Статья "Военный плакат"
статья по истории (11 класс) по теме

Олейник Ольга Владимировна

Статья по теме Плакаты времен Великой Отечественной войны была подготовлена для участия в конкурсе экскурсоводов школьных музеев СПб

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа  № 362

Московского административного района

Исследовательская работа по истории России.

Советский военный  плакат Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

(Экспонаты школьного музея «Сыны Отечества» рассказывают…)

Авторы: учитель истории Олейник О.В., ученица 11 а класса Шайбулатова Наталья

В нашей школе № 362 Московского района есть музей  «Сыны Отечества». Готовясь к конкурсу  юных экскурсоводов школьных музеев по экспозиции, посвящённой военному плакату, мы собрали много материала, посвященного военной печати Великой         Отечественной войны 1941-1945гг.

В контексте изучения истории Родины, в т.ч. таких знаменательных событий как победа СССР в Великой Отечественной войне изучение плакатов как исторического источника представляется достаточно актуальным. Военные плакаты кроме своей художественной ценности, имеют историческую значимость. Известно, какое сильное воздействие оказывал плакат на солдат, жителей городов и сел. Они являются, своего рода, летописью войны, так как многие плакаты выходили одновременно со сводками Информбюро.

На сегодняшний день тема «Плакаты Великой Отечественной войны как исторический источник» остается мало изученной. Основными источниками по данной теме являются сами плакаты, а также мемуары, воспоминания, письма художников, поэтов и современников.

Установить точное количество выпущенных  плакатов в годы войны невозможно, так как многие плакаты в связи с эвакуацией редакций и издательств не сохранились.

2. «Плакаты Великой Отечественной войны как исторический источник».

«Вставай страна огромная, вставай на смертный бой...» Эти слова прозвучали, как набат, с первых дней Великой Отечественной. От мала до велика, поднялся наш народ на битву с врагом. Ленинградские художники тоже записались в ополчение, но они были отозваны. Им было сказано: «Ваше оружие – искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу  нашему делу».

Художники  встали рядом с бойцами фронта и тыла. С них спрашивали так же, как с любого бойца. Им говорили «Товарищи, на вас возложено фронтовое задание, и вы должны его выполнить. Вы творите большое патриотическое дело, делаете агитационные бомбы». И они смотрели нам свой труд как на оружие, которым можно эффективно драться с врагом. Они понимали, что плакатом надо насытить  страну. Работали много изо дня в день, сюжеты не приходилось придумывать - жизнь постоянно давала их на каждом шагу.

Ленинградские художники считали это своей священной обязанностью. Преодолевая исключительные трудности блокадного существования, они испытывали потребность донести до зрителя большие волнующие их чувства и мысли. Никогда, ни до войны, ни после войны, не было в Ленинграде подобного взлёта искусства. В осаждённом городе требовалось искусство быстрого, короткого воздействия. И работа над плакатом стала для художников кровной внутренней потребностью.

Летом 1942 года секретарь В.А. Серов, докладывая в Москве о художественной жизни в блокированном городе, говорил: «Работы много, работу надо сделать спешно. Скажем, заказ фронта. Завтра надо сделать работу, и непременно завтра. Начинается бомбёжка. Художники никуда не прячутся. Художники работают в эти чёрные ночи бомбёжек с коптилкой, голодные, в жутком холоде. И, тем не менее, работают. Работают гораздо больше, чем они работали раньше. Потому что знают, что -  то, что они делают, является нужным, необходимым делом».

Основная задача перед плакатистами, агитаторами, была ясна и проста: нужно защищать свой город, свой народ, биться насмерть с врагом, поддерживать уверенность в нашей конечной победе, в моральном превосходстве над врагом; нужно непрерывно контратаковать вражескую пропаганду, раздувающую легенду о непобедимости гитлеровцев, нужно вести яростное наступление на трусов,  болтунов, паникёров…

Наряду с радио, военные плакаты являлись средством пропаганды, позволявшим обращаться сразу к огромному числу советских бойцов, ведь, в то далекое время не было не только телевидения, но и пресса и радио еще только развивались и набирали общественный вес.

В годы войны плакаты выходили как в центральных издательствах (в Москве и Ленинграде), так и в других крупных городах СССР миллионными тиражами и были одним из важнейших средств массовой пропаганды. Они  являлись и самым доступным для людей видом изобразительного искусства. Проходя мимо плаката, солдаты и простые граждане получали наглядное доказательство того, что страна проводит мобилизацию своих сил, что все подчинено главному делу - разгрому агрессора.

Уже вечером 22 июня 1941 г. Кукрыниксами   был создан эскиз  одного из первых плакатов Великой Отечественной войны  - «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». В первоначальном варианте плаката штык красноармейца должен был пронзать руку Гитлера, что скорее выглядело как предупреждение, поэтому 24 июня данный плакат появился на улицах Москвы, а также был напечатан в газете «Правда»  с несколько иным сюжетом. Теперь штык красноармейца вонзался прямо в голову фюрера, что отвечало конечной цели Советского Союза в отношении Германии. В этом плакате Кукрыниксам  удалось сочетать как героический, так и сатирический образы. Плакат был напечатан в издательстве «Искусство» тиражом 200 000 экземпляров, позднее не раз переиздавался  в Советском Союзе, Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах. Этот плакат был проникнут глубокой верой в победу и моральное превосходство советских людей над противником. Эти листы мгновенно заполнили все пространство на улицах, в помещениях школ, заводов и  фабрик. Народ замер в преддверии огромной борьбы в напряженном, на несколько лет растянувшемся ожидании Победы.

В эти страшные и тяжелые годы плакаты выходили регулярно и имели свою особенную для военного времени специфику. Нужно было средствами изобразительного искусства четко и ясно, предельно эмоционально и очень оперативно выразить суть агитационного замысла.

Плакаты в своих изображениях обращались непосредственно к человеку, будь то фронтовик или труженик тыла. Многие плакаты несли определенную символику героического и героико-драматического содержания, образ, требующий лаконичной художественной формы. Так, в первые дни войны вышел знаменитый плакат   Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет!». Этот плакат был, как и ленинградский плакат   В. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», тиражирован, может быть, больше всех печатных изданий данного жанра.

Мало того, лучшие плакаты были выполнены в виде брандмауэров гигантских размеров и производили очень сильное, волнующее впечатление на горожан и  вызывали возмущение зверствами, творимыми варварами на оккупированной земле. Они были призваны донести до солдат, уходящих на фронт, правду о страданиях советских людей, оказавшихся под вражеской оккупацией, правду о гибели тысяч невинных женщин, детей, стариков.  Люди отходили от листа, стиснув  зубы и сжав кулаки. Больно было смотреть на молодую мать, прижавшую к груди своего ребёнка, которым угрожал озверелый гитлеровец.  

Плакат шел рядом со временем и, следовательно, как мы уже теперь говорим, писал историю.  

Важную роль в военные годы играли плакаты «Окон ТАСС» (Телеграфное агентство Советского Союза, центральный информационный  орган советского государства в 1925 - 1991 гг.) и «Боевого Карандаша».  Этот самый оперативный вид политического плаката получил широкое распространение и пользовался большой популярностью.

«Окна ТАСС»  регулярно выходили на протяжении всей войны и отражали в сатирической и патриотической форме наиболее значимые, актуальные события, происходившие на фронте, в тылу или на международной арене. По силе эмоционального воздействия на зрителей - а ими в первую очередь были бойцы действующей армии, работники оборонных предприятий, жители Москвы, Ленинграда, и других городов - плакатам тассовцев не было равных. Уникальный синтетический жанр, совместивший в себе изобразительное искусство и искусство слова, он в полной мере соответствовал своему предназначению — зажигать людские сердца, вызывать в душе человека самые лучшие чувства, настраивать солдат на борьбу с захватчиками. «Окна ТАСС» стали наиболее ярким воплощением этого жанра.

  Такие плакаты обычно экспонировались в витринах магазинов, учреждений, в помещениях клубов. Характер этих плакатов был повествовательный, сопровождался острыми, часто стихотворными текстами. В создании текстового сопровождения плакатов принимали участие известнейшие поэты и прозаики: Н. Асеев, Д. Бедный, А. Безыменский, А. Жаров, М. Исаковский, В.И. Лебедев-Кумач, С.Я. Маршак, А. Прокофьев, А. Сурков, И. Уткин. Часто использовались стихи В. Маяковского.

 Люди буквально с нетерпением ждали появления таких листов и толпились вокруг, когда их вывешивали. Плакат как бы помогал пережить трудности времени, тяжелые потери.

К работе над  плакатом  подключились лучшие художественные силы страны:      Виктор Семёнович Иванов (1909-1968), Алексей Алексеевич Кокорекин (1906-1959), Дени (Виктор Николаевич Денисов,1893-1946), В. Корецкий, Моор (Дмитрий Стахевич Орлов (1883-1945),  Кукрыниксы -  Михаил Васильевич Куприянов (1903-1991),Порфирий Никитич Крылов (1902-1990) и Николай Александрович Соколов (1903-?);а также  Л.Голованов, В.Серов, Н.Жуков и еще многие и многие другие.  

Жанр плакатов был самый разнообразный: от официального политического, героического до сатирического, в карикатурной форме высмеивавшего врага и разоблачавшего его человеконенавистническую натуру.

Под карикатурой понимают всякое изображение, где соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Методы Карикатуры могут быть использованы в различных  видах и жанрах  искусства, например в плакате. Важную роль в Карикатуре играет текст, который помогает читателю угадывать скрытый сатирический смысл сцены. Цвет надписи  тоже символичен: «герои»- Рабочий, Красноармеец, Матрос,- писались красной краской, а «враги» -фашисты,- чёрной краской. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945  Карикатура как один из самых массовых видов искусства сыграла важную роль в патриотическом воспитании народа в борьбе с фашистской агрессией.  

Читатель   плаката узнаёт: существует другое мнение, другой взгляд на события, диаметрально противоположный пропагандируемому. И все это происходит абсолютно добровольно, ведь читать никто никого не заставляет. Да, речь о единственном ненасильственном военном средстве, обладавшем необычайным эффектом.

Основной мишенью сатириков был, разумеется, Гитлер, который считался непосредственным олицетворением фашизма. Его высмеивали как военного стратега, как политика и как человека. Особенно едким и беспощадным было перо Кукрыниксов, не случайно они были внесены немецким командованием в особые списки людей, которые подлежали ликвидации сразу после взятия Москвы. Кукрыниксы остроумно обыгрывали термины из немецкого военного лексикона: «взять в клещи», «котел», «линия фронта», строя на этих понятиях занимательные и сатирически-хлесткие сюжеты. Ленинградские «Окна ТАСС» в годы Великой Отечественной войны стали не только одной из самых действенных форм агитационного искусства блокадного города, но и его летописью, сохранившей документальные свидетельства великой беды и великого подвига горожан и его защитников.

Трудно представить себе блокадный Ленинград без плакатов «Окон ТАСС». Они запечатлены на фотографиях и кинохронике тех лет, а главное, в памяти ленинградцев, переживших блокаду.    

Первый плакат появился уже 24 июня 1941 г. руководитель Ленинградского отделения ТАСС И.М. Анцелович, редактор Г.М. Кофман, художники В.С. Слыщенко и Н.Н. Игнатьев сразу же после объявления войны, не сговариваясь, пришли к мысли об издании «Окон», которые продолжили бы традиции «Окон РОСТА» времен гражданской войны. Было найдено место для центрального стенда «Окон» - витрина  Елисеевского магазина на Невском проспекте, которая была закрыта мешками с песком и зашита досками. Вскоре был определен и порядок расположения материалов на стенде. Под заголовком «Окно ТАСС. Ленинград» помещались сводки Информбюро «В последний час», которые менялись ежедневно. Справа и слева располагалось по одному большому плакату, внизу – серия из нескольких листов с короткими стихотворными подписями, и обязательно – фотографии, доставленные корреспондентами ТАСС с разных участков фронта.

После выпуска первого плаката на помощь тассовцам пришли известные художники-карикатуристы В.А. Гальба и Б.Лео, постоянным сотрудникам стал В.М. Григорьев (Гри), свои стихи предложили поэты О.Ф. Бергольц, В.М. Саянов, Б.Н. Тимофеев. Также в «Окна ТАСС» пришла группа молодых художников – выпускников Академии художеств – М. Б. Ваксер, Л.М. Торич, Е.Е. Мелик-Богдасарова, Г.Л. Ашпарян и Н.А. Шапорина.

Плакаты в основном копировались от руки или при помощи трафарета, так как  полиграфическая база  не была налажена.    

«Окна» быстро завоевали популярность. Особенно ленинградцам полюбились две серии плакатов В.С. Слыщенко и Н.Н. Игнатьева на стихи О.Ф. Берггольц о тете Даше. Веселая, толстая, симпатичная тетя Даша ловко хватала щипцами зажигательную бомбу и опускала ее в бочку с песком; без жалости расставалась она с золотыми колечками, отдавая их в фонд обороны:

Ты – кольцо, да я – кольцо,

Вот  и будет ружьецо.

Ты в госбанк, да я в госбанк —

Нанесем рублей на танк.

Военный плакат, решая задачу массовой агитации и пропаганды, развивался в многообразных формах. Наряду с листами обычного формата плакаты издавались и меньших размеров, рассчитанные на пространство кабины танка, самолета, блиндажа, фронтовой землянки, публиковались в газетах и журналах, на обложках книг, почтовых открытках, этикетках спичечных коробок, плакат присутствовал и работал повсюду. Плакат был настолько действенным и опасным для врага изобразительным оружием, что Гитлер  распорядился казнить наших ведущих мастеров плаката, когда его армия возьмет Москву и Ленинград. Он не понимал, что это невозможно, это никогда не могло произойти. Плакат шел рядом с каждым шагом войны, с каждым отвоеванным куском нашей земли, с каждым ратным и трудовым подвигом народа,

Перелом в военных действиях под Москвой и   Сталинградом, героическое сопротивление Ленинграда, битва под Курском - постепенно эти успехи вносили в плакатные изображения более яркие краски, более оптимистичные, победные интонации. По мере освобождения городов от фашистов, плакаты выглядят более нарядными. Их задача - поднимать силу духа, укреплять веру народа в скорую и неизбежную Победу.

Высшие достижения советского плаката в годы войны связаны с произведениями героического жанра, главный герой которых - советский воин, бьющийся с врагом.  

Плакат «Наши силы неисчислимы» В.Б. Корецкого, выполненный в технике фотомонтажа, содержит призыв к созданию народного ополчения. На заднем плане художник поместил изображение памятника «Минин и Пожарский»  И. Мартоса, который олицетворял не только Москву, но и всю страну.

Ленинградские художники также не оставили без внимания эту тему. В.А. Серов в плакате «Наше дело правое – победа будет за нами» передал решимость пожилого бойца-ополченца защищать родной город от приближающегося врага. Образ   воина изображён крупным планом, проникнут подлинной силой и непреклонной волей к победе. Он воспроизвел  обстановку военного времени, изобразив воина, направляющегося на фронт вместе с товарищами, на фоне триумфальных ворот, как символа победы, через арку которых видны дымящиеся трубы ленинградских заводов.

         А.Г. Ситтаро в плакате «Вступайте в ряды народного ополчения» использовал черную и красную краски, добившись этим динамики и лаконичного графического решения.  

Создание образов героических защитников Ленинграда в августе - сентября 1941 г. было первой  серьезной пробой сил для художников-плакатистов. Пафосом борьбы наполнены плакаты А.А. Кокорекина «Грудью на защиту Ленинграда!»;  В. Серова «Защитим город Ленина»; С. Боима «Бей врага, как его били отцы и старшие братья – матросы Октября!».

Героическая оборона Ленинграда нашла отражение в плакатных работах А.Ф. Пахомова, В.Б. Пинчука «Женщины города Ленина! Усилим помощь фронту, поможем Красной Армии громить врага!» и В.А. Серова «Блокада Ленинграда прорвана! Разгромим немецких захватчиков!». Среди плакатов ленинградского цикла 1943 года выделяется лист И.А. Серебряного «Накося выкуси!», темой которого послужило известие о восстановлении железнодорожного сообщения с Ленинградом.

          Если призывно-мобилизующие плакаты   первых месяцев войны решены на основе обобщённых образов то по мере накопления у плакатистов непосредственно фронтовых впечатлений, знания реальной боевой обстановки, монументальность, активная острота композиции начинают в героическом плакате соединяться с реалистической конкретностью образа героя. Мужественное, волевое начало и советском человеке, решительность его действий в схватке с врагом подчёркнуты в героико-патетических, проникнутых небывалой до того психологической экспрессией в плакатах художников А. А. Кокорекина «За Родину!» 1942. Художник изобразил здесь раненого матроса с гранатой в руках. Все силы героя собраны и напряжены до предела, он преисполнен решимости стоять насмерть. Выразительная сила образа обусловлена жизненностью характера матроса, правдой изображения подвига. Изображение вызывает в памяти героев обороны Одессы, Севастополя и воспринимается как собирательный образ; В. С. Иванова «Вперед! На Запад!», 1942,  Н. Н. Жукова «Бей насмерть!», 1942.

Обычно в воинских частях и на переднем крае организовывались выставки графических работ и плакатов «Боевого карандаша». На переднем крае они имели огромное агитационное значение. Бойцы шли в атаку, видя в этих образах своих матерей, жен, сестёр, уводимых в неволю фашистскими извергами. Горящие города, пылающие деревни, концентрационные лагеря, обнесённые колючей проволокой, полные горя и гневам лица советских  людей, исстрадавшихся под фашистской пятой, взывали к мести, разжигали чувство священной         ненависти к врагу.

В 1943-44 годах  в героических плакатах появляются новые темы, определённые коренным переломом в ходе войны. Очищение родной земли от захватчиков.  Мотивы радостной встречи Советской Армии в  освобождённых районах воплотились в плакатах    В. С. Иванова «Ты вернул нам жизнь!»,1943 и многих других.

Бодрый пафос советского солдата-победителя, уверенность   в окончательном разгроме врага, радость победы отразились в большинстве плакатов 1944-45-х  годов. Л.Ф. Голованову в плакате «Дойдем до Берлина!» удалось создать самый запоминающийся образ солдата. Прототипом стал реальный герой – снайпер Голосов, фронтовой портрет которого лег  в основу этого знаменитого листа. В образах Л.Ф. Голованова нет патетической приподнятости, но зато лучше его никто не смог передать живой характер деятельного, смекалистого бойца, с оптимизмом и верой в победу. Отсутствие желания подчеркнуть исключительность героя, интерес к его судьбе приводят художника к показу бытовых моментов жизни армии. Простые чувства, бытовой характер сцен естественно приобретают большую убедительность, чем они достовернее. Поэтому вполне органичным в плакатах художника является его стремление предать плакату характер документальной зарисовки, сохранить живое движение карандаша, реальные масштабные соотношения фигур.

 

Исполненный призывной силы, обращённый к самым широким массам,   плакат в годы войны был действенным средством идейной борьбы с фашизмом, мобилизации народа на  труд и подвиг.

Весной 1944 года ленинградцы приступили к восстановлению родного города, окончательно освобожденного  27 января. В.А. Серов нарисовал плакат «Мы отстояли Ленинград. Мы восстановим его!». Однако наибольшим успехом пользовался лист ленинградского художника И.А. Серебряного «А ну-ка, взяли!..», который является одним из самых удачных плакатов, посвященных восстановлению разрушенных фашистами городов. Плакат был напечатан небольшим тиражом 3000 экземпляров. Сохранилась фотография Невского проспекта 1944 года, на которой у одетого лесами дома стоит щит с огромной копией данного плаката. Девушка с ясным, чуть улыбающимся  лицом приподымает нагруженные кирпичом носилки, ожидая помощи от того, кто смотрит сейчас на плакат. Простотой и действенностью, абсолютной точностью найденного настроения эта работа выделяется среди других плакатов данной тематики.

Приближался Великий день, день нашей Победы. Весь мир ждал, когда взовьется Знамя Мира над поверженным врагом, ненавистным фашизмом. Плакатисты, вдохновленные событиями весны 1945-го, поддерживали своим искусством нашу армию, наш многонациональный героический народ. Победные салюты тех дней стали символом искусства плаката.  

Тема возвращения солдат с войны весной 1945 года нашла отражение в плакатах Н.Н. Ватолиной «Ждем с победой!», О. Буровой «Отстроим на славу!».

Известие о победе и окончании войны стало самым знаменательным событием в истории страны. «Окна ТАСС» № 1233 «Удар в сердце», исполненное художниками Кукрыниксами, подвело итог боевым действиям и продемонстрировало поражение гитлеровской Германии в мае 1945 года. «Красной Армии метла нечисть вымела дотла!» резюмировал В. Дени, напоминая всем свой пророческий плакат зимы 1944 года. Города нашей Родины украсили многочисленные праздничные плакаты, выполненные В.С. Ивановым, В.Б. Корецким, А.А. Кокорекиным, В.С. Климашиным  («Слава воину-победителю!»), Л.Ф. Головановым, Н.М. Кочергиным («Слава победителям!» «Да здравствует свободное советское отечество!»), П.С. Голубя и А.М. Чернова («Слава победителям!»).

В мае 1945 года основной темой плакатов стала возвращение героических воинов домой. «Родина, встречай героев!» прозвучал призывный лозунг с плаката Л.Ф. Голованова. М.А. Нестерова-Берзина («Дождались», Н.Н. Ватолина («Ты храбро воевал с врагом – войди, хозяин в новый дом!»), В.С. Иванов («Они вернули свое счастье!»), Л.Ф. Голованов и другие художники стали летописцами радостных встреч с победителями. Декоративные праздничные плакаты «9 мая – всенародный праздник Победы!», посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне, созданные В. Ливановой, завершили плакатную летопись войны.

Ленинградский Союз художников понес в годы войны большие потери: на фронте и в городе от бомб, снарядов и голода погибло более 100 художников и искусствоведов. Подвиг ленинградских художников – яркий пример патриотической творческой работы художников в годы Великой Отечественной войны.

Нужно сказать, что плакаты того времени печатались не лучшими красками и далеко не на лучшей бумаге. Однако изобразительная сила была столь велика, что и в наши дни они имеют огромную эмоциональную энергетику, большой духовный заряд. Плакат вселял надежду и веру, приближал победу.

В наше время, плакаты военного времени стали раритетами.  Поэтому те плакатные листы, которые сохранились до наших дней, особенно ценны и уникальны. К ним нужно относиться, скажем, прямо, с благоговением.

Из всех видов искусства плакат в годы Великой Отечественной имел самое широкое распространение. В плакате, во всех его разновидностях, нашли отражение основные этапы и сюжеты войны, идеи, чувства, лозунги. Он явился, своего рода, летописью войны.

Народ тяжело переживал военные неудачи и трудности перестройки экономики на военный лад. Перед агитационным искусством встало множество неотложных задач, и, прежде всего, - мобилизация и воодушевление всех сил народа на борьбу с врагом, поддержание в людях веры в победу, разъяснение положения на фронтах.

Многие из первых плакатов Великой Отечественной войны, в центре внимания которых стоял образ человека, были выполнены в технике свободного рисунка.  Рисованные плакаты отличались гораздо большей жизненностью и характерностью типажа, близостью к человеку, чем многие живописные плакаты этого времени.

Однако, несмотря на то, что в первый год войны было много плакатов, в основе образного решения которых лежало символико-аллегорическое обобщение, дальнейшее развитие искусства плаката пошло в ином направлении. Новое, что появилось в плакате 1941 года и что определило основные качества советского политического плаката, - психологизм, стремление выразить основную идею плаката через переживания и самоотверженность простого человека. Начиная с 1942 года, плакаты становятся более живописные и объемные. Авторы уходят от излишней патетики, пафосности.

Тяжелейшее положение на фронте нашло выражение в тематике, образном и эмоциональном строе плаката первого этапа войны.

Преобладал мобилизационный тип плаката, герои которого поднимали народ на защиту Отечества. Их образы получали преимущественно обобщенную, даже символическую трактовку, которая была обусловлена многими причинами: единодушием большинства в стремлении защищать Родину, ощущением себя частичкой огромного целого - народа, страны; недостаточным знанием реалий войны; наконец, патетикой лозунгов и эмоциональностью персонажей, находивших горячий отклик в душе людей.

Лозунг «Все для фронта, все для победы!» определил характер плакатов на тыловые темы; среди них было много специфически военных: светомаскировка, сбор металлолома, соблюдение бдительности.

Отступление советской армии породило тему горькой судьбы советских людей, оставшихся в неволе. Ее главными персонажами были старики, женщины, дети, взывающие о спасении и отмщении. Решение этой темы потребовало психологической глубины образов, использования пейзажа и характерных деталей. Не случайно авторами лучших произведений на эту тему выступили живописцы и графики, пришедшие в плакат с началом войны

Образ фашизма сформировался еще в предвоенное десятилетие. Традиционное символическое изображение отвратительного зверя, чудовища в форме свастики или агрессивного солдата часто встречается и в военном плакате. Однако война конкретизирует характеристики: враг не только агрессор, но и убийца, насильник, его неотделимой принадлежностью становятся окровавленный штык , кровавый след. Вскрывая страшную сущность фашизма, плакат одновременно убивает его оружием сатиры.

Плакат, как и все советское искусство, воспринимал войну как национальную трагедию. Это восприятие определило характер произведений, посвященных защите Москвы, Ленинграда, Кавказа, героизму армии, ополченцев и партизан, тружеников тыла. Художники сумели ярко выразить мироощущение советских людей, и этим обеспечили огромный успех плакатного искусства.

Победа советских войск в 1943 году - под Сталинградом, на Курской дуге, на Кавказе, - решительно изменила ход Отечественной и Мировой войны. Для СССР война из оборонительной стала наступательной и освободительной. И этот перелом сказался на характере агитационного искусства и плаката в первую очередь.

По-прежнему плакат решительно призывает к борьбе, к напряжению всех сил, к окончательному разгрому фашизма. Но в произведениях, посвященных главным сражениям переломного 1943 г. и последующих лет, явно дает себя знать ощущение военного и морального превосходства над врагом: оно проявляется в обилии сатирических плакатов, высмеивающих фашизм и фашистов.

В картинах противостояния теперь уже редко можно встретить численно превосходящего противника, а одной из ведущих становится тема освобождения, сначала - родной земли, затем - Европы.

Тема изгнания врага проникнута одновременно радостью и болью. Страдания мирных жителей, горе женщин, детей, стариков, их ожидание свободы - тема эмоциональных плакатов последних двух периодов войны.

В картинах освобожденной Родины нередко появляются конкретные или условные пейзажи, это новый момент, сближающий плакатное искусство с живописью и станковой графикой. Претерпевают изменения и характеры победителей-предков, воодушевлявших армию в первые годы войны. Теперь они встречают солдат как равных, как победители победителей, как национальных героев, чей подвиг имеет историческое значение. В образе советского солдата ожесточенность уступает место собранности и спокойной уверенности в себе. Эти новые штрихи проявляются не только в героических батальных сценах, но и в изображении каждодневной солдатской жизни, где находят проявление обыкновенные человеческие чувства - жажда, усталость.

Новые сюжеты в 1943 - 1945 гг. были подсказаны важными военными событиями - открытием второго фронта и распадом гитлеровской коалиции. До конца войны враг, даже терпящий поражение, изображался жестоким, хищным и отвратительным. Однако после 1943 года в этом образе намечаются изменения: немецкие солдаты изображаются как жертвы гитлеровской политики агрессии. Это свидетельствует об отсутствии в агитационном искусстве России тотального образа врага-немца. С 1943 года плакатисты все больше и больше концентрировались на персоналиях Гитлера и национал-социалистического руководства. Вклад художников-сатириков в создание образа врага и «уничтожение» противника огромен.

Плакату 1943 - 1945 гг. свойственен пафос утверждения победы, торжества правого дела. Этим пафосом проникнуты праздничные декоративные листы, прославляющие армию, партию, народ, изображающие стяги и ордена, улыбки и радость. Этот пафос рождает и особый тип плаката-портрета воина-победителя. Победа представлялась новой весной человечества.

Лучшие плакаты Великой Отечественной войны были подлинно новаторскими, их нельзя спутать с плакатами времен гражданской войны, не только по содержанию, но и по форме и стилю.

3. Заключение

Военные плакаты сегодня являются, не только ярким и значительным явлением в искусстве XX века, но и  важным историческим источником, передающим современному поколению людей дыхание тех лет, рассказывающим о подвиге многих участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

 Ведь то далекое прошлое - это наше настоящее. День Победы мы никогда не забудем. Наша Победа - это мир. Это наш многострадальный, мудрый и великий Солдат сказал всей Земле - живи!!!

Список использованной литературы

  1. Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. - Дюссельдорф-Бремен, 1994.
  2. Аннинский  Л. «Рус, сдавайся!» //Родина.- Весна.- 1996.-№5.-С.65.
  3. Великая Отечественная война 1941-1945.  Иллюстрированная энциклопедия. Военная печать, листовки, плакаты.  - М.: «Олма – ПРЕСС Образование», 2005, С. 118-123.
  4. Великая Отечественная война 1941-1945.Энциклопедия. Плакат. - М., «Советская энциклопедия»,1985, С.562-563.
  5. Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты – фронту. М.: «Искусство», 1985.
  6. Денисовский Н.Ф. Окна ТАСС. М.: Плакат, 1977.  
  7. Иванов В.С. Как создается плакат. М.: Плакат, 1980.  
  8. Иванов Н. Да скроется тьма! //Юный художник. - 2004.-№6.- С.3-5.
  9. История советского искусства. Живопись,скульптура,графика.-т.2.- М.,1968
  10. Карикатура: БСЭ: В 11т.-  М.: «Советская энциклопедия», 1973, С.426-427.
  11. Кирхнер К. Военные листовки. //Родина.-  1996.-№5.-С.62-64.
  12.  Корецкий В.Б. Заметки плакатиста. М.: Советский художник», 1958.  
  13.  Корецкий В.Б. Товарищ плакат. Опыт, размышления. М.: Плакат, 1981.  
  14. Ленинградские «Окна ТАСС» 1941-1945 гг. Каталог. Составители Селиванова И.В., Школьный Н.Н. Спб., 1998
  15. Москва в плакате. Книга 2. М.: «Контакат-Культура», 2002.  
  16. Никифоровская И.В. Художники осаждённого города. - Л.,1985.
  17. Плакаты – фронту и тылу. 1941-1945. Составитель Сырцова Ю.Б. Каталог.  – 1990.
  18. Плакаты войны и победы. 1941-1945.  М.: «Контакт-Культура», 2005.
  19. Савостюк О. Плакат приближал Победу // Юный художник. - 2005.-№4.- С.26-27.
  20. Суздалев П.К. Советское искусство в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы.- М.,1963
  21. Ткачёв А.П., Ткачёв С.П. Они сражались за Родину // Юный художник. - 2005.-№4.- С.1-5.
  22. Художники города - фронта. Воспоминания и дневники ленинградских художников.- Л. «Художник РСФСР», 1973.
  23. Энциклопедический словарь юного художника.- М.,1983, с.277-278
  24. Энциклопедия для детей. Искусство, т.7.- М., «Аванта», 1999, с.627-628


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный плакат "Синквейн"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Интерактивные плакаты по русскому языку

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Интерактивный плакат "Лексика"

Данная работа представляет собой интерактивный плакат  для изучения раздела "Лексика"...

Интерактивный плакат "Сферы употребления русской лексики"

Интерактивный плакат необходим:1.Информация, представленная на нем, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в каждом классе....

Плакаты для интерактивной доски

Разработка -плакаты  для интерактивной доски- хорошая помощь учителю для закрепления пройденного материала.Оборудование: интерактивная доска StarBoard HITACHI, проектор.В данном архиве 3 плаката ...

электронный плакат-презентация по теме " Достопримечательности Лондона"

Использование  на уроках информационных компьютерных технологий повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путем развития внутренней мотивации. А позитивная мотивация - это клю...

электронный плакат-презентация по теме " The East End"

Материал презентации предназначен для использования на уроках английского языка в 10-11 классах, в рамках изучения темы "Лондон". Красочные слайды, видеофрагменты и тексты сделают урок по этой теме бо...