Рабочая программа по истории 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Рабочая программа по истории 6 класс. 68 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska6.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Программы для общеобразовательных учреждений «История» ( 5-11 класс) . М.: Просвещение, 2007 г.
Предлагаемая программа ориентирована на учебник Е.В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. Наук А.А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» -М.: Просвещение, 2007 и учебник Данилова А.А. История России с древнейших времен до конца XVI века. М.: Просвещение, 2009.
Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира. В программе предусмотрены вводный и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей истории, лучшей познавательной деятельности учащихся.
Программа рассчитана на изучение исторического курса в основной школе, в 6-ом классе в течение 68 часов учебного времени, минимальное количество учебных часов в неделю – 2 часа.
Определенной новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.
Задача курса – показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.
Основные цели курса:
- выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;
- развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
- формирование ценностных ориентаций и убеждений школьника на основе личного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;
- сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
- охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;
- развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, личностям;
- умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;
- умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
- умения работать с исторической картой;
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Данная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 6 класса:
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Раннее Средневековье | 8 |
3 | Расцвет средневековья | 8 |
4 | «Осень» Средневековья | 9 |
5 | Вдали от Европы | 2 |
6 | Русь Древняя | 11 |
7 | Политическая раздробленность на Руси | 10 |
8 | Русь Московская | 19 |
Итого | 68 |
Виды и формы контроля
Мониторинг качества знаний осуществляется:
- в формах устного опроса
- индивидуальных письменных заданий
- словарных работ
- хронологических диктантов
- работы с карточками
- проверочных и творческих работ
Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагаются дополнительные задания повышенной сложности, работа с дополнительной литературой.
Содержание курса
Введение (1 ч)
Происхождение понятия «Средние века», «Светлый» и «Темный» образы Средневековья. Географические и хронологические рамки Средневековья. Периодизация истории Средних веков.
ТЕМА I. Раннее Средневековье (8 ч)
Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. Образование и отличительные черты германских королевств. Остготская Италия. Франкское завоевание Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Организация управления государством. «Салическая правда». Принятие франками христианства.
Изменения в положении церкви в IV в. Споры вокруг понимания христианства и формирование христианской ортодоксии. Отцы церкви. Никейский собор. Ереси. Арианство. Формирование и состав христианского канона. Структура и иерархия духовенства. Возникновение папства. Церковный приход. Монашество. Бенедиктский устав. Жизнь средневекового монастыря.
Франкское государство в VI – VIII вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его реформа. Бенефиций и феод. Создание папского государства. Войны Карла Великого. Принятие императорского титула и его значение. Управление империей. Верденский раздел, его причины и значение.
Походы викингов, их причины и последствия для Западной Европы. Государства викингов в Европе. Норманны и Англия. Норманны в Америке.
Франция и Германия в IX – XI вв. Феодальная раздробленность во Франции. Борьба германских королей с венгерской опасностью. Усиление королевской власти в Германии и создание Священной Римской империи. Императоры и церковь.
Истоки средневековой культуры. Церковь и культура. Споры вокруг античного наследия. Система образования. «Каролингское возрождение». Книга в раннее средневековье. Историческая роль раннесредневековой культуры для Западной Европы.
Особенности развития Восточной Римской империи по сравнению с Западной. Территория и население. Константинополь – столица Византии и воплощение ее могущества. Особенности императорской власти. Расцвет Византийской империи при Юстиниане. Судьба Византии VII-IX вв. Взаимоотношения с Русью.
Роль античного наследия в культуре Византии. Возникновение и отличительные черты византийской церковной архитектуры. Собор Святой Софии. Храм как образ мира и синтез искусств. Византийская иконопись. Борьба иконоборцев и иконопочитателей.
Прародина и расселение славян. Западные, восточные и южные славяне. Складывание славянских государств. Принятие христианства в славянских странах в условиях соперничества Рима и Константинополя. Значение принятия христианства. Создание славянской письменности.
Условия жизни и занятия арабов. Племенное устройство и верования. Проповедь Муххамеда. Хиджра. Победа новой веры. Причины и ход объединения арабов. Ислам. Коран. Обязанности мусульман.
Возникновение Халифата. Арабские завоевания. Причины успехов арабов. Сунниты и шииты. Омейяды и Аббасиды. Распад Халифата. Ислам и культура стран Халифата. Роль арабского языка. Расцвет науки, литературы и искусства. Быт и культура повседневной жизни.
ТЕМА 2. Расцвет Средневековья (8 ч)
Ск5ладывание нового устройства общества. Формирование зависимого крестьянства. Сословия. Феод и установление вассальных отношений. Понятие феодализма. Сеньоры и вассалы. Феодальная иерархия. Вооружение и боевая тактика рыцарей. Воспитание, занятия и образ жизни рыцарей. Замок. Геральдика. Рыцарская культура. Кодекс рыцарской чести.
Крестьяне и сеньоры. Понятие и структура сеньории. Повинности. Жизнь крестьянина. Натуральное хозяйство. Крестьянская община, ее функции и значение. Быт и культура крестьян.
Упадок городской жизни в раннее Средневековье. Причины возникновения и расцвета средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Социальная структура города. Организация управления. Облик средневекового города. Жизнь и быт горожан.
Средневековое ремесло. Цехи, их роль в экономике и повседневной жизни городов. Организация торговли. Торговые пути. Ярмарки. Возникновение банков.
Основы могущества церкви. Материальные богатства церкви, их источники. Упадок морального авторитета церкви в X- XI вв. Разделение церквей. Различия между католицизмом и православием. Борьба папства и империи в XI в.
Причины и начало Крестовых походов, их участники. Ход и результаты первого крестового похода. Государства крестоносцев на Востоке. Духовно-рыцарские ордена. Третий крестовый поход. Четвертый крестовый поход, его переломный характер. Упадок и конец крестоносного движения. Значение крестовых походов.
Папство в зените могущества. Борьба церкви с ересями. Альбигойские войны. Инквизиция. Нищенствующие ордены, их роль в укреплении католической церкви.
Начало объединения Франции. Слабость и сила королевской власти, ее союзники в деле объединения страны. Успехи Филиппа II Августа. Укрепление королевской власти при Людовике IX Святом. Филипп IV Красивый и возникновение Генеральных штатов. Сословная монархия. Конфликт с папством и «авиньонское пленение».
Воздействие нормандского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии. Могущество королевской власти в конце XI – XII вв. Реформы Генриха II Плантагенета. Столкновение с церковью. Великая хартия вольностей, ее историческая роль. Возникновение и отличительные черты английского парламента.
Новый этап борьбы империи и папства. Политика Фридриха I Барбароссы и Фридриха II Гогенштауфена в Италии и в Германии.
Колонизация земель западных славян. Возникновение Швейцарского союза. Усиление князей и ослабление императорской власти во второй половине XIII – XIV вв.
Возникновение университетов. Университетское образование. Жизнь студентов. Вера, разум и опыт в средневековой науке. Рационализм и мистика. Роль алхимии и астрологии в развитии научных знаний. Схоластика.
Архитектура и изобразительное искусство эпохи расцвета Средневековья. Романский и готический стили, их отличительные черты.
ТЕМА 3. «Осень» Средневековья (9 ч)
Ухудшение условий жизни европейцев в XIV в. «Черная смерть», ее экономические и социальные последствия. Освобождение крестьян от личной зависимости. Обострение противоречий между крестьянами и сеньорами. Жакерия. Восстание Уота Тайлера.
Причины и начало Столетней войны. Франция на краю гибели Жанна д.» Арк и перелом в ходе войны. Ее завершение и итоги.
Владение герцогов Бургундских в XV в. Борьба французских королей с бургундскими герцогами и завершение объединения Франции. Централизаторская политика Людовика XI. Война Алой и Белой розы в Англии. Усиление королевской власти в Англии при Генрихе VII Тюдоре. Объединение Испании и завершение Реконкисты. Религиозная политика Фернандо и Изабеллы.
Изменения в культуре Западной Европы в XIV – XV вв. Развитие личностного начала. Изобретение книгопечатания и его значение. Возникновение культуры Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Литература и искусство раннего Возрождения в Италии.
Польша в XIV- XV вв. Внутренняя политика Казимира III Великого. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд. Расцвет Чехии XIV веке. Нарастание социальных, этнических, религиозных противоречий. Ян Гус. Гуситские войны и их значение. Страны Балканского полуострова в XIV – XV вв. Ослабление Византии, Болгарии и Сербии. Усиление Османской империи. Османские завоевания на Балканах. Византия в поисках спасения. Ферраро-Флорентийская уния. Гибель империи ромеев. Воздействие поздневизантийской культуры на другие страны.
ТЕМА 4. Вдали от Европы (2 ч)
Природные условия Индии, ее богатства. Занятия населения. Индийская община. Варны и касты. Роль кастовой системы в индийском обществе. Делийский султанат. Достижения индийской культуры.
Периодизация истории Китая в Эпоху Средневековья. Китай и его соседи. Великий шелковый путь. Борьба с северными кочевниками. Монгольское владычество и его свержение. Императорская власть и чиновничество. Достижения китайской науки, литературы, искусства.
Объединение монголов и создание державы Чингисхана. Завоевания монголов, причины их успехов. Распад монгольской державы. Завоевания Тимура. Общие черты и различия держав Чингисхана и Тимура.
Особенности развития Африки. Магриб и Черная Африка. Транссахарская торговля и ислам. Государства Западного Судана. Христианская Эфиопия. Арабская торговля на восточном побережье Африки и государство Мономотапа.
Освоение человеком Америки. Проблема контактов доколумбовой Америки со Старым Светом. Цивилизации майя, ацтеков и инков, их достижения и особенности развития.
ТЕМА 5. Русь Древняя (11 ч)
Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. Исторические источники по истории России.
Заселение Евразии. Происхождение и расселение восточных славян. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования древних славян. Родоплеменные отношения. Быт и нравы, язычество. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства в центре в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.
Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация, вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексных характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
ТЕМА 6. Политическая раздробленность на Руси (10 ч)
Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междоусобные войны. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Даниил Галицкий.
Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на р. Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
ТЕМА 7. Русь Московская (19 ч)
Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация Ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим»
Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная Рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.
Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Обострение внутриполитической борьбы в нач. 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV – нач. XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище». Житийная литература. Главные сооружения Московского кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
«Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
Планируемые знания и умения.
В результате изучения истории ученик должен уметь/знать:
- работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;
- определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;
- изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;
- анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;
- составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний;
- участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.
Учебно-методический комплекс.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл.- М.: Просвещение, 2007
- Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского / авт. Е.А. Крючкова. М.: Просвещение, 2007
- Максимов И.И. Атлас по истории Средних веков. – М.: Дрофа, 2007.Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История Россия с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс, М.: Просвещение, 2008.
- Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь «История Россия с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс, М.: Просвещение, 2009.
- Атлас и контурные карты по Истории России 6класс, Новосибирск, ФГУП, 2007.
- История средних веков: Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. 6 класс / Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. История средних веков (5- 15 века): Хрестоматия. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.История России с древнейших времен до конца 16 века: Поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6 класс / Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2005.
- Серов Б. Н., Гаркуша Л. М. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца 16 века. 6 класс. М.: «ВАКО», 2004.
- Данилов О.В. Тематическое планирование по истории Средних веков. 6 класс» - М.: Экзамен, 2006
- .Колеснеченко Н.Ю.. История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6 кл. –Волгоград: Учитель, 2007
Список литературы.
1. История средних веков: кН. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой.- М., 1999
2. Гершензон М., Хьюлетт М. Робин Гуд. Ричард Львиное сердце/ М. Гершензон, М.
Хьюлетт. –М., 2010
3. Гиза Г. История Франции для юных/ Г. Гиза. – М., 2006
4. Говоров В. Последние Каролинги/ В. Говоров. – М., 2001
5. Диккенс Ч. История Англии для детей/ Ч. Диккенс. – М., 2002
6. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. – М., 2002
7. Малов В. Тайны бесстрашных викингов/ В. Малов. – М., 2006
8. Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого
стола/ М. Пастуро. – М., 2009
9. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI – XVII веках. – М., 1995
10. Ключевский В.О. Исторические портреты.- М., 1997
11. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. – М., 1996
12. Шефов Н.А. Самые знаменитые войны и битвы России. – М., 2000
Календарно-тематическое планирование курса «История» 6 класс
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Введение. (1 ч) | |||
1 | Что изучает история Средних веков. | 1 | |
Тема 2. Раннее Средневековье. (8 ч) | |||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв. | 1 | |
3 | Христианская церковь в раннее Средневековье. | 1 | |
4 | Империя Карла Великого. | 1 | |
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI вв. | 1 | |
6 | Англия в раннее Средневековье. | 1 | |
7 | Византия при Юстиниане. Культура Византии. | 1 | |
8 | Образование славянских государств. | 1 | |
9 | Возникновение ислама. Арабский халифат. Культура стран Халифата. | 1 | |
Тема 3. Расцвет Средневековья. (8 ч) | |||
10 | В рыцарском замке. | 1 | |
11 | Средневековая деревня и ее обитатели. | 1 | |
12 | Возникновение средневековых городов. | 1 | |
13 | Горожане и их образ жизни. | 1 | |
14 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | |
15 | Крестовые походы. | 1 | |
16 | Как происходило объединение Франции. | 1 | |
17 | Что англичане считают началом своих свобод. | 1 | |
Тема 4. «Осень» Средневековья. (9 ч) | |||
18 | Столетняя война. | 1 | |
19 | Крестьянские восстания во Франции и Англии. | 1 | |
20 | Усиление королевской власти в кон. XV в. Во Франции и Англии. | 1 | |
21 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | |
22 | Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов. | 1 | |
23 | Гуситское движение в Чехии. | 1 | |
24 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова. | 1 | |
25 | Культура в Средние века. | 1 | |
26 | Эпоха Возрождения. | 1 | |
Тема 5. Вдали от Европы. (2 ч) | |||
27 | Китай и Индия в Средние века. | 1 | |
28 | Народы Америки и Африки в Средние века. | 1 | |
Тема 6. Русь Древняя (11 ч) | |||
29 | Введение. История России - часть всемирной истории. | 1 | |
30 | Восточные славяне. | 1 | |
31 | Соседи восточных славян. | 1 | |
32 | Формирование Древнерусского государства. | 1 | |
33 | Первые киевские князья. | 1 | |
34 | Владимир Святославич. Принятие христианства. | 1 | |
35-36 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 2 | |
37 | Культура Древней Руси. | 1 | |
38 | Быт и нравы Древней Руси. | 1 | |
39 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь Древняя». | 1 | |
Тема 7. Политическая раздробленность на Руси. (10 ч) | |||
40 | Начало раздробления Древнерусского государства. | 1 | |
41-42 | Главные политические центры Руси. | 2 | |
43 | Нашествие с Востока. | 1 | |
44 | Борьба Руси с западными завоевателями. | 1 | |
45 | Русь и Золотая Орда. | 1 | |
46 | Русь и Литва. | 1 | |
47-48 | Культура русских земель XII – XIII вв. | 2 | |
49 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политическая раздробленность на Руси». | 1 | |
Тема 8. Русь Московская (19 ч.) | |||
50 | Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. | 1 | |
51 | Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. | 1 | |
52 | Куликовская битва. | 1 | |
53 | Московское княжество и его соседи в конце XIV – сер. XV века. | 1 | |
54-55 | Создание единого русского государства. Конец ордынского владычества. | 2 | |
56 | Московское государство в конце XV – начале XVI века. | 1 | |
57 | Церковь и государство в конце XV – начале XVI века. | 1 | |
58 | Условия развития страны в XVI веке. | 1 | |
59-60 | Реформы избранной рады. Становление сословно-представительной монархии. | 2 | |
61 | Внешняя политика Ивана IV. | 1 | |
62 | Опричнина. | 1 | |
63-64 | Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI вв. | 2 | |
65 | Архитектура и живопись в XIV – XVI вв. | 1 | |
66 | Быт в XV – XVI вв. | 1 | |
67 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Русь Московская». | 1 | |
68 | Итоговое повторение. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...