Памятки для учащихся для работы с дидактическими материалами на уроках гуманитарного цикла
консультация (история) по теме
Правила и рекомендации по работе с исторической информацией объединены в пакет «Учимся учиться». Материалы из данного пакета могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_dlya_uchashchikhsya.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила и рекомендации по работе с исторической информацией
В настоящее время учебников, научных и научно–популярных книг по истории издаётся очень много, стремительно растёт и число исторических сайтов в интернете. Учащийся, заинтересовавшийся какой-либо исторической проблемой или поставленный перед необходимостью углубленного изучения отдельной темы (например, для написания реферата), обычно не испытывает дефицита в источниках исторической информации. Иное дело - овладение способами работы с этой информацией, определёнными умениями и навыками, абсолютно необходимыми для её действительного, а не формального усвоения. Правила и рекомендации по работе с исторической информацией объединены в пакет «Учимся учиться». Материалы из данного пакета могут использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
Общие правила составления плана при работе с текстом:
1.Для составления плана необходимо прочитать текст, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента, найти ключевые понятия.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Правила конспектирования:
1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.
4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Как составить синхронистическую таблицу:
1. Разграфите страницу тетради (разворот) сверху вниз, по вертикали, в левой графе укажите века.
2. По горизонтали в верхнем ряду укажите названия стран и народов.
3. Вспомните основные события, процессы, происходившие в определённое время.
4. Перечислите их в хронологическом порядке отдельно по каждой стране, соотнося с веками. Указывайте точные даты.
5. При записи в таблице расположите перечень сходных фактов на одном горизонтальном уровне.
Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений:
1. Причины возникновения явления:
- противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления,
- потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в разрешении противоречий.
2. Содержание явления, его развитие:
- важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия,
- социальная направленность действий различных сил, борьба за разрешение противоречий.
3. Причины определённого исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:
- разрешение данным явлением назревших противоречий,
- влияние данного явления на общий процесс исторического развития.
Характеристика общественных выступлений:
1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.п.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.
Характеристика государства:
1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая, теократическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, швейцарская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого – либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:
-глав государства, его полномочия,
-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),
-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),
-судебные органы,
-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,
-местные органы власти.
5. Прав граждан (подданных):
-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)
-политические права и свободы,
-личные права и свободы,
-возможность использования провозглашенных законом прав.
6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).
Типы партийных систем:
- Однопартийная
- Двухпартийная
- Многопартийная
- 2+…
7. Характеристика правовой системы:
- Континентальная
- Англо-саксонская
- Шариат
- Социалистическая и др.
8. Характеристика экономической системы:
- Традиционная экономика
- Рыночная
- Плановая
- Смешанная
9.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.
Характеристика войн:
1. Причина войн, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):
-планы сторон в начале каждого этапа,
-военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.
Как дать оценку историческому событию:
1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определённых классов и общественных групп.
3. Характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т.д.)
4. Связь с другими подобными событиями.
5. Значение:
- для участников события,
- для последующего исторического развития.
Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:
1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?
2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к его деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая и исследовательская работа обучающихся 2 ступени на уроках гуманитарного цикла
Как, наверное, каждый учитель, я мечтаю, чтобы мой предмет вызывал у детей интерес. Творческая и учебно-исследовательская работа обучающихся, с моей точки зрения, помогают мне в этом. Данная публикаци...
Творческая работа учащихся на уроках гуманитарного цикла
Различные подходы в обучении истории и обществознания....
ПРИМЕНЕНИЕ «КОНСТРУКТОРА ЗАДАЧ» Л.С. ИЛЮШИНА В ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
В статье показан опыт применения «Конструктора задач» Л.С. Илюшина в индивидуально-дифференцированной работе с учащимися на уроках литературы и истории...
Формирование пространственного представления у учащегося посредством работы с картографическим материалом на уроках истории
Презентация напомнит учителям о важности формирования пространственного представления у учащихся и познакомит с картографическим справочником по истории России (под ред.А.Ю. Морозова, Э.Н. Абдул...
К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков
Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....
Статья "Вопросы формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.)"
Достижение личностных результатов учащихся при реализации совместных проектов на уроках истории и иностранных языков.Осуществление межпредметных связей.Примеры успешных проектов....