Областной публичный конкурс "Учитель года Липецкой области"
учебно-методический материал по истории по теме

Новичкова Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Областной публичный конкурс

 «Учитель года Липецкой области»  

Конкурсное испытание –

представление опыта работы

Новичкова Наталья Николаевна

учитель истории, обществознания и права

МБОУ СОШ №1 г. Данкова Липецкой области

2014 г

                 История в школе – важнейший мировоззренческий и образовательный предмет, её материал – составная часть интеллектуального потенциала и культуры общества. Полноценное знание отечественной и мировой истории необходимо многим специалистам: педагогу и экономисту, офицеру и юристу, дипломату и переводчику, журналисту и актёру, работнику сферы искусства и туризма – всем нам, поэтому тему своего выступления я сформулировала следующим образом:

СЛАЙД      Формирование гражданско-патриотической, творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению посредством исторического и обществоведческого материала.

СЛАЙД       Как  сказал  немецкий философ Георг  Гегель:   “Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь”.  

             В условиях введения новых ФГОС перед учителем стоит цель по воспитанию и развитию таких качеств личности ребенка,  которые отвечают  требованиям современного информационного общества.

Свою задачу как учителя истории я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно  - деятельностном подходе. На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Отличительной особенностью деятельностного подхода является обучение  в деятельности.

СЛАЙД    Для ребенка уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. Ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать  и знаю, как это делать».

В современных условиях от учителя требуются  не только знание и понимание основных принципов системно-деятельностного подхода, но и активные действия по его внедрению в учебный процесс. Так появилась идея разработать конструктор современного урока, который позволил  мне выстроить структуру учебного занятия в контексте деятельностного подхода.

Вот я и представляю вашему вниманию свою таблицу - конструктор урока  (ОНЗ)  открытия новых знаний.              СЛАЙД

Конструктор  урока составлен по технологии деятельностного подхода. В нем выделены этапы урока,   дана краткая характеристика деятельности, подобраны  методы, приемы, техники, которые реализуются на  каждом этапе урока, формируемые УУД.

Подробнее мне бы хотелось  остановиться  на  этапах урока,   методах и используемых  приемах.

 Так,  на 1 этапе - начало урока, для  активного включения учащихся в мыслительную деятельность использую такой прием  интерактивного обучения – «Шаг за шагом». Смысл этого приема заключается  в активизации полученных ранее  знаний, что позволяет  быстро включить учащихся в урок.

На 2 этапе – актуализации знаний – формирую мотивацию к пробному  учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»). Этим требованиям наиболее соответствует использование  аудио/видео материалов  для изучения в классе и дома.

 На 3 этапе – изучение нового материала -  можно  организовать   учебную деятельность школьников с помощью   Метода  интеллект-карт,  который позволяет создать опорный алгоритм действий (например, анализ исторического источника, описание художественного образа и т.д.)

На 4 этапе – обсуждение и решение проблем -  целью всегда является устранение возникшего затруднения, строится план, определяется алгоритм достижения цели.  Для работы на этом этапе наиболее продуктивна  технология дебаты. Это технология командной игры, спор по  определенным правилам для принятия верного решения.

На 5 этапе – решение учебных задач – очень важно создать ситуацию успеха для каждого ученика, которая мотивирует его к включению в познавательную деятельность. Здесь  использую  решение ситуационных задач,  которые способствуют формированию критического мышления, анализа, сравнения, обобщения, также  успеху каждого учащегося.

Мы должны понимать, что обозначенные приемы и  методы могут быть использованы  на разных этапах урока.

На 6 этапе – контроль знаний –  важно подобрать такие задания, с помощью  которых  тренируется  изученный  ранее материал.  Как нельзя лучше для этих целей подходит  интерактивный тест, который  применяю в индивидуальной и групповой работе.

7 этап – формирование умения задавать вопросы – один из приемов «Вопрос к тексту», когда заранее учителем  или в ходе урока  учениками можно подготовить вопросы   по изучаемой теме.

8 этап – рефлексия –  организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Возможно использование такого приема  «Райтинг»  (т.е. «правильно») – формируется  умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

Все техники и приемы могут быть использованы на разных этапах урока в зависимости от поставленных целей.  Я  предложила свой конструктор урока  (ОНЗ)   открытия  новых знаний.  Он представлен в таблице:

Этапы урока  в контексте СДП

Краткая характеристика деятельности на каждом этапе

Методы, приемы, техники, реализующие каждый этап урока

1 этап

Начало урока

Грамотная организация начала урока позволит не только привлечь внимание учащихся к учителю, заинтересовать учащихся, но и включить детей в активную мыследеятельность с первых минут занятия.

Нестандартный вход в урок.

Отсроченная отгадка.

Ассоциативный ряд.

Удивляй.

Фантастическая добавка.

Необъявленная тема.

Анимация, видео\аудио материалы                Ситуационная / изобретательская задача

Кластер

2 этап

Актуализация знаний

Учитель организует:                                            - актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;                                                             - актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;                                   - мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление

Цепочка признаков.

Я беру тебя с собой.

 Да - нет.

Шаг за шагом.

Жокей и лошадь.

Толстый и тонкий вопрос.

Вопросительные слова.

Согласен - не согласен.

До -после.

Игровая цель.

Корзина идей, понятий, имен.

Развивающий канон.

Ложная альтернатива.

Видео\аудио материалы

Ситуационная / изобретательская задача

Кластер

3 этап

Изучение нового материала

На данном этапе учитель организует изучение нового материала через учебную деятельность школьников.

Пинг-пон «Имя – Значение».

Лови ошибку.

Инсерт.

Послушать-сговориться-обсудить.

ЗХУ

Хорошо -плохо.

Связи.

Зигзаг

Стратегия «ИДЕАЛ».

Своя опора.

Целое—часть. Часть—целое.

Изобретательская задача.

Конструктор ТРИЗ «Событие»

Конструктор ТРИЗ «Совмещение противоположностей»

 Метод интеллект-карт.

Текс, определение

Таблица/схема              Технология дебаты

Ситуационная задача

4 этап

Обсуждение и решение проблем

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

«Маша-растеряша».

Стратегия «ИДЕАЛ».

Стратегия «Фишбоун».

Хорошо -плохо.

Силовой анализ.

Генераторы-критики.

Диаграмма Венна.

Обратный мозговой штурм.

Ситуационная задача 

Метод интеллект-карт.    Технология дебаты Дидактические игры   Интеллектуальные упражнения  

5 этап

Решение учебных задач

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Морфологический ящик.

Создай паспорт.

Ситуационные задачи.

Изобретательские задачи.   Составление биографических справок Анализ исторических источников 

   

Подготовка и  публичное выступление на семинаре, конференции    

6 этап

Контроль знаний, обратная связь

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Метод интеллект-карт.

Жокей и лошадь.

Цепочка признаков.

Диаграмма Венна.

Рюкзак

 Интерактивный тест

Составление древа понятий

Подготовка сообщений, доклада, реферата, ведение дискуссии по проблемным вопросам

7 этап

Формирования умения  задавать вопросы

Формируется умение задавать вопросы.

Хочу спросить.

Толстый и тонкий вопрос.

Вопросительные слова.

Вопрос  к тексту.

Ромашка Блума.

8 этап

Рефлексия

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

«Телеграмма».

Цветные  поля.

Мысли во времени.

Шесть шляп.

Синквей.

Райтинг.

Хайку.

Диаманта.

До -после.

ЗХУ

Сообщи свое Я.

Рюкзак.

Само-и взаимооценка

«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» - писал Георг Зиммель.

   

СЛАЙД         Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга. То почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной  цели.

 Поэтому я  использую в своей работе образовательные Интернет-ресурсы,  которые создают единое информационно-образовательное пространство, обеспечивают доступ к отечественным и зарубежным источникам информации, предоставляют разным группам учащихся возможность выбора формы обучения и выполнение познавательных заданий, открывают новые возможности для индивидуализации обучения, выбора профессии.

За годы моей работы я создала свою коллекцию ссылок, которые позволяют обращаться к  различным материалам, в зависимости от тех учебных задач, которые решаются в данный момент.

Некоторые материалы вы можете увидеть на слайде.

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7b00542...   Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://www.edu.ru/info/text/school/p_min/pr56-1-1.html   Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
http://www.ed.gov.ru/   Официальный сайт Министерства образования РФ  http://www.garant.ru/ Гарант (законодательство с комментариями)     http://www.consultant.ru/    Консультант-плюс (справочные правовые системы)    http://www.edu.ru/  Российское образование. Федеральный портал                              http://museum.ru  Сайт музеев России и 100 музеев мира                                               http://www.shm.ru/   Государственный исторический музей                                           http://www.km.ru/news  Энциклопедия «Кирилл и Мефодий»                                         Энциклопедический словарь «Всемирная история»  (http://www.rubricon.com/whist_1.asp).     Энциклопедический словарь «История Отечества»  (http://www.rubricon.com/io_1.asp) http://www.school.edu.ru Сайт российского школьного образования                                     http://www.ug.ru   Учительская газета                                                                  http://www.1september.ru/  Издательский дом «Первое сентября»     http://7wonders.worldstreasure.com/   Сайт о семи чудесах света, где к каждому произведению древних мастеров есть два подраздела - картинки, в той или иной степени относящиеся к постройке, и рисунки Чуда различных авторов. В разделе карт - пара красивых карт расположения Чудес света.         http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/mediev.htm   Электронная библиотека Исторического факультета МГУ  им. М.В.Ломоносова.                                  http://wunderwaffe.narod.ru/HistoryBook/   История мировых войн в книгах.                   http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html  Династия Романовых: виртуальная экскурсия. Хронология. Персоналии, современники, важнейшие события, регалии и личные вещи. Коллекция изображений и фотографий. Создана на основе CD-ROMа «Династия Романовых» компании «Коминфо».                                                                http://gpw.tellur.ru/index.html?y=  Сайт, посвященный истории Великой Отечественной войны.                                                                                                                       http://www.constitution.ru/  Конституция РФ.         http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/  Образовательные стандарты, примерные программы.                                                                                                                                      http://lesson-history.narod.ru/pravo.htm   Электронное пособие по курсу «Основы государства и права» для 10-11-х классов. Иллюстрации, схемы, таблицы.                                 http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm   Электронное пособие по курсу «Человек и общество» для 10-11-х классов. Таблицы, иллюстрации, схемы.           http://www.polovalboite.it/didattica.htm  Материалы для учителя (презентации).       http://festival.1september.ru/subjects/7/  Фестиваль педагогических идей

Таким образом, интернет-ресурсы помогают наполнить конструктор урока видео/фото/аудиоматериалами, историческими документами и т.д., что позволяет учащимся активно развиваться и самореализовываться.

А   сочетание системно-деятельностного подхода с компьютерными технологиями  (интернет-ресурсами) позволяет  повысить результативность учебно-воспитательного процесса, т.к. происходит  активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности.

  • повышается эффективность обучения (связана с развитием интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразием форм учебной деятельности учащихся на уроке);
  • осуществляется индивидуальный  подход в обучении (т.к. работа ведется самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);
  • расширен объём предъявляемой учебной информации;
  • обеспечивается гибкость управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);
  • улучшается организация урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);
  • повышается качество контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
  • учащиеся включены в коллективную деятельность в парах, в группах;
  • повышен интерес ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшено качество образования, происходит  активизация творческого потенциала ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

Вывод  роль исторического образования в современных условиях:

Заканчивая свое выступление, я хотела бы сказать…                                                                   Знание истории дает возможность приобщиться к духовному опыту старших поколений, соизмерить его с личным опытом, создать потенциальные возможности для всестороннего развития личности и приобщения ее к общечеловеческим идеалам,  к национальным и мировым культурным традициям. Важнейшая цель исторического образования - это воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределить себя в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Как сказал  американский философ, педагог Джон Дьюи:  «Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».  



Предварительный просмотр:

Областной публичный конкурс «Учитель года Липецкой области»  

Конкурсное испытание – урок в незнакомом классе:

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  9 КЛАСС

Новичкова Наталья Николаевна

учитель истории, обществознания и права

МБОУ СОШ №1 г. Данкова Липецкой области

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.  Самоопределение к деятельности.    

Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организую ситуацию самооценки готовности к уроку.  

Организация  беседы с обучающимися:                                                    

Представим - наше государство – это корабль, который бороздит по огромному пространству: политической, экономической, социальной, духовной сферам  жизни общества.

Но чтобы корабль уверенно плыл его надо построить.

Давайте попробуем  назвать, какие части корабля будут представлять  ту или иную сферу  жизни общества:  

Корма – экономическая

Руль, компас – политическая

Паруса – духовная

Шлюпки, спасательные круги – социальная.

Давайте обратимся к бортовому журналу нашего государства. Вы догадались, что это за документ?     - Конституция

А фиксировать этапы нашего пути мы будем в технологической карте урока.

Урок  открытия нового знания

Обучающиеся приветствуют учителя.

Обучающиеся включены в беседу.

Знакомство с технологической картой.

II. Актуализация знаний  

Цель. Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний.

Определение границ знания и незнания.

Собираем кластер на доске:

Задание:

1. Прочитайте статьи КРФ  гл. 1 с.1, с. 3 п.1,2, с.4 п.1, с.7 п.1, с.14 п.

 и запишите в ТК.

2. Обсудите и выберите основные характеристики нашего государства.

3. Внесите эти характеристики в  технологическую карту

Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Обратимся к статье  7 - дайте определение социального государства

Так,  что же из названного вызывает затруднение?  -  (социальные права человека).  

Нам необходимо узнать об этом подробнее?  - (да)  Давайте сформулируем тему урока

Работа со статьями  Конституции  РФ в парах.

Обучающие работают с первым пунктом  задания.

Обучающиеся заполняют  технологическую карту, составляют кластер.

Работают со статьей  7 КРФ – формулируют  определение социального государства.

Что необходимо иметь человеку для реализации своих физических, материальных и духовных потребностей?                     (права и свободы)

Отвечают на вопросы и формулируют тему урока: социальные  права и свободы человека и гражданина по КРФ

   

III. Постановка учебной задачи  

Цель.

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Когда человек не знает, как ему правильно поступить в сложной моральной ситуации, ему обычно советуют — "поступай по совести". Когда в подобном затруднении оказывается государство — оно должно поступать по Конституции. Конституция России — это совесть нашего государства. В этом ее главный смысл и практическое значение.                                  С.М.Шахрай

 Итак, тема урока: Социальные права человека.  

Попробуем в этом разобраться. Как вы понимаете, что такое социальные права?

 Все ли права вы знаете и можете их реализовать?

  -  нет.  У нас возникли затруднения и мы должны разобраться в этом.  

Следовательно,  цель нашего урока:     изучить социальные права человека и  научиться  применять полученные знания  в жизни.            

Предложите план работы для реализации нашей цели:   (обсуждаем в диалоге)

  1. Изучить  статьи 2 главы КРФ – узнать какие права относятся к социальным.
  2. Заполнить технологическую карту  урока
  3. Применение знаний на примере  ситуаций.

Выполняем пункт первый нашего плана - Работаем в группах по  КРФ.

Для того, чтобы работать с документом мы должны  разделиться на группы. Вы знаете, что существуют правила  работы в группе.

Эти правила есть у вас в технологических картах. Я озвучу некоторые: - говорим четко, коротко, даем высказаться каждому члену группы, выбираем того, кто будет выступать от имени группы.

На  столах:

- Технологическая карта урока, она для каждого, чтобы вы могли дома вспомнить, учебный материал. Ее необходимо всем заполнить в ходе урока.

- Каждая группа имеет  свое задание. После выполнения  представляет  его.

- Правила работы.

- Текст КРФ, работа с учебником

 ИТАК.   Обратимся к документу,  с какой главой мы будем работать? –  гл. 2

Беседа о правах человека.

Права человека – это то, что присуще человеку от рождения и являются естественным для человека: право на жизнь, но достоинство, но свободу и личную неприкосновенность, на управление страной, на свободу мысли, на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду, труд, на образование, здравоохранение и т.д.

Формулируют цель урока  и

записывают тему и цель урока в технологическую карту.

План работы для реализации нашей цели   обсуждаем в диалоге.

Работа в группах.

Каждая группа имеет  свое задание и  после его выполнения  представляет  итоги работы.

Обучающиеся  работают

со статьями КРФ  гл. 2 и учебником      и отвечает на вопросы  по заданию.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.Формирование и развитие ЦО к совместной деятельности по открытию нового знания  о социальных правах.

  Гл. 2  Конституции РФ      

Ваша задача познакомиться  с указанными в технологической карте статьями КРФ.  

Первая группа - ст.40  

1. В чем заключается право на жилище?

2. Должно ли государство обеспечить жильем каждого?

3. Как реализуется ваше право на жилище?

Вывод. Граждане нашей страны реализуют свое право на жилище.

2 группа – ст.39 .

1. Кто имеет право на социальное обеспечение?

2. Как вы думаете, каков источник выплат пособий, пенсий, стипендий?

3. Как реализуется ваше право на социальное обеспечение?

Вывод. Граждане нашей страны реализуют свое право

3 группа – ст.41

1. Что предусматривает право на охрану здоровья?

2. Существует программа «Доступная среда» - безбарьерная среда для инвалидов,  приведите пример ее воплощения в наши дни.

3. Как реализуется ваше право на охрану здоровья?

Вывод. Граждане нашей страны реализуют свое право

4 группа – ст.43

1.Кто имеет право на образование?

2.  Какие виды бесплатного образования установлены Конституцией РФ?

3. Как реализуется ваше право на образование?

Вывод. Граждане нашей страны реализуют свое право

Осуществляют поиск необходимой информации. Обсуждают в  группе, сравнивают, анализируют.  

Работа идет по заданному алгоритму.

Обучающие делают выводы по  статьям, с которыми работали и  общий вывод работы группы.

Записывают общий вывод в технологическую карту.

V. Первичное закрепление  

Ситуационные задачи видеофрагменты – должны назвать, какие права реализуются или нарушаются?

Организую беседу, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу

 Давайте посмотрим, что происходит в реальной жизни:  реализует современный человек свои права  и обязанности?

Решают задачи на применение знаний

из видеоматериалов:

мы посмотрели небольшой видеосюжет,  отражающий реальные события. Должны определить, какие права реализуются или нарушаются?

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают  

Решают задачи на применение знаний

из видеоматериалов.

Видео. Обсуждение с учащимися.

Вывод делают учащиеся: Мало знать – надо уметь применять. Необходимо изучать свои права и уметь их реализовывать в жизни.

VI. Включение новых знаний в систему знаний и повторение    

Цель.

Формирование  и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов

Организую беседу, позволяющую ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат:

Следовательно, осуществление конституционных прав и свобод не просто провозглашается, но и гарантируется Конституцией и законодательством РФ.

Вывод (учащиеся должны сделать его самостоятельно, доказав, что раз наши права реализуются, то наше государство социальное)

Социальное государство, в котором каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жилье, медицинская помощь, образование, пенсия и т.д.

Стремление к социальному государству является естественным для любого государства. Положения о социальном государстве содержаться в конституциях и др. высших законодательных актах многих стран, в том числе и РФ,  и пусть  еще не все социальные права реализуются в полной мере, но работа по их  воплощению в жизнь идет в полной мере.

                                                                                   После тестов даю Д/З:

Контроль знаний. Индивидуальное  тестирование.

1. Что относится к социальным правам человека?                                                      А. право на труд       В. Избирательные права     Б. право на жизнь      Г. право собственности

2.. Российская Федерация определена в Конституции как социальное государство.  Это означает, что политика данного государства направлена на
а. обеспечение эффективного развития экономики любой ценой
б. защиту прав крупных собственников
в. создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан
г. защиту свободы совести

4.Что относится к социальным правам (свободам) гражданина?
а. презумпция невиновности
б. свобода слова, мысли, мирных собраний
в. право на защиту материнства и детства
г. право на свободу творчества

 4. Пенсии назначаются по:

а. возрасту, болезни, для воспитания детей

б. болезни, инвалидности, временной нетрудоспособности

в. инвалидности, возрасту, безработице

г .нет верного ответа

VII. Рефлексия  Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

Рефлексия: шкала самооценки:

Оценка работы учащихся.  Окончание урока.

Д/З:  Какое из социальных прав (на данный момент) вы считаете для себя наиболее актуальным? Приведите 2 аргумента.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическое объединение Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 1 Новичкова Наталья Николаевна

Слайд 2

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ, ТВОРЧЕСКИ МЫСЛЯЩЕЙ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ К САМОРАЗВИТИЮ И САМОВЫРАЖЕНИЮ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЧЕСКОГО И ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

Слайд 3

«Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь» Г. Гегель

Слайд 4

Для ребенка уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. Ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать»

Слайд 5

Таблица-конструктор урока Этапы урока/требования к уроку современного типа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Методические приемы I Начало урока II Актуализация знаний III Изучение нового материала IV Обсуждение и решение проблем V Решение учебных задач VI Контроль знаний, обратная связь VII Формирования умения задавать вопросы

Слайд 6

Начало урока

Слайд 7

Актуализация знаний

Слайд 8

Изучение нового материала

Слайд 9

Обсуждение и решение проблем

Слайд 10

Решение учебных задач

Слайд 11

Контроль знаний, обратная связь

Слайд 12

Формирование умения задавать вопросы

Слайд 13

Рефлексия

Слайд 14

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКЕ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Слайд 15

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ САЙТЫ

Слайд 16

МЕТОДИЧЕСКИЕ, ЦОР, ЭОР

Слайд 17

ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Слайд 18

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Слайд 19

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТАКОВА: Повышается эффективность обучения (т. к. связана с развитием интеллекта школьников и навыками самостоятельной работы по поиску информации) осуществляется индивидуальный подход в обучении (т.к работа ведется самостоятельно с оптимальной для себя скоростью) Расширяется объем предъявляемой учебной информации; обеспечивается гибкость управления учебным процессом (т.е. отслеживание процесса и результата своей работы) улучшается организация урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве) повышается качество контроля знаний учащихся и разнообразие его формы учащиеся включены в коллективную деятельность в парах, группах

Слайд 20

Важнейшая цель исторического образования – воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Слайд 21

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи



Предварительный просмотр:

Тест

  1. Что относится к социальным правам человека?
  1. Право на труд.
  2. Избирательные права.
  3. Право на жизнь.
  4. Право на собственность.

  1. РФ определена в Конституции как социальное государство. Это означает, что политика государства направлена на:
  1. Обеспечение эффективного развития экономики любой ценой.
  2. Защиту прав крупных собственников.
  3. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан.
  4. Защиту свободы личности.

  1. Что  относится к социальным правам ( свободам ) гражданина?
  1. Презумпиция невиновности.
  2. Свобода слова, мысли, мирных собраний.
  3. Право на защиту материнства и детства.
  4.  Право на свободу творчества.

  1. Пенсии назначают по:
  1. Возрасту, болезни, для воспитания детей.
  2. болезни, инвалидности, временной нетрудоспособности.
  3. Инвалидности, возрасту, безработице.
  4. Нет верного ответа.

Шкала самооценки

               

Технологическая карта

  1. Запишите характеристику РФ, используя статьи: гл.1 с.1, с. 3 п.1,2, с.4 п.1, с.7 п.1, с.14 п. 1

2. Тема: 

3. Цель:

________________________________________________________________________________________________________

4. _________________________________права

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

________________________________________

__________________________________

Памятка работы  в группе.

  1. Разделите задание на части и распределите между всеми участниками группы
  2. Говорим по очереди, не перебивая друг друга                                                                                                                                                               3)  Будь добросовестным по отношению к товарищам, работай в полную  силу.                                                                                           4) В группе согласуется общее решение                                                                                                                                                                 5)  В группе должен быть организатор обсуждения                                                                          6)  Выступает от группы подготовленный представитель

Задание для  групп. 

 - Каждая группа имеет  свое задание и  после его выполнения  представляет  итоги работы.

Каждая группа работает с КРФ и учебником с определенной группой прав и отвечает на вопросы  по заданию.

1 группа - ст.40  КРФ, учебник с. 292-293

1. В чём заключается право на жилище?

2. Должно ли государство обеспечить жильём каждого?

3. Как реализуется ваше право на жилище?

2 группа - ст.39 КРФ, учебник с. 294-295

1. Кто имеет право на социальное обеспечение?

2. Как вы думаете, каков источник выплат пособий, пенсий, стипендий?

3. Как реализуется ваше право на социальное обеспечение?

  3 группа - ст.41 КРФ, учебник с. 293-294

1. Что предусматривает право  на охрану здоровья?

2. Существует программа «Доступная среда» - безбарьерная среда для инвалидов, приведите пример её воплощения в наши дни?

3. Как реализуется ваше право на охрану здоровья?

4 группа - ст.43, КРФ, текст документа

1.Кто имеет право на образование?

2.  Какие виды бесплатного образования установлены Конституцией РФ?

3. Как реализуется ваше право на образование?

5. Вывод:   Если государство реализует социальные права, то оно ________________________________

Д/З: Какое из социальных прав на сегодняшний момент я считаю для себя наиболее актуальным. Приведите 2 аргумента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

Выступление на городском конкурсе "Учитель года" Публичная лекция на тему: «Профессия учителя в моем представлении»

Я хочу прочитать вам лекцию, основанную на моем эссе – «Моя педагогическая философия» и довести до массового слушателя значение профессии учителя.Уважаемые коллеги, единомышленники и оппоненты! В сего...

Участие в областном конкурсе "Учитель года 2016". Эссе "Я - учитель"

Данное эссе написано для участия в конкурсе "учитель года". В нём подводятся некоторые итоги учительской деятельности. Основные темы для рассуждения: роль сельской школы в развитии ребёнка, её место в...

Эссе "Я - учитель" (для конкурса "Учитель года Амурской области - 2016")

Эссе "Я - учитель!" для конкурса педагогического мастерства "Учитель года Амурской области - 2016"....

Задание на областной конкурс «Учитель года Магаданской области-2019» Эссе по теме: «Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела»

laquo;Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творит только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуются Бог ...

Мастер -класс в финале областного этапа конкурса Учитель года Физрук

Цель мастер- класса: изменить ассоциативный ряд, связанный с со словом"физрук" и показать, как учитель физической культуры на каждом уроке убеждает детей в том, что: «Бог никогда ...