по истории России (первая половина XIX века) 10 класс

Вариант 2

1. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей связан с царствованием Александра I?

А) А.Аракчеев Г) М.Сперанский

Б) Н.Милютин Д) Н.Новосельцев

В) Ю.Самарин Е) А.Горчаков

Укажите верный ответ:

1) АБВ 2) АГД 3) БВЕ 4) ГЕД

2. Одной из особенностей промышленного развития России в пореформенные годы было:

1) широкое привлечение в экономику иностранного капитала

2)низкие темпы развития

3)невмешательство государства в экономику

4)начало промышленного переворота

3. Какой из указанных групп населения касались реформы П.Д.Кисилева?

1) крепостных крестьян 3) жителей военных поселений

2) приписных крестьян 4) государственных крестьян

4. В XIX веке «военными поселениями» называли:

1)военные лагеря в сельской местности

2)размещение войск на оккупированной территории

3)военные учения организуемые регулярно

4)организация войск, при которой солдаты совмещали военную службу с хозяйственной деятельностью

5. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г.?

1)М.Милорадович, П.Каховский

2)Александр II, Софья Перовская

3)Павел I, Н.Панин

4)Николай I, Е.Канкрин

6. Кого из названных лиц А.С.Пушкин назвал «последним летописцем»?

 1) Н.М.Карамзина 3) В.А.Жуковского

 2) Г.Р.Державина 4) Д.И.Фонвизина

7. Что из названного относится к причинам поражения России в Крымской войне?

 1) малочисленность русской армии    2) военно-техническая отсталость России

 3) нарушение Англией и Францией союзнических договоров

 4) Ведение военных действий на территории Турции

8. В чём заключалась сущность восточного вопроса в первой половине XIX века?

 1) в споре ведущих держав по поводу дальневосточных земель

 2) в обострении противоречий между ведущими европейскими державами за влияние на Ближнем Востоке и Балканах.

 3) в противостоянии Англии и России в Средней Азии

 4) в противоречиях России с США по вопросу о статусе Аляски

18. Какое из названных событий Отечественной войны 1812г. произошло позже других?

 1) Смоленское сражение   2) совет в Филях

 3) Бородинское сражение   4) Тарутинский марш-манёвр

20. Прочтите отрывок из сочинения А.Н.Сахарова и укажите имя императора, о котором идёт речь.

 «В соответствии со своей концепцией войны против тирана, но не против нации, он приказал освободить всех французских пленных и жестоко карать русских солдатов и офицеров за случаи мародёрства. И он сам, и русские генералы проявляли большой такт к поверженному противнику, бережно отнеслись к захваченному ими Парижу, к его архитектурным ценностям и святыням. Позднее он предпринял ряд шагов, облегчавших положение побеждённой Франции. И к самому Наполеону после его свержения более не питал личной вражды. Напротив, он проявлял к нему великую душу».

 1) Павел I      3) Александр II     2) Александр I     4) Николай I

Часть 2

1. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 Деятели культуры                                             Произведения

 А) А Захаров                                                   1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

 Б) К Росси                                                       2) генеральный штаб в Санкт-Петербурге

 В) В Растрелли                                               3) здание Адмиралтейства

 Г) О.Бове                                                        4) Большой театр в Москве

                                                                            5) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

2. Прочтите отрывок из статьи А.И.Герцена и Н.П.Огарева о правлении одного монарха и назовите его имя.

 «Всё для государства, то есть для престола, ничего для людей… Он подогревает вялое православие, гонит униат, уничтожает веротерпимость, не пускает русских за границу, обкладывает безобразной пошлиной право путешествовать, терзает Польшу за её политическое развитие, и смело ставит на своём знамени, как бы в насмешку великим словам на хоругви Французской революции: Самодержавие, Православие, Народность. Самодержавие – как цель. Вот наивная философия истории русского самодержавия».

 ________________

3. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и напишите название войны, с которой они связаны.

 «Ведя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истреблённого неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал всё по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить вёрст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником: без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.

 Надо отдать справедливость вождю французской армии: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудило его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окружённый со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы. (…)

 Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили ещё брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал своё дело, погубив этих несчастных».

 ___________________________

4. Прочтите отрывок из «Воспоминаний воинов русской армии – и напишите название войны, с которой связаны описанные события.

 «Мы оставляли одну позицию за другой без всякого сопротивления, если не считать стычек арьергарда. Всеми овладело негодование, слышался ропот, по поводу бесконечного отступления. Чувствуя силу, сознавая, что армия в хорошем состоянии, все и каждый из нас в отдельности жаждали – битвы. В наших общих молитвах, в том «Отче наш», с которым я общался к творцу, слышалось из глубины души одна мольба – чтоб завтра же нам дали возможность сразиться с врагом, хотя бы пришлось умереть – только бы дальше не отступали. Наша гордость, гордость ещё не побеждённого солдата, была оскорблена и глубоко возмущена. Как! Мы отступали перед надменным врагом, а они всё глубже и глубже проникали в родные поля каждого из нас, всё ближе и ближе и никем не сдерживаемые подступали к самому сердцу нашего общего Отечества. К Москве, уже слышно было в рядах страшное слово – «измена». В отчаянии, озлобленные, шли под знамёнами, которые, по нашему мнению, постыдным отступлением были опозорены в глазах всего света». _________________________

3 часть

В 1806-1807 гг. АлександруI стала очевидна необходимость выработки целостной программы преобразований. Автором такой программы и ближайшим советником императора стал М.М.Сперанский – выходец из семьи сельского священника, достигший вершин государственной карьеры благодаря трудолюбию и необычайным способностям. Сперанский по поручению царя подготовил проект реформ, носивший название «Введение к уложению государственных законов».

1. В чём суть проекта М.М.Сперанского?

2. Почему же этот проект, в начале поддержанный императором, не был реализован?

^ ОТВЕТЫ

Вариант1

ОТВЕТЫ

Вариант1

1 часть

1 – 1

2 – 2

3 – 2

4 – 1

5 – 3

6 – 2

7 - 3

8 - 1

9 - 2

10 - 1

Часть 1

1 – 2

2 – 1

3 – 4

4 – 4

5 – 1

6 - 1

7 - 3

8 - 2

9 - 4

10 – 2

2 часть

1 – 2134

2 – Александр I

3 – Александр I

4 – ВАГБ

2 часть

1 – 3214

2 – Николай I

3 – Отечественная война 1812 г.

4 - Отечественная война 1812 г.

3 часть

1. Могут быть названы следующие положения проекта М.М.Сперанского:

- в основу государственного устройства должен быть введён принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

- предполагалось дать конституцию при сохранении самодержавия

- предполагалось выборность определённой части чиновников и их личная ответственность

- М.М.Сперанский предложил создать Государственный совет и Государственную Думу

- предполагалось предоставить некоторые политические права купцам, мещанам и государственным крестьянам

^ 2.Может быть указано, что проект М.М.Сперанского в полном объёме реализован не был, так как:

- планы Сперанского вызвали резкое недовольство придворного общества

- в дворянских кругах сложилась мощная оппозиция проектам М.М.Сперанского

- он не нашёл поддержки и в среде столичной бюрократии, опасавшеёся новой системы прохождения государственной службы

- на неудачу реформ повлияли и личные качества Александра I, отступившего под давлением консервативных настроений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа класс № 6 , 4 класс.

Контроль знаний лексики, грамматического материала (сложные существительные, личные местоимения в Д.п.)...

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Входная контрольная работа класс по предмету «изо» 10/03/18

Входная контрольная работа 6 класс по предмету «изо»...

Входная контрольная работа класс по предмету «изо» 10/08/16

Входная контрольная работа 9  класс по предмету «изо»...

Контрольная работа "Класс Земноводные", Контрольная работа: "Пищеварение"

Контрольные работы, которые я хочу предоставить вашему вниманию, позволяют проверить качество усвоения заявленных тем. Представляют собой комбинированный тест с разными типами заданий. Наличие четырех...