Николаевская Россия
методическая разработка по истории (8 класс) по теме
Данная тема является 3-м уроком в главе «Политика правительства Николая I». К моменту проведения урока учащиеся познакомились с личностью Николая I и его внутренней политикой. Данный урок позволит систематизировать и проверить знания по теме, через выполнение заданий обобщающего, систематизирующего характера, познавательные и творческие задания.
Так как структура урока носит комбинированный характер и направлена на углубление, расширение и проверку сферы знаний и умений, то целесообразно использование проблемных задач и познавательных заданий, поискового, творческого характера. Они способствуют формированию и отработке таких важнейших умений учащихся как развитие логичных, обоснованных суждений и выводов. Предложенные задания требуют сопоставления и соединения информации; перенос информации из одной формы в другую; привлечение информации, которая не содержится непосредственно в условиях задания. Данные приемы работы направлены на формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся, развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. В ходе урока используются задания разных уровней, но в основном это вопросы второго уровня (рассчитаны на применение учащимися знаний и умений в знакомой учебной ситуации) и третьего уровня (предусматривают творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации, а также аналитического, обобщающего характера). Задания ориентированы на выявление личностного отношения учащихся к историческим явлениям, процессам «николаевской эпохи», выработку собственных суждений и оценок к личности императора Николая I.
При изучении текстов, копий исторических документов, решении проблемных вопросов и познавательных задач целесообразна работа в группах. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Возможность непосредственного обмена результатами труда между учащимися создает благоприятные условия их активного, личностного включения в учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_xixvek_nikolaevskaya_rossiya_8_klass.ppt | 280 КБ |
nikolaevskaya_rossiya.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10 г. Павлово
Конспект урока
Предмет: история России XIXвек.
Класс: 8
Тема: Николаевская Россия
Программа: История России. IX-XX века: программы для 6-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2004
Тип урока: комбинированный
Дата проведения: ноябрь 2008 г.
Выполнил учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №10 г. Павлово
Софонова Римма Николаевна
г. Павлово, 2008 год
Место темы в структуре учебного курса: данная тема является 3-м уроком в главе «Политика правительства Николая I». К моменту проведения урока учащиеся познакомились с личностью Николая I и его внутренней политикой. Данный урок позволит систематизировать и проверить знания по теме, через выполнение заданий обобщающего, систематизирующего характера, познавательные и творческие задания.
Цель: дать оценку исторических явлений, исторических личностей и их деятельности.
Задачи урока:
Образовательная: выявить характерные черты «николаевской России».
Развивающая: продолжить формирование умений делать обоснованные суждения и выводы, развивать навыки работы с текстами разных типов и видеофрагментами.
Воспитательная – сформировать негативное отношение учащихся к таким явлениям как обман, воровство, взяточничество, лихоимство, бюрократия.
Оборудование к уроку:
- электронная презентация
- дидактический материал
- фрагменты из кинофильмов «О бедном гусаре замолвите слово», «Ревизор». (мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко).
Психолого-педагогическое обоснование
В 8 В классе 29 учеников, 18 мальчиков и 11 девочек.
По уровню обученности класс можно разделить на четыре группы:
- группа «А» - с высоким уровнем обученности: 6 человек – что составляет 21%. Для этой группы характерны долговременная память, быстрое переключение внимания, высокий уровень восприятия учебного материала и уровень самостоятельного творчества, устойчивый интерес к учебе, общая активность и инициативность. Ученики имеют глубокие и прочные знания, которые успешно применяются как в исходных, так и в новых ситуациях, умеют пояснять, аргументировать, доказывать, обобщать факты, выделять существенное при изучении материала;
- группа «Б» - со средним уровнем обученности: 13 человек. – 45%. Эта группа характеризуется средним уровнем восприятия учебного материала, широкими учебными интересами, репродуктивным восприятием информации, способна к творчеству под руководством учителя. Учащиеся имеют хорошие, прочные знания, но не всегда могут аргументировать, доказывать, обобщать. Знают основные приемы самостоятельной работы, но затрудняются в решении задач, связанных с осуществлением творческой поисковой деятельности в новой ситуации;
- Группа «В» - ниже среднего уровня 7 человек -24% ученики обладают минимумом знаний, умений и навыков, достаточных для их применения по образцу или в сходной ситуации, умеют отвечать на вопросы, не требующие особых рассуждений и доказательств;
- группа «Г» - с низким уровнем обученности: 3 человека – 10%. Для этих учащихся характерны кратковременная память, низкий уровень саморегуляции, узкий учебный интерес. Учащиеся с трудом усваивают факты, понятия, не могут воспроизвести определение, примеры, приведенные учителем, или текст учебника, не умеют применять знания без учителя даже по образцу или в сходной ситуации.
В подростковом возрасте важным стимулом к учению является претензия на признание среди сверстников. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются изменчивостью и неопределенностью. У других проявляются применительно к определенному кругу учебных предметов, у третьих к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: фактологический материал, сущность явлений, использование в практике. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления. Способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изученном материале приобретает все большее значение.
Так как структура урока носит комбинированный характер и направлена на углубление, расширение и проверку сферы знаний и умений, то целесообразно использование проблемных задач и познавательных заданий, поискового, творческого характера. Они способствуют формированию и отработке таких важнейших умений учащихся как развитие логичных, обоснованных суждений и выводов. Предложенные задания требуют сопоставления и соединения информации; перенос информации из одной формы в другую; привлечение информации, которая не содержится непосредственно в условиях задания. Данные приемы работы направлены на формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся, развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления. В ходе урока используются задания разных уровней, но в основном это вопросы второго уровня (рассчитаны на применение учащимися знаний и умений в знакомой учебной ситуации) и третьего уровня (предусматривают творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации, а также аналитического, обобщающего характера). Задания ориентированы на выявление личностного отношения учащихся к историческим явлениям, процессам «николаевской эпохи», выработку собственных суждений и оценок к личности императора Николая I.
При изучении текстов, копий исторических документов, решении проблемных вопросов и познавательных задач целесообразна работа в группах. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации. Возможность непосредственного обмена результатами труда между учащимися создает благоприятные условия их активного, личностного включения в учебный процесс. В процессе работы развивается мотивационная сфера, формируется определенный уровень общения, ребята сотрудничают, поддерживают друг друга. Как правило, учебные группы включают представителей всех названных типологических групп во главе с хорошо успевающими учениками. В результате работы ученики более низкого уровня с помощью учеников более высокого уровня могут перейти на следующий уровень развития. Так как материал по содержанию средней сложности, в ходе урока используется частично-поисковый метод, который позволяет развивать самостоятельность мышления, исследовательские умения, творческий подход к делу. Материал доступен для самостоятельной работы, так как ученики располагают необходимыми знаниями и умениями по теме. Содержание заданий отобрано с учетом принципа доступности, систематичности и проблемности. Результатом работы групп должно быть не только эффективное выполнение заданий, но и в большей степени развитие учеников.
Структура урока:
- Оргмомент. Приветствие учащихся. 1 мин.
- Повторение пройденного материала 5 мин.
- Введение к теме (актуализация, мотивация, инструктаж) 3 мин.
- Работа в группах. 5 мин.
- Особенности правления Николая I.Представление результата
работы в группах. 14 мин.
- Коллективное выполнение заданий. 7 мин.
- Обобщение мнений, по теме урока. Рефлексия. 8 мин.
- Выставление оценок. 1 мин.
- Домашнее задание. 1 мин.
1.Оргмомент. Приветствие учащихся.
2.Повторение пройденного материала. Выполнение заданий по вариантам
(см. приложение 1.) Проверка заданий в парах (ребята обмениваются тетрадями, учитель зачитывает правильные ответы, по предложенному критерию выставляются оценки)
3. Введение к теме.
На прошлых занятиях мы познакомились с внутренней политикой «николаевского режима». Современники и потомки оценивали Николая I самым противоречивым образом. Для одних он был «жандарм Европы», для других - «Дон-Кихотом самодержавия», «рыцарем монархической идеи, сумевшим удержать Россию на путях ее самобытного развития».
Знаменитый поэт и государственный деятель Ф.И.Тютчев, написал после смерти Николая I (на слайде презентации портрет НиколаяI и строки Ф.Тютчева):
Не Богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои и добрые и злые,
Все было ложь в тебе, все призраки пустые…
Ты был не царь, а лицедей.
Вопрос: Как вы понимаете мнение Ф.И. Тютчева о царствовании Николая?
Ответы учащихся.
Согласитесь ли вы с этим суждением, узнаем в конце нашего занятия, на котором мы попытаемся дать оценку «николаевской России», «николаевского режима».
Личность императора Николая I, несомненно, привлекала внимание современников, историков и литераторов, иностранцев. Существует немало мемуаров, записок из дневников, заметок, стихов об императоре и его эпохе. Сегодня мы познакомимся с документами, литературными произведениями и выявим характерные черты николаевской эпохи.
Для этого мы разделимся на группы (по две парты) и каждая группа получает карточку с заданием, на выполнение, которого дается 5 мин.
4. Работа в группах с текстами документов (см. приложение 2)
5. Особенности правления НиколаяI. Представление результата работы в группах.
1 группа - по разделу учебника «Событие - современник» стр.49 текст «Итоги правления Николая I», из воспоминаний А.Ф.Тютчевой, фрейлины при дворе Николая I, дочери поэта Ф.И.Тютчева
Задание к тексту:1) Как оценивает А.Ф.Тютчева итоги царствования НиколаяI?
2)Почему, по вашему мнению, она называет его «блестящей фантасмагорией»?
- группа по разделу учебника «Событие - современник» стр.49 текст «Пензенский губернатор Панчулидзев» из записок И.В.Селиванова, чиновника канцелярии губернатора в Пензе.
Задание к тексту: 1) На какой «лад» устроил губернатор Панчулидзев чиновничье управление в Пензе?
2) Известно, что Николай I был уверен, «что в состоянии все регламентировать по своему усмотрению». Опыт губернатора Панчулидзева подтверждает или опровергает уверенность монарха?
Вопрос к классу: Вспомните, какое произведение Н. Гоголя рассказывает о жизни одного из российских губернских городов?
Обратимся к фрагментам фильма «Ревизор» по пьесе Н.В.Гоголя, как характеризуют эти отрывки николаевскую Россию? (После просмотра видеофрагмента ученики отмечают такие явления как казнокрадство, взяточничество, обман, бюрократизм и т. д.)
Вопрос к классу: Вспомните, в каких еще произведениях русских писателей XIX века отразилась эпоха Николая I?
3 группа познакомилась с фрагментом повести «Хаджи-Мурат».
Задание: Описать характер Николая I в изображении Л.Толстого
4 группа по разделу учебника «Историческая разноголосица, или кто прав?» стр.50 . Познакомилась с отрывком из письма историка и публициста К.Д. Кавелина историку Т.Н.Грановскому и статьей современного российского историка С.В.Мироненко «Николай I».
Задание: Кто, по-вашему, прав? Приведите свои доводы, аргументы в пользу первого суждения.
5 группа по разделу учебника «Историческая разноголосица, или кто прав?» стр.50 . Познакомилась с отрывком из письма историка и публициста К.Д. Кавелина историку Т.Н.Грановскому и статьей современного российского историка С.В.Мироненко «Николай I».
Задание: Кто, по-вашему, прав? Приведите свои доводы, аргументы в пользу второго суждения.
- группа познакомилась с отрывками из дневника князя Д.Оболенского.
Задание: Как николаевское правление воздействовало на русское общество? Как менялось его настроение?
7 группа по карточке «Настроения в обществе».
Задание: Какие явления отмечает Ф. Булгарин в своем доносе о Царскосельском лицее?
6.Коллективное выполнение заданий.
- Обратимся к фрагментами фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Подумайте, какие явления николаевской эпохи отражены в каждом из эпизодов?
( недовольство в обществе, доносы, бдительность III отделения и т.д.)
- В 1839г. по приглашению Николая I Россию посетил маркиз де Кюстин, опубликовавший затем свои путевые заметки (которые по понятным причинам долгое время были запрещены в России). Прочитайте отрывок (на слайде или распечатанный на парте) из заметок де Кюстина: «..Везде и всюду лишь младшие чины, выполнявшие приказы старших. Это население, состоящее из автоматов, напоминающих шахматные фигуры, которые приводят в движение один лишь человек, имея своим незримым противником все человечество. Офицеры, кучера, казаки, крепостные, придворные – все это слуги различных степеней одного и того же господина, слепо повинующиеся его воле. Это шедевр дисциплины. Здесь можно двигаться, можно дышать не иначе как с царского разрешения или приказания. Оттого здесь все так мрачно, подавлено, и мертвое молчание убивает всякую жизнь.»
Вопрос: Какие черты российской действительности времен Николая I были верно подмечены автором? В чем вы согласны и в чем не согласны с оценками де Кюстина?
- Прочитаем сатирические отрывки поэтов середины XIX века. Какие стороны политической, общественной жизни России подвергаются в них осмеянию, критике? (на слайде)
Ну что за божья благодать
Крамолы происки убиты,
Корой древесной люди сыты,-
Повсюду тишь, повсюду гладь!
П.Якубович
В одной руке весы, в другой я меч держу:
Положит мало кто, того я поражу.
А.Измайлов
Благонамеренный
И грустный анекдот!
Какие мерины
Пасут теперь народ!
В.Соловьев
Обобщение о положении российского общества, отмечаем, что в период правления НиколаяI, несмотря на усиление самодержавия и жесткий контроль над всеми сторонами жизни в обществе негативно относились ко многим явлениям российской действительности.
7. Обобщение мнений, суждений по теме урока.
А) Вернемся к высказыванию Ф.Тютчева о Николае I и его правлении (слайд). Согласны ли вы с этим суждением? Почему? Какие доводы, аргументы вы можете привести? (обобщение).
Б) Целью нашего урока было дать оценку правления Николая I и николаевской России. Попробуйте выразить свое мнение :
- в синквейне о деятельности императора Николае I (составление синквейна - НиколайI).
- в фиш-боне о николаевской России (можно воспользоваться материалом учебника параграф № 9 п. 3 «Общая оценка царствования Николая I»)
Задание выполняются в парах, ученики сами выбирают вариант задания.
В) проверка выполненных заданий (заслушиваем желающих)
8. Выставление оценок (в таблице см. приложение3).
9.Домашнее задание. Параграф №9 п. 3 «Общая оценка царствования
Николая I» стр. 55 Задание №5 письменно. Сравните итоги правления Александра I и Николая I (таблица на слайде см. приложение 4)
Приложения
№1.
Задание: выберите мероприятия, проведенные в годы правления Николая I и подчеркните те из них, которые:
1 вариант
А) свидетельствуют о том, что Николай I стремился исправить недостатки существующей системы.
2 вариант
Б) свидетельствуют о том, что Николай I стремился установить жесткий контроль над всеми сторонами общественной жизни страны.
а) военные поселения,
б) кодификация законов,
в) реформа государственной деревни П.Киселева,
г) закон о «Вольных хлебопашцах»,
д) учреждение министерств,
е) издание «Устава о цензуре»,
ж) финансовая реформа Канкрина,
з) учреждение Государственного совета,
и) создание III отделения Собственной Его императорского
Величества Канцелярии.
№2
Карточка для группы №3.
В повести «Хаджи-Мурат» Л.Н.Толстой рассказывает, как Николаю I принесли на рассмотрение дело студента - поляка.
«Николай нахмурился. Он сделал много зла полякам. Для объяснения этого зла ему надо было быть уверенным, что все поляки- негодяи. И Николай считал их таковыми и ненавидел их, и ненавидел их в меру того зла, которое сделал им…
Он взял доклад и на поле его написал крупным почерком:»Заслуживает смертной казни. Но, слава Богу, смертной казни у нас нет. И не мне вводить ее. Провести 12 раз сквозь тысячу человек. Николай» подписал он своим неестественным огромным росчерком. Николай знал, что 12 тысяч шпицрутенов была не только верная, мучительная смерть, но и излишняя жестокость, так как достаточно было и 5 тысяч ударов, чтобы убить самого сильного человека, но ему приятно было быть неумолимо жестоким и приятно было думать, что у нас нет смертной казни».
Задание. Опишите характер Николая I в изображении Л.Толстого.
Карточка группы № 6. Познакомьтесь с отрывками из дневника князя Д.Оболенского.
1826 г.:
«Нынешний государь знает науку царствовать. Говорят, он неутомим в трудах, все сам рассматривает, во все вникает. Ему недостает главного, а именно людей, которые могли бы быть ему настоящими помощниками»
1830 г.:
«Истекший год же принес мало утешительного для просвещения в России. Над ним тяготел унылый дух притеснения. Нам пришлось удостоверится в горькой истине, что на земле русской нет и тени законности. Умы более и более развращаются, видя как нарушаются законы теми самыми, которые их составляют…
В образованной части общества все сильней возникает дух противоречия.»
1835 г.:
«Основное начало имеющейся политики очень просто: одно только проявление твердо, которое основано на страхе…Посредственным людям ничего больше не остается, как погрязать в скотство. Люди же с талантом принуждены жить только для себя».
1847 г.:
«Наши администраторы подняли страшное воровство по России».
Задание: Как николаевское правление воздействовало на русское общество? Как менялось его настроение?
Карточка группы №7. «Настроения в обществе»
Дух лицея «обязывает молодежь порицать насмешливо все поступки особ, занимающих значительные места, все меры правительства, знать наизусть или самому быть сочинителем эпиграмм, пасквилей и песен, предусмотрительных на русском языке…пророчество перемен, хула всех мер или презрительное молчание, когда хвалят что-нибудь, суть отличительные черты сих господ в обществе. Верноподданный значит укоризну на их языке, европеец и либерал – почетные названия».
(Ф.В.Булгарин о Царскосельском лицее)
Задание: Какие явления отмечает Ф.Булгарин в своем доносе?
№3
Оценить работу учащихся на уроке может предложенная таблица (на группу из 4-х человек)
Фамилия, имя | Оценка за проверочную работу(выставляется в паре) | Оценка за работу с текстами (выставляет группа) | Оценка за синквейн или фиш-бон (самооценка) | Итоговая оценка учителя |
|
|
Использованная литература:
- История России в XIX веке. / Рабочая тетрадь для 8-10 классов /Дударев М.И.- М.: Издательский Дом «Генжер», 1998.
- История России XIX. Мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко для 8 класса М.: Дрофа, 2006.
- Захарова Е.Н. Россия в первой половине XIX века 8 кл./Рабочая тетрадь №1.- М.: Мнемозина, 1998
- Короткова М.В. История России XIX век. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Л.М.Ляшенко.- 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.
- ЛяшенкоЛ.М. История России XIX век. 8кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.(Дидактические материалы).
Использованная литература:
- История России в XIX веке. / Рабочая тетрадь для 8-10 классов /Дударев М.И.- М.: Издательский Дом «Генжер», 1998.
- История России XIX. Мультимедийное приложение к учебнику Л.М.Ляшенко для 8 класса М.: Дрофа, 2006.
- Захарова Е.Н. Россия в первой половине XIX века 8 кл./Рабочая тетрадь №1.- М.: Мнемозина, 1998
- Короткова М.В. История России XIX век. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику Л.М.Ляшенко.- 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.
- ЛяшенкоЛ.М. История России XIX век. 8кл.: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.(Дидактические материалы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».
Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПДД В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ МКОУ «СОШ № 3» Г. НИКОЛАЕВСКА
Мероприятие провёл отряд ЮИД спортивного оздоровительного лагеря МКОУ « СОШ № 3» для оздоровительного лагеря МКОУ « СОШ № 3» начальной школы....
исследовательский проект "Лихеноиндикация чистоты воздуха города Николаевска"
В проекте описываются методы и результаты исследования чистоты воздуха города Николаевска....
ГОДОВОЙ ОТЧЁТ спортивно-оздоровительной работы в МКОУ «СОШ № 3» г. Николаевска
В 2012-2013г. учащиеся нашей школы активно принимали участие в городских, районных, зональных соревнованиях. Команда нашей школы защищала честь района в зональных и областных соревнованиях...
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности в 5 классе «Путешествие в прошлое. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь»
Занятие-путешествие в историю Валуйского Успенского Николаевского монастыря....
Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс
Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...
Урок-игра по истории в 8 классе "Николаевская Россия"
Методическая разработка повторительно- обобщающего урока....