В Александрии Египетской
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Урок разработан для 5 класса с учетом возрастных особенностей
Цели урока:
- Познакомить учащихся с характером достижений культуры эллинов, созданных на основе объединения научных знаний, практических навыков, художественных приемов.
- Продолжить развивать умение составлять терминологический словарь и обобщающие таблицы, работать с текстом учебника, историческими документами, развивать навыки устной и письменной речи, мышления, памяти, внимания.
- Способствовать формированию эстетических вкусов учащихся, воспитывать уважение и интерес к истории; формировать гражданское мировоззрение, повышать активность и самостоятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: В Александрии Египетской
Тип урока: комбинированный урок
Цели урока:
- Познакомить учащихся с характером достижений культуры эллинов, созданных на основе объединения научных знаний, практических навыков, художественных приемов.
- Продолжить развивать умение составлять терминологический словарь и обобщающие таблицы, работать с текстом учебника, историческими документами, развивать навыки устной и письменной речи, мышления, памяти, внимания.
- Способствовать формированию эстетических вкусов учащихся, воспитывать уважение и интерес к истории; формировать гражданское мировоззрение, повышать активность и самостоятельность
Задачи урока:
- Проверить знания учащихся по предыдущей теме
- Узнать какие государства образовались на территории державы Александра Македонского после его смерти
- Выяснить причины активного развития Александрии Египетской
- Разобрать архитектурное устройство александрийского порта и самого города Александрии
- Заполнить терминологический словарь и обобщающую таблицу
- Разобрать местоположение Музея и его назначение
- Познакомиться с открытиями ученых, работавших в александрийском музее
Основные понятия и термины: Фаросский маяк, музей, музы, геометрия, Александрийская библиотека, пергамент, обсерватория.
Изучаемые личности: Дегинократ, Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Оформление доски: дата, тема урока, план урока, таблица «александрийские учёные»
Оборудование: доска, учебник А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира 5 класс», распечатанные терминологические словари (приложение №1), жетоны (приложение №2), карточки (приложение №3), тесты (приложение №4,5)
Ход урока.
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей)
II. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме
III. Изучение нового материала
IV. Закрепление изученного на уроке материала
V. Итог урока
I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, постановка целей).
По ходу урока необходимо записывать понятия по теме в специальный терминологический словарь (приложение №1). Активные участники в течение урока будут получать жетоны, на которых изображен лавровый венок – символ победы (приложение №2)
II. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме
1. Решить карточку (приложение №3), ответы: 6, 4, 1, 5, 3, 2
2. А теперь откройте стр.193 и прочитайте отрывок в синей рамке и в своих тетрадях напишите, что вы поняли из этого отрывка? Какие черты характера прослеживаются у молодого Александра?
III. Изучение нового материала
План изучения нового материала:
- Распад державы Александра Македонского.
- В александрийском порту.
- На улицах и площадях.
- В александрийском Музее.
- Великие александрийские ученые
- Распад державы Александра Македонского.
После смерти Александра Македонского македонские полководцы стали делить земли, входившие в созданную им державу. В начале III в. до н. э. на месте державы Александра возникло много государств, главными из которых были:
- Египетское
- Македонское
- Сирийское (запись в тетрадях).
Откроем стр.198 вашего учебника и посмотрим на расположение и территорию этих новых государств.
После распада державы Александра Македонского одним из крупнейших торговых и культурных центров для всего Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия.
Причины этому:
- удобное расположение города
- торговые связи
-стратегическое положение
- культурный центр (запись в тетрадях)
- В александрийском порту.
Множество торговых кораблей из разных стран прибывало в столицу Египта. Александрия была основана в 332 - 331г. до н. э. в дельте Нила. Из-за удобного расположения она стала столицей царства в период правления Птоломеевской династии (323 - 30 гг. до н. э.), а также международным торговым и культурным центром Востока. Прежде всего, мы увидим маяк, который был построен на острове Фарос (откройте стр.199 и посмотрите план Александрии Египетской), связанном с материком с помощью дамбы. Надобность в маяке была велика: близ берегов тянулись мели и подводные скалы, маяк указывал вход в александрийскую гавань. По ночам под куполом, увенчанным статуей Посейдона, пылал огонь. Свет пламени усиливался металлическими зеркалами. Топливо доставляли на осликах по проходящей внутри маяка пологой винтообразной лестнице. Маяк использовали и как военную крепость, с его вершины наблюдали за морским простором. Греки называли его одним из "чудес света".
Историческая справка: маяк строился в течение 20 лет (299 - 279); его высота около 120 метров; он имел три этажа; третий этаж венчал купол, на котором стояла бронзовая статуя бога Посейдона высотой около 7 м. Маяк был также и крепостью, где располагался большой гарнизон и огромная цистерна с питьевой водой на случай осады.
В Египет привозили: древесину, серебро, пурпурные ткани (шерсть), вино.
Из Египта увозили: зерно, папирус, слоновую кость, льняные ткани, изделия из стекла и др. (запись в тетрадях).
Рядом с гаванью был расположен царский дворец. В дни празднеств его ворота открывались настежь, охрана пропускала всех. Толпа александрийцев дивилась роскоши парадных помещений, отделанных мрамором, поражалась красотой резной мебели и ковров с вытканными сценами из мифов.
- На улицах и площадях.
Теперь откроем стр.200 и прочитаем 3 пункт после чего ответим на вопросы:
1. Как расположены улицы в Александрии?
2. Сколько километров составляла главная улица?
3. Чем была вымощена главная улица?
4. Что происходило на улицах и площадях города?
Дома и дворцы Александрии утопают в тенистых садах. План города разработал архитектор Дегинократ. Как предполагают в настоящее время, широкие, имеющие твёрдое покрытие, пересекающиеся под прямыми углами улицы Александрии были проложены согласно гигиеническим требованиям (влияние прохладных северных ветров). В "царском квартале" находились дворцы и склепы правителей, Музей.
- В александрийском Музее.
Музей - место, где обитают музы, это был крупнейший научный центр всего Средиземноморья.
Музы - сестры-богини, покровительницы поэзии, искусств, наук, например: Мельпомена - муза трагедии, Терпсихора - муза танца, Клио - муза истории.
Всего муз в греческой мифологии было девять. Еще: Эрато, Эвтерпа, Каллиопа, Полигимния, Талия, Урания.
Музей занимал в Александрии целый район, где было много больших и малых зданий, окруженных деревьями и цветниками. В Музее жили и работали ученые и поэты. Они съехались сюда из многих стран по приглашению царя Египта Птолемея, желавшего прославить себя и свою столицу. В Музее им предоставляли бесплатное жилье, питание, лаборатории для научных опытов, большую библиотеку для занятий.
Ученые и поэты встречались за обеденным столом, на прогулках; они беседовали, вели научные споры, знакомились с новыми произведениями.
При Музее находились ботанический и зоологический сады, обсерватория и знаменитая Александрийская библиотека.
Обсерватория - здание, оборудованное для наблюдений за небесными светилами.
Александрийская библиотека.
На полках из древесины в специальных футлярах лежали папирусные свитки. Александрийская библиотека их насчитывала до 700 тысяч. К каждому футляру прикреплялась табличка с описанием содержимого. Первые Птолемеи не жалели средств, чтобы сохранить как можно больше литературных памятников Греции, Рима, Египта, Среднего Востока и даже Индии. Свитки переписывались и распространялись, благодаря этому до нашего времени дошли многие произведения античной эпохи.
Давайте откроем стр.201 и прочитаем первый абзац в синей рамочке.
Однажды египетский царь Птолемей попросил у афинян рукописи знаменитых писателей, желая снять с них копии. Боясь за судьбу рукописей Эсхила и Софокла, афиняне потребовали за них огромный залог (около 500 кг серебра). Птолемей дал этот залог, взамен получил рукописи и передал их: на вечное хранение в Александрийскую библиотеку. Царь предпочел потерять свое серебро, прослыть обманщиком, но сохранить у себя драгоценные рукописи.
А знаете ли вы, при каких условиях появился пергамент? (2 абзац в синей рамочке на стр.201)
Была известной и библиотека в городе Пергаме (Малая Азия). Царь Египта, завидовавший ее растущей славе, запретил вывоз папируса в Пергам. Тогда во II веке до н. э. в Пергаме наладили производство тонко выделанной кожи молодых животных, предназначенной для письма. Этот писчий материал получил название пергамент.
- Великие александрийские ученые
Теперь откройте учебник на стр.201, прочитайте её и найдите на этой странице учёных и расскажите об их открытиях. После этого вместе заполнит таблицу.
Александрийские учёные | |
Ученый | Открытие |
Аристарх Самосский | Впервые в истории высказал идею о вращении Земли вокруг Солнца |
Эратосфен | Земля – шар, возможны кругосветные путешествия; людей нельзя оценивать по национальности |
Евклид | Влияние на развитие математики, его книга «Начало» - стала первым учебником по геометрии |
IV. Закрепление изученного на уроке материала
Тест №1 (два ученика делают тест на доске, и весь класс проверяет и оценивает их)
1. После смерти Александра Македонского его держава:
а) распалась на три крупные и множество мелких царств,
б) расширилась из-за присоединения Индии,
в) осталась без изменений.
2. В III в. до н. э. торговым и культурным центром Восточного
Средиземноморья являлась:
а) Александрия Египетская,
б) Антиохия,
в) Ольвия.
3. Найдите лишнее. В Александрии находились:
а) обсерватория,
б) Парфенон,
в) Музей.
Ответы: 1а, 2а, 3б.
После этого все ребята получают распечатанный тест из двух вариантов.
Тест №2
В-1.
1.Выберите правильный ответ.
После смерти Александра Македонского:
а) возникло несколько государств, в которых царствовали его военачальники
б) продолжился рост территории его державы
в) завоеванные им государства вновь обрели независимость.
2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Древесина, серебро, пурпурная краска:
а) эти товары вывозили из Египта в другие страны
б) эти товары привозили в Египет из других стран
в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.
3. Найдите лишнее.
В Александрии находились:
а) Фаросский маяк,
б) Эрехтейон,
в) обсерватория.
4. Приведите в соответствие:
а) Эратосфен 1. Геометрия
б) Аристарх Самосский 2. География
в) Евклид 3. Астрономия.
5 . В IVв. До н. э. торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья
Являлась:
а) Александрия Египетская
б) Антиохия
в) Ольвия.
Ответы: 1а; 2б; 3б; 4-а2, б3, в1; 5а.
Тест №2
В-2.
1.Выберите правильный ответ.
Наследники Александра Македонского:
а) из друзей и соратников превратились в злейших врагах
б) сохранили единство державы, им созданной
в) приложили все усилия, чтобы держава не распалась
2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Зерно, льняные ткани, изделия из стекла:
а) эти товары привозили в Египет из других стран
б) эти товары вывозили из Египта в другие страны
в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.
3. Найдите лишнее.
В Александрии находились:
а) Музей,
б) Парфенон,
в) библиотека.
4. Приведите в соответствие:
а) Евклид 1. Геометрия
б) Эсхил 2. Астрономия
в) Аристарх Самосский 3. Литература.
5. Назовите понятие, которому соответствует описание.
Материал для письма, производство которого было налажено во 2 веке до н.э. Его изготавливали из кожи молодых животных:
а) пергамент
б) бумага
в) восковые таблички.
Ответы: 1а; 2б; 3б; 4-а1,б3,в2; 5а.
V. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
- Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?
- Что вы узнали о Древней Греции, изучив целый раздел.
Домашнее задание:
- Пар. 43
- Напишите сочинение «Я в Александрии Египетской»
Приложение №1
Фаросский маяк | Маяк на о.Фарос, предвещавший приближение к Александрии |
Музей | «место, где обитают музы», крупнейший центр науки в Александрии |
Муза | В греч.мифах это 9 сестёр-богинь, покровительниц поэзии, истории, наук |
Мельпомена | Муза трагедии |
Терпсихора | Муза танца |
Клио | Муза истории |
Эрато | Муза лирической, любовной поэзии |
Эвтерпа | Муза игры на струнных инструментах |
Каллиопа | Муза эпической поэзии |
Полигимния | Муза гимнов и музыкального искусства |
Талия | Муза комедии и лёгкой поэзии |
Урания | Муза астрономии |
Обсерватория | специализированное научное учреждение, сооружение для наблюдения земных и астрономических явлений. |
Александрийская библиотека | одна из крупнейших библиотек древности, существовавшая при Александрийском Музее |
пергамент | материал для письма из недублёной кожи животных |
геометрия | С греч. «измерение земли», раздел математики, изучающий фигуры и их свойства |
Глоссарий
Фаросский маяк | |
Музей | |
Муза | |
Мельпомена | |
Терпсихора | |
Клио | |
Эрато | |
Эвтерпа | |
Каллиопа | |
Полигимния | |
Талия | |
Урания | |
Обсерватория | |
Александрийская библиотека | |
пергамент | |
геометрия |
Приложение №2
Приложение №3
Карточка №1 |
Установите последовательность событий: |
Ответ: |
Приложение №4
Тест №1
1. После смерти Александра Македонского его держава:
а) распалась на три крупные и множество мелких царств,
б) расширилась из-за присоединения Индии,
в) осталась без изменений.
2. В III в. до н. э. торговым и культурным центром Восточного
Средиземноморья являлась:
а) Александрия Египетская,
б) Антиохия,
в) Ольвия.
3. Найдите лишнее. В Александрии находились:
а) обсерватория,
б) Парфенон,
в) Музей.
Приложение №5
В-1.
1.Выберите правильный ответ.
После смерти Александра Македонского:
а) возникло несколько государств, в которых царствовали его военачальники
б) продолжился рост территории его державы
в) завоеванные им государства вновь обрели независимость.
2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Древесина, серебро, пурпурная краска:
а) эти товары вывозили из Египта в другие страны
б) эти товары привозили в Египет из других стран
в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.
3. Найдите лишнее.
В Александрии находились:
а) Фаросский маяк,
б) Эрехтейон,
в) обсерватория.
4. Приведите в соответствие:
а) Эратосфен 1. Геометрия
б) Аристарх Самосский 2. География
в) Евклид 3. Астрономия.
5 . В IVв. До н. э. торговым и культурным центром Восточного Средиземноморья
Являлась:
а) Александрия Египетская
б) Антиохия
в) Ольвия.
В-2.
1.Выберите правильный ответ.
Наследники Александра Македонского:
а) из друзей и соратников превратились в злейших врагах
б) сохранили единство державы, им созданной
в) приложили все усилия, чтобы держава не распалась
2. Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Зерно, льняные ткани, изделия из стекла:
а) эти товары привозили в Египет из других стран
б) эти товары вывозили из Египта в другие страны
в) эти товары было запрещено вывозить из Египта.
3. Найдите лишнее.
В Александрии находились:
а) Музей,
б) Парфенон,
в) библиотека.
4. Приведите в соответствие:
а) Евклид 1. Геометрия
б) Эсхил 2. Астрономия
в) Аристарх Самосский 3. Литература.
5. Назовите понятие, которому соответствует описание.
Материал для письма, производство которого было налажено во 2 веке до н.э. Его изготавливали из кожи молодых животных:
а) пергамент
б) бумага
в) восковые таблички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В древней Александрии Египетской
Предмет: Всеобщая история (Древний мир)Учитель:Блохина И.В.Класс: 5 класс гимназии Тема урока: В древней Александрии Египетской.Ц...
Александрия Египетская
История знаменитого города от древности до современности....
Конспект урока "Александрия Египетская" 5 класс,учебник А.А.Вигасин
Урок истории в 5 классе на тему "Александрия Египетская"....
Открытый урок "В Александрии Египетской", 5 класс
Путешествие с учениками 5 класса в Александрию Египетскую...
Презентация урока истории в 5 классе по теме В Александрии Египетской
Презентация урока истории в 5 классе по теме В Александрии Египетской...
Презентация урока истории в 5 классе по теме "В Александрии Египетской"
формирование представления об Александрии Египетской как центре культуры Древнего мира...
Конспект урока по истории Древнего мира 5 класс. Тема урока: «Путешествие в Александрию Египетскую».
Цели урока: Закрепить изученный материал о походе Александра Македонского на Восток. Узнать об особенностях города, основанного Александром – Александрии Египетской.Сегодня мы с вами отправимся ...