Конспект урока "Февральская революция в России"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме
Конспект урока "Февральская революция в России" по учебнику -История Отечества,11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 г в России» 11 класс
по учебнику «История России XX – начало XXI века»
Учитель истории МОУ Уральская СОШ Лялина Татьяна Митрофановна
Тема «Февральская революция 1917 г в России»
Цель:
- выяснить причины падения монархии; факторы, повлиявшие на февральские события в 1917 году; значение падения монархии .
- определить закономерности падения самодержавия в России.
Задачи:
- развивать коммуникативные способности учащихся, осваивать навыки самостоятельной работы с историческим документом и учебником.
- формирование собственной позиции учащихся по изучаемой теме.
Оборудование: презентация «Февральская революция», альбом с иллюстрациями по теме.
Технологии: работа в группах, проблемное обучение.
Ход урока .
Тема нашего урока « Февральская революция» (слайд №1)
Эпиграф «Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь.»
Лермонтов М.Ю.
Какое предсказание сделал поэт? (слайд №2)
Проблемный вопрос (слайд№3)
- «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
- « Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?
I. Причины революции. (Работа в группах)
Ребята, вспомните и назовите те проблемы, которые существовали в российском обществе к началу 1917 года. сформулируйте причины февральской революции, используя данные учебника и свои знания, анализируя документы, приведите факты и аргументы. Время работы 7 минут.
Представители групп называют по одной причине. Записываем в тетрадь:
- слабость самодержавной власти (распутинщина, недовольство самодержавной властью);
- продовольственный кризис (очереди за хлебом в Петербурге);
- продолжение войны (усталость от войны);
- бездействие правительства;
- революционные настроения в армии ( лозунг большевиков- добивайтесь поражения своего правительства в войне, братание);
- усиление национальных противоречий на окраинах России(черносотенцы, еврейские погромы);
- нерешенный вопрос о земле (малоземелье, вопрос о земле не решила ни одна дума);
- тяжелое положение рабочих;
- неудачи в Первой мировой войне ( кампания 1916 года);
Подведем итог (слайд№4)
Эти причины возникли не в 1917 и не в 1916. Почему же именно в это время происходит революция?
Воюющая на два фронта, Германия была заинтересована в выходе из войны России, и поэтому финансово поддерживала те российские силы, которые выступали за выход России из войны, а точнее — большевиков.
Германское командование помогло Ленину срочно в апреле 1917 года вернуться через оккупированную немцами Прибалтику в Петроград.
На основании этого впоследствии либеральное Временное правительство обвинило Ульянова (Ленина) в шпионаже в пользу Германии и издало приказ о его аресте. Вывод:
1. К чему привели экономические трудности -рост недовольства
2. Чем были вызваны эти трудности -затяжной войной
3. Кто мог решить эти проблемы -император
Сформулируем окончательный вывод по первому вопросу: «Основной причиной революции стал рост недовольства народа по причине экономических трудностей, вызванных войной. Монархия в этой ситуации доказала своё бессилие».
II Задачи революции. (Работа в группах)
Исходя из причин революции, определите задачи революции .(5 минут) Каждая группа называет по одной задаче.
- Решение аграрного вопроса, наделение крестьян землей, ликвидация помещичьего землевладения.
- Урегулирование отношений между буржуазией и пролетариатом, улучшение положения рабочих.
- Свержение самодержавия и установление республики.
- Расширение прав и свобод национальностей, проживающих на территории Российской империи, предоставление прав на самоопределение вплоть до отделения.
- Прекращение войны и заключение мира.
- Ликвидация экономической разрухи.
Подведем итог (слайд №5)
III Характер революции.
Как определяется характер революции? (по задачам и движущим силам)
Определите характер революции (буржуазно-демократический)
IV Ход революции. (Работа в группах)
Ваша задача, просмотрев презентацию и используя материал учебника назвать основные события развития революции в хронологическом порядке. Во время просмотра и рассказа начните составлять таблицу: Дата событие результат(слайды №6-9)(10 минут).
Назовите основные события февраля 1917 года (по ходу выступления групп заполняется таблица (слайд№10-11)
18 февраля - забастовка на Путиловском заводе, Петроград, закрытие предприятия.
23 февраля - антивоенная демонстрация.
25 февраля - всеобщая политическая стачка. Лозунги: «Хлеба!», «Долой царя!», «Конец войне!»
Николай II из ставки в Могилеве требует прекратить беспорядки в столице. Но остановить беспорядки не удаётся. Ситуация выходит из-под контроля.
Вечером 26 февраля царским указом распущена Государственная дума.С фронта снимаются войска.
V Дискуссия о возможности сохранения монархии в России и о дальнейшем пути развития России (5 мин.)(слайд№13).
Согласны ли вы, с высказываем Н.А. Бердяева, свой ответ аргументируйте (слайд №14).
“Разложение императорской России началось давно. Ко времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся. Война докончила процесс разложения. Нельзя даже сказать, что февральская революция свергла монархию в России, монархия в России пала сама, ее никто не защищал, она не имела сторонников”.
Можно ли было спасти монархию? (дискуссия о возможном развитии России)
Что несёт с собой революция? (зло и насилие, или очищение и перспективу нового развития)
Ответ на проблемные вопросы:
«Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и Отечество». Большинство народа считало императора помазанником Божьим, посредником между Богом и ними. В феврале же 1917 года царя заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло?»
« Почему в феврале 1917 года так быстро было свергнуто самодержавие”?
VI Домашнее задание (слайд №15).
Закончить заполнять таблицу «Ход революции» Записать итоги и значение революции. Размышление: «Альтернативные пути развития революционной ситуации февраля 1917 года»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Февральская революция в России
Презентация расскрывает основные события Февральской революции 1917 года в России: причины, основные участники, состав нового правительства и его первые шаги. Особенности революции - двоевластие. Може...
Закономерна ли буржуазно-демократическая революция в России 1905-1907 гг.
Урок-бумеранг относится к нетрадиционным формам проведения уроков....
урок истории в 11 классе "Первая революция в России"
конспект урока...
Октябрьская революция в России
Презентация к уроку истории России в 9 классе....
Конспект урока по истории России "Неолитическая революция" (10 класс)
Конспект урока по истории России "Неолитическая революция" (10 класс)...
Конспект урока по истории России для 9 класса на тему "Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы".
• Выяснять причины Февральской революции, ход и движущие силы; определять сущность двоевластия; провести сравнительный анализ двух форм власти после революции; спрогнозир...
Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года"
Конспект урока по истории России в 11 классе "Начало революции 1917 года". Соответствует ФГОС...