Рабочая программа по истории 5 класс
календарно-тематическое планирование по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное основное общеобразовательное учреждение
«Кукшумская основная общеобразовательная школа»
Ядринского района Чувашской Республики
Рассмотрена на заседании МС Протокол № ___ от ____________ | Согласована Зам.директора по УВР ______В.А.Корчева | Утверждена приказом № __ от____ августа 2013г. директор МБОУ «Кукшумская ООШ» Кркалевский Н.А. _________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет ИСТОРИЯ
Ступень образования ОСНОВНАЯ
Класс 5
Срок реализации программы 2013-2014 учебный год
Количество часов 70 ( 2 часа в неделю)
Программы, на основе которой разработана данная рабочая программа:
- программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина-А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н.И.Шечвченко и др) .-
М.: «Просвещение», 2011 г.;
Ф.И.О. учителя, составившего данную программу - Мидакова Л.П. учитель обществознания
Кукшумы
2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе
- федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования;
- программы к предметной линии учебников А.А.Вигасина-А.О.Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ (А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н.И.Шечвченко и др) .- М.: «Просвещение», 2011 г.
Программа составлена для базового уровня обучения.
Программа рассчитана на 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Данная рабочая программа предназначена для работы по следующему учебнику:
А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свенцицкая. История Древнего мира: М. «Просвещение», 2007 г.
Данный учебник рекомендован Министерством образования, соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 г., обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории в основной школе (базовый уровень).
Цель изучения курса «История Древнего мира»:
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:
— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
— овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;
— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
— формирование способности к самовыражению, само- реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Перечень учебно-методического комплекта
Учебно-методический комплект для учителя:
Вигасин А.А. Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. История Древнего мира.5 класс.: учеб. для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007
Арасланова О.В. Поурочные планы к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира.» 5 класс.-М.ВАКО, 2005.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник Вигасин А.А. «История Древнего мира». 5 кл, М., «Просвещение», 2007 г.
Репин А.В.. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, 2012 г.
Атлас и контурные карты по истории Древнего мира 5 кл., М., Дрофа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:
В результате изучения истории ученик должен
Базовые компетенции: знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
Ключевые компетенции: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Исходя из приведенного общего перечня, определены следующие требования к подготовке выпускников основной 9-летней школы по отдельным курсам истории.
История Древнего мира::
1.1 Объяснять смысл терминов “до н. э.”, “н. э.”.
2.1. Называть имена:
а) наиболее известных прaвителей;
б) основателей мировых религий;
в) представителей и памятники культуры древнего мира.
3.1. Показывать на исторической карте местоположение древнейших цивилизаций и государств.
4.2. Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности.
4.3. Составлять описание и объяснять назначение памятников древней культуры: архитектурных coopужений; предметов быта; произведений искусства.
5.2. Называть характерные, существенные черты:
5.2.1. политического строя в государствах древности;
5.2.2. положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы);
5.2.3. религиозных верований людей в древнем мире
5.4. Объяснять значение понятий: республика, империя, метрополия, колония, рабство, закон, миф, религия.
6.0. Владеть компетенциями:
информационно-поисковой;
учебно-познавательной;
коммуникативой
рефлексивной;
6.1.Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков учащихся
В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:
урок, сочетающий опрос с объяснением; лекция с элементами беседы; работа с документами; составление логических схем; заполнение сравнительных таблиц; решение проблемных задач; работа по вопросам; практическая работа.
Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, тесты, сравнительные таблицы, сообщения учащихся.
Формы итоговой аттестации: итоговые контрольные работы, итоговое тестирование.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, зачеты, творческие работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
Система оценки достижений учащихся: пятибалльная система, портфолио, зачетная система
Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории
Ставится оценка:
«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.
«4» - при наличии неполноты ответа или одной – двух несущественных неточностей.
«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной – двух ошибок
«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов
«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы
Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории
% выполнения | менее 32 | 32-57 | 58-84 | 85-100 |
Отметка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории
Отметка Содержание | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 Общая информация | Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана. | Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс. | Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса. | Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса. |
2 Тема | Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны. | Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Ясно изложен материал. | Сформулирована и раскрыта тема урока. Полностью изложены основные аспекты темы урока. |
3 Применение и проблемы | Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный. | Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный. | Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен. | Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем. |
Количество контрольных работ - 5
Содержание программы
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение (1ч)
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Свидетельства древней истории на территории нашей страны, нашего родного края
РАЗДЕЛ 1. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (7 ч)
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (2ч)
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Появление неравенства и знати. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение (1 ч)
Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Тема З. Счёт лет в истории (1 ч)
Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (20ч)
Тема 4. Древний Египет (7 ч)
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Пила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Искусство Древнего Египта. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение ( 1 ч)
Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности (7 ч)
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Мораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над противником. Ассирийское царство — одна из великих держав Древнего мира. Завоевания ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства в Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войско персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Тема б. Индия и Китай в древности (4 ч)
Природа и люди древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде. Объединение Инди царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. (1 ч)
Вклад народов древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (21 ч)
Тема 7. Древнейшая Греция (5 ч)
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайна критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и.поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины.
Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и черно- фигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян, Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии вV в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания IV в. до н.э.(4 ч)
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского:
Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрии Египетской: Арi4старх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (1 ч)
Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ (19 ч)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебен — полноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах:
тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 ч)
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч)
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском тропе. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективностъ рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Рим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 ч)
Римская империя при Константине. Укрепление границ империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина. Неограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Повторительно- обобщающий урок (1 ч)
Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.
Итоговое повторение. (1 ч)
Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные понятия темы | Элементы минимального содержания образования | Знания и умения | Использование ИКТ |
1 | Что изучает история Древнего мира | Урок изучения нового материала | История, раскопки, Древний мир, история России. этнография, древнейшие люди, исторические источники, хазары, сарматы | Исторические источники и факты. Историческая память. Источники знаний прошлом. Свидетельства древней истории на территории нашей страны, нашего родного края | Объяснять смысл терминов. Почему изучают историю. Знать понятия: история, этнография, исторические источники | карта мира карта полушарий, презентация по теме |
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов) | ||||||
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 часа) | ||||||
2 | Древнейшие люди | Урок изучения нового материала | Первобытные люди, собирательство, археолог, реконструкция, орудия труда, | Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека овладение огнём. | Рассказать о расселение древнего человека. Описать портрет древнего человека. Объяснять чем занимался, какими орудиями труда пользовался | карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | Комбинированный | Рубило, копье, каменный гарпун, родовая община.,мамонт, человек разумный, родовая община | Расселение древнейших людей его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. | Описывать портрет человека разумного. Знать понятия: человек разумный, родовая община, сородичи | карта мира, атласы по истории Древнего мира, таблица, иллюстрирующая теорию происхождения человека от обезьяны |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | Комбинированный | Пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мертвых», религиозные верования | Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | Объяснять причину появления верований, религии. Рассказать о возникновении первобытного искусства. Знать понятия: верования, душа, религия | карта мира презентация к уроку |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа) | ||||||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | Комбинированный | Топор, мотыга,серп, зернотерка, прядение, ткачество, циновка, духи, боги, керамика, старейшина, племя, идол, молитва, жертва, религиозный обряд | Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем, Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. | Описывать условия и образ жизни земледельцев и скотоводов | Иллюстрации Презентация по теме |
6 | Появление неравенства и знати | Комбинированный | Ремесленник, гончарный круг, плуг, вождь племени, знатные люди (знать), рабы, город, святилища, царь | Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины — к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. | Объяснять причины возникновении ремесла. соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | Иллюстрации |
7 | Урок- обобщение по теме «Жизнь первобытных людей» | Контрольная работа | Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности). | Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить исторические термины. | ||
Тема 3. Счет лет в истории (1 час) | ||||||
8 | Счет лет в истории | Урок изучения нового материала | Измерение времени по годам. Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени | . Объяснять смыл терминов: лента времени, столетие, век, тысячелетие. Объяснить как велся счет лет в истории. Определять век и вести подсчет времени. Устанавливать последовательность счета на ленте времени | лента времени, презентация по теме | |
Раздел II Древний Восток (20 часов) | ||||||
Тема 4. Древний Египет (8 часов) | ||||||
9 | Государство на берегах Нила. | Урок изучения нового материала | Речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, рельеф, фараон, столица | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Пила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | Показывать на карте положение Древнего Египта. Объяснять смысл терминов: шадуф, государство, фараон. | карта «древний Египет», презентация по теме |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Комбинированный | Вельможа, писец, налог, орошение, шадуф, роспись, амулет | Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледелъцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. | Объяснить назначение предметов быта и труда. Описать условия жизни и основные занятия древних египтян | карта древнего Египта, презентация по теме |
11 | Жизнь египетского вельможи. | Комбинированный | О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож. | Описать условия жизни и основные занятия фараона | Иллюстрации, презентация по теме | |
12 | Военные походы фараонов. | Комбинированный | Бронза, пехотинец, боевая колесница, дышло, возница, колесничий, дротик, наемное войско | Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска. | Описывать условия жизни и занятия египтян. Нарисовать характерные черты политического строя | карта полушарий, презентация по теме |
13 | Религия древних египтян. | Комбинированный | Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумие | Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». | Описывать назначение богов Древнего Египта | иллюстрации, презентация по теме |
14 | Искусство Древнего Египта | Комбинированный | Египетские пирамиды, чудеса света, сфинкс, обелиск, колонна | Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира: Эрмитаж, Лувр, Британский музей. | Объяснять назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов | иллюстрации презентация по теме |
15 | Письменность и знания древних египтян | Комбинированный | Иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы | .Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и ин- струмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы. | Объяснить назначение пирамид, гробниц, статуй, храмов | иллюстрации, презентация по теме |
16 | Урок-обобщение по теме «Древний Египет». | Контрольная работа | Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, за- рождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). | Определять необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснять исторические термины | карты, иллюстрации, тест | |
Тема 5. Западная Азия в древности (7 часов) | ||||||
17 | Древнее Двуречье. | Урок изучения нового материала | Шумеры, клинопись, глиняная табличка, «отец школы», «сыновья школы» | Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине, Города из глиняных кирпичей. Шумерсквие города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья. | Называть и показывать расположение Месопотамии на карте. Уметь работать с историческим документом | карта «древние государства мира», презентация по теме |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Комбинированный | Закон, ростовщик, раб-должник | Город Вавилон становится главным в Двуречъе. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщик. | Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств. Объяснять цели, мотивы, результатов законов Хаммурапи. | карта «Египет и Передняя Азия в древности», презентация по теме иллюстрации |
19 | Финикийские мореплаватели. | Комбинированный | Оливы (маслины), ливанский кедр, благовония, пурпурная краска, колония, алфавит | География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и фини- кийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. | Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств | карта «древние государства мира», презентация по теме |
20 | Библейские сказания. | Комбинированный | Кочевники, библия, ветхий Завет, единобожие, ковчег | Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. | Знать понятия: Библия, пророки, Ветхий Завет | карта «древние государства мира», презентация по теме |
21 | Древнееврейское царство | Комбинированный | Праща, жертвенник | Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филиетимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях. | Называть хронологические рамки существования Древневосточных государств | карта «рост государств в древности», презентация по теме |
22 | Ассирийская держава. | Комбинированный | Таран, конница, держава, глиняные книг | Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. | Определять хронологические рамки существования государств | карта «древний восток», презентация по теме |
23 | Персидская держава «царя царей». | Комбинированный | джунгли, дравиды, санскрит, Веды, индуизм, йога | Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий I. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя. | Называть и показывать расположение государств, показывать на карте передвижение войск | Карта, презентация по теме |
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов) | ||||||
24 | Природа и люди Древней Индии. | Комбинированный | Страна между Гималаями и океаном, Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | Объяснять понятия: джунгли, дравиды, санскрит, Веды, индуизм, йога. Показывать на карте расположение Индии | карта «древний Восток. Индия. Китай», презентация по теме | |
25 | Индийские касты. | Комбинированный | Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашока. | Объяснять понятия: касты, брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры, буддизм | карта, иллюстрации, презентация по теме | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций. | Комбинированный | Поднебесная, Сын Неба, дракон, бамбуковая книга | Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Знать изобретения древних китайцев | карта «древний Восток. Индия. Китай», презентация по теме |
27 | Первый властелин единого Китая. | Комбинированный | Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиинянные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Показывать по карте. Рассказывать об особенностях природных условий Древнего Китая | Карта и презентация по теме | |
28 | Урок-обобщение «Древний Восток» | Контрольная работа | Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Читать карту. Поиск информации в учебнике и документах. Рассказывать о занятиях людей | карты, иллюстрации, тесты, презентация по теме | |
Раздел III. Древняя Греция (21 час) | ||||||
Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов) | ||||||
29 | Греки и критяне. | Урок изучения нового материала | Световой колодец, нить Армады, лабиринт | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кноссквй дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | Рассказывать о природных условиях Древней Греции, о населении и их занятия | карта «древняя Греции в 5 веке. до н.э.», презентация по теме |
30 | Микены и Троя. | Комбинированный | В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. | Объяснять появление Троянского царства, излагать миф о причинах Троянской войны | карта та же, иллюстрации презентация по теме | |
31 | Поэма Гомера «Илиада». | Комбинированный | Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада».Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. | Объяснять появление Троянского Царства. | карта та же, презентация по теме | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея». | Комбинированный | География странствий царя с острова Итака — Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | «Илиада» и «Одиссея» Гомера в поэмах и в реальной жизни | карта та же, презентация по теме | |
33 | Религия древних греков | Комбинированный | Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Объяснять суть религии Древней Греции, Знать подвиги героев греков | иллюстрации, презентация по теме | |
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 часов) | ||||||
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | Комбинированный | Полис, демос, ареопаг, архонты, долговой камень | География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. | Объяснять как образовались полисы, причины деления полисов по роду занятий | карта та же, презентация по теме |
35 | Зарождение демократии в Афинах. | Комбинированный | «демократия» | Демос восстаёт против знати. демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. | Характеризовать политическую власть в Афинах. Раскрывать суть реформ Солона | карта та же , презентация по теме |
36 | Древняя Спарта. | Комбинированный | «лаконичная речь» | География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Средиземного | Рассказывать о Спарте, характеризовать ее государственное устройство, реформы Солона | карта «древняя Греция», презентация по теме |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. | Комбинированный | Эллин, Эллада, хитон, гиматий | Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. | Знать понятия: колония, метрополия, показывать на карте расположение греческих колоний | карта та же, презентация по теме |
38 | Олимпийские игры в древности | Комбинированный | Атлет, ипподром, пятиборье | ПРАЗДНИК, объединивший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. | Описывать правила проведения Олимпийских игр | карта та же, презентация по теме |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. | Комбинированный | Стратег, фаланга | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада Греческая фаланга. | Раскрывать причины греко-персидских войн. Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях. Объяснять понятия: марафон, Фемистокл, стратег, триера | карта «древняя Греция в 5-м веке до н. э», презентация по теме |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу. | Комбинированный | «триера» | Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания «Перстень Поликрата». | Рассказывать о наиболее крупных сражениях и их последствиях. Объяснять понятия: марафон, Фемистокл, стратег, триера | карта «древняя Греция в 5-м веке до н. э», презентация по теме |
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии(5 часов) | ||||||
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | Комбинированный | Верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли | Находить различия в жизни населения Афинского полиса: граждан, переселенцев, рабов | карта та же, презентация по теме |
42 | В городе богини Афины. | Комбинированный | Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, портик, фронтон, кариатида | Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофи- гурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора — главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона Поликлета. | Описывать город Афины. Описывать и выявлять особенности архитектуры | карта та же, презентация по теме |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | Комбинированный | Стиль, палестра, гимнасий | Воспитание детей педагогами. Рабы- педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. | Знать ступени образования в Древней Греции | презентация по теме |
44 | В театре Диониса | Комбинированный | Сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия | Возникновение театра в древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений | Знать понятия: театр, орхестра, комедия, трагедия. Рассказывать о театре | презентация по теме |
45 | Афинская демократия при Перикле. | Комбинированный | «оратор» | Сущность афинской демократии в Vв. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета Пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский Мудрец Сократ. | Изменения в политической системе и основных слоях населения при Перикле | презентация по теме |
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н..э. (4 часа) | ||||||
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | Комбинированный | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции. | Объяснять причины возникновения македонского царства. Объяснять причины потери Грецией независимости | карта «завоевания А.Македонского» | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток. | Комбинированный | Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию — начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Македонском. | Описывать состояние македонской армии. Рассказывать об Александрии Египетской | карта та же, презентация по теме | |
48 | В Александрии Египетской. | Комбинированный | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. | Объяснять причины распада державы Македонского. Знать понятия: междоусобица, фаланга, Фаросский маяк, мусей | карта та же , презентация по теме | |
49 | Урок-обобщения по теме «Древняя Греция» | Контрольная работа | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. | Сопоставить факты. Работать с документами. Выделять главную мысль | карты по теме | |
Раздел IV. Древний Рим (19 часов) | ||||||
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 часа) | ||||||
50 | Древнейший Рим | Урок изучения нового материала | Весталка, ликтор, сенат | Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и ею обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | Показывать на карте территории расселения этрусков.
| карта «древняя Италия», презентация по теме |
51 | Завоевание Римом Италии. | Комбинированный | Республика, консул, народный трибун, право вето | Возникновение республики. Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. | Излагать легенду основания Рима. Знать понятия: ликторы, гражданин, патриции, плебеи, сенат | карта та же, презентация по теме |
52 | Устройство Римской республики | Комбинированный | Морсово поле, Форум, легион | Плебеи — полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Линий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | Объяснять причин борьбы патрициев и плебеев. Знать понятия: магистраты, цивитас, патроны, клиенты, консулы, диктатор, плебисцит, трибуны | карта «рост Римского государства» |
Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 часа) | ||||||
53 | Вторая война Рима с Карфагеном. | Комбинированный | Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. | Характеризовать войны Рима с Карфагеном: причины, ход, последствия. Объяснять понятия: Пунические войны, Контрибуция, Ганнибал | карта та же, презентация по теме | |
54 | Установление господства Рима во всём Средиземноморье. | Комбинированный | Провинция, триумф, император | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катов — автор спенария гибели Карфагена. Сметь Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима. | . | карта «Римская республика» |
55 | Рабство в древнем Риме. | Комбинированный | Имение, амфитеатр, гладиатор | Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб —говоряшее Орудие». Гладиаторские игры —любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. | Рассказывать о рабовладении в Древнем Риме | карта «рост Римского государства в 3-2 в.до.н.э». |
Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часов) | ||||||
56 | Земельный закон братьев Гракхов | Комбинированный | Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракк. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. | Рассказывать суть земельного закона братьев Гракхов. | презентация по теме | |
57 | Восстание Спартака. | Комбинированный | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставщих. | Описывать восстание рабов в Риме: причины, армия Спартака, ход восстания, результаты | карта «Римская республика в 3-1в. до.н.э.» презентация по теме | |
58 | Единовластие Цезаря. | Комбинированный | Ветеран, диктатор | Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. | Рассказывать о диктатуре Цезаря, объяснять суть | карта та же , презентация по теме |
59 | Установление империи. | Комбинированный | Преторианцы, империя | Поражение сторонников республики. Бегство заговоршиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида. | Знать о соправительстве Антония и Октавиана | карта та же, презентация по теме |
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов) | ||||||
60 | Соседи Римской империи. | Комбинированный | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и Верования. Дороги Римской империи. | Работать с документами. Оценивать правление императоров | карта «Римская империя в 3-1в.н.э.», презентация по теме | |
61 | В Риме при императоре Нероне. | Комбинированный | Складывание культа императоров. Актёр на императорском тропе. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. | Знать знаменитых императоров империи. Описывать Рим – столицу империи | презентация по теме | |
62 | Первые христиане и их учение. | Комбинированный | Христиане, Евангелие, апостол, священник, Второе пришествие, страшный суд | Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане — почитатели Иисуса, Божъего избранника. Преследования римскими властями христиан. | Рассказывать о зарождении христианства | презентация по теме |
63 | Расцвет Римской империи во II в. | Комбинированный | Колоны, «рабы с хижинами», бетон | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. | Дать характеристику римским императорам | атлас «Римская империя в 1-3 в.н.э.», презентация по |
64 | «Вечный город» и его жители | Комбинированный | Колизей, Пантеон, термы | Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. | Знать понятия: пантеон, термы | презентация по теме |
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (4 часа) | ||||||
65 | Римская империя при Константине. | Комбинированный | Варвары, епископ, папа римский, Новый Завет, Рождество Христово, пасха | Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и пере- несение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан. | Рассказывать о становлении новой столицы | карта «падение Западной Римской империи», презентация по теме |
66 | Взятие Рима варварами. | Комбинированный | Готы, варвары, | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Ангустула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конеп эпохи античности. | Знать термины: готы, вандалы, дружинники, гунны, кодификация | карта «падение Западной Римской империи», презентация по теме |
67 | Урок- обобщение по теме «Древний Рим» | Контрольная работа | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | Читать карту. Поиск информации в учебнике и документах. Рассказывать о занятиях людей | карты, иллюстрации, тесты, презентация по теме | |
68 | Повторение | |||||
69 | Итоговая контрольная работа | контрольное тестирование | ||||
70 | Семь чудес света | Комбинированный | Египетские пирамиды, «Висячие сады», Галикарнасский мавзолей, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды, Колосс Родосский, Фаросский маяк | Великие чудеса свет Поиск информации из дополнительной литературы, документах. | Презентация по теме, видеофильмы |
Приложение
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя:
- Арасланова О.В. История древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. – М. : ВАКО, 2005
- Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. М., «ВАКО», 2004 г.
- Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно – методическое пособие. – М.: Дрофа, 2002
- Вигасин А.А. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2010 – 2012 гг.
- Г.А.Цветкова Дидактические материалы по истории Древнего мира. - М., «Владос –пресс» 2004
- Г.И.Годер «Методические пособие по истории Древнего мира»
- Годер Г.И. и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2006 г. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
- Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. М., «Просвещение», 2003 г
- Зверева Л.Н., Тувельман А.Е. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002
- П.Н. Красильников Тестовые задания по истории древнего мира.. М. «Школьная пресса», 2004 г.
- С.Г.Смирнов «Задачник по истории Древнего мира» М.»Просвещение», 2001г.
- Мультимедийные учебники:
История 5 класс. Просвещение
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. « Уроки всемирной истории. Древний мир».
Исторические фильмы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...