Применение ИКТ на уроках истории
статья по истории по теме
Данная cтатья является обобщением опыта работы с одним из способов использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности – презентациями. Может быть интересна для преподавателей истории, не имеющих опыта работы в этой области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
senina_l.i.primenenie_ikt_na_urokakh_istorii.docx | 119.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение ИКТ на уроках истории.
Автор: Сенина Людмила Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУСОШ №14 г. Тулы
Описание материала: данная cтатья является обобщением опыта работы с одним из способов использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности – презентациями. Может быть интересна для преподавателей истории, не имеющих опыта работы в этой области.
Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся необходимо создать такую обстановку на уроке, чтобы им было интересно. Именно интерес к происходящему дает желаемые результаты. Разнообразие форм и методов обучения, в т.ч. инновационных, позволяет не только повысить интерес, но и сделать учащихся соучастниками процесса познания.
Способов использования ИКТ множество:
1. работа учащихся на компьютере;
2. самостоятельное добывание знаний из информационных сетей;
3.работа с тестами в режиме онлайн;
4.работа с интерактивной доской;
5.дистанционное обучение;
6. индивидуальное использование мультимедиа-учебников, энциклопедий, справочников, DVD фильмов, аудиодисков, интерактивных наглядных пособий;
7.создание презентаций.
В своей практике я чаще всего использую презентации, как собственные, так и заимствованные у коллег. На примере работы с презентациями мне бы хотелось показать, как можно активизировать познавательные процессы учащихся.
Слайд 1. Способы активизации познавательной деятельности учащихся.
«Кнопки» на слайде являются интерактивными. С первого слайда можно перейти к любому интересующему вопросу (использованы гиперссылки). Таким образом можно оформить план урока, что уже, как правило, интересно учащимся.
Слайд 2. Проблемные вопросы и задания перед объяснением нового материала.
На примере темы «Война 1812 года» рассмотрим процесс внедрения проблемных заданий и вопросов.
По щелчку мыши на экране появляется вопросительный знак, затем сами вопросы: «Какие сооружения изображены на слайде? Что их объединяет?»
Первое изображение появляется так же по щелчку без подписи. Учащиеся (или учитель) дают название, после чего по щелчку оно появляется под изображением. После того как все изображения будут открыты, учащиеся отвечают на второй вопрос и тем самым называют тему урока, которая по щелчку высвечивается на экране.
При этом учащиеся используют уже имеющиеся знания, полученные из разных источников.
Далее появляются задания (все действия по щелчку), выполнить которое учащимся предстоит в конце изучения темы: «1.Определите характер войны для воюющих сторон. 2.Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812 г.»
Следующий слайд текстовый. Использование интерактивных методов работы («живая» карта, опорные схемы).
Интерактивные методы:
- «Живая» карта
- Отступление русских войск в начале войны
- Бородинское сражение
В презентации я использую две карты. Одна из них изображена на слайде 3.
Перейти к ним можно по гиперссылке. Стрелки на карте оживают по каждому щелчку мыши.
- Составление опорной схемы.
В качестве закрепления изученного на уроке учащиеся составляют опорную схему «Бородинское сражение», отвечая на вопросы:
- Когда произошла битва?
- Где находилось Бородинское поле?
- Соотношение сил перед началом сражения
- Потери сторон
Каждый правильный ответ сопровождается появлением части схемы. Слайд 4.
Заполнив схему, учащиеся отвечают на вопрос: «Кто одержал победу в Бородинском сражении?» (Вопрос на экране).
Слайд 5. Картинная галерея.
Благодаря ИКТ, стали доступны самые разнообразные дополнительные материалы, в т.ч. иллюстративные, которые позволяют развивать образное мышление учащихся, расширяют знания учащихся в области культуры. Иллюстрации можно использовать на разных этапах урока:
- объяснение нового материала сопровождается показом репродукций;
- после объяснения учащиеся по репродукциям восстанавливают ход событий;
- по репродукции узнают событие и дают его краткую характеристику.
Презентацию я так же использую для работы с тестами. Слайд разделен при помощи цветовой гаммы на 2 варианта. Учащиеся выполняют работу. Слайды можно переключать по щелчку или автоматически по времени, в зависимости от навыков учащихся. Затем – проверка. Причем не просто дан «ключ», а продублирован тест с правильным вариантом ответа.
Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся при помощи игр, например, «Своя игра», «Ребусы», «Назови дату». Игры любят ребята любого возраста. А проводить их можно на любом этапе обучения. «Свою игру» целесообразно применять на повторительно-обобщающих уроках.
Домашнее задание.
Благодаря презентациям дети стали более активны: просят дать им возможность не просто подготовить презентацию, но и выступить с ней. Благодаря чему, у многих постепенно исчезает страх перед публичным выступлением. Кроме того, учащиеся приобретают навыки поиска, анализа, отбора, изложения материала, расширяется их кругозор. Правда, у некоторых возникает соблазн скачать из интернета готовую презентацию или она составляется механически, т.е. копируют фрагменты текста, даже его не прочитав. Чтобы избежать этого, указываю заранее, что именно должно содержаться в работе.
Работа с презентациями применяется и во внеклассной работе. Заинтересованные учащиеся с удовольствием принимают участие в различных конкурсах с их использованием.
В презентации можно включать музыку, фрагменты видеофильмов, диаграммы, таблицы, документы, что делает уроки и внеклассные мероприятия не просто насыщенными, но, действительно, интересными.
Благодаря работе с презентациями, учитель имеет возможность проводить урок с минимальными потерями времени: не надо делать записи на доске, раскладывать раздаточный материал, развешивать иллюстрации и карты… Презентация составляется (подбирается) с учетом особенностей класса, что дает возможность повысить эффективность урока.
При подготовке презентаций следует учитывать, что презентация – не самоцель, а лишь средство достижения цели. Поэтому необходимо следовать следующим правилам:
- не должно быть перегруженности текстом, наглядно-иллюстративным материалом, анимационными эффектами,
- дизайн должен соответствовать содержанию и не отвлекать внимание на себя;
- презентации не должны быть однообразными, что приводит к постепенному ослаблению внимания и потере интереса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бинарный урок истории и обществознания в 11 классе "Тоталитаризм в мировой истории и в истории СССР в 30-е годы XX века"
Бинарный урок разработан мной и коллегой Тихоновой И.А. Сочетает в себе несколько разныйх педагогических стилей - урок-лекция, исследовательский урок, но главное, содержит элементы подготовки к ЕГЭ и ...
Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...
Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"
При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...
Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 8. "Жизнь египетского вельможи"....
Презентации к уроку истории по учебнику Вигасина А. А. по всеобщей истории. История Древнего мира - 5 класс.
Презентация к параграфу 9. "Военные походы фараонов"...