Николаевская Россия
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Софонова Римма Николаевна

  Данная тема является 3-м уроком в главе «Политика правительства Николая I».  К моменту проведения урока учащиеся познакомились с личностью Николая I и его  внутренней политикой.  Данный урок позволит систематизировать и проверить знания по теме, через выполнение заданий обобщающего, систематизирующего характера, познавательные и творческие задания.

  Так как структура урока носит комбинированный  характер и направлена на углубление, расширение и проверку сферы знаний и умений, то целесообразно использование проблемных задач и  познавательных заданий, поискового, творческого характера. Они  способствуют формированию и отработке таких  важнейших умений учащихся как  развитие логичных, обоснованных суждений и выводов.  Предложенные задания требуют сопоставления и соединения информации; перенос информации из одной формы в другую; привлечение информации, которая не содержится непосредственно в условиях задания. Данные приемы работы  направлены на формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся, развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. В ходе урока используются задания разных уровней, но в основном это вопросы  второго уровня (рассчитаны на применение учащимися знаний и умений в знакомой учебной ситуации) и третьего уровня (предусматривают творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации, а также аналитического, обобщающего характера). Задания ориентированы на выявление личностного отношения учащихся к историческим явлениям, процессам «николаевской эпохи», выработку собственных суждений и оценок к личности императора Николая I.

При изучении текстов, копий исторических документов, решении проблемных вопросов и познавательных задач целесообразна работа в группах. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Возможность непосредственного обмена результатами труда между учащимися создает благоприятные условия их активного, личностного включения в учебный процесс. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10 г. Павлово

Конспект урока

Предмет: история России XIXвек.

 

Класс: 8

Тема: Николаевская Россия

Программа:  История России. IX-XX века: программы для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004

 Тип урока: комбинированный

Дата проведения: ноябрь 2008 г.  

Выполнил учитель истории и обществознания

МОУ СОШ №10 г. Павлово

Софонова Римма Николаевна

г. Павлово, 2008 год

Место темы в структуре учебного курса:  данная тема является 3-м уроком в главе «Политика правительства Николая I».  К моменту проведения урока учащиеся познакомились с личностью Николая I и его  внутренней политикой.  Данный урок позволит систематизировать и проверить знания по теме, через выполнение заданий обобщающего, систематизирующего характера, познавательные и творческие задания.

Цель: дать оценку исторических явлений, исторических личностей и их деятельности.

 Задачи урока:

Образовательная:  выявить характерные черты «николаевской России».

Развивающая: продолжить формирование  умений делать обоснованные суждения и выводы, развивать  навыки работы с текстами разных типов и видеофрагментами.

Воспитательная – сформировать негативное отношение   учащихся к таким явлениям как обман, воровство, взяточничество, лихоимство, бюрократия.

Оборудование к уроку:

  • электронная  презентация
  • дидактический материал
  • фрагменты из кинофильмов «О бедном гусаре замолвите слово», «Ревизор». (мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко).

Психолого-педагогическое обоснование

В 8 В классе  29 учеников, 18 мальчиков и 11 девочек.

По уровню обученности класс  можно разделить на четыре группы:

  • группа «А»  - с высоким уровнем обученности: 6 человек – что составляет  21%. Для этой группы характерны долговременная память, быстрое переключение внимания, высокий уровень восприятия учебного материала и уровень самостоятельного творчества, устойчивый интерес к учебе, общая активность и инициативность. Ученики имеют глубокие и прочные знания, которые успешно применяются как в исходных, так и в новых ситуациях, умеют пояснять, аргументировать, доказывать, обобщать факты, выделять существенное при изучении материала;
  • группа «Б» -  со средним уровнем обученности: 13 человек. – 45%. Эта группа характеризуется средним уровнем восприятия учебного материала, широкими учебными интересами, репродуктивным восприятием информации, способна к творчеству под руководством учителя. Учащиеся имеют хорошие, прочные знания, но не всегда могут аргументировать, доказывать, обобщать. Знают основные приемы самостоятельной работы, но затрудняются в решении задач, связанных с осуществлением творческой поисковой деятельности в новой ситуации;
  • Группа «В» - ниже среднего уровня 7 человек -24% ученики обладают минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу или в сходной ситуации, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств;
  •  группа «Г» - с низким уровнем обученности: 3 человека – 10%. Для этих учащихся характерны кратковременная память, низкий уровень саморегуляции, узкий учебный интерес. Учащиеся с трудом усваивают факты, понятия, не могут воспроизвести определение, примеры, приведенные учителем, или текст учебника, не умеют применять знания без учителя даже по образцу или в сходной ситуации.

В подростковом возрасте важным стимулом к  учению является претензия на признание среди сверстников. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются изменчивостью и неопределенностью. У других проявляются применительно к определенному кругу учебных  предметов, у третьих к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: фактологический материал, сущность явлений, использование в практике. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления. Способность  устанавливать максимальное количество  смысловых связей  в изученном материале приобретает все большее значение.

 Так как структура урока носит комбинированный  характер и направлена на углубление, расширение и проверку сферы знаний и умений, то целесообразно использование проблемных задач и  познавательных заданий, поискового, творческого характера. Они  способствуют формированию и отработке таких  важнейших умений учащихся как  развитие логичных, обоснованных суждений и выводов.  Предложенные задания требуют сопоставления и соединения информации; перенос информации из одной формы в другую; привлечение информации, которая не содержится непосредственно в условиях задания. Данные приемы работы  направлены на формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся, развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. В ходе урока используются задания разных уровней, но в основном это вопросы  второго уровня (рассчитаны на применение учащимися знаний и умений в знакомой учебной ситуации) и третьего уровня (предусматривают творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации, а также аналитического, обобщающего характера). Задания ориентированы на выявление личностного отношения учащихся к историческим явлениям, процессам «николаевской эпохи», выработку собственных суждений и оценок к личности императора Николая I.

При изучении текстов, копий исторических документов, решении проблемных вопросов и познавательных задач целесообразна работа в группах. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Возможность непосредственного обмена результатами труда между учащимися создает благоприятные условия их активного, личностного включения в учебный процесс. В процессе работы развивается мотивационная  сфера, формируется определенный уровень общения, ребята сотрудничают, поддерживают друг друга. Как правило, учебные группы включают представителей всех названных типологических групп во главе с хорошо успевающими учениками. В результате работы ученики более низкого уровня с помощью учеников более высокого уровня могут перейти на следующий уровень развития. Так как материал по содержанию средней сложности, в ходе урока используется частично-поисковый метод, который позволяет развивать самостоятельность мышления, исследовательские умения, творческий подход к делу. Материал доступен для самостоятельной работы, так как ученики располагают необходимыми знаниями и умениями по теме. Содержание заданий отобрано с учетом принципа доступности, систематичности и проблемности. Результатом работы групп должно быть не только эффективное выполнение заданий, но и в большей степени развитие учеников.

Структура урока:

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся. 1 мин.
  2. Повторение пройденного материала 5 мин.
  3. Введение к теме (актуализация, мотивация, инструктаж) 3 мин.
  4. Работа в группах. 5 мин.
  5. Особенности правления Николая I.Представление результата  

     работы в группах. 14 мин.

  1. Коллективное выполнение заданий. 7 мин.
  2. Обобщение мнений,  по теме урока. Рефлексия. 8 мин.
  3. Выставление оценок. 1 мин.
  4. Домашнее задание. 1 мин.

1.Оргмомент.   Приветствие учащихся.

     2.Повторение пройденного материала. Выполнение заданий  по вариантам

(см. приложение 1.)   Проверка заданий  в парах (ребята обмениваются тетрадями, учитель зачитывает правильные ответы, по предложенному критерию выставляются оценки)                      

3. Введение к теме.

На прошлых занятиях мы познакомились с внутренней политикой «николаевского режима». Современники и потомки оценивали Николая I самым противоречивым образом. Для одних он был  «жандарм Европы», для других  - «Дон-Кихотом самодержавия», «рыцарем монархической идеи, сумевшим удержать Россию на путях ее самобытного развития».

 Знаменитый поэт и государственный деятель Ф.И.Тютчев, написал после смерти Николая I (на слайде презентации портрет НиколаяI и строки Ф.Тютчева):

                                           Не Богу ты служил и не России,

                                           Служил лишь суете своей,

                                           И все дела твои и добрые и злые,

                   Все было ложь в тебе, все призраки пустые…

                                         Ты был не царь, а лицедей.

Вопрос: Как вы понимаете мнение Ф.И. Тютчева о царствовании Николая?

Ответы учащихся.

Согласитесь ли вы с этим суждением, узнаем в конце нашего занятия, на котором  мы попытаемся  дать оценку «николаевской России», «николаевского режима».

Личность императора Николая I, несомненно, привлекала внимание современников, историков и литераторов, иностранцев. Существует немало  мемуаров, записок из дневников, заметок,  стихов об императоре и его  эпохе. Сегодня мы познакомимся с  документами, литературными произведениями и выявим характерные черты  николаевской эпохи.

Для этого мы разделимся на группы (по две парты) и каждая группа получает карточку с заданием, на выполнение, которого дается 5 мин.

4.   Работа в группах с текстами документов  (см. приложение 2)

5. Особенности правления НиколаяI. Представление результата работы в группах.

  1 группа - по разделу учебника  «Событие - современник» стр.49 текст «Итоги правления Николая I», из воспоминаний А.Ф.Тютчевой, фрейлины при дворе Николая I, дочери поэта Ф.И.Тютчева

Задание к тексту:1) Как оценивает А.Ф.Тютчева итоги царствования НиколаяI?

2)Почему, по вашему мнению, она называет его «блестящей фантасмагорией»?

  1. группа по разделу учебника  «Событие - современник» стр.49  текст «Пензенский губернатор Панчулидзев» из записок И.В.Селиванова, чиновника канцелярии губернатора в Пензе.

Задание к тексту: 1) На какой «лад» устроил губернатор Панчулидзев чиновничье управление в Пензе?

2) Известно, что Николай I был уверен, «что в состоянии все регламентировать по своему усмотрению». Опыт губернатора Панчулидзева подтверждает или опровергает уверенность монарха?

Вопрос к классу: Вспомните, какое произведение Н. Гоголя рассказывает о жизни одного из российских  губернских городов?

Обратимся к фрагментам фильма «Ревизор» по пьесе Н.В.Гоголя, как характеризуют эти отрывки николаевскую Россию? (После просмотра видеофрагмента ученики отмечают такие явления как казнокрадство, взяточничество, обман, бюрократизм и т. д.)

Вопрос к классу: Вспомните, в каких еще произведениях русских писателей XIX века отразилась эпоха Николая I?

     3 группа   познакомилась с фрагментом повести «Хаджи-Мурат».

Задание: Описать характер Николая I в изображении Л.Толстого

    4 группа  по разделу учебника «Историческая разноголосица, или кто прав?» стр.50 . Познакомилась с отрывком из письма историка и публициста К.Д. Кавелина историку Т.Н.Грановскому и статьей современного российского историка С.В.Мироненко «Николай I».

Задание: Кто, по-вашему, прав? Приведите свои доводы, аргументы в пользу первого суждения.

    5 группа  по разделу учебника «Историческая разноголосица, или кто прав?» стр.50 . Познакомилась с отрывком из письма историка и публициста К.Д. Кавелина историку Т.Н.Грановскому и статьей современного российского историка С.В.Мироненко «Николай I».

Задание: Кто, по-вашему, прав? Приведите свои доводы, аргументы в пользу второго суждения.

  1. группа познакомилась с отрывками из дневника князя  Д.Оболенского.

Задание: Как николаевское правление воздействовало на русское общество? Как менялось его настроение?

7 группа по карточке  «Настроения в обществе».

Задание: Какие явления отмечает Ф. Булгарин в своем доносе о Царскосельском лицее?

6.Коллективное выполнение заданий.

  • Обратимся к  фрагментами фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Подумайте, какие явления николаевской эпохи отражены в каждом из эпизодов?

( недовольство в обществе, доносы, бдительность III отделения и т.д.)

  • В 1839г. по приглашению Николая I Россию посетил маркиз де Кюстин, опубликовавший затем свои путевые заметки (которые по понятным причинам долгое время были запрещены в России). Прочитайте отрывок (на слайде или распечатанный на парте) из заметок де Кюстина: «..Везде и всюду лишь младшие чины, выполнявшие приказы старших. Это население, состоящее из автоматов, напоминающих шахматные фигуры, которые приводят в движение один лишь человек, имея своим незримым противником все человечество. Офицеры, кучера, казаки, крепостные, придворные – все это слуги различных степеней одного и того же господина, слепо повинующиеся его воле. Это шедевр дисциплины. Здесь можно двигаться, можно дышать  не иначе как с царского разрешения или приказания. Оттого здесь все так мрачно, подавлено, и мертвое молчание убивает всякую жизнь.»

Вопрос: Какие черты российской действительности времен Николая I были верно подмечены автором? В чем вы согласны и в чем не согласны с оценками де Кюстина?

  • Прочитаем сатирические отрывки поэтов середины XIX века. Какие  стороны политической, общественной жизни России подвергаются в них осмеянию, критике? (на слайде)

Ну что за божья благодать

                                             Крамолы происки убиты,

Корой древесной люди сыты,-

Повсюду тишь, повсюду гладь!

                              П.Якубович

     

 В одной руке весы, в другой я меч держу:

Положит мало кто, того я поражу.

                                              А.Измайлов

Благонамеренный

     И грустный анекдот!

                                                     Какие мерины

Пасут теперь народ!

                                        В.Соловьев

Обобщение о положении российского общества,  отмечаем, что в период правления НиколаяI, несмотря на усиление самодержавия и жесткий контроль над всеми сторонами жизни в обществе негативно относились ко многим явлениям российской действительности.

7. Обобщение мнений, суждений по теме урока.

А) Вернемся к высказыванию Ф.Тютчева  о Николае I и  его правлении (слайд). Согласны ли вы с этим суждением? Почему? Какие доводы, аргументы вы можете привести? (обобщение).

Б)  Целью нашего урока было дать оценку правления Николая I  и николаевской России. Попробуйте выразить свое мнение :

  • в синквейне о деятельности императора Николае I  (составление синквейна - НиколайI).
  • в фиш-боне о николаевской России (можно воспользоваться материалом учебника параграф № 9  п. 3 «Общая оценка царствования Николая I»)

Задание выполняются в парах, ученики сами выбирают вариант задания.

В) проверка выполненных заданий (заслушиваем желающих)

8. Выставление оценок (в таблице см. приложение3).

9.Домашнее задание. Параграф №9 п. 3 «Общая оценка царствования

Николая I»  стр. 55 Задание №5 письменно. Сравните итоги правления Александра I и Николая I (таблица на слайде см. приложение 4)

Приложения

№1.

Задание: выберите мероприятия, проведенные в годы правления Николая I  и подчеркните те из них, которые:

1 вариант

А) свидетельствуют о том, что Николай I  стремился исправить недостатки существующей системы.

2 вариант

Б) свидетельствуют о том, что Николай I стремился установить жесткий контроль над всеми сторонами общественной жизни страны.

а) военные поселения,

б) кодификация законов,

в) реформа государственной деревни П.Киселева,

г) закон о «Вольных хлебопашцах»,

д) учреждение министерств,

е) издание «Устава о цензуре»,

ж) финансовая реформа Канкрина,

з) учреждение Государственного совета,

и) создание III отделения Собственной Его императорского

 Величества Канцелярии.

№2

   Карточка для группы №3.

В повести «Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстой  рассказывает, как Николаю I принесли на рассмотрение дело студента - поляка.

«Николай нахмурился. Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки- негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их, и ненавидел их в меру того зла, которое сделал им…

Он взял доклад и на поле его написал крупным почерком:»Заслуживает смертной казни. Но, слава Богу, смертной казни у нас нет. И не мне вводить ее. Провести 12 раз сквозь тысячу человек. Николай» подписал он своим неестественным огромным росчерком. Николай знал, что 12 тысяч шпицрутенов была не только верная, мучительная смерть, но и излишняя жестокость, так как достаточно было и 5 тысяч ударов, чтобы убить самого сильного человека, но ему приятно было быть неумолимо жестоким и приятно было думать, что у нас нет смертной казни».

Задание. Опишите характер Николая I в изображении Л.Толстого.

Карточка группы № 6. Познакомьтесь с отрывками из дневника князя  Д.Оболенского.

1826 г.:

«Нынешний государь знает науку царствовать. Говорят, он неутомим в трудах, все сам рассматривает, во все вникает. Ему недостает главного, а именно людей, которые могли бы быть ему настоящими помощниками»

1830 г.:

«Истекший год же принес мало утешительного для просвещения в России. Над ним тяготел унылый дух притеснения. Нам пришлось удостоверится в горькой истине, что на земле русской нет и тени законности. Умы более и более развращаются, видя как нарушаются законы теми самыми, которые их составляют…

В образованной части общества все сильней возникает дух противоречия.»

1835 г.:

«Основное начало имеющейся политики очень просто: одно только проявление твердо, которое основано на страхе…Посредственным людям ничего больше не остается, как погрязать в скотство. Люди же с талантом принуждены жить только для себя».

1847 г.:

«Наши администраторы подняли страшное воровство по России».  

Задание: Как николаевское правление воздействовало на русское общество? Как менялось его настроение?

Карточка группы №7. «Настроения в обществе»

Дух лицея «обязывает молодежь порицать насмешливо все поступки особ, занимающих значительные места, все меры правительства, знать наизусть или самому быть сочинителем эпиграмм, пасквилей и песен, предусмотрительных на русском языке…пророчество перемен, хула всех мер или презрительное молчание, когда хвалят что-нибудь, суть отличительные черты сих господ в обществе. Верноподданный значит укоризну на их языке, европеец и либерал – почетные названия».

(Ф.В.Булгарин о Царскосельском лицее)

Задание: Какие явления отмечает Ф.Булгарин в своем доносе?

№3

Оценить работу учащихся на уроке может предложенная таблица (на группу из 4-х человек)

Фамилия, имя

Оценка за проверочную работу(выставляется в паре)

Оценка за работу  с текстами (выставляет группа)

Оценка за синквейн или фиш-бон (самооценка)

Итоговая оценка учителя

         

   

Использованная литература:

  1. История России в XIX веке. / Рабочая тетрадь для 8-10 классов /Дударев М.И.- М.: Издательский Дом «Генжер», 1998.
  2. История России XIX. Мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко для 8 класса М.: Дрофа, 2006.
  3. Захарова Е.Н. Россия в первой половине XIX века 8 кл./Рабочая тетрадь №1.- М.: Мнемозина, 1998
  4. Короткова М.В. История России XIX век. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Л.М.Ляшенко.-  2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.
  5. ЛяшенкоЛ.М. История России XIX век. 8кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.(Дидактические материалы).

Использованная литература:

  1. История России в XIX веке. / Рабочая тетрадь для 8-10 классов /Дударев М.И.- М.: Издательский Дом «Генжер», 1998.
  2. История России XIX. Мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко для 8 класса М.: Дрофа, 2006.
  3. Захарова Е.Н. Россия в первой половине XIX века 8 кл./Рабочая тетрадь №1.- М.: Мнемозина, 1998
  4. Короткова М.В. История России XIX век. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Л.М.Ляшенко.-  2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.
  5. ЛяшенкоЛ.М. История России XIX век. 8кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.(Дидактические материалы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....

МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПДД В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ МКОУ «СОШ № 3» Г. НИКОЛАЕВСКА

Мероприятие провёл отряд ЮИД  спортивного оздоровительного лагеря МКОУ « СОШ № 3» для  оздоровительного лагеря МКОУ « СОШ № 3»   начальной школы....

исследовательский проект "Лихеноиндикация чистоты воздуха города Николаевска"

В проекте описываются методы и результаты исследования чистоты воздуха города Николаевска....

ГОДОВОЙ ОТЧЁТ спортивно-оздоровительной работы в МКОУ «СОШ № 3» г. Николаевска

В 2012-2013г. учащиеся нашей школы активно принимали участие в городских, районных, зональных  соревнованиях.  Команда нашей школы защищала честь района в зональных и областных соревнованиях...

Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс

Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...

Урок-игра по истории в 8 классе "Николаевская Россия"

Методическая разработка повторительно- обобщающего урока....