Педагогический проект "Бумага ручной работы"
проект по истории (5 класс) по теме
Название: «Бумага ручной работы»
Разработчик: Пшеворская Галина Владимировна, учитель истории МБОУ «СОШ № 7»
Организация-разработчик: МБОУ «СОШ № 7», г.Лысьва, ул. Кузьмина, 26, тел. (34249) 2-14-16, e-mail: sosh7@lysva.in
Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный
Срок реализации: ноябрь – декабрь 2012г.
Участники: учитель истории, учащиеся 5 классов МБОУ «СОШ № 7».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bumaga_svoimi_rukami.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Педагогический мини-проект
«БУМАГА РУЧНОЙ РАБОТЫ»
Разработчик проекта:
Пшеворская Галина Владимировна,
учитель истории МБОУ «СОШ № 7
г. Лысьва,2012г
Название: «Бумага ручной работы»
Разработчик: Пшеворская Галина Владимировна, учитель истории МБОУ «СОШ № 7»
Организация-разработчик: МБОУ «СОШ № 7», г.Лысьва, ул. Кузьмина, 26, тел. (34249) 2-14-16, e-mail: sosh7@lysva.in
Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный
Срок реализации: ноябрь – декабрь 2012г.
Участники: учитель истории, учащиеся 5 классов МБОУ «СОШ № 7».
Введение
Проблема переработки мусора остро стоит во всем мире и периодически обсуждается экологами. Что касается бумажных отходов (макулатуры), то их вторая жизнь позволяет сохранить немалое количество деревьев, а это очень актуально для окружающей нас природной среды, которую чистой и благополучной в данное время назвать нельзя.
Получая из макулатуры такую необходимую всем нам бумагу, люди не только сохраняют леса, но также экономят воду и энергию. А это означает, что сокращается количество вредных отходов и уменьшается общее загрязнение окружающей среды. Если человек вырастает в обществе, которое заботится об окружающей природе, а также осознанно и ответственно относится к экологии, ее проблемам, то можно не сомневаться, что он будет всегда придерживаться соответствующих правил. Переработка макулатуры позволяет уменьшить количество технико-бытовых отходов и сберечь лесные насаждения на планете.
Известно, что 1 тонна бумаги, изготовленная из макулатуры, сберегает 17 деревьев, 30000 литров воды, 2000 Квт/ч электроэнергии.
Кроме того, из использованной бумаги можно изготовить прекрасные сувениры и поделки, а также бумагу, которая пользуется большим спросом во многих странах.
Очевидно, что существует необходимость в изучении производства бумаги, истории её появления и способа получения бумаги ручной работы.
Это и определило тему проекта.
Мотивация учащихся к познавательной деятельности является одной из основных задач современной школы. Это обусловлено обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.
Тема: Бумага ручной работы
Гипотеза: используя определенный набор инструментов, приспособлений и материалов, можно получить бумагу ручной работы в домашних условиях.
Цель: получение бумаги ручной работы.
Задачи: 1. Используя метод анкетирования, выяснить информированность
учащихся 5 классов по теме проекта.
2. Изучить историю появления бумаги.
3. Выяснить способ получения бумаги ручной работы.
4. Получить бумагу ручной работы.
Объект исследования: использованная бумага
Предмет исследования: способ получения бумаги ручной работы.
План реализации проекта
№ | Этап/Мероприятие | Сроки | Ответственные | Результат |
1 | Анкетирование | 1-15 ноября 2012г. | Организатор проекта | Определить уровень информированности среди учащихся 5 классов. |
2 | История появления бумаги | 16-30 ноября 2012г. | Организатор проекта | Информированность о появлении бумаги и распространение по всему миру. |
3 | Исследование : способы получения бумаги ручной работы. | 15-20 декабря 2012г. | Организатор проекта | Изучение способов изготовления бумаги ручной работы и выбор одного для реализации поставленных целей. |
4 | Изготовление бумаги ручной работы. | 20-25 Декабря 2012г. | Организатор проекта | Привлечение ребят для изготовления открыток из бумаги ручной работы. |
I этап
Среди учащихся 5 классов мною было проведено социологическое исследование.
Были предложены следующие вопросы:
- Из чего изготавливают бумагу?
- Можно ли получить бумагу в домашних условиях?
В результате данного анкетирования было выяснено:
II этап
История появления бумаги.
В поисках материла для закрепления мыслей людей в разные времена использовали черепицу, керамические вазы, металлические зеркала, медные, золотые и свинцовые пластинки. Древние египтяне рисовали свои иероглифы на папирусе – тонких листах из спрессованной сердцевины болотного растения – папируса, который специально выращивали. В Европе в средние века пользовались для рукописей пергаментом – особо обработанной телячьей кожей, металлом и воском. В Древней Руси писали письма на бересте – тонко снятой березовой коре. Но все эти носители информации имели свои недостатки: либо были тяжелы, громоздки, трудоемки, плохо хранились.
Изобрели бумагу в Китае. До изобретения бумаги китайцы писали свои письмена на деревянных навощенных дощечках, потом на шелке тушью, но шелк стоил дорого. Зато от шелка оставалось много обрезков, их размачивали и вручную растирали между камнями, полученную кашицу наливали на гладкую поверхность, например, на отшлифованную каменную плиту, и прижимали другим отшлифованным камнем. Кашица высыхала, превращалась в тонкую лепешку.
По археологическим данным, первые листы бумаги были произведены в Китае (Кантоне) в 123 г. н.э. В одном из древних китайских храмов стояло изображение человека с открытым и умным лицом. Множество людей ежегодно воздавало ему всяческие почести. В течение многих веков этого человека почитали как бога, ему поклонялись, приносили жертвы. Этого человека – Цай Луня - считают изобретателем бумаги. В китайских летописях говорится: « Он изобрёл производство бумаги, и слава его живёт до сих пор…»
Следует сказать, что не человек первым начал делать бумагу из древесины — ее «изобретателями» были некоторые виды ос. Они строят свои гнезда так: рабочие осы (неразвитые самки) весною сгрызают молодые зеленые побеги деревьев, пережевывают их и при этом отделяют волокна (клетчатку). В слюне ос есть клей, и таким образом получается клейкая масса, состав которой тот же, что и бумаги: клетчатка древесины или соломы и клей. Из этой клейкой массы осы строят свои гнезда, делают основу, прикрепляющую гнездо к дереву, стене и пр. Прочность осиных гнезд позволяет им существовать много лет, сопротивляясь дождю, снегу и ветрам. А чтобы оторвать такое гнездо от места, куда оно прикреплено, иногда нужно применить большую силу. По своему составу (если не принимать во внимание приносимую ветром в гнезда пыль) осиные гнезда до мелочей схожи с мягкими, шелковистыми сортами бумаги, производимыми в Китае и Японии.
Согласно легенде придворный советник Цай Лунь заметил, как оса зачем–то пережёвывает мелкие кусочки бамбука, смачивает их слюной и скатывает в шарик. Потом он увидел, что оса растаптывает шарик в плоский лист и делает из него новую стенку для гнезда. Цай Лунь поступил почти также: с внутренней коры тутового дерева он отделил тонкие белые волокна, потом размочил их в воде, растолок, получив волокнистую кашеобразную массу. Когда эта масса была готова, начиналось черпание – сам процесс создания и приготовления бумажного листа. Черпальная форма – деревянная рама, на которой натянута сетка, сделанная из тонких бамбуковых прутьев или шелковых ниток. Её погружали в ёмкость, где находилась измельченная масса, а затем быстро вынимали. При встряхивании рамы вода просачивалась сквозь отверстия, а на поверхности оставался тонкий слой переплетённых между собой волокон. Нужно было только спрессовать похожий на войлок слой, уплотнить, разгладить и высушить под солнцем на бамбуковом сите. Получался лист, удобный для письма. Позже в изготовленную по рецепту Цай Луня бумагу стали добавлять крахмал, отчего она становилась ещё белее и эластичнее. Бумагу стали изготавливать разных форматов, цвета, веса и даже пропитывали специальными веществами, которые отпугивали вредным насекомых или ароматно благоухали.
Способ изготовления бумаги китайцы в течение многих веков держали в тайне. Но случилось непредвиденное. В Туркестане не поделили что-то между собой два хана, один из них обратился за помощью к китайскому императору. Этот поступок не понравился арабскому халифу, который послал армию сразу против обоих ханов, и в 751 году на реке Талас, недалеко от Самарканда, произошла битва. Помощь императора не помогла ханам, они были разбиты. Среди пленников, приведенных в Самарканд, оказались и китайские мастера, умевшие делать бумагу из волокон дуба, шелковицы, льна. Так как этого сырья в Самарканде в достаточном количестве не нашлось, то волокно стали извлекать из бывших в употреблении тканей.
Только в Х веке в Европе впервые появилась бумага, сваренная из размолотых старых тряпок. Первой в Европе начала делать бумагу Испания, переняв искусство ее изготовления у своих завоевателей – арабов. Это произошло в середине ХП века. Через несколько десятков лет бумага появилась в Италии, Франции, Венгрии, Германии, России, Голландии, Швеции.
В Россию бумага пришла позже, чем во многие другие европейский страны. Этот товар Россия закупала более 260 лет. Собственное изготовление бумаги началось в царствование Ивана Грозного. Не случайно к этому времени относится и зарождение книгопечатания на Руси.
Большое развитие бумажное дело получило при Петре 1. В 1714 году под Петербургом по указу царя была заложена первая бумажная мельница и через два года царю преподнесли первую российскую бумагу. Появилась также гербовая бумага при Петре 1, который ввел своеобразный налог, так называемый гербовый сбор, через продажу гербовой бумаги. Устанавливались три разряда такой бумаги с изображением большого, среднего и малого орла. Документы на покупку земель, крепостных людей, поместий могли оформляться только на бумаге с большим орлом. Просуществовала гербовая бумага до 1874 года. С этого времени ее место заняла гербовая марка.
Шли годы, росла потребность в бумаге, и сырья для нее не стало хватать. В начале прошлого века шла «великая битва» за тряпье. Разные страны по-своему искали выход из положения. Англия старалась покупать тряпье в соседних странах. Франция, Бельгия, Испания, Голландия и Португалия запретили его вывоз. Существовали даже «черные рынки», на которых за это тряпье платили большие деньги. Предприниматели пускались на разные хитрости. Так, чтобы купить книгу в Нью-Йорке, в одно время недостаточно было заплатить за нее деньги, нужно было сдать определенное количество тряпок. Издатели газет предлагали бесплатную подписку каждому, кто принесет определенное количество тряпья.
Когда повсюду начали выходить газеты, печататься книга, а школьникам понадобились учебники и тетради, тряпья стало не хватать. Требовалось найти материал, который заменил бы тряпье. И тогда начались поиски сырья для изготовления бумаги. Ещё в 1719 году французский физик Реомюр, изобретатель термометра, высказал мысль о том, что таким материалом может быть древесина. Предложение Реомюра было осуществлено только в 1843 году немецким переплетчиком Фридрихом Киллером. Он измельчил древесину, смешал её с тряпичной массой и получил хорошую, плотную бумагу. Так бумагу научились изготовлять из древесины.
Как только в середине прошлого века удалось выделить из древесины ценное вещество – целлюлозу, с кустарным производством бумаги было покончено, началось ее массовое производство. Химия позволила не только выделить целлюлозу, но и облагородить ее. С помощью различных химических реагентов ей придают ту или иную степень белизны, прочности, изготавливая в результате различные виды бумаги.
III этап
Способы производства бумаги.
- способ
Основой для производства бумаги служит древесина. Ежегодно для производства бумаги в мире срубаются миллионы деревьев. На бумажных фабриках брёвна очищаются от коры и перерабатываются одним из двух возможных способов: их либо размалывают в особых устройствах, получая древесную массу («щепу»), либо же нагревают в больших автоклавах со щёлочью для химического разложения древесины.
II-способ
Макулатура- её применение способствует снижению расхода древесины для производства бумаги, что очень важно с экологической точки зрения. На бумажных фабриках макулатура предварительно обесцвечивается, размалывается и смешивается с древесной массой. Также для производства бумаги в качестве сырья может использоваться ветошь - тряпичное сырьё не синтетического происхождения.
III-способ
Постоянно ведутся поиски нового сырья для изготовления бумаги. В Венгрии, например, построили установку для производства бумаги из листьев деревьев. И бумага при этом не уступает по качеству обычной, но позволяет сэкономить миллионы кубометров ценной древесины – сохранить леса.
IV-способ
Можно изготовить бумагу ручной работы из древесины (еловых, березовых или других опилок, сохраняющих запах). Есть бумага, сделанная из чистого шелка, из смеси древесины и шелка, в которой сочетаются прочность первой и мягкость второго. Мастера изготовят бумагу даже из фруктовых волокон, например из банана или апельсина, причем такая бумага будет иметь нежно-оранжевый натуральный цвет. Экспериментируют мастера и с волокнами моркови, свеклы и многих других растений.
V- способ
Бумагу можно изготовить из старых газет, журналов, туалетной и офисной бумаги по разным методикам. Наиболее сложным оказался процесс получения бумаги из старых журналов, так как листы в них лощёные и требуют более длительного, по времени, намокания и последующей сушки. Из старых газет бумага получается серой и требует отбеливания. Изделие из туалетной бумаги получается тонким и хрупким, поэтому необходимо больше добавлять клея. Цвет можно получать путем добавления различных красителей. Красители бывают натуральными, полученными из различных растений и ягод, и химическими.
VI –способ
«Изобретателями» бумаги были некоторые виды ос. Они строят свои гнезда так: рабочие осы (неразвитые самки) весною сгрызают молодые зеленые побеги деревьев, пережевывают их и при этом отделяют волокна (клетчатку). В слюне ос есть клей, и таким образом получается клейкая масса, состав которой тот же, что и бумаги: клетчатка древесины или соломы и клей. Из этой клейкой массы осы строят свои гнезда, делают основу, прикрепляющую гнездо к дереву, стене и пр. Прочность осиных гнезд позволяет им существовать много лет, сопротивляясь дождю, снегу и ветрам. А чтобы оторвать такое гнездо от места, куда оно прикреплено, иногда нужно применить большую силу. По своему составу (если не принимать во внимание приносимую ветром в гнезда пыль) осиные гнезда до мелочей схожи с мягкими, шелковистыми сортами бумаги, производимыми в Китае и Японии.
Для реализации проекта подходит 5 способ.
V этап
Изготовление бумаги ручной работы.
Средства для реализации работы по изготовлению бумаги ручной работы:
старые коробки, газеты, старые тетради, ведро, вода, бумажный клей, миксер, полотенце.
ПОРЯДОК РАБОТЫ:
1.В ведро с водой мелко нарвать бумагу. Немного подождать, чтобы бумага размокла. Добавляем бумажный клей.
2.Миксером взбиваем до однородной массы.
3.Выкладываем на полотенце полученную массу и оставляем до полного высыхания.
4.Оформляем полученный лист , как новогоднюю открытку, на лист накладываем столовую салфетку с новогодней темой и промакиваем влажным полотенцем (салфетка после высыхания приклеется ).
5. По рисунку салфетки , используя гуашь, блёстки и др. подручные средства заканчиваем оформление открытки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Главным результатом работы является :
- интерес учащихся к поиску информации;
- работа с информацией;
- использование полученных знаний для творчества.
Литература
1. Богданов В.В, С.Н. Попова. Истории обыкновенных вещей. Изд. «Педагогика-Пресс», М., 1992, с. 70-76
2. Большая Российская энциклопедия
3. Технология бумаги, М., 1992 г.
4. Что такое. Кто такой. Т.1. – М.: Педагогика,1990.
5. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка
6. Ресурсы Интернет
http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8947&iid=372
http://turist.rbc.ru/news/02/08/2007/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по технологии 5 класс. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"
Урок по технологии для учащихся 5 класса. Тема: "Терминология ручных работ. Выполнения ручных стежков и строчек".Цель урока: дать общие понятия о терминах, применяемых при выполнении ручных рабо...
технология 5 класс. Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек.
Презентация к уроку по технологии для учащихся 5 класса. "Терминология ручных работ. Выполнение ручных стежков и строчек"....
Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.
Цели: сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...
Педагогический проект «Проектирование методической работы, направленной на развитие профессионально- педагогического потенциала»
Описание разработки и реализации проекта....
Практическая работа «Ручные стежки и строчки, терминология ручных работ»
Практическая работа «Ручные стежки и строчки, терминология ручных работ»...
Конспект к уроку учебной практики на тему: Ручные работы. Выполнить основные приемы ручных работ
Ознакомить с инструментами и приспособлениями, ознакомить обучающихся с терминологией ручных работ, учить выполнять ручные сметочные, заметочные, наметочные строчки, необходимые для изготовления издел...
Проект мыловарение с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития. «Мыло ручной работы – частичка души в руках…»
Психолого - педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для развития и реабилитации ребенка. Занятия по формированию предметно...