ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Интегрированный урок (история, МХК) по теме «Духовная культура эпохи Возрождения» в 7 классе
Тип урока: интегрированный урок. (Комбинированный урок).
Форма урока: урок-диалог, практическая работа.
Цель урока:
- обосновать появление интереса европейцев к эпохе Античности и ее культуре, к индивидуальности человека;
- показать влияние творчества писателей-гуманистов на формирование мировоззрения европейцев;
- показать связь между понятиями «новое время» и «новые люди», «исторические события – мировоззрение – произведения искусства»;
- показать на примере творчества мастеров Возрождения показать неисчерпаемость человеческих возможностей;
- научить учащихся находить отличия Итальянского и Северного Возрождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozrozhdenie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок (история, МХК) по теме
«Духовная культура эпохи Возрождения» в 7 классе
Тип урока: интегрированный урок. (Комбинированный урок).
Форма урока: урок-диалог, практическая работа.
Цель урока:
- обосновать появление интереса европейцев к эпохе Античности и ее культуре, к индивидуальности человека;
- показать влияние творчества писателей-гуманистов на формирование мировоззрения европейцев;
- показать связь между понятиями «новое время» и «новые люди», «исторические события – мировоззрение – произведения искусства»;
- показать на примере творчества мастеров Возрождения показать неисчерпаемость человеческих возможностей;
- научить учащихся находить отличия Итальянского и Северного Возрождения
Задачи:
- Создание атмосферы погружения в эпоху. Формулирование особенностей мировоззрения в эпоху Проторенессанса, Высокого Возрождения и Северного Возрождения. Связь между исторической обстановкой и мировоззрением людей в данную эпоху.
- Закрепление знаний ряда произведений искусства (живописи Возрождения). Выделение особенностей выразительных средств живописи Проторенессанса, Высокого Возрождения и Северного Возрождения.
- Развитие способностей к анализу выразительных средств живописи. Понимание учащимися взаимосвязи ренессансного представления о человеке с композицией классической картины.
Интегрированные понятия:
Мировоззрение, культура, гуманизм, ренессанс.
Материально-техническое обеспечение урока:
диапроектор, слайды, карта, портреты, тексты высказываний гуманистов, учебники.
КОНСПЕКТ УРОКА
- Организационный момент
П. Подготовка к изучению нового материала
Учащимся задаются вопросы с целью актуализации знаний. Мозговой штурм
- Какие ассоциации у вас вызывает слово «возрождение»?
Слово учителя об эпохе, хронологических рамках и родине Возрождения
III. Изучение нового материала
Выделение особенностей периодов Возрождения: «Раннее Возрождение», «Высокое Возрождение», «Северное Возрождение».
Самостоятельная работа учащихся в группах. Выступление представителей каждой группы.
Задание: В чем заключались основные идеи гуманистов? С какими высказываниями вы не согласны. Почему?
Вы знаете, что философов Возрождения называют гуманистами. Прочтите их высказывания.
«Человек одарен от природы, и если он упорен и смел, то необычайно преуспевает в делах» (Франческо Гвиччарди).
«Каждый человек всегда находится в центре мира. Каждый – средоточие мира, человек всегда центр мира» (Леонардо да Винчи).
«Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь» (Пико делла Мирандола).
«Человек измеряет небо и землю… Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким… А так как человек познал строй небесных светил, но кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал» (Марсилио Фичино).
«Наш век столь счастлив и столь богат великими и блистательными умами, что нет у него оснований завидовать ни древним, ни даже тем, быть может, что будут после нас. Ибо он породил людей, выдающихся в познаниях и в науках, и других, открывших вещи, весьма полезные и служащие украшению человеческой жизни, и таких, наконец, которые, пересекая моря, проникли в края и страны, неведомые прежним народам» (Серторио Кваттромани).
«Люди не только будут обладать знанием всех вещей, но станут почти всемогущими» (Бернардино Толезио).
Формирование «новой личности» (отход от традиционного общества, индивидуальность); религия не играет существенной роли в жизни людей Нового времени («земные» ценности); повышается ценность человека и человеческой жизни. Все эти взгляды принадлежат гуманистам эпохи Возрождения. Выпишите из каждого высказывания законченную мысль так, чтобы получился один общий текст – гимн человеку эпохи Возрождения.
Гуманисты также обращались к вопросам государственного устройства? Как вы думаете, мыслители каких стран будут поднимать данную проблему? (мыслители эпохи Северного Возрождения Никколо Макиавелли, Томас Мор). А в чем причина такого интереса к государственным делам? Какое государство было идеалом для гуманистов? (Работа с источником).
2. Тест на классификацию (слайды разных периодов Возрождения). Самостоятельный анализ учащимися произведений искусства. Выступление представителей от групп.
3. Взаимосвязь средств выразительности живописи с изменениями в мировоззрении каждого периода Ренессанса. Учащиеся на конкретных примерах доказывают, что исторические события влияют на мировоззрения людей.
4. Анализ композиции фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (с позиции главного действующего лица). Самостоятельный анализ учащимися предложенных картин. Объяснение принципа классической симметрии и пирамидальной композиции.
5. Взаимосвязь классической композиции с представлением Ренессанса о месте человека в мире.
Если сравнить икону с любым ренессансным полотном, видно, насколько выросла естественность и правдоподобность изображения.
Демонстрация репродукций: «Владимирская Богоматерь» и «Джоконда» Леонардо да Винчи.
Именно Ренессанс явился первым творцом картины как таковой. Но каждый из периодов Ренессанса имел свои особенности изображения, так как менялось мировоззрение человека.
Попробуйте данные репродукции картин Ренессанса разделить на 3 группы. Каждая команда выбирает картины, написанные в их период. Докажите свой выбор.
Видеоряд: 1. Леонардо да Винчи «Джоконда».
2. Брейгель «Вавилонская Башня».
3. Рафаэль «Сикстинская мадонна».
4. Босх «Сад наслаждений».
5. Ван Эйк «Чета Арнольдини».
6. Джотто «Оплакивание Христа».
7. Микеланджело «Сотворение Адама».
8. Мазаччо «Изгнание из Рая».
9. Брейгель «Притча о слепых».
Ответ:
- Проторенессанс: 6,8.
В отличие от средневекового искусства в этих картинах религиозные образы очеловечены; введено трехмерное пространство, световоздушная среда; сценическое единство, а не отдельно стоящие фигуры; в картинах Джотто «джоттовский мотив».
Но в отличие от классической картины не хватает мастерства, все только намечается…
- Высокое Возрождение: 1, 3, 7.
Светские образы; портрет; лица даны крупным планом; идеальные лица, но очень индивидуальные; мелкая детализация; техника сфумато в картинах да Винчи…
- Северное Возрождение: 2, 4, 5, 9.
Картины с множеством действующих лиц; мелкая детализация, почти ювелирная работа; человек на картинах обычен и незначителен; часто в крестьянской одежде; внимание к незначительным деталям…
Вывод: картины каждого периода Ренессанса имеют как схожие черты (внимание к человеку, появление светского мотива, стремление передать реальность), так и особенные черты. Это связано с тем, что художник живет в определенной исторической обстановке и реагирует на изменения в мире.
Как вы только что определили, главной идеей Ренессанса была «Человек – центр мира». Как же эта идея нашла свое отражение в живописи Ренессанса?
С точки зрения художника Ренессанса, картина – целый мир, а поскольку человек, в соответствии с представлениями этой эпохи, есть центр мироздания, естественно, что главное действующее лицо должно располагаться в центре картины. Так формулируется принцип классической симметрии.
Видеоряд:
- Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».
- Леонардо да Винчи «Мария с младенцем, св. Анной и агнцем».
- Рафаэль «Сикстинская мадонна».
Обратить внимание учащихся на то, что для связи фигур друг с другом и с пространством используется пирамидальная композиция, например «Сикстинская мадонна» – основание пирамиды – облачный слой, вершина совпадает с головой мадонны, а у нижних углов поставлены фигуры св. Варвары и папы Сикста II.
Самостоятельный анализ учащихся остальных картин.
Тест на классификацию. Как можно сгруппировать данные произведения?
Видеоряд:
- Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
- Рубенс «Портрет Елены Фоурмен с детьми».
- Рубенс «Воздвижение креста».
- Леонардо да Винчи «Мадонна в гроте».
В результате у учащихся должно получиться две группы:
- Картины Ренессанса (Леонардо да Винчи).
- Картины барокко (Рубенс).
Вопрос: почему картины сгруппированы именно таким образом?
(Необходимый ответ: композиция картин Ренессанса статична, без движения, композиция картин Рубенса динамична, т.е. с движением).
Демонстрация диапозитива фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
Вопрос: Какое событие изображено на картине? Почему на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» из 13 фигур мы безошибочно выделяем фигуру Иисуса Христа?
(Необходимый ответ: изображена тайная вечеря, когда перед предательством Христос сидел в Гефсиманском саду со своими учениками; потому что он помещен в центре фрески).
Вопрос: В результате, что же является признаком классической картины, по этим же признакам можно отличить живописные произведения Высокого Ренессанса от картин Раннего Возрождения?
Ответ: Наличие принципа классической симметрии (главное действующее лицо располагается в центре картины) и использование художником пирамидальной композиции в картине являются отличительным признаком классической картины, процесс формирования которой получил свое завершение в период Высокого Ренессанса. Эти принципы отражают мировоззрение людей этой эпохи.
1У. Закрепление полученных знаний
1. Определите, каким был идеал человека у гуманистов итальянского и Северного Возрождения? Сравните с идеалом человека нашей современной эпохи.
2. Каким образом в живописи отражались изменения в мировоззрении людей?
Y. Подведение итога урока. Рефлексия.
Вывод урока учащиеся делают самостоятельно: Каждая историческая эпоха изменяет мировоззрение людей, но наряду с новыми ценностями, новой жизнью существовали и традиционные центры и ценности. Мировоззрение людей находит свое отражение в искусстве, науке и литературе.
Учащиеся анализируют, что нового они узнали на уроке и о чем хотелось бы узнать еще.
Y1. Домашнее задание.
История – п.15.
Подготовить электронную презентацию «Галерея выдающихся деятелей эпохи Возрождения» (по выбору учащихся)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный фильм "Карло Кривелли - итальянский художник эпохи Возрождения".
Учебный фильм, который снял я сам, о малоизвестном у нас художнике 15 века. Мы в школе изучаем Возрождение на примере титанов - Рафаэля, Микеланджело, Леонардо. Но в силу своей гениальности они не сов...
Изобразительное искусство эпохи Возрождения
Особенности того времени.Биографии мастеров Возрождения....
Презентация. Изменение мировоззрения в эпоху Возрождения.
Презентация рассказывает об изменениях в общественном сознании при переходе от Средневековья к новому времени. Может быть использована на уроках философии, обществознания, истории....
"Сонет эпохи Возрождения" . Урок-спектакль
Урок- спектакль, погружающий в атмосферу сонета....
Презентация "Театр эпохи Возрождения"
Презентация содержит иллюстративный и описательный материал развития театрального направления в эпоху Возрождения....
Эпоха Возрождения
Данный урок может быть использован как в 11 классе на уроках МХК, так и в 7 классе на уроках всеобщей истории посвящённым данной теме....
« Театр эпохи Возрождения»
« Театр эпохи Возрождения»...