Рабочая программа по истории 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме

Людмила Петровна Мидакова

Рабочая программа по истории 5 класс, автор А.А. Вигасин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc299 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное основное общеобразовательное учреждение

«Кукшумская основная общеобразовательная школа»

Ядринского района Чувашской Республики

Рассмотрена на заседании МС

Протокол № ___

от ____________

Согласована

 Зам.директора

по УВР

______В.А.Корчева

Утверждена  приказом № __

от____  августа 2013г.

директор МБОУ «Кукшумская ООШ»

Кркалевский Н.А. _________

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

Учебный предмет   ИСТОРИЯ

Ступень образования    ОСНОВНАЯ

Класс     5

Срок реализации программы  2013-2014 учебный год

Количество часов  70 ( 2 часа в неделю)

Программы, на основе которой разработана данная рабочая программа: 

- программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина-А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н.И.Шечвченко и др) .-

М.: «Просвещение», 2011 г.;

Ф.И.О. учителя, составившего данную программу - Мидакова Л.П. учитель обществознания

Кукшумы  

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе

- федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования;  

- программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина-А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н.И.Шечвченко и др) .- М.: «Просвещение», 2011 г.

Программа составлена  для базового уровня обучения.

Программа рассчитана на 70 часов (из расчета 2  учебных часа в неделю).

Данная рабочая программа предназначена для работы по следующему учебнику:

А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая. История Древнего мира: М. «Просвещение», 2007 г.

Данный учебник рекомендован Министерством образования, соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г., обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории в основной школе (базовый уровень).

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

 Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

— овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

— формирование способности к самовыражению, само- реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Перечень учебно-методического комплекта

Учебно-методический комплект для учителя:

Вигасин А.А. Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира.5 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007

Арасланова О.В. Поурочные планы к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира.» 5 класс.-М.ВАКО, 2005.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2007 г.

Репин А.В.. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, 2012 г.

Атлас и контурные карты по истории Древнего мира 5 кл., М., Дрофа.

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

В результате изучения истории ученик должен

Базовые компетенции: знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

Ключевые компетенции: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке выпускников основной 9-летней школы по отдельным курсам истории.

История  Древнего мира::

 1.1 Объяснять смысл терминов “до н. э.”, “н. э.”.

2.1. Называть имена:

а) наиболее известных прaвителей;

б) основателей мировых религий;

в) представителей и памятники культуры древнего мира.

3.1. Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.

4.2. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.

4.3. Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных coopужений; предметов быта; произведений искусства.

5.2. Называть характерные, существенные черты:

5.2.1. политического строя в государствах древности;

5.2.2. положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);

5.2.3. религиозных верований людей в древнем мире

5.4. Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.

6.0. Владеть компетенциями:

информационно-поисковой;

учебно-познавательной;

коммуникативой

рефлексивной;

6.1.Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся

В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.

Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.

Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

% выполнения

менее

32

32-57

58-84

85-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Количество контрольных работ  - 5

Содержание программы

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Введение (1ч)

Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

Свидетельства древней истории на территории нашей страны, нашего родного края

РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.

Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч)

Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.

Появление неравенства и знати. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Повторение (1 ч)

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Тема З. Счёт лет в истории (1 ч)

Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20ч)

Тема 4. Древний Египет (7 ч)

Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Пила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.

Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Повторение ( 1 ч)

 Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч)

Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы  учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.

Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.

Тема б. Индия и Китай в древности (4 ч)

Природа и люди древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. древнейшие города. Вера в переселение душ.

Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Инди царём Ашока.

Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Повторение. (1 ч)

Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.

РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч)

Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и.поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада.  Греческая фаланга.

Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины.

Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.

В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно- фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян, Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии вV в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

Тема 10. Македонские завоевания  IV в. до н.э.(4 ч)

Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского:

Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Арi4старх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение (1 ч)

 Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 ч)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Устройство Римской республики. Плебен — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах:

тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

Рабство в древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)

Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)

Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском тропе. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Расцвет Римской империи во II в. Неэффективностъ рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 ч)

Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.

Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.

Повторительно- обобщающий урок (1 ч)

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

Итоговое повторение. (1 ч)

Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

 Учебно-тематический план

п/п

Тема урока

Тип урока

Основные

понятия

темы

Элементы

минимального

содержания

образования

Знания и умения

Использование

ИКТ

1

Что изучает история Древнего мира

Урок изучения нового материала

История, раскопки, Древний мир, история России. этнография, древнейшие

 люди, исторические источники, хазары, сарматы

Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний прошлом.

Свидетельства древней истории на территории нашей страны, нашего родного края

Объяснять смысл терминов.  Почему изучают историю. Знать понятия: история, этнография, исторические источники  

карта мира

карта полушарий, презентация по теме

Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов)

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа)

2

Древнейшие люди

Урок изучения нового материала

Первобытные люди, собирательство, археолог, реконструкция, орудия труда,

Древнейшие люди — наши далёкие

предки. Прародина Археологические

свидетельства первобытного

состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание

опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека

овладение огнём.

Рассказать о расселение древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять чем занимался, какими орудиями труда пользовался

карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны

3

Родовые общины охотников и собирателей

Комбинированный

Рубило, копье, каменный гарпун, родовая община.,мамонт, человек разумный, родовая община

Расселение древнейших людей

его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего

человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение

обязанностей в родовой общине.

Описывать портрет человека разумного. Знать понятия: человек разумный, родовая община, сородичи

карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны

4

Возникновение искусства  и религиозных верований

Комбинированный

Пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мертвых», религиозные верования

Как была найдена пещерная живопись. Загадки  древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных

верованиях первобытных охотников и собирателей.

Объяснять причину появления верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства. Знать понятия: верования, душа, религия

карта мира

презентация к уроку

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа)

5

Возникновение земледелия и скотоводства

Комбинированный

Топор, мотыга,серп,  зернотерка, прядение, ткачество, циновка, духи, боги, керамика, старейшина, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд

Представление о зарождении

производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем, Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов

Иллюстрации

Презентация по теме

6

Появление неравенства и знати

Комбинированный

Ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени,  знатные люди (знать), рабы, город, святилища, царь

Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины — к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Объяснять причины возникновении ремесла. соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

Иллюстрации

7

Урок- обобщение по теме «Жизнь первобытных людей»

Контрольная работа

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины.

Тема 3. Счет лет в истории (1 час)

8

Счет лет в истории

Урок изучения нового материала

Измерение времени по годам. Как

в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени

. Объяснять смыл терминов: лента времени, столетие, век, тысячелетие. Объяснить как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет времени. Устанавливать последовательность счета на ленте времени  

лента времени, презентация по теме

Раздел II Древний Восток (20 часов)

Тема 4. Древний Египет (8 часов)

9

Государство на берегах Нила.

Урок изучения нового материала

Речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, столица

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Пила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Показывать на карте положение Древнего Египта. Объяснять смысл терминов: шадуф, государство, фараон.

карта «древний Египет», презентация по теме

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Комбинированный

Вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледелъцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

Объяснить назначение предметов быта и труда. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян

карта древнего Египта, презентация по теме

11

Жизнь египетского вельможи.

Комбинированный

О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Описать условия жизни и основные занятия фараона

Иллюстрации, презентация по теме

12

Военные походы фараонов.

Комбинированный

Бронза,  пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное войско

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.

Описывать условия жизни и занятия египтян. Нарисовать характерные черты политического строя

карта полушарий, презентация по теме

13

Религия древних египтян.

Комбинированный

Храм,  жрец, статуя, саркофаг, мумие

Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Описывать назначение богов Древнего Египта

иллюстрации, презентация по теме

14

Искусство Древнего Египта

Комбинированный

Египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира:

Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов

иллюстрации

презентация по теме

15

Письменность и знания древних египтян

Комбинированный

Иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы

.Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и ин- струмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа

писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.

Объяснить назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов

иллюстрации, презентация по теме

16

Урок-обобщение по теме «Древний Египет».

Контрольная работа

Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, за- рождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Определять необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснять исторические термины

карты, иллюстрации, тест

Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов)

17

Древнее Двуречье.

Урок изучения нового материала

Шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы»

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине, Города из глиняных кирпичей. Шумерсквие города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.

Называть и показывать расположение Месопотамии на карте.

Уметь работать с историческим документом

карта «древние государства мира», презентация по теме

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Комбинированный

Закон, ростовщик, раб-должник

Город Вавилон становится главным в Двуречъе. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.

Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств. Объяснять цели, мотивы, результатов законов Хаммурапи.

карта «Египет и Передняя Азия в древности», презентация по теме

иллюстрации

19

Финикийские мореплаватели.

Комбинированный

Оливы (маслины), ливанский кедр, благовония, пурпурная краска, колония, алфавит

География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и фини- кийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств

карта «древние государства мира», презентация по теме

20

Библейские сказания.

Комбинированный

Кочевники, библия, ветхий Завет, единобожие, ковчег

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Знать понятия: Библия, пророки, Ветхий Завет

карта «древние государства мира», презентация по теме

21

Древнееврейское царство

Комбинированный

Праща, жертвенник

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филиетимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.

Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств

карта «рост государств в древности», презентация по теме

22

Ассирийская держава.

Комбинированный

Таран, конница, держава, глиняные книг

Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Определять хронологические рамки существования государств

карта «древний восток», презентация по теме

23

Персидская держава «царя царей».

Комбинированный

джунгли, дравиды, санскрит, Веды, индуизм, йога

Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий I. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.

Называть и показывать расположение государств, показывать на карте передвижение войск

Карта, презентация по теме

Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)

24

Природа и люди Древней Индии.

Комбинированный

Страна между Гималаями и океаном, Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Объяснять понятия: джунгли, дравиды, санскрит, Веды, индуизм, йога. Показывать на карте расположение Индии

карта «древний Восток. Индия. Китай», презентация по теме

25

Индийские касты.

Комбинированный

Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашока.

Объяснять понятия: касты, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, буддизм

карта, иллюстрации, презентация по теме

26

Чему учил китайский  мудрец

Конфуций.

Комбинированный

Поднебесная, Сын Неба, дракон, бамбуковая книга

Страна, где жили китайцы.

География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Знать изобретения древних китайцев

карта «древний Восток. Индия. Китай», презентация по теме

27

Первый властелин единого Китая.

Комбинированный

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиинянные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Показывать по карте. Рассказывать об особенностях природных условий Древнего Китая

Карта и презентация по теме

28

Урок-обобщение «Древний Восток»

Контрольная работа

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

Читать карту. Поиск информации в учебнике и документах. Рассказывать о занятиях людей

карты, иллюстрации, тесты, презентация по теме

Раздел III. Древняя Греция (21 час)

Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)

29

Греки и критяне.

Урок изучения нового материала

Световой колодец, нить Армады, лабиринт

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кноссквй дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Рассказывать о природных условиях Древней Греции, о населении и их занятия

карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме

30

Микены и Троя.

Комбинированный

В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

Объяснять появление Троянского царства, излагать миф о причинах Троянской войны

карта та же, иллюстрации

презентация по теме

31

Поэма Гомера «Илиада».

Комбинированный

Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада».Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора.

Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

Объяснять появление Троянского Царства.

карта та же, презентация по теме

32

Поэма Гомера «Одиссея».

Комбинированный

География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

«Илиада» и «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни

карта та же, презентация по теме

33

Религия древних греков

Комбинированный

 Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Объяснять суть религии Древней Греции, Знать подвиги героев греков

иллюстрации, презентация по теме

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов)

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Комбинированный

Полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень

География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Объяснять как образовались полисы, причины деления полисов по роду занятий

карта та же, презентация по теме

35

Зарождение демократии в Афинах.

Комбинированный

«демократия»

Демос восстаёт против знати. демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Характеризовать политическую власть в Афинах. Раскрывать суть реформ Солона

карта та же , презентация по теме

36

Древняя Спарта.

Комбинированный

«лаконичная речь»

География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

Средиземного

Рассказывать о Спарте, характеризовать ее государственное устройство, реформы Солона

карта «древняя Греция», презентация по теме

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей.

Комбинированный

Эллин, Эллада, хитон, гиматий

Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Знать понятия: колония, метрополия, показывать на карте расположение греческих колоний

карта та же, презентация по теме

38

Олимпийские игры в древности

Комбинированный

Атлет, ипподром, пятиборье

ПРАЗДНИК, объединивший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

Описывать правила проведения Олимпийских игр

карта та же, презентация по теме

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Комбинированный

Стратег, фаланга

Над греками нависла угроза порабощения.  Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада Греческая фаланга.

Раскрывать причины греко-персидских войн. Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях. Объяснять понятия: марафон, Фемистокл, стратег, триера

карта «древняя Греция в 5-м веке до н. э», презентация по теме

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

Комбинированный

«триера»

Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной  армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».

Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях. Объяснять понятия: марафон, Фемистокл, стратег, триера

карта «древняя Греция в 5-м веке до н. э», презентация по теме

Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии(5 часов)

41

В гаванях афинского порта Пирей.

Комбинированный

Верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское

и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли

Находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов

карта та же, презентация по теме

42

В городе богини Афины.

Комбинированный

Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик, фронтон,

кариатида

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофи- гурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона

Поликлета.

Описывать город Афины. Описывать и выявлять особенности архитектуры

карта та же, презентация по теме

43

В афинских школах и гимнасиях.

Комбинированный

Стиль, палестра, гимнасий

Воспитание детей педагогами. Рабы- педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Знать ступени образования в Древней Греции

презентация по теме

44

В театре Диониса

Комбинированный

Сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия

Возникновение театра в древней Греции. Устройство.

Театральные актёры. Театральные

представления: трагедии и комедии.

Воспитательная роль театральных представлений

Знать понятия: театр, орхестра, комедия, трагедия. Рассказывать о театре

презентация по теме

45

Афинская демократия при Перикле.

Комбинированный

«оратор»

Сущность афинской демократии в Vв.

до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль

Народного собрания, Совета Пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский Мудрец Сократ.

Изменения в политической системе и основных слоях населения при Перикле

презентация по теме

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н..э. (4 часа)

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Комбинированный

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.

Объяснять причины возникновения македонского царства. Объяснять причины потери Грецией независимости

карта «завоевания А.Македонского»

47

Поход Александра Македонского на Восток.

Комбинированный

Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Македонском.

Описывать состояние македонской армии. Рассказывать об Александрии Египетской

карта та же, презентация по теме

48

В Александрии Египетской.

Комбинированный

Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский  маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Объяснять причины распада державы Македонского. Знать понятия: междоусобица, фаланга, Фаросский маяк, мусей

карта та же , презентация по теме

49

Урок-обобщения по теме «Древняя Греция»

Контрольная работа

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

Сопоставить факты. Работать с документами. Выделять главную мысль

карты по теме

Раздел IV. Древний Рим (19 часов)

Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа)

50

Древнейший Рим

Урок изучения нового материала

Весталка, ликтор, сенат

 Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и ею обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Показывать на карте территории расселения этрусков.

 

карта «древняя Италия», презентация по теме

51

Завоевание Римом Италии.

Комбинированный

Республика, консул, народный трибун, право вето

Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Излагать легенду основания Рима. Знать понятия: ликторы, гражданин, патриции, плебеи, сенат

карта та же, презентация по теме

52

Устройство Римской республики

Комбинированный

Морсово  поле, Форум, легион

Плебеи — полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Линий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Объяснять причин борьбы патрициев и плебеев. Знать понятия: магистраты, цивитас, патроны, клиенты, консулы, диктатор, плебисцит, трибуны

карта «рост Римского государства»

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа)

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

Комбинированный

Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии.

Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия. Объяснять понятия: Пунические войны, Контрибуция, Ганнибал

карта та же, презентация по теме

54

Установление господства Рима во всём Средиземноморье.

Комбинированный

Провинция, триумф, император

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии

Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа.

Сенатор Катов — автор спенария гибели Карфагена. Сметь Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.

.

карта «Римская республика»

55

Рабство в древнем Риме.

Комбинированный

Имение, амфитеатр, гладиатор

Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб —говоряшее

Орудие». Гладиаторские игры —любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Рассказывать о рабовладении в Древнем Риме

карта «рост Римского государства в 3-2 в.до.н.э».

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часов)

56

Земельный закон братьев Гракхов

Комбинированный

 Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракк. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Рассказывать суть земельного закона братьев Гракхов.

презентация по теме

57

Восстание Спартака.

Комбинированный

Первая победа восставших и Спартака над римским войском.

Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставщих.

Описывать восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты

карта «Римская республика в 3-1в. до.н.э.» презентация по теме

58

Единовластие Цезаря.

Комбинированный

Ветеран, диктатор

Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Рассказывать о диктатуре Цезаря, объяснять суть

карта та же , презентация по теме

59

Установление империи.

Комбинированный

Преторианцы, империя

Поражение сторонников республики. Бегство заговоршиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль

Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида.

Знать о соправительстве Антония и Октавиана

карта та же, презентация по теме

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

60

Соседи Римской империи.

Комбинированный

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и Верования. Дороги Римской империи.

Работать с документами. Оценивать правление императоров

карта «Римская империя в 3-1в.н.э.», презентация по теме

61

В Риме при императоре Нероне.

Комбинированный

Складывание культа императоров. Актёр на императорском тропе. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.

Знать знаменитых императоров империи. Описывать Рим – столицу империи

презентация по теме

62

Первые христиане и их учение.

Комбинированный

Христиане, Евангелие, апостол, священник, Второе пришествие, страшный суд

Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства.

Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором

пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божъего избранника. Преследования

римскими властями христиан.

Рассказывать о зарождении христианства

презентация по теме

63

Расцвет Римской империи во II в.

Комбинированный

Колоны, «рабы с хижинами», бетон

Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Дать характеристику римским императорам

атлас «Римская империя в 1-3 в.н.э.», презентация по

64

«Вечный город»  и его жители

Комбинированный

Колизей, Пантеон, термы

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Знать понятия: пантеон, термы

презентация по теме

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 часа)

65

Римская империя при Константине.

Комбинированный

Варвары, епископ, папа римский, Новый Завет, Рождество Христово, пасха

Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и пере- несение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан.

Рассказывать о становлении новой столицы

карта «падение Западной Римской империи», презентация по теме

66

Взятие Рима варварами.

Комбинированный

Готы, варвары,

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Ангустула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конеп эпохи античности.

Знать термины: готы, вандалы, дружинники, гунны, кодификация

карта «падение Западной Римской империи», презентация по теме

67

Урок- обобщение по теме «Древний Рим»

Контрольная работа

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи

Читать карту. Поиск информации в учебнике и документах. Рассказывать о занятиях людей

карты, иллюстрации, тесты, презентация по теме

68

Повторение

69

Итоговая контрольная работа

контрольное тестирование

70

Семь чудес света

Комбинированный

Египетские пирамиды, «Висячие сады», Галикарнасский мавзолей, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды, Колосс Родосский, Фаросский маяк

Великие чудеса свет Поиск информации из дополнительной литературы, документах.

Презентация по теме, видеофильмы

 Приложение

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:

  1. Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. – М. : ВАКО, 2005
  2. Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
  3. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002
  4. Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2010 – 2012 гг.
  5. Г.А.Цветкова  Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос –пресс» 2004
  6. Г.И.Годер «Методические пособие по истории Древнего мира»
  7. Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
  8. Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
  9. Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
  10. П.Н. Красильников  Тестовые задания по истории древнего мира.. М. «Школьная пресса», 2004 г.
  11. С.Г.Смирнов  «Задачник по истории Древнего мира» М.»Просвещение», 2001г.
  12. Мультимедийные учебники:

История 5 класс. Просвещение

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. « Уроки всемирной истории. Древний мир».

Исторические фильмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...