«Начало XIX века – эпоха перемен великого служения Отечеству»
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Цели:
· познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи
· создать у учащихся представления о русской культуре первой половине XIX века, обратить внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения русской литературы
· пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.
Задача: Почему Золотой век русской культуры?
План:
1. Просвещение первой половины 19 века
2. Русская литература первой половины 19века
Урок метапредметный Литература и история в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Начало XIX века – эпоха перемен великого служения Отечеству»
«Дней Александровых прекрасное начало».
А.С. Пушкин
Цели:
- познакомить учащихся с образовательной системой Российской империи
- создать у учащихся представления о русской культуре первой половине XIX века, обратить внимание на ту атмосферу, к которой создавались выдающиеся произведения русской литературы
- пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.
Задача: Почему Золотой век русской культуры?
План:
«Дней Александровых прекрасное начало», именно так охарактеризовал А.С. Пушкин эпоху 19 столетия. В это время происходят два решающих события, способствовавших подъёму национального самосознания русского общества.
КАК вы думаете какие? (война 1812 г., восстание декабристов).
Этот век назван в истории золотым. Век перемен. Первое, что было новым для России, это распространение просвещения.
ПРОСВЕЩЕНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Самый просвещенное сословие было дворянство.
Дворянство к началу XIX века было наиболее грамотным, образованным и культурным сословием в России.
В 1801 г. на престол взошел его Александр 1,внук Екатерины которая с детства воспитывала в будущем императоре любовь к прогрессивной литературе Западной Европы.
Молодой монарх для укрепления своего положения вынужден был искать новые общественные силы, которые он мог бы противопоставить и деятелям павловского времени .Положение государственной власти осложнялось и недовольством армии, крестьянскими выступлениями, напряженной международной обстановкой. В этих условиях обращение к реформизму казалось спасительным средством, которое привлекло бы на сторону правительства значительные круги просвещенного дворянства.
К подготовке целого ряда либеральных реформ были привлечены «молодые друзья» императора — князь А. Чарторыйский, граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, Н. Н. Новосильцев — младшее поколение богатейших и знатнейших дворянских семей. В 1801 году они составили неофициальное совещание, так называемый Негласный комитет.
В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения. Народное образование в России делилось на четыре ступени: 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии, 4) университеты.
Какие сословия учились в 1) приходские училища, 2) уездные училища, 3) гимназии?
Народное образование должно было осуществляться приходскими училищами, которые являлись первой, низшей ступенью общеобразовательной системы. Приходские училища образовывались как в городах, так и в деревнях при церковных приходах
Следующей ступенью образования по уставу 1804 года стали уездные училища с двухгодичным сроком обучения, создавались они в уездных и губернских .
Гимназии открывались в губернских городах.
К началу XIX века в Российской империи существовали три университета — Виленский, Дерптский и Московский. Значительным последствием реформы народного образования в начале XIX века было создание и новых университетов. Так в 1805 году было открыто два университета — один в центральном регионе России — в Казани, Другой — на Украине, в Харькове.
Наряду с общеобразовательными государственными школами в России существовала система закрытых учебных заведений для дворян. В большинстве своем это были военные училища — кадетские корпуса.
Одним из наиболее привилегированных закрытых учебных заведений в первой половине XIX века был Царскосельский лицей.
Презентация Хлус
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
XIX век — один из наиболее блестящих периодов в истории русской литературы. В это время были созданы величайшие творения русской классической литературы, получившие всемирное признание. И величие их определялось не только художественным совершенством, но и светом освободительных идей, гуманизмом, неустанным поиском социальной справедливости. Именно в этот период закладывались основы будущего литературного расцвета.
На смену классицизма приходит романтизм.
В то же время литература начала прошлого века — это литература дворянская: и писатели, и читатели принадлежали к I сословию. Более того, по выражению одного современника, наша литература была «одета в гвардейские мундиры и дипломатические фраки». Поэты Державин и Дмитриев были министрами, Грибоедов — дипломатом, адмирал Шишков в разное время совмещал с литературной деятельностью должности государственного секретаря, члена Государственного Совета, министра просвещения; А. Марлинский — популярный романист — был гвардейским офицером, Ф. Н. Глинка — писатель и поэт — подполковником, Д. Давыдов — герой 1812 года, поэт и баснописец — закончил Отечественную войну полковником. Были и «безмундирные» — Пушкин, Карамзин.
В чем чем историческое значение Отечественной войны 1812 г.?
(Удалось отстоять национальную независимость и государственную самостоятельность России.)
Белинский писал: «Двенадцатый год, потрясший всю Россию, из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил… возбудил народное сознание и народную гордость. Война 1812 года, можно сказать, прошла через русскую литературу. Прежде всего, многие писатели стали непосредственными участниками военных событий. Во всех сражениях кампании 1812 года участвовали кадровые офицеры Д. Давыдов(Киреев Я люблю кровавый бой) и Ф. Глинка (Квачев, Гришанков Вспомним, братцы…), имена которых были на устах у всех. Оба профессиональные военные, личности яркие и своеобразные, оставшиеся в памяти современников не только благодаря своей деятельности, но и личным качествам.
Русская литература была представлена романтизмом, родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783–1852). Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Народный характер — это характер героический, национально-самобытный.
Не было поэта, писателя который бы не затронул тему войны в своем творчестве. Пушкин «Наполеон», «Перед гробницею святой», «Полководец», «Евгений Онегин», Крылов «Волк на псарне»., и др. , Жуковский создал галерею героев 1812г., среди них стихи посвященные Кутузову, Багратиону, Раевскому, Давыдову и др, каждый из которых представлен в ореоле подвига. С ним он и вошел в историю. М.Ю. Лермонтов Бородино –вершина поэзии о войне 1812 г. Ни одно стихотворение 19 века не было таким актуальным даже во время ВОВ. Нет русского человека, любящего свою Родину который не знал бы наизусть Бородино.
Какие настроения в российском обществе преобладали после войны 1812 г.?(ожидание перемен, введение конституции, отмена крепостного права…)
Русский народ был главной силой, сокрушившей всеевропейское владычество Наполеона, но и в особенности тот, что в ходе титанической борьбы с вражеским нашествием русский народ впервые осознал свое право на социальную свободу. Пять лет спустя об этом со всею определенностью заявит Николаю I декабрист А. А. Бестужев. «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу, –– напишет он в своем письме к царю из Петропавловской крепости,–– тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России... Еще война длилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классе народа. „Мы проливали кровь, –– говорили они, –– а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа"... Тогда-то стали говорить военные: „Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить ее цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?"»
Политическая направленность общественных интересов, проникая в литературную среду и сочетаясь с романтическими тенденциями, выражалась в вольнолюбивых мотивах творчества ряда поэтов и писателей 1815–1825 годов, в тематике журнальных публикаций, в образовании литературных обществ, в которых обсуждались все волнующие вопросы современности. Литературная жизнь сочетается с жизнью общественной, становится ее фактором. Особенно ярко это проявилось в деятельности таких литературных обществ, как «Арзамас», «Зеленая лампа» (зарождение декабризма.
В Петербурге в 1819 г. возникает литературное общество «Зеленая лампа». В числе которых был: А. С. Пушкин и и его друг по лицею поэт А. А. Дельвиг, в этом обществе велись свободные разговоры на политические темы: «Открытым сердцем говоря насчет глупца.
Вельможи злого,
насчет Холопа записного,
Насчет небесного царя,
А иногда насчет земного»
В 1822 году начинает свое издание «Полярная звезда». В нем просматриваются две темы: 1) патриотической и гражданской свободы и 2) утверждение романтизма в русской литературе.. Писатели-декабристы распространяли среди своих соотечественников наиболее прогрессивные идеи эпохи. Рылеев, Дельвиг, Кюхельбекер и др.
Каковы были причины зарождения движения декабристов?(отсутствие перемен)
Дальнейшее развитие русского литературного романтизма, отличавшегося более активным характером, связано с деятельностью писателей, ставших затем членами декабристского «Северного общества», — Александр Бестужев, Кондратий Рылеев, Вильгельм Кюхельбекер; к этому же направлению относится и поэзия Пушкина 20-х годов, в которой видны яркие свободолюбивые мотивы, желание поднять дух ссыльных декабристов. (Пушкин «Узник», Хлюпов «во глубине сибирских руд», « К Чаадаеву»).
Беспримерным был подвиг русских женщин-жен декабристов. Первая отправилась за своим мужем в Сибирь княгиня Трубецкая, ее примеру последовала Волконская и др. Этот подвиг отражен в поэме Некрасова «русские женщины» (отрывок- Курносов, Качанова).
Презентация Черникова.
Почему Золотой век русской культуры?
(Первая половина XIX века вошла в историю как «золотой век» русской культуры. В это время были созданы величайшие произведения русской литературы, развивалась система образования, росло количество книгоиздательств, в музыке и искусстве утвердились реалистические начала.)
Вообще первая половина XIX в. - время небывалого взлета всех отраслей художественной культуры России: литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, скульптуры и архитектуры. То же самое можно увидеть и в научных отраслях. 19 век дал нам имена великих полководцев, героев и выдающихся русских писателей и поэтов.
Рефлексия .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демо-тест на тему: "Начало Великой Отечественной войны."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс
Демо-тест к теме: "Начало Великой Отечественной войны." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием теста...
В поисках служения Отечеству и музе
Внеклассное мероприятие в форме литературной гостиной, посвященное герою Отечественной войны 1812 года Денису Давыдову. Уже при жизни поэт-гусар стал легендой и русской армии, и русской поэзии. Верный...
Учебный фильм "Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери".
Как звучала музыка танцев эпохи барокко в исполнени старинных инструментов? А как она будет звучать на концерте выдающихся музыкантов на лоне природы и в рыцарском замке? Я попытался ответить на эти в...
Долг служения Отечеству «Военная присяга- клятва на верность Родине»
ТЕМА: «Военная присяга- клятва на верность Родине» ЦЕЛЬ: Воспитание чувства патриотизма, долга служения Отечеству, гордости за нашу армию и Родину. Присяга!-Священное слово,Его н...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Открытый классный час, посвящённый 400-летию преодоления Великой Смуты (начало 17 века) и возрождению Великой России: «Не будем «иванами», родства не помнящих»
Урок посвящается 400-летию преодаления Великой Смуты (начало 17 века) и возрождению Великой России....
Открытый урок. Русская культура Серебряного века. Конец 19 – начало 20 века – эпоха «всплеска» в науке и искусстве: литературе, музыке, живописи.
Разработка урока по литературе в 11 классе...