"Королевство Франков"
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Конспект урока по истории Средних веков, по учебнику Агибаловой, Донского, для учащихся 6 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korolevstvo_frankov.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по истории на тему: «Королевство Франков».
Автор:
Чупин Игорь Игоревич, учитель истории МБОУ гимназии г. Узловая тульской области.
Описание материала:
Конспект-урока по истории на тему «Королевство Франков», будет полезен всем учителям истории, работающим в 6-х классах по учебникам Е.В. Агибаловой Г.В. Донского. Данный материал представляет собой урок изучения нового материала. Конспект урока составлен в соответствии с ФКГС по истории, призван помочь ученикам в освоении предмета.
Цель:
Изучение франкского королевства.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать представление учащихся об образовании франкского государства, его функциях и его разложении.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предмету, любознательность.
Развивающие:
Формирование умения работы с текстом учебника, иллюсрацией, картой.
Демонстрационный материал:
Карта «Образование империи Карла Великого».
Методические приёмы:
Рассказ, эвристическая беседа, чтение учебника, рассматривание иллюстраций, анализ, подведение итогов.
Ход урока:
Урок начинается с проверки домашнего задания. Учитель организует фронтальный опрос по вопросам:
- Назовите основные занятия германцев в IV-V вв.
- Почему родовая община сменилась соседской?
Как у германцев появилось неравенство и в чем оно проявлялось?
- Когда и как началось Великое переселение народов?
- Покажите на карте территории, где расселились и образовали свои государства германцы в V-VI вв.
После окончания опроса следует рассказ учителя:
Сегодня мы с вами познакомимся с франками – германским народом.
Тема нашего урока – «Королевство франков»
Мы будем работать по следующему плану (план предварительно, вместе с темой, записан на доске):
- Франки расширяют территорию.
- Образование государства франков.
- Формирование королевской власти.
- Пункт:
Вниз по течению Рейна жили германские племена франков. В конце V века среди франкских вождей выдвигается некий Хлодвиг из рода Меровея (на доске делается запись - Хлодвиг). Следовательно, всех его потомков называли Меровингами.
Франки стремились завоевать Галлию, так как их привлекали ее плодородные равнины. (все называемые Географические объекты учитель показывает по карте).
Давайте откроем Атлас, карту №2 «Франкское государство в V – начале IX в». Откройте эту карту и сравните территории первоначальных владений франков с территориями к концу правления Хлодвига.
Какой мы с вами можем сделать вывод изучив карту №2? (территория Франков увеличивается. В основном за счёт военных захватов).
- Пункт:
Так, постепенно с расширением территории, возникло государство франков. Вспомните почему в древности возникали государства? (росли города, торговля, людям необходимо было обороняться от врагов).
Около 500 года (делается запись на доске) возникло государство франков. С помощью государства знатные франки управляли завоеванной страной, держали в подчинении рабов, колонов, рядовых свободных франков, покоренное галло-римское население.
Старые органы племенного управления не могли справиться с новыми задачами, так как народное собрание как орган племенного управления начинает отмирать. Оно уже и не могло собираться после расселения франков по всей завоеванной Галлии. Знатные франки теперь должны были создать органы принуждения, которые обеспечивали бы охрану порядка, деятельность суда и сбор налогов.
- Пункт:
Теперь давайте посмотрим, как изменилась жизнь франков с появлением государства.
Откройте учебники на стр. 20 и прочтите текст документа. После того как учащиеся прочли текст учитель задаёт вопросы:
- Какой старинный обычай нарушил Хлодвиг, потребовав себе чашу?
- Почему дружина поддержала Хлодвига?
- Что объясняет и доказывает случай с драгоценной чашей?
Учитель подводит учащихся к выводу: власть военного вождя переходит в королевскую власть. Случай с драгоценной чашей показывает, что Хлодвиг, пользуясь поддержкой дружины, мог без суда убить своего подданного - рядового воина.
Давайте с вами теперь прочтём пункт 2 параграфа 2.
После чтения учитель задаёт вопрос:
- Какие черты характера Хлодвига обнаружились в его действиях? (во
время завоевания Галлии проявилась смелость и решительность Хлодвига, а в эпизоде с чашей и расправе с соперниками-родственниками - его злопамятность, коварство, жестокость, лицемерие, лживость.
Учитель характеризует отличие государственного управления в начале VI века от племенного управления. Признаки власти вождя называют учащиеся. Признаки королевской власти отмечает сам учитель. На доске заполняется таблица.
Власть военного вождя | Власть короля |
| 1.Основана на принуждении |
| 2.Наследственная |
| 3.Распространяется на жителей всей страны |
Далее учащиеся знакомятся со статьями из сборника франкских законов «Салическая Правда» (учебник, стр 22), рассматривают иллюстрацию - страницу из этого сборника (рукопись на латинском языке) (с. 20). Учитель привлекает учащихся к чтению статей из сборника франкских законов.
Учащиеся выясняют, что законы защищали повышенным штрафом жизнь и собственность знатных франков и тех римских землевладельцев, которые были приближены к королю. Это означало одно: люди не были равны перед законом. Введение писаных законов способствовало укреплению единого порядка на территории всей Галлии.
Закрепление материала.
В конце урока учитель совместно с учащимися составляет схему (учитель – на доске, учащиеся – в тетрадях).
Схема обязательно должна включать в себя следующие элементы:
- Франки во главе с Хлодвигом;
- Завоевание Галлии;
- Возникновение франкской знати;
До завоевания Галлии | После завоевания Галлии |
Народное собрание | Народное собрание перестало собираться |
Военные вожди | Власть короля |
Ополчение, дружина | Дружина короля – главная военная сила |
Суд по древним обычаям | Суд на основе законов |
Домашнее задание: параграф 2 (пункты 1-5), ответить на вопросы в конце стр.28.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII веках
Форма лучшего усвоения материала - это самостоятельная работа. Как сконструировать урок, чтобы ярко прослеживалась мотивация, предложенные задания вырабатывали бы важнейшие умения и были интересными и...
Королевство франков и христианская церковь в VI (6) – VIII (8) веках
Конспект урока 6 класс - ИСТОРИЯ...
Королевство франков
6 класс...
Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"
Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике и...
тест Королевство франков и христианская церковь в 6-8 веках
тест Королевство франков и христианская церковь в 6-8 веках...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв. (урок изучения нового материала)
На уроке изучается тема: "Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв." Используется работа с исторической картой и историческими источниками, также использована супер физкультминутка с са...