Методическая разработка по теме "Смутное время"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема раздела: Россия в XVII веке.
Тема урока: Смутное время.
Цели: - охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного,
- определить основные направления внутренней политики Б.Годунова,
- определить причины Смуты,
- определить основные итоги смутного времени.
Задачи: - проследить взаимосвязь событий в начале XVII века,
- развивать умения и навыки самостоятельной работы студентов,
- способствовать развитию исторического мышления-умения видеть и оценивать события и факты,
- на примере К.Минина и Д.Пожарского воспитывать чувство патриотизма и любви Родине.
Ожидаемый результат: студенты в конце занятия самостоятельно делают выводы и подводят итоги о причинах смутного времени и о его последствиях.
План урока: 1. Правление Федора Иоанновича (1584-1598гг.)
2. Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.)
3. Появление первого самозванца.
4. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.). Восстание
И. Болотникова (1606-1607 гг.)
5. Появление Лжедмитрия II.
6. Семибоярщина.
7. I и II народные ополчения. Освобождение Москвы. Избрание нового царя.
Основные понятия: «урочные лета», «заповедные годы», самозванчество, семибоярщина, интервенция.
Оборудование урока : изображение правителей России в Смутное время, карта восстания Ивана Болотникова, карта «Россия в смутное время», учебник А.Н.Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII века», исторические источники – «Временник Ивана Тимофеева», «Сказание» Авраамия Палицына,
Методы: опрос письменный в виде тестов, рассказ, беседа, объяснение, лекция, обсуждение докладов, самостоятельная работа по историческим документам.
Структура урока: 1. Организационный момент.
2. Вводное слово учителя.
3. Опрос письменный в виде тестов.
4. Изучение нового материала по плану.
5.Закрепление в виде ответов на поставленные в начале занятия проблемно-познавательные вопросы, составление таблицы на доске «Правление в период Смуты».
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
- Организационный момент – отметить отсутствующих на занятии студентов.
- Вводное слово учителя:
- Мы с вами завершили изучение периода правления Ивана Грозного, который закончился с его смертью в 1584 г. Возникли ли у вас какие-либо вопросы по пройденному материалу? Если нет, то переходим к проверке ваших знаний.
3. Опрос: сейчас Вы должны будете ответить на вопросы, предложенные в карточках. Время работы 15 мин. Вид письменного опроса – тест. Студенты, сидящие на первых партах собирают работы.
4. Изучение нового материала по плану:
Учитель - итак, обобщая и подводя итоги правления И.Грозного, ответьте на вопрос:
Можно ли назвать эпоху правления Грозного периодом успешного развития России, её продвижения вперед, благодаря его реформам?
Ожидаемый ответ: Нет, т.к. в начале своего правления, Иван IV проводил активную реформаторскую деятельность, а с 1562 г. ввёл опричнину, страна была разделена на 2 части, велась затяжная Ливонская война, отнимавшая много сил, хозяйство пришло в запустение, выросли налоги, народ оказался в тяжелом положении.
Учитель – верно, в стране возникают серьезные экономические и социальные проблемы. Это сказалось на дальнейшем ходе истории. Мы переходим к изучению нового материала и тема нашего сегодняшнего занятия
Смутное время в Российском государстве – 1слайд
- запишите план, по которому мы сегодня будем работать.
Студенты записывают план урока с доски.
I. Правление Федора Иоанновича (1584-1598гг.)
Учитель- в конце XVI века в России обострились социальные противоречия. Тяжелый хозяйственный и финансовый кризис, порожденный опричниной и войнами, привел к новому витку закрепостительных мер. В 1581г. были введены (запись в тетрадь) - «заповедные годы» -годы, в которые запрещались крестьянские переходы.
После смерти Ивана IV, трон переходит к его среднему сыну Федору. О том, каким был правителем Федор Иоаннович, вам сообщит Зиневич Анастасия.
ДОКЛАД «ФЕДОР ИОАННОВИЧ БЛАЖЕННЫЙ»- 2 слайд
(Запись в тетрадь)- на соборе русского духовенства в 1589 г. Патриархом Всея Руси был избран Иов. Русская православная церковь стала полностью самостоятельной.
(Запись в тетрадь)- В 1597 г. принимаются указы об «урочных летах»-срок, в период которого помещики имели право на розыск своих беглых крестьян (с 5до 15 лет).
Эти меры означали начало крепостничества, крестьяне прикреплялись к земле, а не к землевладельцу.
Учитель- в 1591 году умер царевич Дмитрий- 3 слайд.
Существует 2 версии гибели наследника престола: 1) он погиб случайно, напоровшись на ножик во время игры
2) был убит людьми Б.Годунова, желавшего заполучить престол. В пользу каждой версии приводится множество фактов.
После смерти царевич Дмитрий был причислен к лику святых – 4 слайд
Учитель - в 1598 г. Ф.И. умер. С его смертью прекратилась династия Рюриковичей.
вопрос: С какого века правила династия?
Ожидаемый ответ: С 9 века.
Учитель- из-за утраты законной власти монарха начинается дестабилизация внутреннего равновесия российского общества. С этого времени на чинается период СМУТЫ.
Постановка проблемно-познавательного вопроса:
В чем причины смуты? Какие она имела последствия для дальнейшего развития России?
II. Правление Бориса Годунова (1598-1605 гг.) -5 слайд
Доклад на тему «Исторический портрет Бориса Годунова» подготовила Ю.Слепенко.
Вопрос: Какие выводы из доклада можно сделать о положении Б. Годунова?
Ожидаемый ответ: Очень шаткое, т.к. многие бояре считали себя обойденными, голод в стране и восстание Хлопка еще более ухудшали положение Б.Годунова.
(Запись в тетрадь)- Меры Б.Г. по стабилизации положения:
- сняли недоимки по налогам,
- прямые налоги заменили косвенными,
- восстановили Юрьев день,
- упорядочили повинности,
- раздавали бесплатно хлеб,
- направляли деньги в голодающие уезды.
Учитель - но как видим, эти меры не имели успеха, все были недовольны правлением Б.Годунова, на этой благодатной почве стали появляться самозванцы.
III. Появление первого самозванца.
- Первым из которых стал Лжедмитрий 1(Григорий Отрепьев)-6 слайд
Доклад о нем подготовила Ирина Пугачева.
Вопрос: Какие движущие силы были у первого самозванца?
Ожидаемый ответ: Дворяне, крестьяне, холопы, казаки.
Учитель- каждый преследовал свои корыстные цели, примыкая к Лжедмитрию 1.
IV. Правление Василия Шуйского (1606-1610 гг.). Восстание И. Болотникова (1606-1607 гг.)
Учитель- 17 мая 1606 г. вспыхивает восстание в Москве, подготовленное боярами Шуйскими. Лжедмитрий 1 убит, спустя 2 дня бояре выкрикивают на Красной площади имя нового царя.
Им стал Василий Шуйский-7 слайд
Современник кн. Шаховской так характеризует Василия Шуйского:
«Царь Василий был маленького роста, некрасивый, подслеповатый, в кижном учении сведущ, рассудителен и разумен; скуп очень и неотзывчив; единственно к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью; любил гадать у волхвов, а о воинах свои не радел»
Вопрос: почему, по вашему мнению именно Шуйский занял царский престол?
Ожидаемый ответ: Наверное, потому что был ближе чем другие бояре по знатности к царскому роду.
Учитель- да, действительно, это так. Он приходился родственником Ивану Грозному по боковой линии Рюриковичей.
Он давно мечтал о власти, шел к ней, не брезгуя интригами, ложью и хитростью. К примеру, он участвовал в расследовании причин смерти царевича Дмитрия и удостоверил его смерть, а когда к Москве подошел самозванец, подтвердил, что это чудом спасшийся царевич Дмитрий. Вступив на престол, он поклялся не наказывать своих подданных без судебного разбирательства. Но правление у него складывалось далеко не просто.
Сторонники Лжедмитрия 1, бежавшие на Юго-запад России и в Польшу, заявляют, что царевича не убили. Население свергает воевод Шуйского.
У повстанцев появляется предводитель – Иван Исаевич Болотников-8 слайд
Он бывший холоп, во время военного похода, попал в турецкий плен, его освободили моряки, одно время он возглавлял 10тысячный отряд казаков, воевавших против турок. Из Путивля он начинает движение на Москву, желая вернуть на трон «истинного царя».
Восстание Болотникова - наивысший подъем народного движения, кульминация всех выступлений в начале XVII века, т.к. началась настоящая гражданская война.
С обеих сторон сражались одинаковые слои населения - 9 слайд
Иван Болотников одержал блестящие победы под Кромами, Калугой, Серпуховом. Современники отличали его талант полководца. Одновременно появляется 2-я повстанческая армия под руководством дворянина Пашкова, к нему присоединяются отряды дворян Ляпунова и Сумбулова, они одерживают победы под Ельцом, с. Троицким, идут на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, Москву. В конце октября 1606 г. они встретились у стен Москвы и начали её осаду, которая продолжалась 5 недель, но не имела успеха. Болотникова покинули отряды Ляпунова и Пашкова. У с. Коломенского его войска потерпели поражение от правительственных войск, и отошли к Калуге. В декабре Болотников одержал победу над войском Шуйского, весь его арсенал перешел в руки восставших. В Туле объявляется «царевич Петр» - якобы сын Федора Иоанновича, на самом деле Илейка Муромец, бывший холоп. Его войска объединяются с войском Болотникова, у Калуги разбивают правительственное войско в мае 1607г. и отходят к Туле. Здесь осада города длится 4 месяца, после чего угрозы со стороны правительственной армии затопить город приводятся в исполнение. Болотникова выдали, его ослепили и казнили в конце октября 1607 г., но на этом гражданская война не завершилась.
V. Появление Лжедмитрия II.
Во время гражданской войны, летом 1607 г. на юго-западе России объявляется Лжедмитрий II. Доклад о нем подготовила Крылова Елена.
Лжедмитрий 2 -10 слайд
Царю Шуйскому остались верны всего несколько городов. С сентября 1608 г. началась осада Троице-Сергиева монастыря, продолжавшаяся 6 месяцев. Но войска «Тушинского вора» так и не смогли овладеть святыней. С конца 1608 г. русские люди поднимаются на борьбу против польско-литовских войск и русских предателей, перешедших на сторону врага.
Шуйский, не в силах справиться с существующим положением и польско-литовской интервенцией, обращается за помощью к шведам и 08.02.1609 г. заключает с ними договор, по которому отказывается от претензий на побережье Балтийского моря в обмен на шведскую помощь в борьбе с польскими отрядами Лжедмитрия 2. В ответ поляки начинают открытую польско-литовскую интервенцию. Король Сигизмунд III осаждает Смоленск. М.В. Скопин-Шуйский с шведскими войсками освобождает русские города, Троице-Сергиеву обитель, разбивают лагерь «Тушинского вора», он бежит в Калугу. А шведы ведут себя, как захватчики, грабя русские города.
В сложившейся обстановке в июле 1610г. бояре во главе с кн. Мстиславским свергли Шуйского с престола, постригли его в монахи и сослали в монастырь.
VI. Семибоярщина.
Власть перешла в руки «седмочисленных бояр». По их приглашению в столицу вошел польский отряд Жолкевского. Бояре отправили посольство во главе с патриархом Филаретом к королю Польши Сигизмунду III, осаждавшему в это время Смоленск, с просьбой посадить на Российский престол его сына королевича Владислава.
Вопрос: Как Вы думаете, к каким последствиям для России могли привести действия бояр?
Ожидаемый ответ: К потере независимости России, к необходимости принимать религию другого государства.
Учитель- да, верно. Хорошо, что этого не произошло. Люди в стают на борьбу, рассылают письма жители городов друг другу, объединяются и договариваются о совместных действиях.
VII. I и II народные ополчения. Освобождение Москвы. Избрание нового царя.
В Рязани формируется I народное ополчение во главе с дворянином Ляпуновым для освобождения Москвы. В него входят дворяне, посадские люди. Казаки. К нему под Москвой присоединяются отряды Трубецкого и атамана Заруцкого. Создается временное правительство «Совет всея земли». Восстанавливается деятельность приказов. В марте 1611г. в Москве вспыхивает восстание против поляков, в котором погибло около 7 тыс. русских, выгорела почти вся Москва. Ополчение подходит к Москве, окружает её с севера, юго-востока и востока. Но среди руководителей ополчения начинаются разногласия, т.к. Решено раздавать земли и жалование казакам, но назначать их на высокопоставленные должности нельзя, плюс говорится о возврате беглых крестьян их прежним владельцам, а большинство из них уже стали казаками. Ляпунова вызывают на казацкий круг и убивают, ополчение распалось.
В июне 1611 г. Сигизмунд захватил Смоленск после 20 мес. Осады и заявил, что сам займет царский трон. В это время шведы по командованием Делагарди заняли Новгород. Митрополит новгородский заявил о готовности принять власть Швеции. Росси грозила потеря национальной и территориальной целостности.
В этих тяжелых для страны условиях нашлись люди, полные мужества и желания спасти Россию от захватчиков.
В Нижнем Новгороде посадский староста К.Минин собирает средства на новое ополчение. В Поволжье, Поморье собираются отряды ополченцев.
К.Минин обращается с просьбой к суздальскому князю Д.Пожарскому -11 слайд
С просьбой возглавить ополчение. В марте 1612 г. II народное ополчение двинулось из Костромы к Ярославлю. Здесь создали новое правительство «Совет всея земли», восстановили деятельность приказов. К ополчению примкнули дворяне, стрельцы, крестьяне, ремесленники, торговцы.
(Запись в тетрадь)- В конце июля 1612 г. ополчение подошло к Москве с севера. 22 августа на помощь к осажденным в кремле полякам подошел обоз Ходкевича, но Минин и Пожарский не дали ему прорваться к осажденным. В кремле начался голод. В конце октября 1612 г. поляки сдались. Москва-сердце нашей Родины была освобождена от захватчиков.
«Совет всея земли» созвал Земский собор. Приехали представители всех слоев населения, включая черносошных крестьян.
Михаил Романов- 12 слайд
(Запись в тетрадь)- В январе 1613 г. избрали нового царя-Михаила Федоровича Романова, которому в то время было всего 16 лет. В управлении страной ему помогал его отец патриарх Филарет.
Вопрос: Как Вы думаете, почему народ избрал Романова на престол?
Ожидаемый ответ: Так как Романовы по женской линии пересекаются с Иваном Грозным. Его первая жена была Анастасия Романова.
Учитель- да, верно. Михаилу досталось тяжелое наследство. Необходимо было восстанавливать страну и преодолевать последствия Смуты.
5. Закрепление- Ответ на проблемно-познавательный вопрос-
В чем причины смутного времени и каковы его последствия?
Ожидаемый ответ: 1) причина: династический кризис,
2) причина: экономический кризис, вызванный войной и опричниной,
3) причина: тяжелое положение зависимого населения, мечтавшего освободиться от непосильного тягла.
Последствия: 1)разрушенное хозяйство, 2) потеря территорий, 3) ослабление государственного правления, 4) царя стали выбирать.
Составление схемы на доске по правлению в период смуты.
Самостоятельная работа по историческим источникам.
Обратить внимание студентов на выставку книг по теме, которые можно взять в библиотеке и расширить свои познания.
Итог урока. 4 ноября вся наша страна будет отмечать праздник – День народного единства и согласия, связанный с событиями, о которых Вы сегодня узнали на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Любимые времена года и месяцы"
Методическая разработка урока...
Методическая разработка по ФЭМП время
В данной методической разработке представлен набор игр, способствующих формированию элементарных математических представлений, а именно времени....
Методическая разработка стартового праздника "Время выбрало нас"
Стартовый праздник "Время выбрало нас" проводится в рамках программы патриотического воспитания детей и подростков "Полный вперед!" в сентябре -октябре месяце ежегодно в форме исто...
Методическая разработка "Настоящее простое время" с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps и онлайн-тестами.
Методическая разработка -презентация "The Present Simple Tense" (построение всех типов предложения) внизу страницы.Видеоуроки:Daily Routines vocabularyhttps://www.youtube.com/watch?v=M...
Методическая разработка "Как спросить время? Который час по-английски (What time is it?)"
Как спросить время? Который час по-английски (What time is it?).Видеоуроки:1. Как спросить время? Который час по-английски (What time is it?).https://www.youtube.com/watch?v=tUHytosU8302. "T...
Методическая разработка ""Present Perfect Continuous (Английские времена) (Настоящее совершенно длительное время) с интерактивными играми-упражнениями на сервере LearningApps.
quot;"Present Perfect Continuous (Английские времена) (Настоящее совершенно длительное время)"Видеоуроки:Видеоурок по английскому языку: Present Perfect Continuous Tense 5 mhttps://www.yout...
Методическая разработка урока мужества "Время выбрало их"
Данная разработка - сценарий мероприятия приуроченного к очередной годовщине вывода советских войск из Афганистана. Оно посвящено уроженцам Шатковской земли, которые по долгу воинского приказа в 70-80...