Рабочая программа
рабочая программа по истории по теме

Ширина Татьяна Николаевна

Рабочая программа по истории 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_5-9kl.docx65.44 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа

Основного общего образования по истории

в 5-9 классах на 2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

  Примерная программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

     Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

       Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

          Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться в качестве рабочей программы при тематическом планировании курса учителем. Она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой (15,7 % от общего объема учебных часов). Принципы построения вариативной части курса определяются либо авторами учебных программ и учебников, либо самостоятельно учителем (если он использует примерную программу как рабочую). При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить и собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

       Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» - как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего.

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

1.Федеральный компонент государственного стандарта среднего  (полного)  общего образования:  Приказ МОРФ № 1089 от 05.03.2004. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего  (полного)  общего образования»

2.Обязательный минимум содержания образования по предметам

3.Сборник нормативных документов  (Э. Днепров)

4. Закон об образовании РФ

5. «О приоритетных направлениях развития образования»: Концепция модернизации образовательной политики РФ

6. Примерная авторская программа по истории  для 5-9 классов  (авторы-составители:  Алексашкина Л.Н.)

7.Приказ МО Ростовской области от 14.01.2011 № 610 «Об утверждении примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов,  предметов,  дисциплин  (модулей)»

8. Приказ МБОУ Алексеево-Тузловская  СОШ  «Об утверждении примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов,  предметов,  дисциплин  (модулей)»

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта,  дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Отображено расширение перечня единиц учебного предмета за счет регионального компонента не менее 9%. Она рассчитана на 280  учебных часов в 5-8  классах и 68 часов в 9 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.

Используемый  учебно-методический комплект:

1.Вигасин А.А История Древнего мира» 5 кл.

2. Веряскина О.Г. «История Донского края» 5-6 кл.

3.Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России» 6-9 кл.

4.Агибалова Е.В. Донской Г. М. «История средних веков»

5.Юдовская А.Я. Ванюшкина Л.М. «Новая история» 7-8 кл.

6.Самарина Н.В. Витюк О.Г. «История Донского края» 7-8 кл.

7.Алексашкина Л.Н. «Всеобщая история: XX- начало XXI века» 9 кл.

8.Кислицын А.А. Кислицына  И.Г. История Донского края» 9 кл.

9.Поурочные разработки к учебникам

10.КИМы по истории России

 Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование.

 В связи с тем, что количество часов по новому Базисному плану в 9 классе меньше: не 3 часа в неделю, а 2 часа, то уменьшено количество часов на учебный материал со 102 часов на 68 часов. Региональный компонент введен  не менее 9 %.

Программа разработана по модели первого концентра школьного исторического образования и соответствует Государственному стандарту основных требований к обязательному минимуму содержания исторического образования в основной школе.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

Учитель имеет право выбирать ту форму урока, которая является наиболее целесообразной для данного класса.

В связи с сокращением количества часов в 9 классе из программы изъяты повторительно-обобщающие уроки.

Корректировка домашнего задания зависит от климатических условий и пробелов в знаниях учащихся.

 Принципы построения курса истории

1.Принцип целостности системы образования. Целостность системы образования зависит от согласованности уровней подготовки обучаемых на каждом из звеньев, на каждом этапе обучения.

2.Принцип гуманизации образования. В процессе обучения необходимо раскрывать связь между знаниями и повседневной жизнью человека, проблемами, возникающими перед ним в различных бытовых ситуациях.

  1. Принцип межпредметных связей. Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсами обществознания, биологии.

4.Принцип дифференциации. Дифференцированный подход к обучению предполагает выбор учащимися на определенной ступени тех учебных дисциплин, которые представляют для них наибольший интерес и с которыми они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию.

5. Принцип неотделимости знаний от практических навыков гражданского участия в жизни общества, от решения назревших общественных проблем.

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

sвоспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

sосвоение знание о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

sовладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

sформирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

sприменение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи изучения истории:

  • познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;
  • вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
  • развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
  • развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
  • воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения истории ученик должен:

Знать/понимать:

  • основные этапы и ключевые события истории изучаемого периода.
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, уроки итогового контроля которые способствуют формированию у учащихся целостных представлений, установлению преемственности в изучении отечественной истории.

Программа предусматривает организовывать работу на разных уровнях познавательной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Данная  программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

  Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информацнонно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

  С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельностью важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Историческое летоисчисление. Историческая карта. История Отечества—часть всемирной истории.

Всеобщая история

История Древнего мира

Первобытное общество. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Древний Восток (Египет, Передняя Азия, Индия, Китай). Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.

Древняя Греция. Легенды о людях и богах. Полис – город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Эллинистический мир. Культурное наследие Древней Греции.

Древний Рим. Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Войны Рима. Г.Ю. Цезарь. Римская империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Раздел Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима.

История Средних веков

Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства.

Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии.

Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение.

Византийская империя.

Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Османская империя.

Средневековое общество в Индии, Китае.  

Доколумбова Америка. Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.

История Нового времени

Великие географические открытия и их последствия. Зарождение капиталистических отношений. Колониальные захваты. Начало процесса модернизации в Европе XVI-XVII вв.

Эпоха Возрождения. Гуманизм. Реформация и Контрреформация. М.Лютер. Ж.Кальвин. И.Лойола. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма.

Нидерландская и английская буржуазные революции.

Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения. Война за независимость и образование США. Великая французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священныйсоюз. Европейские революции XIXвека. Гражданская война в США. А.Линкольн. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк. Социальный реформизм во второй половине XIX-начале XX века. Народы Юго-Восточной Европы в XIXв. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.

Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии. Международные отношения в Новое время.

Первая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий, итоги.

Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взглядачеловека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже  XIX-XX вв. Культурное наследие Нового времени.

Новейшая история и современность

Мир после Первой мировой войны. Лига наций. Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. М. Ганди, Сунь Ятсен.

Ведущие страны Запада в 1920-х – 1930-х гг.: от стабилизации к экономическому кризису. «Новый курс» в США. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы в 1920-х - 1930-х гг. Фашизм. Б.Муссолини. Национал-социализм. А.Гитлер.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-х гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке.

Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Антигитлеровская коалиция. Ф.Д.Рузвельт. И.В.Сталин, У.Черчилль. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. Итоги войны.

Создание ООН. Холодная война. Создание военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.

Научно-техническая революция. Формирование смешанной экономики. Социальное государство. «Общество потребления». Кризис индустриального общества в конце 60-х – 70-х гг. Эволюция политической идеологии во второй половине ХХ в. Становление информационного общества.

Утверждение и падение коммунистических режимов в странах Центральной и Восточной Европы.

Авторитаризм и демократия в Латинской Америке XX в.

Выбор путей развития государствами Азии и Африки.

Распад «двухполюсного мира». Интеграционные процессы. Глобализация и ее противоречия. Мир в начале XXI в.

Формирование современной научной картины мира. Религия и церковь в современном обществе. Культурное наследие ХХ в.

История России

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма.

Русь в IX – начале XII вв.

Соседская община. Город. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. «Русская, Правда». Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Русские земли и княжества в XII – середине XIV вв.

Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский.

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.

Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество.

Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина.

Смутное время. Установление крепостного права. Прекращение династии Рюриковичей. Самозванцы. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Россия при первых Романовых. Ликвидация последствий Смуты. Соборное уложение 1649г. Юридическое оформление крепостного права. Развитие торговых связей. Мануфактуры. Приказная система. Отмена местничества. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Степан Разин. Внешняя политика России в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России на правах автономии. Завершение присоединения Сибири.

Культура народов нашей страны с древнейших времен до конца XVII в.

Становление древнерусской культуры: фольклор, письменность, живопись, зодчество. Религиозно-культурное влияние Византии. Своеобразие художественных традиций в русских землях и княжествах в период культурного подъёма в XII-начале XIII в.

Монгольское завоевание и русская культура.

Формирование культуры Российского государства. Летописание. Московский Кремль. Андрей Рублев. Книгопечатание.  Иван Федоров. Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси.

Родной край (с древнейших времен до конца XVIIв.)

Россия в XVIII- середине XIX в.

Преобразования  первой четверти XVIII в. Петр I. Заводское строительство. Создание регулярной армии и флота. Северная война. Образование Российской империи. Абсолютизм. Табель о рангах. Подчинение церкви государству.

Дворцовые перевороты. Фаворитизм.  Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Оформление сословного строя. Социальные движения. Е.И.Пугачев. Россия в войнах второй половины XVIIIв. А.В.Суворов. Ф.Ф.Ушаков. Присоединение новых территорий.

Внутренняя политика в первой половине XIX в. М.М. Сперанский. Отечественная война 1812 г. Россия и образование Священного союза.

Крепостнический характер экономики и зарождение капиталистических отношений. Движение декабристов. Общественная мысль во второй четверти XIX в.: официальная государственная идеология, западники и славянофилы, утопическийсоциализм. Начало промышленного переворота. Присоединение Кавказа. Крымская война.

Россия во второй половине XIX – начале ХХ вв.

Великие реформы 1860 - 1870-х гг. Александр II. Отмена крепостного права. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Контрреформы 1880-х гг. Общественные движения второй половины XIX в. Национальная политика. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия в военно-политических блоках.

Промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Политические течения и партии. П.А. Столыпин. Аграрная реформа.

Россия в Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Российская культура в XVIII – начале ХХ вв.

Светский, рациональный характер культуры: наука и образование, литература и искусство. Взаимосвязь и взаимовлияние российской и мировой культуры. М.В. Ломоносов. Н.И. Лобачевский. Д.И. Менделеев. Демократические тенденции в культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.

Родной край (в XVIII – начале ХХ вв.)

Советская Россия – СССР в 1917-1991 гг.

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г.В.И. Ленин. Учредительное собрание. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи. Выход России из Первой мировой войны.

Гражданская война. Красные и белые. Иностранная интервенция. «Военный коммунизм».

Новая экономическая политика. Начало восстановления экономики. Образование СССР. Поиск путей построения социализма. Советская модель модернизации. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Коренные изменения в духовной жизни. Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В. Сталин. Массовые репрессии. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1920-х – 1930-х гг.

СССР во Второй мировой войне. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Московское сражение. Сталинградская битва и битва на Курской дуге - коренной перелом в ходе в войны. Вклад СССР в освобождение Европы. Г.К. Жуков. Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Партизанское движение. СССР в антигитлеровской коалиции. Итоги Великой Отечественной войны.

Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 40-х – начала 50-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущев. Реформы второй половины 1950 - начала 1960-х гг. Замедление темпов экономического развития. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы.

Внешняя политика СССР в 1945 – 1980-е гг. Холодная война. Достижение военно-стратегического паритета. Разрядка. Афганская война.

Перестройка. Противоречия и неудачи стратегии «ускорения». Демократизация политической жизни. М.С.Горбачев. Обострение межнациональных противоречий. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

Культура советского общества

Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники. Оппозиционные настроения в обществе.

Современная Россия

Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин. Переход к рыночной экономике. События октября 1993 г. Принятие Конституции Российской Федерации. Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. Культурная жизнь современной России. Россия в мировом сообществе.

Родной край (в XX в.).

Структура курса «история»

Классы

История России

Всеобщая история

V

С древнейших времен до Vв. н. э.

VI

С древности до конца XVI в.

История средних веков (V-XVвв.)

VII

XVII-XVIII вв.

Новая история (XVI-XVIII вв.)

VIII

XIX вв.

Новая история XIX вв.

IX

XX в.

Новейшая история XX в.

Формы и методы, применяемые при обучении истории.

Формы:                                                         Методы:

1.Урок  классический        1.Лекционный

2.Проектная  деятельность        2.Репродуктивный

3.Экскурсия        3.Исследовательский

4.Консультация        4.Частично-поисковый

5.Лекция        5.Объяснительно-иллюстративный

6.Семинар        6.Метод  проблемного  изложения

7.Дискуссия

8.Исследование

9.Конференция

10.Зачет

11.Игра

12.Путешествие

Проверка и оценка знаний и умений учащихся по истории

 Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

        В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

                    При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.  

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение  понятий;

       2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1 – 2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1 – 2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1) обнаруживает незнание большей части излагаемого материала;

2) допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл;

       3) беспорядочно и неуверенно излагает материал.

       Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

          ВЫВЕДЕНИЕ  ИТОГОВЫХ  ОЦЕНОК

       За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по истории усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие

       Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отношение  учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Оценка устного  ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Печатные пособия: календарно-тематическое планирование, рабочая программа, банк контрольных работ

Электронно-звуковые пособия: учебные диски по истории (8 шт.)

Технические средства обучения: индивидуальный компьютер, экран, проектор

Учебно-практическое оборудование: исторические карты (97шт.), глобус

ДЕМОСТРАЦИОННЫЕ ПОСОБИЯ И ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

1.Атлас истории Древнего мира 5 кл.

2.Атлас истории Средних веков 6 кл.

3.Атлас истории России 6 кл.

4.Атлас истории Нового времени 7 кл.

5.Атлас истории России XVII-XVIII вв.7 кл.

6.Атлас истории России XIX в. 8 кл

7.Атлас истории России XX- нач.XXIв. 9 кл.

8.Атлас Новейшей истории XX- нач.XXIв. 9 кл.

9.Первенцы свободы (декабристы) (открытки)

10.Оружейная палата (открытки)

11.Советское кино (кадры из кинофильмов) (открытки)

12.Музей-панорама «Бородинская битва» (открытки)

13.Восстание декабристов в произведениях искусства (из собрания Эрмитажа) (открытки)

14.Герои Отечественной войны 1812 г. (открытки)

15.Русские полководцы и флотоводцы (открытки)

16.Город-герой Волгоград (открытки)

17.Панфиловцам посвящается (открытки)

18.Советские военачальники герои Гражданской войны (открытки)

19.Фотопортреты членов и кандидатов в члены Политбюро ЦК КПСС

20.Раздаточный материал по истории средних веков

21.Раздаточный материал по истории России

22.Хатынь (журнал)

23.Кунсткамера. Москва (журнал)

24.Самарканд (журнал)

25.Ленинград (журнал)

26.Календарь «Окрестности Санкт-Петербурга»

27.Календарь «Святые места России»

28.Греческие боги (рисунки)

29.Демонстрационные репродукции. « Шедевры живописи государственного музея»

30.Наша Родина прежде и теперь (репродукции)

31.Альбом по истории культуры СССР

32.Демонстрационный рисунок «Средневековый замок»

33.Демонстрационный рисунок «Средневековый рыцарь»

34.Демонстрационные репродукции по истории Древнего мира

35.Демонстрационные таблицы по истории Средних веков

36.Демонстрационные таблицы по истории Нового времени

37.Демонстрационные таблицы по истории России

38.Танаис — археологический музей- заповедник (журнал)

39.Альбом по истории культуры Древнего мира

40.Памятники русской архитектуры и скульптуры (альбом)

41.XXVIII съезд — курсом ускорения. Фотовыставка

42.Музей Бактрии (журнал)

43.О.Г. Смирнов «Задачник по истории России»

44.И.Я Лернер «Задания для самостоятельной работы по истории СССР» 8 кл.

45.Г.М. Донской «Задания для самостоятельной работы по Новой истории»

46.Задания для самостоятельной работы при изучении Новейшей истории

47.Учебная игра по истории Средних веков

48.Организация и проведение исторических олимпиад

49.В.К.Шацилло «Политические деятели в новейшей истории XXв» (личная)

50.Хрестоматия по Новой истории. Второй период (1860-1918 гг.) (личная)

51.Хрестоматия по истории СССР (с древнейших времен до конца XVIII в.) (личная)

52.Хрестоматия по истории СССР(1861-1917) (личная)

53.Хрестоматия по истории СССР(1900-конец 1930) (личная)

54.Хрестоматия по истории СССР(1917-1945) (личная)

55.Книга для чтения по истории СССР (с древнейших времен до конца XVIII в.) Антонов В.Ф. (личная)

56.Историко-художественная хрестоматия по ВОВ (личная)

57.Книга для чтения по истории Отечества начала XXв.

58.История СССР в документах и иллюстрациях (1917-1980 гг.) (личная)

59.Художественно-историческая хрестоматия Средние века (личная)

60.Книга для чтения по истории средних веков (личная)

61.Древний Восток. Книга для чтения (личная)

62.История в вопросах и ответах (личная)

63.Практикум по Новой истории 1871-1917 гг. (личная)

64.Сборник документов по истории СССР (пер. пол.XIX в.) (личная)

65.О.Г.Веряскина «История Донского края (с древнейших времен до конца XVвв.)» 5-6 кл.

66.Н.В.Самарина О.Г.Витюк «История Донского края (XVII-XIXвв.) 7-8 кл.

67.С.А.Кислицын И.Г.Кислицына «История Донского края XXв.9кл.

68.Нетрадиционные уроки. История 5-9 кл. (личная)

69.Внеклассная работа по истории Г.М.Донской

70.Нравственное воспитание в обучении истории средних веков в 6 кл.

71.История. Внеклассные мероприятия 5-11 кл. (личная)

72.Задания для подготовки к олимпиадам. История России 9-11 кл. (личная)

73.Школьные олимпиады. История 5-9 кл. (личная)


СПИСОК ИСТОРИЧЕСКИХ КАРТ

  1. Древнерусское государство в IX– XII вв.
  2. Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.
  3. Древнерусское государство—Киевская Русь в IX-начале XII вв.
  4. Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.
  5. Российская империя во 2 половине XVIII в. Восстание Пугачёва.
  6. Россия в конце XIX—начало XX столетия.
  7. Великая Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война.
  8. Великая Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война.
  9. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг.
  10. Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945гг.
  11. Союз Советских Социалистических Республик.
  12. Древний Восток. Передняя Азия. Египет.
  13. Древний Восток. Индия и Китай.
  14. Древняя Греция.
  15. Россия после реформ (с 1861 по 1900гг.)

16. Завоевание Александра Македонского в IVв. до н. э.          

17. Союз Советских Социалистических Республик.

18. Завоевание Александра Македонского и эллинистические государства.

19. Древняя Италия.

20. Римская империя в IV-V в. Падение Западной Римской империи.

21. Римская империя в IV-V в. Падение Западной Римской империи.

22. Рост Римского государства в III-II вв. до н. э.

23. Византийская империя и славяне в VI-IX в.

24. Европа в V-VII вв.

25. Гражданская война в США 1861-1865гг.

26. Восточная Римская империя и славяне в VI-X Iвв.

27. Европа в X-XI вв.

28. Арабы и их завоевания в VII-IX вв.

29. Западная Европа в VI-начале VIII вв. Крестовые походы.

30. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.

31. Первая русская революция 1905-1907гг.

32. Европа в XIV-XV вв.

33. Европа в XVI- первой половине XVII вв.

34. Европа в начале нового времени.

35.Великие географические открытия и колониальные захваты с 1648 по 1789 гг.

36.Географические открытия.

37.Древнейшие племена и государства нашей страны.

38.Первобытный строй и древнейшие государства Закавказья, Средней Азии и Причерноморья.

39.Первобытный строй и древнейшие государства на территории нашей страны.

40.Древнерусские государства в IX—XII вв.

41.Русские княжества в XII и в начале XIII вв. (до похода Батыя)

42.Борьба народов нашей страны с иноземными захватчиками в XIII в.

43.Русские княжества и Золотая орда в XIII в.

44.Русские княжества в XIII в.

45.Образование и расширение русского государства в XIV-X VII вв.

46.Русское государство в XVI в.

47.Русское государство в XVI в.

48.Вооруженное восстание в Петрограде 25 октября 1917 года.

49.Русское государство в XVII в.

50.Россия с конца XVII века до 60-х годов XVIII века. (Европейская часть)

51.Русское государство в период крестьянских войн и борьбы с интервенцией польских и шведских феодалов 1582-1613 гг.

52.Российская империя в XVIII в.

53.Российская империя во второй половине XVII в.

54.Российская империя в XVIII в. (Европейская часть)

55.Русское государство в XVII в.

56.Западная Европа в XI- начале XIII веков. Крестовые походы.

57.Российская империя во второй половине XVII века.

58.Российская империя во второй половине XVIII-начала XIX века. (Европейская часть)

59.Российская империя с начала XIX века по 1861 год. (Европа)

60.Отечественная война 1812 года.

61.Россия после реформы. Развитие капитализма. (1861-1900 гг.)

62.Подготовка революции (март-ноябрь 1917г.)

63.Революция и триумфальное шествие Советской власти.

64.Первая мировая война 1914-1918 гг.

65.Индустриальное развитие СССР в предвоенные пятилетки.

66.Культурное строительство в СССР за годы Советской власти.

67.Вторая мировая война 1939-1945 гг.

68.Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945 гг.

69.Политическая карта мира.

70.Латинская Америка.

71.Европа 1799-1815 гг.

72.Европа в 50-60 гг. XIX века.

73.Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945 гг.

74.Вторая мировая война 1939-1945 гг.

75.Европа с  1700 по 1779 гг.

76.Европа с 1870 по 1914 гг.

77.Европа в XIV-XV вв.

78.Великая  Октябрьская социалистическая революция и триумфальное шествие Советской власти.

79.Российская империя во второй половине XVIII в.

80.Российская империя во второй половине XVIII в.

81.Российская империя во второй половине XVIII в.

82.Народное хозяйство СССР в 1961-1985 гг.

83.Восстановление и развитие народного хозяйства в  1946-1960 гг.

84.Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в XV-XVII вв.

85.Россия в 1907-1917 гг.

86.Европа с 1870 по 1917 гг.

87.Революция 1905-1907 гг.

88.Политическая карта мира.

89.США в конце XIX начале XX вв.

90.Российская империя с начала XIX века до  1861 года.

91.Российская империя с 1812 по 1861 гг.

92.Франция в период буржуазной революции 1789-1794 гг.

93.Евразия. Политическая карта до 1991 г.

94.Война за независимость США 1775-1783 гг.

95.Образование независимых государств в  Латинской Америке в начале XIX века.

96.Франция в период буржуазной революции в 1789 г. Европа в период Директории.

97.Европа с 1815 по 1849 гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...