Жизнь советских людей в 1953 - 1964 годы. "Семь "К" Никиты Сергеевича"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Повторительно - обобщающий урок в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sem_k_nikity_sergeevicha_-_11_klass.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Жизнь советских людей в 1953 - 1964 годах»
(Семь «К» Никиты Сергеевича)
Тип урока: повторительно - обобщающий
Вид урока: урок - портрет эпохи (урок погружения в историю)
Цель урока: обобщить знания учащихся об основных реформах Хрущева
в политической, социально - экономической, духовной
областях;
определить особенности жизни и быта советских людей в
1953 - 1964 годах;
основные черты и характер хрущевского десятилетия;
продолжить формирование умений анализировать, обобщать,
сравнивать, работать с художественным и учебным текстом,
документами, предметами быта, музыкальными произведениями
и кинодокументами, оценивать события.
Оборудование урока:
В углу кабинета - уголок хрущевской квартиры с предметами быта, собранными учащимися:
- стол, накрытый вышитой скатертью, статуэтки;
- журналы «Огонек», произведения В.И.Ленина;
- вышитые работы
- пластинки
- вязаный половик
- гитара, магнитола
- коллаж
- кинофильм «Карнавальная ночь»
Опережающее задание:
1. Создать художественный образ десятилетия (коллаж из иллюстраций)
2. Приготовить сообщения о реформах Хрущева
3. Приготовить сообщение о жизни и быте жителей п. Хужир в 1950 - 1960 годы
4. Инсценировать анекдоты
5. Создать музыкальный образ десятилетия (попурри песен)
6. Собрать предметы быта того времени и воссоздать уголок хрущевской
квартиры 1950-х годов.
План урока:
1. Основные общественно - политические события 1953 - 1964 годов.
2. Социально - экономическая политика и положение колхозников
3. Промышленность, жизнь и быт горожан
4. Повседневная жизнь, быт и успехи жителей п. Хужир
5. Художественный и музыкальный образ десятилетия.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы завершаем изучение раздела истории России «Первые попытки
десталинизации СССР в 1953 - середине 60-х годов». Истоки многих сегодняшних
процессов и событий лежат в том десятилетии, когда у руля государства стоял
Никита Сергеевич Хрущев.
I. Политическая жизнь страны
Просмотр фрагментов х/ф «Карнавальная ночь»
Вопросы: 1. Какими словами можно определить настроение и чувства советских людей,
встречающих Новый год?
2. Какие политические события обусловили надежду на свободу и счастье?
(Учащиеся рассказывают о возвращении людей из тюрем, реабилитации
жертв политических репрессий и целых народов, о разоблачении культа
личности Сталина на XX съезде КПСС)
II. Сельское хозяйство
Сообщение учащегося о реформах в области сельского хозяйства
Задание: По ходу ответа одноклассника оценить реформы Н.С.Хрущева в области
сельского хозяйства. Для этого в тетради составить динамическую таблицу.
Таблица на доске:
Реформы (меры) | Последствия |
|
|
Вывод: Меры в области сельского хозяйства непоследовательны, противоречивы и
неоднозначны.
III. Промышленность и быт людей
Сообщение учащегося о реформах в области промышленности
Сообщение учащегося о жизни и быте горожан
Сообщение учащегося о реформах в области образования
Задание: Выписать в тетрадь основные достижения в области промышленности, изменения
в жизни людей.
- массовое строительство благоустроенного жилья
- введение семичасового рабочего дня
- снижение пенсионного возраста
- запуск искусственного спутника Земли
- первый полет человека в космос
- создание атомных станций
- строительство атомного ледокола «Ленин»
- введение всеобщего 8-летнего образования
Вывод: Советские люди испытывают радость, гордость, надежду в светлое будущее -
коммунизм.
IV. История п. Хужир в 1950-1960 годы
Сообщение учащегося о жизни жителей п. Хужир в 1950 - 1960 годы
Задание: Выписать в тетрадь основные достижения социально - экономического развития
поселка в 1950 - 1960 годы.
- 1955 -1962 - флот пополняется железными кораблями
- 1957 - рыбоконсервный цех
- кирпичный завод
- жилищное строительство
- расширение цехов рыбозавода
- 1962 - круглосуточное электроснабжение
- создан овцеводческий совхоз «Ольхонский»
- 1953 - в школе вводится производственное обучение
V. Духовная жизнь общества
Инсценирование анекдотов
1. Армянское радио спрашивают:
- Нужна ли в русском языке буква «М»?
Армянское радио отвечает:
- Не нужна. Мяса нет, маргарина нет, молока нет. Маленкова нет, Молотова тоже нет. Остался один Микоян, и тот не русский.
2. Армянское радио спрашивают:
- Почему у нас такие перебои в снабжении мясопродуктами?
Армянское радио отвечает:
- Мы идем к коммунизму настолько быстро, что скот не поспевает за нами.
3. Армянское радио спрашивают:
- Почему нет обуви в магазинах?
Армянское радио отвечает:
- Потому что босиком легче догнать и перегнать Америку.
4. Армянское радио спрашивают:
- Какая разница между Хрущевым и ракетой - носителем?
Армянское радио отвечает:
- Ракета - носитель сперва поднимается вверх, а затем разгоняет спутник, а Хрущев сперва разгоняет спутников, а затем поднимается вверх.
5. Армянское радио спрашивают:
- Почему Хрущев отказался ввести шестичасовой рабочий день?
Армянское радио отвечает:
- На просьбу рабочей делегации он ответил: «Потому что вы и так работаете полдня, а вторую половину анекдоты обо мне рассказываете».
6. Армянское радио спрашивают:
-За что сняли Хрущева?
Армянское радио отвечает:
- За семь «К»: культуру, коммунизм, кукурузу, Китай, краснобайство, Кубинский кризис и кузькину мать.
Вопросы: 1. Какая черта времени проявилась в анекдотах особенно ярко?
( свобода, демократия)
2. Какие чувства и настроения отразились в анекдотах?
( в условиях демократии усиливается недовольство политикой Хрущева)
Учитель: Настроения людей и характер эпохи передают ярко поэзия и музыка.
Задание: Определите характер песен, стихов, настроение и чувства советских людей.
Мы все привыкли кое-как
Трудиться - так нас приучили.
И в результате - часто брак
И бедность, что мы заслужили.
Царит посредственность везде,
Зажав таланты жадной пастью.
Уселись в тепленьком гнезде
Торговки вместе с местной властью.
А бюрократ всегда готов
Вильнут хвостом, когда угроза.
И бьется бедненький Хрущев
С такою кучею навоза.
В.А.Попов, самодеятельный поэт, 1963 г.
Попурри популярных песен 1950 - 1960 годов
VI. Заключение
1. Учащиеся комментируют коллаж (художественный образ ) десятилетия. Они указывают главные черты и особенности хрущевского десятилетия.
Учитель: Г.Попов сказал о деятельности Хрущева, что это уникальная энциклопедия
гигантского количества интереснейших экспериментов. Только годы революции
могут сравниться с этим по богатству опыта, но в этой энциклопедии два тома:
в белой и черной обложках…
Вопрос: Что вы обернете в черную или белую обложки? Какие его деяния занесете
в список того или другого цвета?
2. По итогам урока составляется таблица «Основные черты хрущевского десятилетия»
Сфера | Позитивные черты | Негативные черты |
Политическая | Десталинизация Демократизация | Культ личности |
Экономическая | Создание основ индустриального общества | Продовольственный кризис |
духовная | Оттепель | Партийно - государственный контроль |
Учитель: Я хочу закончить урок словами Н.С.Хрущева: «Я знаю, все будут говорить
по-разному. Одни освобождение людей вспомнят, другие - кукурузу,
третьи - жилищную политику, четвертые - когда я, когда с мясом стало плохо,
начал с абстракционистами бороться. Все было. Но самое главное - все мы,
весь народ, и те, кто был там, за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь,
по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное.
Это теперь так просто у народа не отнять. Это не пропадет, прорастет».
Домашнее задание: Обсудите дома с родителями проблему: перестройка 1980 - 1990 годов
близка по духу хрущевской оттепели. Какие уроки мы можем вынести
из хрущевского десятилетия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока на тему:"Изменения политической системы в СССР (1953-1964)" с применением технологии РКМЧП
Разработка урокаТема урока: Изменения политической системы в СССР (1953-1964) с применением технологии РКМЧП...
Тест:" СССР в 1953 - 1964 гг.: попытки реформирования общества".
Тест для 9-го класса по теме: "СССР в 1953-1964 гг. : попытки реформирования общества", удобно использовать для закрепления урока по этой теме. Есть задания на знания дат, событий, терминов....
Презентация по теме урока: «Экономика СССР в 1953-1964 годах».
Презентация к уроку по истории России по теме: "Экономика СССР в 1953-1964 годах"....
Презентация урока истории 9 класс"Изменения политической системы 1953-1964 гг."
познакомить учащихся с основными изменениями политической системы в 1953-1964 гг.;помочь уяснить причины возвышения Н.С. Хрущёва и причины его отстранения от власти...
"Оттепель" в духовной жизни: СССР в 1953 - 1964 гг.
Презентация предназначена для уроков по истории России в 11 классе. В ней показывается духовная жизнь общества во времена "оттепели" (1953-1964 гг.)...
Материалы к уроку истории России 11 класс по теме "Духовная жизнь советского общества в 1953-1964гг."
Данный материал содержит разработку урока по теме "Духовная жизнь советсткого общества в 1953-1964гг.", рабочая тетрадь по теме "Духовная жизнь советсткого общества в 1953-1964гг.) с заданиями для под...
Презентация урока ПЕРЕМЕНЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ»
ПЕРЕМЕНЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ПЕРИОД «ОТТЕПЕЛИ»...