Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа (история, 5 класс) по теме
Рабочая программа по истории 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_istorii_5_klass.doc | 436.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО МБОУ «СОШ № 5» _____________Ф.И.О. «___»_____________2013 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 5» ____________Паничкина Е.О. «____»_____________2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ № 5» ____________ Костикова С.В. «____» _____________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общего (начального) образования
по учебному предмету ИСТОРИЯ
для 5 класса
на 2013-2014 учебный год
Программу разработал:
Учитель Кочеткова
Алена Владимировна
г. Троицк, 2013 г.
Пояснительная записка
Статус программы: Рабочая программа по учебному предмету «История» является составной частью основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» на 2013/2014 учебный год.
Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету «История» являются следующие нормативные документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
- Об организации образовательного процесса в образовательных учреждениях Челябинской области в 2013/2014 учебном году: Приложение № 10 к письму МОиН Челябинской области № 24/5135 от 10.07.2012. о преподавании учебного предмета «история» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013/2014 учебном году.
- Областной базисный учебный план Челябинской области: Приказ МОиН Челябинской области № 01-269 от 06.05.2009.
- Приказ МБОУ «СОШ № 5» № ___ от __.__.2013 г. «Об утверждении учебного плана и рабочих программ учебных предметов на 2013/14 учебный год;
- Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденное на заседании педсовета МБОУ «СОШ № 5» протокол № _ от __.__.2013 г.
- Примерная программа основного общего образования по истории // Сайт МОиН РФ, Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.Письмо Министерства образования и науки Челябинской области №103/3404 от 31.07.2009 г. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Цели рабочей программы:
- дать представление всем участникам образовательного процесса о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
- выделить этапы обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся;
- освоение школьниками ключевых исторических понятий;
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее даёт возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Достижение цели рабочей программы происходит через решение следующих задач:
- воспитание патриотизма, уважения к истории;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории;
- овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями.
Предмет история входит в образовательную область обществознание.
Обоснование выбора программы, системы обучения и учебно-методического комплекса
Рабочая программа по истории для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ 2004 года, примерной программы по истории (Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по истории. - М.: Дрофа, 2008.)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
- Уколова В.И., Маринович Л.П./Под ред. Чубарьяна А.О. История Древнего мира – М.: Просвещение.2010.
Сохраняется преемственность в УМК в 6 классе, выделяется единая линия учебников по всеобщей истории и истории России (5-6 классы), рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся 5 класса. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории Древнего мира в 5 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
В основе составленной рабочей программы лежит цивилизационно - гуманитарный подход. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Древнего мира. Для решения поставленных целей был расширен раздел пропедевтического модуля, его объем 10 часов «Что изучает история». Данный курс вводится за счет пропорционального сокращения учебного времени, выделенного на изучение следующих тем: Древний Китай, Полисы Греции и древнегреческая демократия, Расцвет Греции, Упадок Греции, Поздняя республика, Возникновение и расцвет Римской империи, Поздняя империя.
В соответствие с областным учебным базисным планом на 2013-2014 учебный год (Приказ МОиН Челябинской области №01-269 от 6 мая 2009 г.) и учебным планом МБОУ ’’СОШ №5’’ календарно- тематическое планирование рассчитано на 70 часов год (2 часа в неделю), из них на реализацию РК-7 часов (10% учебного времени), на изучение истории Древнего мира отводится 60 часов.
Количество часов в неделю - 2 часа
Количество часов в год - 70 часов
1 полугодие (16 недель)- 32 часа
2 полугодие (19 недель)- 38 часов
Количество часов по четвертям
1 четверть (9 недель) - 18 часов
2 четверть (7 недель) - 14 часов
3 четверть (10 недель) - 20 часов
4 четверть (9 недель) - 18 часов
Количество проверочных работ в год- 5.
В рабочей программе по истории в 5 классе рассматриваются следующие содержательные линии:
История древнего мира (70 ч):
- Пропедевтика (10 ч.)
- Жизнь первобытных людей (7 ч.)
- Древний Восток (18 ч.)
- Древняя Греция (17 ч.)
- Древний Рим (17 ч.)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«История Древнего мира» (5 класс)
1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ (10 ч.)
Зачем изучать историю. Что такое история. Исторические источники. Науки – помощницы. Периоды истории. Исторические эпохи. Счёт лет в истории.
2.ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (60 ч.)
Тема 1. Древнейшие люди, их жизнь и деятельность как этап предыстории человечества
Современные взгляды на происхождение человека. Расселение древнейших людей. Появление орудий труда. Каменный век. Появление человека «разумного». Присваивающее хозяйство. Возникновение религии и искусства.
Тема 2. Земледельцы и скотоводы на исходе первобытности. Революция нового каменного века и возникновение древнейших цивилизаций
Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Появление ремесла. Соседская община. Племя. Медный век. Изобретение бронзы. Понятие «цивилизация».
Повторение
Значение первобытности для последующей истории человечества.
Раздел II. Древний Восток
Тема 1. Древнейшие цивилизации Месопотамии
Природа и население Древней Месопотамии. Шумер – древнейшая цивилизация. Понятие «государство». Культура Шумера. Наследники шумера. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Восточная деспотия. Боги и храмы Древней Месопотамии.
Тема 2. Древний Египет
Страна и её обитатели. Миф пирамид. Устройство общества. Превращение Египта в могущественную военную державу. Культура Древнего Египта. Реформы фараона Эхнатона.
Тема 3. Восточное Средиземноморье в древности
Финикия – страна мореплавателей. Города Финикии. Создание алфавита. Древняя Палестина. Борьба древних евреев с финистимлянами. Ветхий Завет – часть Библии. Моисей и десять заповедей.
Тема 4. Великие военные империи Ближнего Востока.
Понятие «империя». Держава хеттов. Ассирийская империя. Государство Урарту. Глиняная библиотека царя Ашшурбанапала. Возникновение Нововавилонского царства. Халдеи. Город Вавилон – «царь городов». Висячие сады. Падение Вавилова. Возвышение Персии. Персидская империя. Дарий I. Учреждение государственной почты. Зороастризм – религия Древних персов.
Тема 5. Древняя Индия.
Занятия жителей. Дравиды. Первые города-государства. Веды. Древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». Индуизм. Карма. Йога. Знания, цифры, изобретение нуля, шахматы. Устройство общества в Древней Индии. Буддизм. Касты.
Тема 6. Древний Китай
Формирование древнекитайской цивилизации. Объединение Китая. Китайская империя. Достижения китайской цивилизации. Конфуций и его учение. Обучение в Древнем Китае.
Тема 7. Цивилизация Древней Америки
Индейцы – древнейшие жители Америки. Основные занятия жителей Древней Америки: выращивание кукурузы, картофеля, помидоров. Государство майя. Цивилизация инков, майя и ацтеков. Изолированность цивилизаций Древней Америки.
Раздел III. Античность.
Часть 1. Древняя Греция
Тема 1. Древнейшая Греция
Природа и население. Эллада и эллины. Области Греции. Занятия. Религия. Первые государства на о. Крит. Города – государства. Гибель Микенской цивилизации. Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея».
Тема 2. Полисы Греции и древнегреческая демократия.
Начало возрождение Греции. Древнегреческий полис – государство. Тирания. Аристократия и народ (демос). Греки и варвары. Афины м Спарта. Демократия. Реформы управления в Афинах. Спартанское воспитание. Лаконичность. Греко-персидские войны. Марафонская битва. Битва у Фермопил. Саламинское сражение. Причины и историческое значение победы греков.
Тема 3. Расцвет Греции
Вождь Афинской демократии – Перикл. Народное собрание. Рабство в Афинах. Строительство Афин при Перикле. Скульптура. Древнегреческий театр. Олимпийские игры. Школа в Греции. Гимнасии. Воспитание мальчиков. Повседневная жизнь греков.
Тема 4. Упадок Греции. Рождение нового мира
Пелопонесская война. Македонский царь Филипп и его завоевания. Борьба греческих полисов против македонского завоевания. Оратор Демосфен. Битва при Херонее. А.Македонский и его завоевания. Империя Александра. Возникновение новых государств после распада державы Александра Македонского.
Повторение
Культурные достижения Древней Греции, их значение для современности.
Часть 2. Древний Рим
Тема 1. Ранний Рим.
Предшественники римлян. Этруски. Легенда об основании Рима. Римская община. Царь и римский народ. Патриции и плебеи. Преобразования царя Туллия. Установление республики. Государственное устройство ранней республики. Римская семья. Римская религия. Завоевание Италии Римом. Нашествие галлов на Рим. Пиррова война.
Тема 2. Поздняя республика
Пунические войны: причины и итоги. Битва при каннах. Ганнибал. Завоевание Греции и Македонии Римом. Превращение Рима в мировую державу. Римские провинции.
Тема 3. Гражданская война в Риме. Гибель республики
Земельный закон Тиберия Гракха, его гибель. Судебная реформа Гая Гракха. Источники рабства, положение рабов, занятия рабов. Гладиаторы. Восстание Спартака. Первая гражданская война. «Новые люди» в Риме. Проскрипции. Внешние войны. Установление диктатуры Цезаря. Гай Юлий Цезарь. Оратор Цицерон. Поэт Лукреций Кар. Первый триумвират.
Тема 4. Возникновение и расцвет Римской империи
Второй триумвират. Первый император Рима. Октавиан Август. Расширение Римской империи. Век «золотой латыни». Преемники Августа: Тиберий, Калигула, Нерон. Возникновение христианства. История Иисуса Христа. Возникновение церкви. Золотой век Римской Империи. Рим – столица империи. Архитектура и строительное искусство римлян.
Тема 5. Поздняя империя
Солдатские императоры. Распад единой империи. Колоны и магнаты. Император – «бог и господин». Константин I Великий. Христианская церковь. Первый Вселенский собор. Разделение Империи на Западную и Восточную. Великое переселение народов. Историческое значение Римского права.
Повторение.
Вклад народов древности в мировую культуру: письменность, художественная культура, общечеловеческие нравственные ценности, нормы поведения людей
Учебно-тематический план:
Темы программы | Количество часов | Контроль знаний |
1.Что изучает история | 10 | |
2. Жизнь первобытных людей | 7 | Контрольная работа № 1 |
3. Древний Восток | 18 | Контрольная работа № 2 |
4. Древняя Греция | 17 | Контрольная работа № 3 |
5. Древний Рим | 17 | Контрольная работа № 4 |
Итоговое обобщение | 1 | Контрольная работа № 5 |
Итого | 70 |
В календарно-тематическом планировании предусмотрено время на реализацию национально-регионального компонента в объёме 10% учебного времени от общего объёма часов на курс истории
Тема урока | Региональное содержание изучаемых вопросов (10 минут на уроке) | № компонента |
Древнейшие люди. | Стоянки первобытных людей на Урале | РК 1 |
Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозного верования. | Древнейшие жители Урала | РК 2 |
Возникновения земледелия и скотоводства. | Земледельцы и скотоводы Южного Урала | РК 3 |
Появления неравенства и знати. Счёт лет в истории. | Древнейшие металлурги. | РК 4 |
Появления неравенства и знати. Счёт лет в истории. | История родного края. | РК 5 |
Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. | Археологические находки на территории Челябинской области. | РК 6 |
Историческое и культурное наследие Челябинской области | Историческое и культурное наследие Челябинской области | РК 7 |
Календарно–тематическое планирование изучения материала по истории Древнего мира 5 класс
Дата | № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Учебный материал | |
План | Факт | ||||
5 класс История Древнего мира (70 часов) | |||||
02.09 | 1. | Что изучает история. Что такое история. | 10 1 | §1 | |
03.09 | 2. | Источники знаний о прошлом. | 1 | §2,4 | |
09.09 | 3. | Счет лет в истории. | 1 | §3 | |
10.09 | 4. | Происхождение имен и фамилий. | 1 | §7 | |
16.09 | 5. | Генеалогия. Геральдика. | 1 | §9,10 | |
17.09 | 6. | Символика государства. | 1 | §11 | |
23.09 | 7. | Географические названия – свидетели прошлого. | 1 | § 5 | |
24.09 | 8. | История России – часть всемирной истории. | 1 | §6 | |
30.09 | 9. | Россия – многонациональное государство. | 1 | §6 | |
01.10 | 10. | Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Что изучает история» | 1 | §1-11 | |
07.10 | 11. | Жизнь первобытных людей. Древнейшие люди: расселение, занятия, орудия труда. | 7 1 | §3 | |
08.10 | 12. | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | §4 | |
14.10 | 13. | Возникновение искусства и религии. | 1 | §5 | |
15.10 | 14. | Древние земледельцы и скотоводы. | 1 | §6 | |
21.10 | 15. | Возникновение ремесла и обмена. Появление неравенства и знати. | 1 | §7 | |
22.10 | 16. | Первые очаги цивилизаций. | 1 | §8 | |
28.10 | 17. | Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Жизнь первобытных людей». | 1 | §3-8 | |
29.10 | 18. | Древний Восток. Древнейшие цивилизации Месопотамии. Междуречье: рождение цивилизации. | 18 3 1 | §9 | |
11.11 | 19. | Культура Шумера. | 1 | §10 | |
12.11 | 20. | Древний Вавилон. | 1 | §11 | |
18.11 | 21. | Древний Египет. Древний Египет: население, его занятия. | 4 1 | §12 | |
19.11 | 22. | Мир пирамид. | 1 | §13 | |
25.11 | 23. | Могущество Древнего Египта. | 1 | §14 | |
26.11 | 24. | Верования древних египтян. | 1 | §15 | |
02.12 | 25. | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия. | 3 1 | §16 | |
03.12 | 26. | Древняя Палестина. | 1 | §17 | |
09.12 | 27. | Библейские пророки. | 1 | §18 | |
10.12 | 28. | Великие военные империи Ближнего Востока. Ассирийская империя. | 1 | §19 | |
16.12 | 29. | Нововавилонское царство. | 1 | §20 | |
17.12 | 30. | Древняя Персия. | 1 | §21 | |
23.12 | 31. | Древняя Индия. Древняя Индия: природные условия, население. | 2 1 | §22 | |
24.12 | 32. | Касты в Древней Индии. Новая религия. | 1 | §23 | |
13.01 | 33. | Древний Китай. Древний Китай: природа, население. Империя Цинь. | 2 1 | §24 | |
14.01 | 34. | Древняя мудрость и изобретения китайцев. | 1 | §25 | |
20.01 | 35. | Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Древний Восток». | 1 | §9-25 | |
21.01 | 36. | Древняя Греция. Природа и население Греции. | 17 1 | §26 | |
27.01 | 37. | Боги греков. Герои греков. | 1 | §27,28 | |
28.01 | 38. | Первые государства на Крите. Держава Миноса. | 1 | §29 | |
03.02 | 39. | Ахейская Греция. Тиринф, Пилос, Микены. | 1 | §30 | |
04.02 | 40. | Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | 1 | §31 | |
10.02 | 41. | Возникновение полиса. Великая греческая колонизация. | 1 | §32 | |
11.02 | 42. | Афины. | 1 | §33 | |
17.02 | 43. | Спарта. | 1 | §34 | |
18.02 | 44. | Греко-персидские войны. | 1 | §35,36 | |
24.02 | 45. | Афины при Перикле. | 1 | §37 | |
25.02 | 46. | Культура Древней Греции. | 1 | §38,39 | |
03.03 | 47. | Олимпийские игры. | 1 | §40 | |
04.03 | 48. | Повседневная жизнь греков. Как учили детей в Древней Греции. | 1 | §41,42 | |
10.03 | 49. | Возвышение Македонии. Города Греции подчиняются Македонии. | 1 | §43 | |
11.03 | 50. | Александр Македонский и завоевания Востока. | 1 | §44 | |
17.03 | 51. | Восток и Греция после Александра Македонского. | 1 | §45 | |
18.03 | 52. | Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Древняя Греция». | 1 | §26-45 | |
1.04 | 53. | Древний Рим. Древнейший Рим: природа, население, занятия и положение жителей. | 17 1 | §46 | |
07.04 | 54. | Рим эпохи царей. | 1 | §47 | |
08.04 | 55. | Ранняя республика. | 1 | §48 | |
14.04 | 56. | Римская семья, нравы и религия. | 1 | §49 | |
15.04 | 57. | Рим завоевывает Италию. | 1 | §50 | |
21.04 | 58. | Пунические войны. | 1 | §51 | |
22.04 | 59. | Рим превращается в мировую державу. | 1 | §52 | |
28.04 | 60. | Земельные реформы братьев Гракхов. | 1 | §53 | |
29.04 | 61. | Рабство в эпоху Поздней республики. | 1 | §54 | |
05.05 | 62. | Гибель республики. | 1 | §55 | |
06.05 | 63. | Диктатура Цезаря. | 1 | §56 | |
12.05 | 64. | Рим становится империй. | 1 | §57 | |
13.05 | 65. | Преемники Августа. | 1 | §58 | |
19.05 | 66. | Возникновение христианства. | 1 | §59 | |
20.05 | 67. | Культура и быт Древнего Рима. | 1 | §60,61 | |
26.05 | 68. | Римская империя при Константине. Падение Западной Римской империи. | 1 | §62,63 | |
27.05 | 69. | Урок обобщения и проверки знаний и умений по теме: «Древний Рим». | 1 | §46-63 | |
70. | Итоговое обобщение. | 1 |
Формируемые знания и умения ученика
В результате изучения истории ученик должен
- знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Курс даёт возможность вести работу по формированию у учащихся:
- умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстраций;
- умения сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различие;
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
- умения спорить и отстаивать свои взгляды;
- умения анализировать исторический источник;
- умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диасинхронность событий и явлений;
- умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
Критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
В процессе обучения для контроля и оценки знаний и умений по предмету этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени. После каждой большой темы проводится тестовая работа.
№ п/п | Название работы | Цели | ЗУН | Структура работы | Уровни сложности заданий | Критерии оценивания |
1. | Первобытный мир | Проверить знания по теме «Первобытный мир» | -выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; -уметь анализировать исторические явления, процессы факты; | Часть А-16 Тест рассчитан на 30 мин. | Часть А 1-7 - Базовый Часть А 8 -12 – Продвинутый Часть А 12-16 - Высокий | За выполнение части А-1 балла каждый ответ 3- за 50% работы; 4 – 70% работы 5- 95-100% работы |
2. | Древний Восток | Проверить знания по теме | -выявлять важнейшие достижения культуры; -группировать исторические явления и события по заданному признаку; -объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов. | Часть А- 16 Работа рассчитана на 30 минут | Часть А 1-7 - Базовый Часть А 8 -12 – Продвинутый Часть А 12-16 - Высокий | За выполнение части А-1 балла каждый ответ 3- за 50% работы; 4 – 70% работы 5- 95-100% работы |
3. | Древняя Греция | Проверить усвоение основных понятий по теме. | -выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; -выявлять существенные черты научных и культурных процессов, явлений и событий; -объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; -уметь анализировать исторические явления, процессы факты; | Тест часть А -17, рассчитан на 30 минут | Часть А 1-7 - Базовый Часть А 8 -12 – Продвинутый Часть А 12-17 - Высокий | За выполнение части А-1 балла каждый ответ 3- за 50% работы; 4 – 70% работы 5- 95-100% работы |
4. | Повторение по теме: «Древний Рим» | Проверить знания по теме | -выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; -объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; -уметь анализировать исторические явления, процессы факты. | Часть А- 28 Часть В– 7 Часть С – 3 Работа рассчитана на 40 минут | Часть А- Б Часть В – П Часть С – В | За выполнение части А-1 балла каждый ответ Б часть за правильный ответ -2 б Часть С – 5б 3- за 50% работы; 4 – 70% работы 5- 95-100% работы |
5. | Итоговое повторение по курсу «История Древнего мира» | Проверить знания по курсу «История Древнего мира» | Часть А- 28 Часть В– 8 Часть С – 3 Работа рассчитана на 40 минут | Часть А- Б Часть В – П Часть С – В | За выполнение части А-1 балла каждый ответ Б часть за правильный ответ -2 б Часть С – 5б 3- за 50% работы; 4 – 70% работы 5- 95-100% работы |
УМК по предмету включает:
Программы | Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по истории. 2004. (Сборник нормативных документов. История/сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.М.:Дрова, 2008) www. idppo. uu. ru.; www. edu. ru.; |
Учебники и тетрадь | Уколова В.И., Маринович Л.П./ Под ред. Чубарьяна А.О. История древнего мира – М.: Просвещение.2012. Уколова И.Е. История древнего мира. Рабочая тетрадь по истории древнего мира. Пособие для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.2008. |
Дидактическое обеспечение учителя. | Уколова И.Е. История древнего мира. Поурочные разработки. (электронное пособие: www.prosv.ru). Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. Универсальное издание. М.ВАКО, 2007 |
Учебно-методическая литература:
- Атлас. История Древнего мира. 5класс. Москва, «Просвещение», 2007.
- Вигасин А.А., Г.И. Годер, И.С. Свеницкая История Древнего мира. Москва, «Просвещение», 2007.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории Древнего мира, Москва, «Просвещение», 2003.
- Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим, Москва, «Просвещение», 2007.
- Коровкин Ф.П., Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.
- Немировсий Л.И. Книга для чтения по Истории Древнего мира. Москва, «Просвещение», 2007.
- Черкасова Е.А. Хрестоматия по истории Древнего мира, Москва, «Просвещение», 2003.
- История Урала с древнейших времен до конца XIX века. Под ред. В.В Личмана – Екатеринбург, 1998.
- Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. «История Урала XI – XVIII вв.» Челябинск. 2000.
Материально-техническое и информационное обеспечение:
Для изучения учебного предмета ИСТОРИЯ используются следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
оборудование: кабинет №7 общая площадь 56 кв.м.
- ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов;
- технические средства обучения:
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
- демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер, телевизор, DVD, мультипроектор, экспозиционный экран);
- вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото- и видеотехника;
- экранно-звуковые пособия:
- электронное пособие;
- дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
- ТСО, АРМ, интерактивное оборудование:
Инв. № | Наименование оборудования | Марка/ год выпуска | Размещение и хранение | Исправно/ неисправно |
0414-3322261072 | Мультимедийный проектор BENQ | 2006 | Кабинет № 7 | Исправно |
0414-3020202071 | Компьютер в комплекте | 2007 | Кабинет № 7 | Исправно |
0414-3230102039 | Телевизор JVC 21U4 | 2007 | Кабинет № 7 | Исправно |
DVD - плейер | 2010 | Кабинет № 7 | Исправно |
- библиотечный фонд:
- учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного предмета ИСТОРИЯ (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя и др.);
- нормативные документы;
- специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, окружающему миру, литературе и др.);
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;
- хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием;
- документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников);
- энциклопедическая и справочная литература (философские словари, справочники, биографии деятелей и значимых персоналий и др.);
- художественные альбомы, содержащие иллюстрации;
• печатные пособия, в том числе картографические издания, иллюстративные материалы.
Диски СД-RОМ
1. Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Уроки всемирной истории.
2. Диск «Просвещение - Медиа» ЦОР. 1С образование
3. Диск «История. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие нового образца»
4. Диск «История Древнего мира. Загадки сфинкса». Медиахауз.
Сайты в помощь учителю:
Название сайта | Электронный адрес |
Министерство образования и науки Челябинской области | http://minobr74.ru/ |
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования | http://ipk74.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
При преподавании используются:
· Классно-урочная система
· Применение мультимедийного материала
· Частично-поисковая работа
Все это способствуют адаптации учащихся к социально-экономическим условиям в современном обществе.
Приложение
Образцы контрольных работ
- КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Что изучает история»
Вариант 1
- Спишите, вставляя пропущенные слова:
История – это ………, изучающая ……… ………, стран и ………, городов и ………, и даже ……… ……… - К каким группам относятся перечисленные исторические источники?
А) старинная монета; Б) рассказ бабушки о своём детстве; В) каменный топор;
Г) фотография Л.Н. Толстого; Д) рассказ учителя о Петре I; Е) старая газета;
Ж) старинные законы; З) берестяная грамота; И) фотография Ивана Грозного;
К) наскальный рисунок первобытного человека; Л) фильм «Аттила»; М) старинная картина;
ОБРАЗЕЦ: Вещественные – А, Б, В, письменные – Г, Д, Е, устные – Ж, З, И,
кинофотодокументы – К, Л, М, не являются источниками – Н, О, П. - К каким векам относятся эти даты:
1355 г., 21 г., 450 г., 1600 г., 2001 г., 7 г., 1408 г. - Сколько лет прошло между этими событиями? Подчеркните то, которое было раньше.
160 г. до н.э. и 1523 г. до Р.Х. 234 г. и 466 г. до н.э.
1907 г. и 1823 г. 2368 г. до Р.Х. и 1888 г. - О каких науках идёт речь?
А) Наука о гербах; Б) Наука о языках; В) Наука о старинных мерах веса, длины, площади;
Г) наука о способах и правилах проведения раскопок; Д) наука о старинных монетах;
Е) наука о разных народах;
ДЛЯ СПРАВОК: археология, этнография, лингвистика, нумизматика, метрология, старая газета геральдика. - Нанесите на линию времени следующие даты:
а) 122 г. до н.э.; б) 179 г. н.э.;
в) 15 г. до н.э.; г) 1222 г. н.э.
7. Какой год был раньше 28 г. до н.э. или 28 г. н.э.? На сколько лет раньше?
8. Сколько лет назад прошло от основания города Рима до наших дней, если он был основан в 753 г. до н.э.?
9. Какой год был следующим за 54 г. до н.э.? Какой год был предшествующим 54 г. до н.э?
10.Какой год был следующим за 123 г. н.э.? Какой год был предшествующим 123 г. н.э?
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «Что изучает история»
Вариант 2
- Дайте определение понятию.
История – это _________________________________________________ . - К каким группам относятся перечисленные исторические источники?
А) каменный топор; Б) рассказ бабушки о своём детстве; В) старинная монета;
Г) старая газета; Д) рассказ учителя о Петре I; Е) фотография Л.Н. Толстого;
Ж) наскальный рисунок первобытного человека; З) берестяная грамота; И) фотография Ивана Грозного; К) старинные законы; Л) старинная картина; М) фильм «Аттила»;
ОБРАЗЕЦ: Вещественные – А, Б, В, письменные – Г, Д, Е, устные – Ж, З, И,
кинофотодокументы – К, Л, М, не являются источниками – Н, О, П. - К каким векам относятся эти даты:
1255 г., 121 г., 1450 г., 1500 г., 1001 г., 5 г., 408 г. - Сколько лет прошло между этими событиями? Подчеркните то, которое было раньше.
180 г. до н.э. и 1503 г. до Р.Х. 1234 г. и 460 г. до н.э.
1947 г. и 1863 г. 2318 г. до Р.Х. и 1338 г. - О каких науках идёт речь?
А) наука о разных народах; Б) наука о языках; В) наука о старинных монетах; Г) наука о способах и правилах проведения раскопок; Д) наука о старинных мерах веса, длины, площади; Е) наука о гербах;
ДЛЯ СПРАВОК: археология, этнография, лингвистика, нумизматика, метрология, геральдика. - Нанесите на линию времени следующие даты:
а) 41 г. до н.э.; б) 89 г. н.э.;
в) 189 г. до н.э.; г) 1533 г. н.э.
7. Какой год был раньше 55 г. до н.э. или 55 г. н.э.? На сколько лет раньше?
8. Сколько лет назад произошло восстание Спартака, если оно состоялось в 74 г. до н.э.? 9. Какой год был следующим за 88 г. до н.э.? Какой год был предшествующим 88 г. до н.э?
10. Какой год был следующим за 199 г. н.э.? Какой год был предшествующим 199 г. н.э.?
Тест №2
Контрольный тест по теме «Первобытный мир»
1. Где появились первые люди:
а) в Африке б) в Азии в) в Америке г) в России
2. Как назывался первый коллектив древнейших людей:
а) соседская община в) человеческое стадо
б) родовая община г) семья
3. Сбор съедобных корней, дикорастущих плодов, ягод – это:
а) скотоводство в) земледелие
б) собирательство г) охота
4. Орудие, которое использовали в охоте на крупную рыбу:
а) копьё в) дубина
б) гарпун г) рубило
5. Оружие, которое использовали на большом расстоянии от животного:
а) дубина в) лук и стрелы
б) копьё г) гарпун
6. На основе какого занятия возникло земледелие:
а) охота в) ремесло
б) собирательство г) торговля
7. Где впервые была найдена пещерная живопись:
а) в северной Испании в) в Ирландии
б) в Африке г) в России
8. Веру первобытных людей в колдовство, в оборотней, в душу, в высшие силы называют:
а) искусством в) обрядом
б) религией г) традицией
9. Самые опытные и мудрые старики, которые управляли родовыми общинами:
а) вожди в) старейшины
б) воины г) мудрецы
10. Идол – это:
а) изображение бога в) книга
б) игрушка человека г) памятник
11. Изготовление различных изделий – это:
а) скотоводство в) ткачество
б) ремесло г) гончарство
12. Правильно ли суждение «У первобытных людей появилось неравенство, и выделилась знать»:
а) да б) нет
13. Первое животное, прирученное человеком:
а) лошадь в) корова
б) собака г) свинья
14. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
а) железо в) медь
б) золото г) бронза
15. Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
а) собирательство в) овладение огнем
б) изобретение металлических орудий труда г) охота
16. Прочитайте текст и найдите 5 ошибок.
Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли
от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
Ответы:
на контрольный тест по теме «Первобытный мир»
- А
- В
- Б
- Б
- В
- Б
- А
- Б
- В
- А
- Б
- А
- Б
- В
- В
- 1) древнейшие люди не жили в холодных странах;
2) не знали одежды;
3) не умели разговаривать;
4) не выращивали хлеб;
5) ко времени появления человека на Земле динозавры вымерли.
- Контрольная работа
по теме «Древний Восток»
1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор?
а) Междуречье б) Египет в) Финикия
2. Где была написана книга, от которой произошло слова «библиотека»?
а) в Египте б) в Китае в) в Израиле
3. От кого защищала Северный Китай Великая китайская стена?
а) от ассирийцев б) от гуннов в) от филистимлян
4. На чем писали в Древнем Китае?
а) на дощечках из бамбука в) на глиняных табличках
б) на пальмовых ветвях
5. Древнее государство, захватившее в VI в. до н.э. Вавилонское и Египетское царства?
а) Лидия б) Персия в) Израиль
6. Библейский старец, спасшийся в ковчеге во время потопа?
а) Адам б) Авраам в) Ной
7. Что выращивали земледельцы в Древней Индии?
а) хлопчатник и сахарный тростник б) чай в) какао
8. Что изобрели в Древнем Китае?
а) бумагу б) цифры в) шахматы
9. Предводитель персов, великий полководец древнего мира:
а) Хаммурапи б) Кир в) Крез
10. Где протекает река Янцзы?
а) в Китае б) в Индии в) в Междуречье
11. Кто учил в Древней Индии, что главное – личное достоинство человека, а не его происхождение?
а) Конфуций б) Брахма в) Будда
12. Письменность в Древнем Двуречье?
а) линейное письмо б) иероглифы в) клинопись
13. Что изобрели финикийцы?
а) прозрачное стекло б) компас в) бумагу
14. Столица Ассирийской державы, которую называли «логовищем львов» и «городом крови»?
а) Ниневия б) Персеполь в) Вавилон
15. Дайте определение следующим терминам:
таран – каста - колония – буддизм -
16. Соотнесите страну и правителей:
а) Хеопс 1. Египет
б) Циньшихуанди 2. Персия
в) Дарий 3. Индия
г) Ашока 4. Китай
Ключи к тесту:
1-в; 2-в; 3-б; 4-а; 5-б; 6-в; 7-а; 8-а; 9-б; 10-а; 11-в; 12-в; 13-а; 14-а; 16. А-1; б-4; в-2; г-3.
Контрольная работа № 3
по теме «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ»
- Где находится Греция?
а) в южной части Балканского полуострова
б) в западной части Азии
в) в Восточной части Африки
2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?
а) рабов; б) оливковое масло; в) хлеб
3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?
а) Гомер; б) Гесиод; в) Эсхил
4. Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?
а) Цербер; б) Минотавр; в) Горгона Медуза
5. Агора, Керамик, Акрополь – это:
а) знаменитые памятники в Афинах;
б) это районы Афин;
в) это памятники в Спарте
6. Приведите в соответствие:
Определение | Понятие |
1.глиняные сосуды с двумя ручками для хранения вина и масла | а) триеры |
2.греческие боевые корабли | б) архонты |
3.государственные рабы в Спарте | в) амфоры |
4.выборные правители в Афинах во времена Солона | г) илоты |
7. Что называется полисом?
а) город-государство в Древней Греции
б) город в Древней Греции
в) название органа управления городом
8. Кто в Афинском полисе платил налог за право жить в нем?
а) рабы; б) граждане Афин; в) купцы-переселенцы
9. Найдите лишнее.
Солон многое изменил в управлении Афинами:
а) заложил основы демократии
б) ввел новый порядок избрания судей
в) ликвидировал должность архонта
г) создал Народное собрание
10. Олимпийские игры проходили:
а) раз в 4 года; б) раз в 10 лет; в) каждый год
11. Что произошло в 490 г. до н.э.?
а) Марафонская битва; б) взятие греками Трои; в) распад державы А. Македонского
12. На этой круглой или полукруглой площадке выступали актеры и хор:
а) палестра; б) скене; в) орхестра
13. Высшее должностное лицо в Афинах:
а) первый стратег; б) архонт; в) царь
14. Какая страна не вошла в состав державы А. Македонского:
а) Греция; б) Персия; в) Египет; г) Индия
15. Место спортивных состязаний по пятиборью в Олимпии:
а) стадион; б) ипподром; в) орхестра
16. Дайте определение слову «демократия»
17. Перечислите греческих богов (не менее 7)
Тест № 4
Обобщающее повторение по теме: « Древний Рим»
Часть 1
При выполнении заданий А 1 – А 28 этой части задания выберите один правильный ответ из четырёх предложенных и запишите его в листок с ответами. |
А 1. Италия располагается на:
А) полуострове Индостан
Б) Балканском полуострове
В) Апеннинском полуострове
Г) Аравийском полуострове
А 2. Какое событие произошло в 395 г. н.э. в Римской империи ?
А) империя была разделена на Западную и Восточную
Б) изгнан последний Римский император
В) восстание под предводительством Спартака
Г) нашествие германцев на Рим
А 3. Годом основания Рима считается:
А) 753 г. до н.э.
Б) 550 г. до н.э.
В) 320 г до н.э.
Г) 215 г до н.э.
А 4. Должностное лицо, ежегодно избираемое из числа плебеев, назывались:
А) преторианцами
Б) народный трибун
В) консул
Г) сенатор
А 5. Какое животное, согласно легенде, вскормила двух царских детей своим молоком?
А) корова
Б) медведица
В) коза
Г) волчица
А 6. Земледельцы, бравшие землю для обработки на несколько лет, назывались:
А) колоны
Б) « рабы с хижинами»
В) плантаторы
Г) арендаторами
А 7. Потомки древнейших жителей Рима назывались:
А) плебеи
Б) патриции
В) трибуны
Г) преторианцы
А 8. Римский полководец, германец по происхождению, сумевший разбить войска Алариха.
А) Сципион
Б) Красс
В) Помпей
Г) Стилихон
А 9. В каком году в Риме была установлена республика?
А) 753 г. до н.э.
Б) 630 г. до н.э.
В) 509 г. до н.э.
Г) 390 г. до н.э.
А 10. Какую реку перешёл Цезарь в 49 г. до н.э.?
А) Рубикон
Б) По
В) Евфрат
Г) Нил
А 11. Кого римляне называли лучшим из императоров?
А) Нерона
Б) Константина
В) Траяна
Г) Гонория
А 12. В каком городе родился Иисус Христос?
А) Назарет
Б) Вифлеем
В) Иерусалим
Г) Кумран
А 13. В каком году столицей Римской империи стал город Константинополь?
А) 95 г.
Б) 114 г.
В) 205 г.
Г) 330 г.
А 14. Как звали последнего царя Рима, который был изгнан из города за свою жестокость?
А) Тарквиний
Б) Пирр
В) Гонорий
Г) Нерон
А 15. « Право вето» в переводе с латинского означает:
А) Разрешаю!
Б) Запрещаю!
В) Не согласен!
Г) Принимаю как должное!
А 16. Головной убор, знак царской власти – это…
А) корона
Б) диадема
В) венок
Г) тиара
А 17. При каком императоре в Риме возникло страшное бедствие: пожар, охвативший большую часть города?
А) Траян
Б) Константин
В) Нерон
Г) Октавиан
А 18. Когда заговорщиками был убит Цезарь?
А) 15 марта 44 г. до н.э.
Б) 21 мая 44 г. до н.э.
В) 12 сентября 45 г. до н.э.
Г) 14 декабря 45 г. до н.э.
А 19. Крупнейшее в древности восстание рабов произошло в Италии в:
А) 98 – 93 г. до н.э.
Б) 91 – 86 г. до н.э.
В) 85 – 82 г. до н.э.
Г) 74 – 71 г. до н.э.
А 20. Согласно легенде, Рим спасли
А) собаки
Б) гуси
В) корова
Г) индюки
А 21. В каком году прекратило своё существование Западная Римская империя?
А) 476 г. н.э.
Б) 505 г. н.э.
В) 612 г. н.э.
Г) 649 г. н.э.
А 22. Какое из перечисленных ниже сооружений не было в Риме?
А) Колизей
Б) Пантеон
В) Парфенон
Г) Триумфальная арка
А 23. Какой римский полководец в течение нескольких дней потерял три римских легиона?
А) Вар
Б) Сципион
В) Стилихон
Г) Лукулл
А 24. Годы правления Октавиана Августа
А) 49 – 44 г. до н.э.
Б) 30 г до н.э. – 14 г. н.э.
В) 98 – 117 г. н.э.
Г) 306 – 337 г. н.э.
А 25. При каком императоре произошли перемены в положении христиан?
А) Константине
Б) Траяне
В) Нероне
Г) Октавиане
А 26. Особенностью римской армии в 1 в. н.э. было то, что:
А) она была наёмной
Б) набиралась из малоимущих граждан
В) состояла только из добровольцев
Г) имелась конница
А 27. Какому римскому императору принадлежат слова: « Пришёл, увидел, победил!», « Жребий брошен»?
А) Марку Антонию
Б) Октавиану Августу
В) Гаю Юлию Цезарю
Г) Траяну
А 28. Какая женщина сыграла большую роль в жизни Марка Антония
А) Нифертити
Б) Клеопатра
В) Анксунамон
Г) Рея Сильвия
Часть 2.
В задания В1 – В 5 требуется ответ в виде одного – двух слов, последовательности букв или цифр. |
В 1. Установите в хронологической последовательности события, начиная с самого раннего.
А) установление республики в Риме
Б) принятие закона братьев Гракхов
В) возникновение Рима
Г) нашествие галлов
Ответ:
В 2. Чем занимались рабы в Риме? Выберите 2 из 4 ответов.
А) работали в имениях
Б) работали на рудниках
В) собирали налоги
Г) участвовали в военных походах
Ответ:
В 3. Установите соответствие между именами знаменитых римлян и их деятельностью. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
1 | Октавиан Август | А | Автор земельного закона |
2 | Тиберий Гракх | Б | Сенатор, организовавший убийство Цезаря |
3 | Арминий | В | Римский поэт |
4 | Брут | Г | Внучатый племянник Цезаря |
Д | Германский вождь |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
В 4. О ком идёт речь?
« Проезжая однажды по Италии, он был поражён тем, что нигде не было видно свободных землевладельцев: кругом одни рабы. Понимая, что такое огромное скопление рабов опасно, предложил принять земельный закон…»
Ответ:
В 5. Соотнесите термин и его значение
1 | Триумф | А | Повелитель. Главнокомандующий |
2 | Преторианцы | Б | Посланец |
3 | Апостол | В | Торжественный въезд в город полководца – победителя |
4 | Император | Г | Помощник |
Д | Личная охрана Цезаря |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 |
В 6. Запишите одним словом: Матфей, Лука, Иоанн, Пётр – это…..
Ответ: ______________________________________________________________________________
В 7. Установите соответствие между названием памятника римской архитектуры и его описанием. Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.
1 | Пантеон | А | Сооружение в честь победы над врагом |
2 | Триумфальная арка | Б | « храм всех богов» |
3 | Большой цирк | В | Амфитеатр, вмещающий 50 тысяч зрителей |
4 | Колизей | Г | Арена в Риме, где происходили конные бега |
Д | Бани |
Часть 3
В данной группе заданий С1 – С3 вы должны подробно ответить на вопрос задания. Оно выполняется на специальном бланке. |
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.
« В это самое время в Италии вспыхнуло восстание, самое крупное за историю этого государства. Предводитель уговорил около 70 своих товарищей пойти на риск ради свободы, указывая им, что это лучше, чем рисковать своей жизнью на арене. Напав на стражу, они вырвались на свободу и бежали из города. Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, они направились к горе. Отсюда, приняв в состав шайки многих беглых рабов и кое-кого из- сельских свободных рабочих, предводитель начал делать набеги на ближайшие окрестности….Очень скоро к ним сбежалось очень много рабов, и численность восставших выросла до 70 000 человек.»
С 1. О каком событии идёт речь? Когда оно произошло?
С 2. Кто возглавлял это восстание? Откуда он был родом?
С 3. Каков итог этого восстания? Приведите не менее двух положений.
Ответы:
по теме: « Древний Рим»
А1 | В | А10 | А | А 19 | Г |
А2 | А | А11 | В | А 20 | Б |
А3 | А | А12 | Б | А 21 | А |
А4 | Б | А13 | Г | А 22 | В |
А5 | Г | А14 | А | А 23 | А |
А6 | А | А15 | Б | А 24 | Б |
А7 | Б | А 16 | Б | А 25 | А |
А8 | Г | А 17 | В | А 26 | А |
А9 | В | А 18 | А | А 27 | В |
А 28- Б
В 1 | ВАГБ |
В 2 | АБ |
В 3 | ГАДБ |
В 4 | Тиберий Гракх |
В 5 | ВДБА |
В 6 | Апостолы |
В 7 | БАГВ |
С 1 | Восстание Спартака. 74 – 71 г. до н.э. |
С 2 | Спартак. Фракии. |
С 3 | 1. Восстание было проиграно рабами.2. Казнь 300 рабов.3. Гибель Спартака. |
Бланк ответов:
Работа учащегося _____ класса
_______________________________ школы
Фамилия, имя ______________________________________________________________________________________________________
А 1 | А 10 | А 19 | А 28 | ||||
А 2 | А 11 | А 20 | |||||
А 3 | А 12 | А 21 | |||||
А 4 | А 13 | А 22 | |||||
А 5 | А 14 | А 23 | |||||
А 6 | А 15 | А 24 | |||||
А 7 | А 16 | А 25 | |||||
А 8 | А 17 | А 26 | |||||
А 9 | А 18 | А 27 |
В 1 | |
В 2 | |
В 3 | |
В 4 | |
В 5 | |
В 6 | |
В 7 |
№5
Итоговая контрольная работа
1 вариант.
Часть А.
А1. Первое домашнее животное, прирученное человеком:
А) корова Б) лошадь В) собака
А2.Что называется религией? А) вера человека в сверхъестественные существа Б) наука о сотворении мира В) наука о появлении человека
А3. Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием? Как?
А) скотоводство Б) охота В) обработка металлов
А4. Что символизировала двойная корона египетских фараонов? А) объединение Южного и Северного царств Б) союз богов неба и земли В) царство мертвых и царство живых
А5. Когда на Земле появились первые люди? А) около 2 млн. лет назад Б) около 10 млн. лет назад В) около 100 тыс. млн. лет назад
А6. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами? А) амулет Б) саркофаг В) мумии
А 7. Что обозначает понятие «Классы»? А) это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую
Б) это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют В) это люди, которые недовольны фараоном
А8. Вавилонский царь, при котором были записаны первые законы:
А) Хаммурапи Б) Соломон В) Гильгамеш
А 9. Кто первый совершил плавание вокруг Африки? А) египтяне Б) израильтяне В) финикийцы
А 10. Где находится Индия? А) на Балканском полуострове Б) на полуострове Индостан В) на Аппенинском полуострове
А 12. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии? А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион
А 12.Когда произошло восстание рабов под предводительством Спартака? А) в 509 г. до н. э. Б) в 74-71 г.дон. э. В) в 313 г. н. э.
А 13. Кого римляне называли «варварами»? А) племена, не знающие латинского или греческого языка Б) жестоких императоров В) всех, кто проживал вне города Рима
А 14. Кто управлял родовой общиной? А) цари Б) жрецы В) старейшины
А 15. Где зародилось конфуцианство? Чем знаменита эта страна?
А 16. Столица Персидского царства: А) Вавилон Б) Иерусалим В) Персеполь
А 17. Древний народ, 40 лет бродивший по Синайской пустыне:
А) филистимляне Б) финикийцы В) евреи
А 18. Служители богов в Древнем Египте А) фараоны Б) жрецы В) вельможи
А 19. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир? А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия
А 20. Как назывался совет знати в Афинах? А) ареопаг Б) демос В) полис
А 21. Что вывозили торговцы из Греции в другие страны? А) рабов Б) оливковое масло В) хлеб
А 22. Чем занимались спартанцы? А) ремеслом Б) военным делом В) земледелием
А 23. Что означает греческое слово демократия? А) «власть народа» Б) «власть знати» В) «власть тирана»
А 24. Административный орган власти в Риме? А) сенат Б) форум В) Пантеон
А 25. Кто в республиканском Риме имел право накладывать «вето» (запрет) на решение сената?
А) консулы Б) императоры В) народные трибуны
Часть В.
В 1. Останки первого человека были найдены в ____________________
В 2. Основание Рима относится к ____________ г. до. н.э.
В 3. В 490 г. до н.э. состоялась ____________________________ битва.
В 4. Укажите имя царя и страну, имевшего огромную глиняную библиотеку____________________________
В 5. Назовите автора поэм «Илиада» и «Одиссея»_____________________________________________
В 6. Кто произнес эти слова? По какому поводу?
А. «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти ».
Б. «Если ты присудишь яблоко мне, я помогу совершить тебе великие подвиги и прославиться !»
В 7. Что означают эти слова? 1) Плебеи , 2) Рубило , 3) Ликторы, 4) Республика, 5) Орхестра 6) Палестра
7) Варны 8) Император
В 8. Первые письменные законы в истории древнего мира. Где появились? Как? Когда? Кто их написал?
Часть С.
Индивидуальная работа. Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь».
«...В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трёх клетках... Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота... И вот теперь он мертв! ... Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель».
— Что давал огонь первобытным людям?
— Как они его сохраняли?
— Почему потеря огня считалась несчастьем?
2 вариант. Часть А.
А1.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
А) гарпун Б) лук В) рубило
А2.Кто управлял родовой общиной? А) цари Б) жрецы В) старейшины
А3. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами? А) демократия Б) диктатура В) республика
А4. Выберите причину появления религии: А) неумение человеком объяснить явления природы Б) боязнь человека перед стихией природы В) желание человека отличаться от животных
А5. Где находится Египет? А) в северо-восточной части Африки Б) в центральной Азии В) в центральной Африке
А6. Из чего древние египтяне изготавливали материал для письма?
А) из шкур животных Б) из пальмовых листьев В) из тростника
А7. Как называется река, протекающая по территории Египта?А) Нил Б) Тигр В) Ефрат
А8. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
А) обогащали фараонов и вельмож Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы
А9. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор: А) Междуречье Б) Египет В) Финикия
А10. Что обозначает понятие «колония»?
А) поселения финикийцев в других странах Б) свободная территория В) город-порт
А11. В какой стране стали впервые производить сахар? А) в Китае Б) в Индии В) в Ассирии
А 12. Какими морями омывается территория Греции? А) Ионическим и Эгейским морями Б) Красным и Желтым морями В) Балтийским и Северным морями
А 13. Что называется полисом? А) город-государство в Древней Греции Б) город в Древней Греции В) название органа управления городом
А 14. С правления какого императора Римское государство стали называть империей? А) Октавиана Августа Б) Цезаря В) Нерона
А. 15. Кто, согласно легенде, был первым царем Рима? А) Рем Б) Ромул В) Нумитор
А 16. В годы своего правления Цезарь: А) наделил участками земли несколько тысяч солдат-ветеранов; Б) раздал жреческие должности простым гражданам;
В) отстроил разрушенные Коринф и Карфаген; Г) отменил привилегии сенаторов.
А 17. Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели: А) установить царскую власть; Б) установить империю; В) восстановить республику; Г) утвердить демократию.
А 18. В честь военных побед полководцев в Риме возводились: А) акведуки Б) термы В) колонны Г) триумфальные арки.
А 19. Народный трибун, выступивший в защиту земледельцев Италии? А) Тиберий Гракх Б) Катон В) Сципион
А 20. Кто такие колоны? А) рабы Б) воины В) земледельцы
А 21. Как называется правление, не ограниченное ни другой властью, ни законами?
А) демократия Б) диктатура В) республика
А 22. С правления какого императора Римское государство стало называться империей?
А) Антоний Б) Помпей В) Тарквиний
А 23. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир? А) Израиль Б) Ассирия В) Финикия
А 24. Кто впервые описал жизнь египтян? А) Геродот Б) Хаммурапи В) Крез
Часть В.
В1. Укажите расположение Греции. Греция находится на ___________________________ полуострове, омывается океанами __________, климат там_________ и т.д.
В2. Реформы солона в Афинах произошли в _________________________ г. до н.э. В чем суть реформ?
В 3. В 480 г. до н.э. произошла ____________________________ битва. В ней одержали победу_____
В 4. Сбор в пользу государства чем-либо называется__________________________________________
В 5. Египет омывается ____________________ и Красным морями. Климат там_______. Реки там_______
В 6. Кто произнес эти слова? По какому поводу? А. «Я хочу быть таким императором, каким сам бы пожелал себе, если бы был подданным».
Б. «Жребий брошен!»
В 7. Что означают эти слова? 1) Патриции , 2) Народные трибуны , 3) Ликторы, 4) Сенат, 5) Император 6) Амфитеатр 7) Ветераны 8) Преторианцы
В 8. Первые письменные законы в истории древнего мира. Где появились? Как? Когда? Кто их написал?
Часть С.
Книга Мертвых (вера в загробную жизнь)
«Слава тебе, бог великий, владыка обогодной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью вдень отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал... Я не делал зла. Не делал я того, что для богов мерзость... Не уменьшал хлебов в храмах, не убавлял пищи богов. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей... Я чист, я чист, я чист, я чист...»
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.— С. 47.
— Кого в Древнем Египте считали добрым и хорошим человеком? — Где человек произносил подобную клятву?
— Для чего нужна была эта клятва?
Ответы:
Итоговая контрольная работа
А1 | а | А10 | б | А 19 | Б |
А2 | А | А11 | а | А 20 | А |
А3 | А | А12 | Б | А 21 | Б |
А4 | А | А13 | А | А 22 | Б |
А5 | А | А14 | в | А 23 | А |
А6 | в | А15 | Китай | А 24 | А |
А7 | б | А 16 | в | А 25 | в |
А8 | а | А 17 | А | ||
А9 | в | А 18 | В | ||
В 1 | Восточная Африка | ||||
В 2 | 753 год до н.э. | ||||
В 3 | Марафонская битва | ||||
В 4 | Ассирия | ||||
В 5 | Гомер | ||||
В 6 | А) Цезарь, Б) Афина | ||||
В 7 | Хаммурапи |
С 1 | Огонь согревал, защищал от хищников, для приготовления пищи |
С 2 | Следили, чтобы огонь не погас, постоянно добавляя дрова |
С 3 | гибель |
Корректировка календарно-тематического планирования
№ | Название темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...