Введение этнокультурного компонента в предмет история
статья по истории (9 класс) на тему

Статья про использование этнокультурного комопнента при проведении уроков истории в средней общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_baldir_b.a._1.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Балдир Буян Анатольевич, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с. Бай-Даг Эрзинского кожууна

Введение этнокультурного компонента в предмет история

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.[1 с.15] Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.[5 с.4]

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту,[4 с.67] учебный план должен включать региональный компонент, содержащий материалы о конкретном регионе, его культуре, традициях, где живут обучающиеся. В культурном развитии детей, процессе становления личности, формировании мировоззрения важно введение учащихся в мир иноязычной культуры, но и не следует забывать о важности реализации этнокультурных интересов, осмысленного понимания ими родной культуры. Необходимость обучения истории с учетом национально- регионального компонента продиктовано тем, что учащемуся легче научиться представлять родную культуру и историю, особенности Республики Тыва, его столицы - Кызыла, района и села, в котором он живет.

Содержание национально-регионального компонента образования призвано способствовать формированию у обучающихся межкультурной компетенции, т. е. способности понимать и интерпретировать особенности культур в их различных проявлениях, что позволит обеспечить эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте межкультурного взаимодействия.

Главная цель обучения истории на современном этапе - это
формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, проявляющейся в их способности и готовности осуществлять общение на межкультурном уровне. При этом межкультурная коммуникация, как «диалог культур», предполагает наличие экстралингвистических знаний, о своей стране, о регионе, где живет человек. Отсутствие этих знаний может стать причиной недопонимания, источником конфликтов в процессе общения. Не секрет, что в современном российском обществе сформировался запрос на воспитание чувства любви к Отечеству, и региональный компонент необходим как основной нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

Таким образом, региональный компонент в преподавании истории
основывается на идеях модернизации содержания общего образования, отвечает интересам и потребностям, в частности нашей республики, где проводится большая работа по созданию, развитию индустрии международного туризма.

В практике своей работы я применяю элементы данного компонента по многим темам. Изучая тему «Средневековый Китай» учащиеся обсуждают праздники и традиции, национальную одежду, блюда как и Китая так и России и Республики Тыва. По теме «Oкружающая среда" учащиеся говорят не только о проблемах экологии других стран, но также о проблемах России и Республики Тыва.

На уроках истории мною используются учебно-методические пособия для занятий по истории для 9 классов «История Тувы», разработанные М.Х. Маннай-оол., И.А. Достай,[3 с.4] и учебно-методическое пособие по истории для 9-10 классов разработанное  И.А. Достай. [2 с.2] Эти пособия предназначены для учителей и учащихся нашей республики и используются в качестве дополнительного материала для уроков истории по регионоведению Республики Тыва в рамках национально-регионального компонента.

Учащиеся МБОУ СОШ с. Бай-Даг с большим интересом работают над материалами по регионоведению Республики Тыва,  которые я составил и использовал на уроках.

Во время празднования национальных тувинских праздников также возможна реализация и развитие этнокультурного интереса обучающихся. Так, возникла идея организовать и провести неделю Шагаа, используя тот материал и знания, которые учащиеся получили на уроках. Была проведена и организована на русском и тувинском языках совместно с социальным педагогом Балдир Б.О. и старшей Дандаа Т.В.  неделя Шагаа и конкурс Дангына, посвященные празднику Шагаа. При проведении недели Шагаа был поставлен и реализован ряд целей и задач, среди которых - развитие и формирование толерантной личности через организацию национального праздника Шагаа. К участию в неделе были привлечены учащиеся всех классов.

Были проведены национальные игры - состязания: «Кажык», «Шахматы». «Кажык» проводила социальный педагог школы Балдир Б.О. Приняли участие почти все учащиеся школы разных возрастов. Правила игры объяснялись на русском языке. Соревнования по шахматам проводила старшая вожатая Дандаа Т.В. Соревнования проводились 3 дня в определенное назначенное время. 3-й день был финальный. В этот день награждались победители среди мальчиков и девочек.

Важную функцию в развитии этнокультурных интересов выполнял конкурс «Дангына», посвященный неделе Шагаа. В конкурсе участвовали все желающие девочки любого возраста т.е. с 5-11классы. Девочки отвечали на вопросы об истории и традициях тувинского народа, предоставляли слайд национального тувинского блюда, описывали, как готовить, на какой случай, кому в первую очередь подавать, что входит в состав.

 Таким образом, девочки делились информацией о тувинской кухне, а также были конкурсы скороговорок, отгадывания загадок, конкурс поговорок.

Региональный компонент в преподавании истории основывается на
идеях модернизации содержания общего образования, отвечает интересам и потребностям нашей республики. Согласно ФГОС учебный план должен включать региональный компонент, содержащий материалы о конкретном регионе, его культуре, традициях, где живут обучающиеся. В культурном развитии детей, процессе становления личности, формирования мировоззрения важно введение учащихся в мир культуры, но и не стоит забывать о важности реализации этнокультурных интересов, осмысленного понимания ими родной культуры.

Реализация и развитие этнокультурных интересов обучающихся, использование культурно-исторических особенностей РТ является необходимым и важным в преподавании любой специальности.


Список использованной литературы

  1. Анайбан З.В.. Межнациональные отношения в Туве 1990 годы / Москва 1999.
  2. Достай И.А.. Учебно-методическое пособие / Издательство «Билиг»- 2003.
  3. Маннай-оол М.Х.., Достай И.А.. История Тувы / Тувинское книжное издательство-2004.
  4. Ондар А.Д. Реализация этнокультурных интересов обучающихся в условиях внедрения ФГОС. с.67
  5. Сердобов Н.А.. История формирования тувинской нации / Кызыл 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение введения этнокультурного компонента в образовательный процесс

Основу педагогического процесса в русскоязычной школе должны составлять принципы позитивного отношения к этнокультурам. На первый план выходит формирование в рамках уроков и внеурочной деятельности эт...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в усло-виях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования" (в ...

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений Михайловс

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программы курса «История Древне...

"Этнокультурный компонент в обучении учащихся 5-х классов на уроках истории"

Тема моего исследования «Этнокультурный компонент в обучении учащихся 5-х классов на уроках истории».Актуальность и перспективность этой работы заключается в том, что последние годы современные умы бь...

Этнокультурный компонент на уроках истории России и рязаневедения

Этнокультурный компонент  на уроках истории России и рязаневедения: история дома Херасковых в Рязани...

ВВЕДЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЛОГИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

Образование в последние десятилетия развивается очень быстрыми темпами: значительно изменилось законодательная основа образования, его содержание; регулярно появляются и внедряются в образовательные с...

Всероссийская научно-практическая конференция «Поликультурное и этнокультурное образование: достижение стратегических ориентиров» (секция «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательной организации»)

Мы, группа учителей английского и бурятского языков, в феврале 2021 года приняли участие в работе секции «Включение этнокультурного компонента в основную образовательную программу образовательно...