Конспект урока. Индустральная революция: достижения и проблемы.
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме
Крнспект урока по истории Нового времени 8 класс. Урок может выступать в качестве интегрированного, т.к. в нём даются примеры из материала по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
industrialnaya_revolyutsiya._dostizheniya_i_problemy.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Елена Андреевна
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных
предметов №32» г. Саранск
Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы (урок 2)
Цели:
- Рассмотреть основные черты индустриального общества (классического капитализма); объяснить причины и последствия экономических кризисов перепроизводства; выяснить что такое монополистический капитализм, рассмотреть формы слияния предприятий;
- Привить умение использовать межпредметные связи; доказывать свою точку зрения и участвовать в дискуссии;
- Слушать товарищей и анализировать их сообщения; решать проблемы
Вид урока: урок-лекция
План:
- Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.
- Экономический кризис — регулятор стихийного рынка.
- Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий.
Основные понятия: конкуренция, капитализм свободной конкуренции, монополия, картель, синдикат, трест, концерн, империализм.
Ход урока
- Орг. момент. Сообщение целей урока
- Изучение нового материала
- Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма.
В первой половине XIX века начинается эпоха свободного фабрично-заводского капитализма, или капитализма свободной конкуренции.
Капитализм свободной конкуренции – общественный строй, основанный на неограниченной конкуренции в экономической сфере.
Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.
Первая половина XIX века – период свободной конкуренции.
Т.е. конкурентная борьба в этот период была неограниченна.
2. Экономический кризис — регулятор стихийного рынка.
- Ребята, вспомните, что мы изучали на последнем уроке обществознания? (Рыночную экономику)
- Вспомните три главных закона экономики. (Закон спроса, закон предложения и закон равновесной цены)
- Давайте изобразим их графически
Кривая предложения: Кривая спроса Равновесная цена
- Скажите, как повлияли технические открытия на производство товаров? (технические открытия позволили увеличить производство товаров)
- Способны ли были покупатели приобрести все предложенные товары? (нет, оставались излишки)
- Правильно, т.о. произошёл первый в мире кризис перепроизводства. Произошёл он в Англии в 1825 году. Тогда частично были затронуты и экономики других стран: США и Франции. К тому же этот кризис коснулся не одной, а сразу нескольких отраслей промышленности. Через 30 с небольшим лет разразился настоящий экономический и финансовый кризис, которому было присвоено звание "первого мирового".
Итак, все предприятия стремились к получению наивысшей прибыли и увеличивали производство товаров, что и приводило к экономическим кризисам.
3. Монополистический капитализм (империализм). Формы слияния предприятий. Чтобы выжить предприятия должны были перебрасывать капиталы в отрасли, где сохранялся спрос.
- Что происходило с предприятиями, которые не смогли сориентироваться? (разорялись)
- Такие кризисы выступили в качестве сита, которое просеивало неспособные перестроится на новый лад предприятия. А перестроится, внедрить новую технику могли только крупные предприятия, имеющие достаточно средств. Появление крупных корпораций явилось следствием технической революции.
- Ребята, вспомните, какие существуют три главных вопроса экономики? (Что производить, как производить и для кого производить)
- В этот период господствовали идеи о недопустимом вмешательстве государства в частную собственность, регулированием производства товаров и их сбыта стали заниматься крупные предприниматели. Промышленники стали сговариваться между собой о ценах, рынках сбыта, чтобы избежать острой конкуренции. И к 1870-1880 гг. производственная сфера завоевывается монополиями.
Монополия – объединение капиталистов, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках производство или продажу и имеющее целью установление господства в тех или иных отраслях хозяйства и получение максимальной прибыли.
- Сложились различные формы монополистических объединений. Откройте стр.20 и заполните таблицу.
Формы слияния предприятий
Наименование | Характеристика |
Картель | объединение, при котором сохраняется производственная и коммерческая самостоятельность предприятий, но определяются единые цены и делятся рынки сбыта |
Синдикат | объединение, занимающееся совместным сбытом продукции |
Трест | полное объединение предприятий, утрата коммерческой и производственной самостоятельности |
Концерн | объединение трестов или предприятий, зависящих от какой-либо монополистической группы |
Т.о. складывается монополистический капитализм (империализм).
Империализм – особая стадия в развитии капитализма, при которой он стремится распространить свое господство во всех областях жизни общества.
- Выпишите себе признаки империализма – стр. 20
- Сочетание свободной конкуренции и монополии
- Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии
- Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров
- Экономический раздел мира на сферы влияния
- Установление тесной связи финансовой олигархии с правительством
- Закрепление изученного материала:
- Какие новые черты появились в развитии капиталистического производства в Европе?
- Что такое капиталистическая монополия?
- Какую роль сыграло обострение конкурентной борьбы в образовании монополий?
- Какие формы слияния предприятий вы знаете?
- Почему капитализм свободной конкуренции в конце XIX века перерастает в капитализм монополистический?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Февральская революция в России"
Конспект урока "Февральская революция в России" по учебнику -История Отечества,11 класс...
Индустриальная революция : достижения и проблемы
Самостоятельная работа по новой истории для 8 класса...
История 8 класс Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)
Дата: 08.09Класс: 8Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. (урок 1)Цели:1. Познакомить учащихся с важнейшими техническими изобретениями и научными открытия...
8 класс. История. Тема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)
Дата: 10.09.2015Класс: 8а, 8бТема: Индустриальная революция: достижения и проблемы. Эпоха свободного фабрично-заводского капитализма (урок 2)Цели:- Рассмотреть основные черты индустриального общ...
Индустриальная революция: достижения и проблемы
Материал к уроку...
Индустриальная революция: достижения и проблемы, часть 2
Индустриальная революция: достижения и проблемы...