Предпосылки объединения Руси.
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Кузнецова Наталья Николаевна

Разработка урока по истории России в 6 классе в соответствии с новыми стандартами образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc64 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Предпосылки объединения русских земель»

Ход урока.

Ребята, сегодня мы свами совершим необычное путешествие землям и княжествам Древней Руси. Но не зная дороги мы можем заблудиться в мире знаний. Отыскать правильный путь нам помогут два неизвестных странника, которые уже много лет бродят в поисках счастья, они видели, слышали и участвовали во многих исторических событиях и пожалуй помогут нам не сбиться с правильного пути.

Но прежде чем приступить к поиску новых знаний, давайте покажем нашим странникам, что мы уже многому научились и многое знаем о событиях радостных и горестных произошедших в нашей стране.

  1. Работа в группах
  1. Работаем с текстами. Возьмите карточку номер 1 и выполните задание.

Группа 1.

Карточка 1.

Прочитайте отрывок из труда историка А. Рамбо и ответьте на вопросы.

Город был могущественнее князя. Последний княжил только в силу договора, ряда… Главными правительственными лицами… были: 1) посадник, которого немецкие писатели того времени называли бургомистром и которого сменяли почти так же часто, как и князя… Первое правительственное лицо города было обязано защищать льготы города; оно разделяло с князем судебную власть и право раздавать волости. Оно управляло городом, предводительствовало его войском, вело от его имени переговоры, утверждало грамоты своей печатью; 2) тысяцкий…

  • О каком городе идёт речь в данном отрывке? ______________________
  • Что можно сказать о положении князя на основании данного отрывка? Укажите не менее двух положений.

Группа 2.

Карточка 1.

Прочитайте отрывок из труда историка А. Рамбо и ответьте на вопросы.

Татары выступили в Новгородскую область: великая республика трепетала; но обширные леса и разлив рек остановили Батыя: губительная волна достигла Игнатиева креста, в ста верстах от Новгорода, потом отхлынула на юго-восток. На возвратном пути Батый был задержан семь недель у небольшого города Козельска, жители которого перебили 4 тысячи неприятелей; поэтому татары назвали его «_________________». Наконец, Козельск был взят, жители истреблены, а малолетний князь Василий «утоплен в крови».

  • В каком году произошли описанные события? ______________
  • В чём, по мнению автора, причины отказа монголов от похода на Новгород? Укажите ещё одну возможную причину (не указанную автором)

Группа 3.

Карточка 1.

О ком идёт речь в данном отрывке?

Был сыном Юрия Долгорукого. После смерти отца был изгнан с матерью-гречанкой и братьями. Жил в Византии, но вскоре вернулся на Русь. В 1175 г. стал князем ростовским. После смерти брата Михаила в 1176 г. наследовал власть во Владимире и благодаря ряду победоносных походов расширил пределы Владимиро-Суздальского княжества. При нём продолжало развиваться каменное строительство, и Владимир украсился Дмитриевским и Рождественским соборами. Своё прозвище князь получил за большую семью (10 сыновей и 4 дочери).

  1. Об Александре Невском
  2. Об Андрее Боголюбском
  3. О Всеволоде Большое Гнездо
  4. О Юрии Всеволодовиче

Группа 4.

Карточка 1.

О ком идёт речь в данном отрывке из труда историка Д.И. Иловайского?

А потому, помолясь в Софийском соборе и взяв благословение у владыки Спиридона, немедля выступил только с новгородской и собственною дружиною; на пути присоединил ладожан и с этими немногочисленными силами поспешил встретить врагов. Он нашёл их расположившимися станом на южном берегу Невы при впадении в неё речки Ижоры, и, не дав им опомниться, стремительно ударил на них. Шведы потерпели полное поражение; следующею ночью они поспешили на своих шнеках удалиться в отечество.

  1. О Владимире Мономахе
  2. Об Андрее Боголюбском
  3. О Ярославе Всеволодовиче
  4. Об Александре Ярославиче

  1. Учимся приводить примеры. Возьмите карточку 2 и выполните задание.

Группа 1.

Карточка 2.

Укажите не менее трёх памятников архитектуры, построенных во Владимиро-Суздальской земле в годы княжения Андрея Боголюбского.

  1. __________________________________________________________
  2. __________________________________________________________
  3. __________________________________________________________

Группа 2.

Карточка 2.

Укажите не менее трёх русских городов, взятых монголами во время Батыева нашествия в 1237-1238 гг.

  1. _______________________________________________________
  2. _______________________________________________________
  3. _______________________________________________________

Группа 3.

Карточка 2.

Назовите три города основанных Юрием Долгоруким.

  1. ___________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________

Группа 4.

Карточка 2.

Назовите не менее трёх битв русского войска с монголо-татарами.

  1. ___________________________________________________________
  2. ___________________________________________________________
  3. ___________________________________________________________

3) Работаем с иллюстрациями. Посмотрите видеоролик и ответьте на вопросы.

Просмотр видео.

О какой битве идёт речь?

В каком году она произошла?

Участники битвы?

Какой этап битвы вы увидели?

Каков итог битвы?

4) Учимся заполнять схемы. Посмотрите на схему. Какие слова пропущены.

Новгородское вече (посадник, тысяцкий, архиепископ, князь). Какими делами ведали?

5) Учимся заполнять таблицы. Заполните пропуски в таблице.

Дата

Деятель

Событие

1147 г.

Юрий Долгорукий

Первое упоминание о Москве

31 мая 1223 г.

Чингисхан

Битва на р. Калке

1237 г.

Батый

Разгром Рязанского княжества

15 июля 1240 г.

Александр Невский

Невская битва

5 апреля 1242 г.

Александр Невский

Ледовое побоище

XII в.

Даниил Заточник

«Слово» и «Моление»

6) Интерактивный модуль.

Молодцы ребята. Вы хорошо поработали. Я думаю, наши странники довольны вашими знаниями.

  1. Стадия вызова.

1.  Какой период времени изучаем?  (период феодальной раздробленности)

2. Когда я произношу фразу «Русь в XIII в», что приходит на память?

(ответы «собираются» в корзину при помощи фишек)

Вывод: Земли опустошены, упадок хозяйства и культуры. Забыты ремесла. Русь потеряла свою политическую и экономическую независимость.

3. Что делать в этой ситуации? (ответы «собираются» в корзину при помощи фишек)

4.Какая главная задача стояла перед Русью в это время? (задача объединения)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (ответы «собираются» в корзину при помощи фишек) выбирается наиболее удачный.  

  1. Стадия осмысления

Конец XIII в. является периодом наивысшего дробления Руси.

Попытаемся это доказать:

Инструктивная карта № 1

Схема:

Конец XI в. – 6 княжеств (сыновья Ярослава Мудрого)

Середина XII в. – 15 княжеств

Начало XIII в .  – 30 княжеств

Середина XIII в. – около 50 княжеств

Вопросы-инструкция:

1.Какая часть схемы доказывает, что Русь находится в стадии наивысшего дробления?

2. Какие в ситуации глубоко дробления складываются отношения между князьями?

3.В этом положении Русь может противостоять Орде? (нет)

Вывод: Сейчас, ребята мы с вами выявили первую предпосылку для объединения русских земель. Давайте сформулируем её: Предотвращение внешней опасности и свержение монголо-татарского  ига.

Как вы думаете, были ли другие предпосылки объединения Руси? (Да)

Откройте стр. 48 учебника и постарайтесь найти ещё две предпосылки (экономическая – развивается с/х, торговля, а границы и пошлины мешают. Культурная – православная церковь выступала за объединение Руси)

Вывод. Таким образом к XIV в.сложились предпосылки к объединению русских земель. И все слои населения так или иначе были заинтересованы в этом процессе- хотели объединится.

1.Но как это сделать? (ответы «собираются» в корзину при помощи фишек)

Физминутка.  

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке

Встать, если слова принадлежат к теме Руси, присесть, если не принадлежат.

1.феодальная раздробленность, 2.иероглифы, 3.вотчина,  4. пирамиды, 5князь, 6. фараон, 7.бояре, 8. вече , 9.бамбук, 10. Москва. 11. Золотая Орда.

Работа по карте:  2..Как вы думаете, какие русские земли могли возглавить объединение?           Ответы учащихся.

Дополнение учителя: Казалось, больше шансов у Галицко-Волынского княжества – меньше пострадало, не так зависело от Орды, имело связи со странами Европы.

Такой же шанс имела Новгородская земля – от золотоордынцев не пострадала, отстояла свою независимость от шведов и немцев, экономически хорошо развита, является крупным торговым центром.

Но жизнь распорядилась иначе. Одним из центров который готов был возглавить объединение - стала Москва.

Посмотрите, ребята, как изменялись границы Московского государства. Видео карта

Летописец удивлялся: « И почему было Москве царством быти.

                                          И хто то знал, что Москве государством слыти.

А более подробно о том почему именно Москва стала центром объединения русских земль вокруг себя мы с вами ребята узнаем на следующем уроке.

  1. Стадия закрепления:

Подведём итоги: Назовите предпосылки объединения Руси.

  1. Внешняя опасность
  2. Экономическая
  3. Культурная
  1. Стадия рефлексии:

Везут три человека камни.

Что вы делаете?- спрашивают у них.

Везу эти проклятые камни, - злобно выскзался первый.

На хлеб себе зарабатываю, - утомленно промолвил другой.

А я хочу построить храм, - так ответил третий, и лицо его посветлело.

Чем был для вас этот урок? 1 - Тяжелым трудом, который вызвал у вас усталость, вам не понравился урок? Приклейте на карту княжество красного цвета.

       2 - Вы работали ради отметки? Княжество – синего цвета.  

       3 - Может вы строили храм, от урока вам стало тепло и светло на душе? Княжество - зелёного цвета.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории Предпосылки объединения русских земель

В презентации расматриваются предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы....

Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс

Тест "Предпосылки объединения русских земель". "Русь Московская" 6 класс...

Методическая разработка урока "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества"

Данный урок разработан для проведения его в 6 классе. Материал содержит причины объединения русских земель и возвышения Московского княжества, используется интерактивная карта, а также акцентируется в...

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

Предпосылки объединения русских земель. Возвышение Москвы

презентация для урока Истории в 6 классе, УМК А.А.Данилов, Л.Г.Косулина ("Просвещение", 2012)...

Предпосылки объединения Руси

Презентация по истории России...

Предпосылки объединения Руси

На уроке в 6 классе выясняются причины и предпосылки образования единого централизованного государства....