300 лет служения Отечеству.
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Митрофанова Лидия Петровна

Внеклассное мероприятие о служении России царской семьи Романовых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 300_let_romanovym.docx33.02 КБ

Предварительный просмотр:

Окружной конкурс методических разработок

«Растим патриотов России»

Номинация: Методика организации и проведения «Уроков мужества»,

                 торжественных мероприятий, посвящённых памятным

                            датам Российской истории.

Исторический вечер «300 лет служения России»

(К 400-летию  дома Романовых)

               

                                 

             Автор: Митрофанова Лидия Петровна,

                                     учитель русского языка и литературы

                                                     ГБОУ СОШ «Образовательный центр»

                                                     с. Алексеевка м.р. Алексеевский

                                                     Самарской области

Алексеевка  2013 год                  

1

Оглавление

1.Вступление. Обоснование темы  ___________________________с.2-3

2.Используемое оборудование_______________________________с.3-4

3.Содержание мероприятия_________________________________с.4-12

4.Список используемой литературы__________________________с.13

2

Актуальность  и цель данного мероприятия

        Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

        Молодёжь должна знать прошлое своего Отечества, познать наши корни и истоки («Кто мы? Откуда мы родом?»), осознать неповторимость Отечества («Родина всегда одна»), гордость за сопричастность к деяниям предков и современников, за происходящее в обществе и государстве.

       Только любовь к своему Отечеству, гордость за свою страну, проявление уважения к предкам может вызвать у человека те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.  

       Разработанное и  проведённое мероприятие не является  разовым, оно входит в созданную мною систему по патриотическому воспитанию учащихся.    

        В 2013 году исполняется 400 лет царскому дому Романовых. Празднование приурочено к воцарению Михаила Фёдоровича Романова на московский престол 11 июня 1613 года.

      Последнее 300-летие русской дореволюционной истории связывают с Романовыми. За этот период Россия минула феодализм и вступила на капиталистический путь развития, который в 1917 году был прерван революцией. С именами Петра I, Екатерины II, Александра I и других русских императоров мы связываем грандиозные успехи страны. В самых различных областях: в политике, экономике, дипломатии… 300 лет служения России…

3

       На данном мероприятии будет рассказано о некоторых представителях династии Романовых, оставивших значительный след в истории родного Отечества.

Форма организации коллективного творческого дела

      Исторический вечер для учащихся 9-10 классов.

      Посвящён 400 –летию царского дома Романовых.

      Мероприятие было проведено в Алексеевской СОШ 26 февраля 2013 г.

      Участники коллективного творческого дела – учащиеся 9-10 классов, юные историки и чтецы.

 

         

Используемое оборудование

1.Таблица на доске «Династия Романовых 1613-1917».

2.Портреты русских царей: Михаила Фёдоровича, Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича; российских императоров: Петра I, Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II,  Александра, III Николая II.

3.Музыкальное сопровождение: Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин».

4

Предварительная подготовка

       Отдельным группам учащимся подобрать и систематизировать материал о деятельности императоров: Петре I, Елизавете Петровне, Екатерине II, Александре II.

Содержание мероприятия

       I.Вступительное слово учителя: Когда-то замечательный отечественный историк Николай Михайлович Карамзин заметил: «Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием».  

       На  нашем вечере мы будем говорить о некоторых российских самодержцах,  представителях династии Романовых, оставивших значительный след в истории родного Отечества.

        (Учитель обращает внимание обучающихся на таблицу «Династия Романовых» и на портреты русских царей и императоров).

      Романовы – русский боярский род, носивший такую фамилию с конца 16 века, а с1613 года – династия русский царей и с 1721 года – императоров всероссийских.

      Вьюжным февральским днём 1613 года Земский собор «лучших людей Земли русской» призвал на российский царский престол 17-го Михаила Фёдоровича Романова.

5

      Этот шаг стал политическим компромиссом, устроившим боярские группировки, православных иерархов, городской люд, в то время, когда страна, разорённая и уставшая после долгих лет смуты и польской интервенции, томилась по сильной власти, способной принести мир и покой.

       (Музыкальное сопровождение: Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин».)

       Допетровский период правления Романовых характеризуется становлением государства, которое копило силы для впечатляющих перемен.

       С именами Петра I, Екатерины II и  других русских самодержцев связаны грандиозные успехи страны.

     

       II.Презентация подготовленных мини-проектов (устная и электронная) о ярких представителях династии Романовых.  Выступление  подготовленных  групп  учащихся.

Пётр I (1672-1725)

      1.С именем Петра I, великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это был поистине прорыв во всех областях: в науке, технике, экономике. Россия наконец-то воспряла ото сна и на весь мир властно заявила о себе. Многие страны Европы были вынуждены потесниться в своих владениях. Гений Петра как государственного деятеля, дипломата и полководца признан всеми поколениями, и новый титул, принятый им, - «император» - вполне обоснован. Именно с этого времени Россию во всём мире стали называть Российской империей.

6

 

       2. Петр I Алексеевич Великий – русский царь, первый российский император, сын царя Алексея Михайловича и Натальи Кирилловны Нарышкиной, родился в Москве.

        Вместе с братом Иваном V был объявлен царём в 1682 году, но управляла страной их сестра, царевна Софья. В 1689 году, отстранив Софью от власти, Пётр стал единодержавным правителем.

       3. «На троне вечный был работник» - так писал о нём Пушкин. Поражают масштабы свершений Петра I.

      Главной своей задачей Пётр сделал повышение международного авторитета России, укрепление её военной мощи. Он создал регулярную русскую армию, для чего ввёл рекрутскую повинность и обязательную военную службу для дворян, и военно - морской флот. В результате военных походов 1695-1696 годов Россия получила доступ к Азовскому морю, итогом Северной войны (1700-1721) стало господство России на Балтике и присоединение Прибалтики, в 1722-1723 годах Пётр овладел западным берегом Каспийского моря.

   

      4. В 1701 году Петром I был основан Санкт-Петербург; с 1712 года ставшей столицей России. В 1708-1709 годах учреждены губернии, в 1711 году – Сенат, в 1718 году – коллегии. С целью установления порядка чинопроизводства в военной и гражданской службе в 1722 году была принята Табель о рангах, разработаны Военный и Морской уставы.

      5. При Петре I были открыты залежи каменного угля в бассейнах, не утративших значения и в наши дни, - Донецком, Подмосковном Кузнецком. В Ухте обнаружили залежи нефти. В Петербурге в 1719 году были открыты

7

для бесплатного обозрения и пользования Кунсткамера, музей различныхредкостей, и библиотека, насчитывавшая 11 тысяч томов. Обоим учреждениям царь с самого их возникновения придавал просветительский характер. «Я хочу, - рассуждал он, - чтобы люди смотрели и учились».

     6. Была создана цепь профессиональных учебных заведений: Навигацкая, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы. При Посольском приказе была открыта школа для обучения иностранным языкам. Сложное горнозаводское производство требовало квалифицированных работников и инженеров. Были основаны школы при Олонецких и Уральских заводах.

Петр I вынашивал мысль об организации Академии наук. В 1724 году он утвердил проект устава Академии. Открытие Академии наук состоялось уже после смерти Петра – в 1725 году.

    7. При Петре I стали проводиться ассамблеи – места непринуждённых встреч, где верхи общества проходили школу светского воспитания. Была издана книга «Юности честное зерцало», в которой излагались правила поведения в семье, в гостях, в общественных местах и на службе.

 

    8. Царь окружал себя людьми, умевшими быть полезными делу, которому он беспредельно отдавался сам. Широкий круг лиц, с которыми он общался, позволял ему отыскивать способных помощников. «Короли не делают великих министров, но министры делают великих королей», - сказал когда-то  Петр I. Из окружения Петра I вышли военачальники и дипломаты, инженеры и администраторы. Это Лев Кириллович Нарышкин, Борис Алексеевич Голицын, Фёдор Матвеевич Апраксин, Александр Данилович Меншиков…

8

      9. Особенность жизни Петра I состоит в том, что его кипучая деятельность была столь многогранной, что фактически она является частью истории  страны. Трудно и, пожалуй, даже невозможно обнаружить такие области из истории России в первой четверти 18 века, в которые бы не вторгался Петр и не оказывал на них своего влияния: военное дело, дипломатия, экономическое и социальное развитие, наука, просвещение, флот, быт, государственное устройство – вот далеко не полный перечень дел, которыми он прославил своё имя.

Елизавета Петровна (1709-1761)

      1.Елизавета Петровна – российская императрица, дочь Петра I и Екатерины I, родилась в селе Коломенском под Москвой.

      Елизавета Петровна пришла к власти в результате дворцового переворота. В ночь с 24 на 25ноября 1741 года  Елизавета, опираясь на графа М.И.Воронцова, лейб-медика И.Лестока и своего учителя музыки Шварца и возглавив гвардейцев Преображенского полка, низвергла императора-младенца Ивана VI  и его мать, Анну Леопольдовну, и провозгласила себя царицей.

      2.Вступив на престол, Елизавета объявила возврат к принципам правления своего отца. Был ликвидирован Кабинет министров и восстановлены Сенат, Главный магистрат, Берг - и Мануфактур коллегии. При Елизавете была перевооружена армия. Россия в 1756-1763 годах участвовала в Семилетней войне, в результате чего сложились благоприятные условия для последующего роста политического влияния и

9

военной мощи страны. В 1740-х годах началось присоединение Казахстана к России.

     3.Экономика России при Елизавете переживала значительный подъём. 1 апреля 1754 года были отменены внутренние таможни, что привело к бурному развитию предпринимательства и внешней торговли. Были основаны первые банки: Дворянский, Купеческий и Медный. Основной капитал Купеческого банка был 500 000 рублей и составлялся из отчислений монетных дворов.

     4.В 1756 году Елизавета отменила смертную казнь и прекратила практику пыток;  строились инвалидные дома и богадельни. Укреплялось значение православного духовенства. За разговоры в церкви взымались штрафы.

    5.При Елизавете Петровне активно развивались наука, культура, искусство. В 1755 году был открыт Московский университет и первая гимназия. В1757 году возник русский национальный театр. В 1760 году

основана Академия художеств. В России появились гитара, мандолина, арфа и другие инструменты.

    6. Скончалась Елизавета в 1761 году и была похоронена в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

                                        Екатерина II (1729-1796)

     1.Во 2-й половине 18 века на севере Европы взошла ослепительная звезда новой русской императрицы Екатерины II, которую поэты славили под именем «Северной Семирамиды», а философы гордились честью лично

10

переписываться с нею. С её именем русская армия одерживала громкие победы во всех сражениях, она вывела Россию из хаоса смутных и шатких времён и наметила путь к дальнейшему процветанию.

    2.Это бывшая неизвестная немецкая принцесса волею случая попала в Россию, волею случая была вознесена на престол, но собственной железной волей придала ему неведомый доселе блеск и величие.    

    Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая принцесса София Фредерика Августа Анхельт-Цербстская) – российская императрица, родилась в прусском городе Штеттине.

     Опираясь на гвардию и преданных сподвижников, главными из которых были братья Орловы, 28 июня 1762 года Екатерина II низложила своего мужа, императора Петра III, и провозгласила себя самодержицей.

    3.В период её тридцатипятилетнего правления значительно увеличилась государственная территория России. Из 50 губерний 11 были приобретены в годы её царствования. Население страны увеличилось с 19 до 34 миллионов человек. Сумма государственных доходов выросла с 16 до 68 миллионов рублей. Были построены 144 новых городов, издано более 200 законодательных актов. Почти вдвое увеличилась армия, количество

кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов.

    4.В правление Екатерины II велись успешные войны с Турцией, в результате которых Россия утвердилась на Чёрном море, приобрела Приазовье, Кубань и Крым. Благодаря Георгиевскому трактату 1783 года с Грузией Россия распространила влияние на Северный Кавказ. Были

11

присоединены существенные части западноукраинских земель, Белоруссии и Литвы. В её правление началось освоение Аляски.

     5. Екатериной II был написан «Наказ», который осуждал рабство, отменял пытки и формулировал презумпцию невиновности. Время Екатерины II называют «эпохой просвещённого абсолютизма». В течение многих лет она переписывалась с Вольтером, Дидро, Гриммом и другими мыслителями.

    6.При Екатерине II были основаны в уездных городах доступные для всех школы – народные училища, преподавание в которых велось на родном языке. Также началось развитие женского образования: был открыт Смольный институт благородных девиц. С 1760-х гг. Санкт-Петербургской академией были организованы экспедиции с целью систематического изучения страны, особенно Урала, Приуралья, Алтая, Среднего и Нижнего Поволжья.

    7.Во время правления Екатерины II было введено обязательное прививание от оспы, причём Екатерина первая сделала себе прививку от болезни.

   8. Екатерина II была сотрудницей и вдохновительницей журнала «Всякая всячина», была автором комедий, написанных по образцу французских.

   9.Задолго до кончины Екатерина составила эпитафию для своего будущего надгробья: «Здесь покоится Екатерина Великая. Она прибыла в Россию в 1744 году, чтобы выйти замуж за Петра III. В четырнадцать лет приняла троякое решение: понравиться своему супругу, Елизавете и народу. Она не упустила ничего, чтобы добиться в этом отношении успеха. Восемнадцать лет, наполненных скуки и одиночества, побудили её прочесть много книг. Взойдя на российский престол, она приложила все старания к тому, чтобы дать своим подданным счастье, свободу и материальное благополучие. Она

легко прощала и никого не ненавидела. Она была снисходительна, любила жизнь, отличалась весёлостью нрава, была истинной республиканкой по своим убеждениям и обладала добрым сердцем. Она умела друзей. Работа давалась ей легко. Ей нравились светские развлечения и искусства».

   10. Екатерина Великая скончалась в ноябре 1796 года.

Александр II (1818-1881)

     1.Александр II Николаевич Освободитель – российский император, старший сын Николая I и Александры Фёдоровны, дочери прусского короля Фридриха-Вильгельма III, вступил на престол 19 февраля 1855 года.

     2. В 1856 году император заключил Парижский мир, с которым закончилась неудачная для России Крымская война. По случаю коронации 26 августа была объявлена амнистия политическим узникам. В 1857 году были упразднены военные поселения.

 

    3.Главным событием царствования  Александра II стала крестьянская реформа. 19 февраля 1861 года император подписал «Манифест об отмене крепостного права» и «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

    4. Александр II учредил земства, городские думы, реорганизовал судебную систему, ограничил цензуру. Много внимания император уделил военным преобразованиям: была введена всеобщая воинская повинность, создан броненосный флот, армия перевооружена нарезным оружием. Был сокращён

12

срок солдатской службы с 25 до 12 лет и отменены телесные наказания в армии.

    5.В 1864 году Александр II закончил многолетнюю Кавказскую войну, присоединив к России Северо-Восточный Кавказ; в 1860-х годах Казахстан полностью вошёл в состав России, к 1881 – большая часть Туркестана.

    6. Александр II большое внимание уделял образованию: была создана сеть народных училищ, реальные гимназии, открыты Высшие женские курсы.

    7.На  Александра II было совершено более пяти покушений. Он погиб в тот день, когда собирался дать ход конституционному проекту М.Т.Лорис-Меликова, сказав своим сыновьям: «Я не скрываю от себя, что мы идём по пути конституции».

      III.Слово учителя. Нам, живущим в 21 веке, надо знать и помнить – кто бы из Романовых ни находился на русском троне, каждый заботился о сохранении и приумножении российских земель, о процветании родного Отечества, о том, чтобы Россия была сильной и могущественной державой.

13

Список используемой литературы:

1.Г.Б.Пашков. Русь. Россия. Российская империя. – Москва: Центр Ком, 1997г.

2.50 великих правителей России. Энциклопедия. – Москва: Белый город, 2009г.

3.И.Н.Божерянов. Романовы. 300 лет служения России. - Москва: Белый город, 2007.

4.Н.И.Павленко. Пётр Первый и его время. – Москва: Просвещение, 1989.

5.С.Бестужева-Лада. Семирамида Севера.  – Журнал «Смена», 2012, № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В поисках служения Отечеству и музе

Внеклассное мероприятие в форме литературной гостиной, посвященное герою Отечественной войны 1812 года Денису Давыдову. Уже при жизни поэт-гусар стал легендой и русской армии, и русской поэзии. Верный...

«Начало XIX века – эпоха перемен великого служения Отечеству»

Цели: ·        познакомить учащихся с образовательной  системой Российской империи·        создать у учащихся представления о...

Долг служения Отечеству «Военная присяга- клятва на верность Родине»

ТЕМА: «Военная присяга- клятва на верность Родине»   ЦЕЛЬ: Воспитание чувства патриотизма, долга служения Отечеству, гордости за нашу армию и Родину. Присяга!-Священное слово,Его н...

Классный час «Воспитание души - истинное служение Отечеству»

Классный час «Воспитание души- истинное служение Отечеству»...

ДОКЛАД Тема: «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы служения Отечеству»

Материал содержит описание опыта работы МБОУ СШ № 6 по развитию духовно-нравственного воспитания в контексте служения Отечеству....

Право на имя: саратовский дворянин первой половины XIX в. П.И. Бекетов (еще одна восстановленная история служения отечеству)

Данное исследование посвящено героической судьбе малоизвестного героя Отечественной войны 1812 года, дворянина по имени Петр Иванович Бекетов. Герой нашего исследования может быть отнесен к лучшим сын...

Жизнь, посвященная служению Отечеству

В этом году, МОУ «СОШ №1 р.п. Новые Бурасы» отмечает полуторавековой юбилей – 150 лет со дня основания. За это время она имела разные названия: Школа для детей крестьян с ремесленным...